Решение по делу № 33-2696/2025 от 10.02.2025

Дербентский городской суд РД

судья Галимов М.И.

Дело № 2-3263/2024

УИД: 05RS0012-01-2024-003846-53

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2025 года, № 33-2696/2025, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.,

судей Магомедова М.Р. и Минтемировой З.А.,

при секретаре судебного заседания Эскендеровой З.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц РФ к Администрации городского округа «город Дербент» и Муниципальному унитарному предприятию "Дербентские очистные сооружения" Администрации городского округа "город Дербент", обязать Администрацию городского округа «город Дербент» и МУП "Дербентские очистные сооружения" обеспечить показатели эффективности программных мероприятий по строительству канализационных очистных сооружений «Северные», предусмотренных, решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 24.04.2019 г. № 6-3 об утверждении муниципальной программой городского округа г. Дербент «Комплексное территориальное развитие Дербента» и надлежащее функционирование канализационных очистных сооружений путем нормативной очистки не менее 25 000 куб.м. загрязненных сточных вод в сутки

по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Дербент на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 12 декабря 2024 г.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан       Загирова Н.В., доводы представителя Администрации ГО г. Дербент -      ФИО4 и представителя МКУ Управление капитального строительства ГО г. Дербент –ФИО5, просивших удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения представителя Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры - ФИО6, полагавшей, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Дербентский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «город Дербент» и Муниципальному унитарному предприятию "Дербентские очистные сооружения" городского округа "город Дербент".

Заявитель в обоснование иска указал, что Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности Администрации городского округа «город Дербент» и МУП «Дербентские очистные сооружения» выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, при организации водоотведения и эксплуатации очистных сооружений канализации г. Дербент.

Проблема отсутствия канализационных очистных сооружений на территории г. Дербент существует на протяжении более 20 лет.

Загрязненные сточные воды с территории города без надлежащей очистки сбрасываются напрямую в Каспийское море.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МУП «Дербентские очистные сооружения» является администрация городского округа «город Дербент».

Полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по организации в границах городского округа водоотведения, отнесены к компетенции администрации городского округа «город Дербент», являющийся учредителем гарантирующей организации в сфере водоотведения.

Постановлением администрации городского округа «город Дербент» от 12.07.2022 № 361 создано МУП «Дербентские очистные сооружения», к основным видам деятельности которого по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц отнесены сбор и обработка сточных вод.

В целях решения вопросов очистки сточных вод и прекращения катастрофического загрязнения морской среды в рамках государственных программ Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» Республики Дагестан, «Комплексное территориальное развитие муниципального образования «городской округ «город Дербент», утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 309, Правительства РД от 11.04.2019 г. № 78 соответственно, и муниципальной программы городского округа г. Дербент «Комплексное территориальное развитие г. Дербента», утвержденной решением Собрания депутатов городского округа город Дербенте от 24.04.2019 г. № 6-3, на основании муниципальных контрактов:

- от 24.03.2008 № 1/08 (стоимость 103 643 200 рублей, 180 933 694 рублей), по которому обязательства вместо 31.12.2008 исполнены лишь в 2021 году;

- от 30.08.2021 № ЭА-21/002 (стоимость 222 800 289 рублей);

- от 14.04.2022 № ОК-22/006 (стоимость 200 749 325 рублей).

Спроектированы и построены канализационные очистные сооружения «Северные» в г. Дербент.

Заказчиком работ по контрактам с 11.03.2019 являлось МКУ «Управление капитального строительства городского округа «город Дербент» (до 03.11.2017 – МБУ «УЖКХ» городского округа г. Дербент», до 11.03.2019 – ГАУ РД «Республиканский центр по сейсмической безопасности»), а подрядчиком – ООО «ПОН».

Таким образом, строительство очистных сооружений осуществлялось на протяжении 15 лет, общий объем финансовых средств, затраченных на их строительство на условиях софинансирования из федерального, регионального и местного бюджетов, составил свыше 700 миллионов рублей.

Построенные очистные сооружения в соответствии с разработанной проектной документацией включает в себя напорный коллектор, канализационно-насосную станцию «Загородная» и 3 основные группы оборудования для поэтапной очистки сточных вод:

1.    механической очистки от грубых примесей (здание решеток, песколовки, обводной коллектор).

2.     биологической очистки (оборудование аэротенков № 1,2, воздуходувная станция, насос возвратного ила, кам. К2, К5, К5а, вторичные отстойники, здание обезвоживания и насосная);

3.    обеззараживания очищенных сточных вод (здание электролизной и контактные резервуары № 1 и 2).

Также проектной документацией на строительство объекта «Строительство очистных сооружений канализации в г. Дербенте, разработанной в 2008 г. в ОАО «СК Гипрокоммунводоканал» и откорректированной в 2021 г. ООО «ВКО», предусмотрено строительство глубоководного выпуска очищенных сточных вод в Каспийское море.

МКУ «Управление капитального строительства» городского округа «Город Дербент» на очистные сооружения получены заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о соответствии объекта строительства проектной документации от 31.03.2023 № 0230/27-2023 и разрешение Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» на ввод объекта в эксплуатацию № 05-42-006-2023 от 31.03.2023.

На глубоководный выпуск получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2022 № 05-42-017-2022 и заключение от 26.12.2022 г.       № 02-30/142-2022 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

Распоряжением администрации городского округа «город Дербент» от 04.10.2023 № 147-р МУП «Дербентские очистные сооружения» в хозяйственное ведение передан имущественный комплекс очистных сооружений, включающий в себя: песколовки с круговым движением сточных вод ДУ 6м., аэротенки 36х60 производительностью 25 000 куб.м. в сутки, насосная воздуходувная станция производительностью 25 000 куб.м. в сутки, вторичные отстойники d 18м. (4шт.) производительностью 25 000 куб.м. в сутки, электролизная – расчетная мощность по эквиваленту хлора (рабочая) 125 кг. и (резервная) 155 кг, станция бытовых вод и техводоснабжения производительностью 200 куб.м. в сутки, илоуплотнители производительностью 2 500 куб.м. в сутки, контактные резервуары производительностью 25 000 куб.м. в сутки, камеры, лотки, инженерные коммуникации, трансформаторные подстанции 2 шт., цех механического обезвоживания осадков с объемом обрабатываемого осадка 40 тонн в сутки, скважина технологического водлснабжения, здание решеток с 2-мя агрегатами механической очистки 135 кв.м., глубоководный выпуск очищенных сточных вод 1 220 м.

Распоряжением Главы администрации городского округа «город Дербент» от 11.10.2022 № 153-р в хозяйственное ведение МУП «Дербентские очистные сооружения» передано имущество.

На основании плана мероприятий по запуску и эксплуатации канализационных очистных сооружений, утвержденного Главой городского округа «город Дербент» ФИО7, начиная с ноября 2023 г., по февраль 2024 г. планировалось обеспечить устойчивую работу всего комплекса сооружений канализационных очистных сооружений.

Установлено, что построенные и введенные в эксплуатацию очистные сооружения фактически не обеспечили достижение значимого природоохранного эффекта, результативности целевых программных мероприятий в виде надлежащей очистки загрязненных сточных вод г. Дербента, сбрасываемых в Каспийское море.

Результатами надзорного сопровождения мероприятий по строительству очистных сооружений канализации г. Дербент, выездных обследований установлено, что их ввод в эксплуатацию носит формальный характер и обусловлено необходимостью оправдания многомиллионных расходов бюджетных средств на их затянувшееся строительство в течение 15 лет.

Как показали результаты обследования очистных сооружений, проведенных 29.01.2024, 09.04.2024, 19.07.2024, канализационные сточные воды на очистные сооружения, либо вовсе не поступают, либо поступают до оборудования по механической очистке сточных вод от грубых примесей, в течение непродолжительного времени в незначительных объемах с последующим возникновением неисправностей напорного коллектора, обеспечивающего транспортировку сточных вод с канализационно-насосной станции «Загородная» на комплекс очистных сооружений.

Из трех групп оборудования, для очистки сточных вод, предусмотренных проектными решениями, полностью не функционируют два:

-по биологической очистке (оборудование аэротенков № 1,2, воздуходувная станция, насос возвратного ила, кам. К2, К5, К5а, вторичные отстойники, здание обезвоживания и насосная);

-по обеззараживанию очищенных сточных вод (здание электролизной и контактные резервуары № 1 и 2).

На протяжении свыше полтора года, с даты подписания документов о введении очистных сооружений в эксплуатацию по настоящее время, загрязненные сточные воды г. Дербента очистке не подвергаются.

Приложениями № 1 к государственной программе Республики Дагестан «Комплексное территориальное развитие муниципального образования «городского округа «город Дербент», утвержденной постановлением Правительства РД от 11.04.2019 № 78 (в редакции постановления Правительства РД от 10.07.2023 № 268), и муниципальной программы городского округа г. Дербент «Комплексное территориальное развитие г. Дербента», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа г. Дербент от 24.04.2019 № 6-3, определены перечни индикаторов программ (показателей эффективности мероприятий), согласно которым в 2023 году реконструированные очистные сооружения в г. Дербенте должны обеспечивать нормативную очистку не менее 25 000 куб.м. сточных вод в сутки. Исполнителем программы определена администрация городского округа «город Дербент».

В целях запуска канализационных очистных сооружений «Северные» распоряжением главы городского округа «город Дербент» № 122-р от 02.08.2023 эксплуатирующая организация МУП «Дербентские очистные сооружения» и технический заказчик строительства МКУ «Управление капитального строительства» уполномочены на проведение оценки технической готовности инженерных сооружений, входящих в комплекс очистных сооружений канализации г. Дербент.

В нарушение указанных требований закона в настоящее время индикатор эффективности программных мероприятий по строительству очистных сооружений не достигнут, план мероприятий по запуску и эксплуатации канализационных очистных сооружений, утвержденный главой городского округа «город Дербент» ФИО7 и министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО8, в части обеспечения устойчивой работы всего комплекса сооружений канализационных очистных сооружений в соответствии с проектными показателями (проектной мощностью) необоснованно перенесены на неопределенный срок.

Вследствие ненадлежащего исполнения администрацией городского округа «город Дербент» обязанностей по организации надлежащего водоотведения, реализации программных мероприятий по строительству очистных сооружений и обеспечению их надлежащего функционирования, продолжается сброс загрязненных канализационных сточных вод с территории г. Дербент в Каспийское море.

Проведенной, с привлечением Северо-Кавказского межрегионального Управления Росприроднадзора, филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Республике Дагестан и Северо-Кавказского территориального управления Росрыболовства, проверкой установлены превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых в Каспийское море канализационных сточных водах в районе канализационной насосной станции «Загородная» в г. Дербент через сети водоотведения, принадлежащие администрации городского округа «город Дербент» и переданные на праве хозяйственного ведения МУП «Дербент 2.0», определенной на основании администрации городского округа «город Дербент» от 24.01.2019 № 15 гарантирующей организацией.

Так, обследованием побережья в апреле-мае 2024 г. Каспийского моря в районе канализационной насосной станции «Загородная» в г. Дербент установлено 4 факта сброса МУП «Дербент 2.0» канализационных сточных вод без очистки, с превышениями предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в Каспийское море в г. Дербенте по адресам:

- ул. Х. Тагиева в районе школы-интернат № 2 в месте с географическими координатами 42.078886, 48.298838. Суммарная величина вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, причиненного в результате сброса сточных вод в море, составила 85 813 658,6 рублей (водному объекту; водным биологическим ресурсам – 46 038 604,65 рублей).

- ул. Строительная в месте с географическими координатами 42.066789, 48.304483. Суммарная величина вреда водным биологическим ресурсами среде их обитания, причиненного в результате сброса сточных вод в море, составила 32 353 584,9 рублей (водному объекту – 14 606 993 рублей, водным биологическим ресурсам - 17 746 591,9 рублей).

- ул. Строительная в месте с географическими координатами 42.064156, 48.306542. Суммарная величина вреда водным биологическим ресурсами среде их обитания, причиненного в результате сброса сточных вод в море, составила 36 967 868 рублей (водному объекту – 15 884 642 рублей, водным биологическим ресурсам - 17 746 591,9 рублей).

- в районе д. 1 по ул. Ленина в месте с географическими координатами 42.060370, 48.308311. Суммарная величина вреда водным биологическим ресурсами среде их обитания, причиненного в результате сброса сточных вод в море, составила 177 035 435 рублей (водному объекту – 78 162 043 рублей, водным биологическим ресурсам – 98 873 931,84 рублей).

По всем фактам сброса загрязненных сточных вод в Каспийское море с причинением ущерба водному объекту, водным биологическим ресурсам на общую сумму свыше 330 миллионов рублей в ОМВД России по г. Дербент направлено 4 материала проверки для решения вопроса об уголовном преследовании по ч.1 ст. 252 УК РФ. Постановлением указанного органа от 31.05.2024 по всем фактам возбуждено и расследуется уголовное дело.

По факту ненадлежащего функционирования канализационных очистных сооружений «Северные», Главе городского округа «город Дербент» и директору МУП «Дербентские очистные сооружения» 02.08.2023 внесены представления, по результатам рассмотрения которых нарушения закона не устранены.

Кроме того, организацией, ответственной за надлежащее функционирование очистных сооружений, - МУП «Дербентские очистные сооружения» в течение 1,5 лет со дня ввода очистных сооружений в эксплуатацию не приняты меры по получению необходимой разрешительной документации на сброс сточных вод в Каспийское море, что явилось основанием для направления природоохранным прокурором искового заявления в суд. Решением Дербентского городского суда от 15.07.2024 на указанную организацию возложена обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы, заключению договора водопользования, получения комплексного экологического разрешения, включающего в том числе утверждение нормативов допустимых сбросов в Каспийское море.

На исполнении находится решение Дербентского городского суда от 07.06.2024 о возложении обязанности на администрацию городского округа «город Дербент» организовать надлежащее водоотведение с территории муниципального образования.

В целях предотвращения попадания загрязнения сточных вод с территории г. Дербент в Каспийское море и надлежащей их очистки, повышения качества жизни граждан путем модернизации социальной и инженерной инфраструктур, создания условий для развития внутреннего и въездного туризма в городском округе «город Дербент» в рамках программных мероприятий построены и введены в эксплуатацию канализационные очистные сооружения «Северные», которые фактически не отвечают основным целям и задачам их строительства – обеспечения нормативной очистки загрязненных сточных вод с территории г. Дербент.

Продолжением сброса загрязненных сточных вод в Каспийском море при наличии очистных сооружений, на строительство которых затрачено из бюджетных средств свыше 700 миллионов рублей, создан риск загрязнения морской среды опасными веществами и микроорганизмами, ухудшения естественных природных свойств Каспийского моря как экологической системы.

Просит суд исковые требования удовлетворить и обязать Администрацию городского округа «город Дербент» и МУП "Дербентские очистные сооружения" обеспечить показатели эффективности программных мероприятий по строительству канализационных очистных сооружений «Северные», предусмотренных, решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 24.04.2019 № 6-3 об утверждении муниципальной программой городского округа г. Дербент «Комплексное территориальное развитие Дербента» и надлежащее функционирование канализационных очистных сооружений путем нормативной очистки не менее 25 000 куб.м. загрязненных сточных вод в сутки; установить срок добровольного исполнения решения суда в течение 1 года с даты вступления в законную силу.

Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 12 декабря 2024 г. постановлено:

«Иск Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц РФ к Администрации городского округа «город Дербент» и Муниципальному унитарному предприятию "Дербентские очистные сооружения" Администрации ГО «город Дербент», удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа "город Дербент" и МУП "Дербентские очистные сооружения" Администрации ГО «город Дербент» обеспечить показатели эффективности программных мероприятий по строительству канализационных очистных сооружений «Северные», предусмотренные Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 24.04.2019 года № 6-3, об утверждении муниципальной программы ГО г. Дербент «Комплексное территориальное развитие Дербента» и надлежащее функционирование канализационных очистных сооружений путем нормативной очистки не менее 25 000 куб. м. загрязненных сточных вод в сутки.

Установить срок добровольного исполнения решения суда для Администрации городского округа «город Дербент» и Муниципального унитарного предприятия «Дербентские очистные сооружения» 1 (один) год с момента вступления решения суда в законную силу».

На данное решение представителя Администрации ГО г. Дербент подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по изложенным в ней основаниям.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоотведения.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Из материалов дела следует, что заместителем прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой 09.04.2024 проведен осмотр очистных сооружений г. Дербент, а также анализ хода реализации плана мероприятий по запуску и эксплуатации канализационных очистных сооружений «Северные» городского округа «город Дербент», что подтверждается справкой от 09.04.2024.

Согласно Устава муниципального образования «город Дербент», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 01.02.2016 № 24-1, к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации в границах городского округа водоотведения (п.6).

Постановлением администрации городского округа «город Дербент» от 12.07.2022 № 361 создано МУП «Дербентские очистные сооружения», к основным видам деятельности которого по сведениям ЕГРЮЛ отнесены сбор и обработка сточных вод.

Из государственного контракта № 1/08 от 24 марта 2008 г. усматривается, что МУП «УКС администрации г. Дербент» и ООО НПО «Плодоовощналадка» заключили контракт на строительство очистных сооружений канализации г. Дербент.

Из муниципального контракта от 30.08.2021 № ЭА-21/002 (стоимость 222 800 289 рублей); и муниципального контракта от 14.04.2022 № ОК-22/006 (стоимость 200 749 325 рублей) усматривается, что они заключены между МКУ «Управление капитального строительства» городского округа «город Дербент» и ООО «ПОН» заключены контракты, согласно которым спроектированы и построены канализационные очистные сооружения «Северные» в г. Дербент.

МКУ «Управление капитального строительства» городского округа «Город Дербент» на очистные сооружения получены заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о соответствии объекта строительства проектной документации от 31.03.2023 № 0230/27-2023 и разрешение Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» на ввод объекта в эксплуатацию № 05-42-006-2023 от 31.03.2023.

На глубоководный выпуск получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2022 № 05-42-017-2022 и заключение от 26.12.2022 № 02-30/142-2022 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

администрации городского округа «город Дербент» от 04.10.2023 № 147-р МУП «Дербентские очистные сооружения» в хозяйственное ведение передан имущественный комплекс очистных сооружений, включающий в себя: песколовки с круговым движением сточных вод ДУ 6 м, аэротенки 36х60 производительностью 25 000 куб. м в сутки, насосная воздуходувная станция производительностью 25 000 куб.м. в сутки, вторичные отстойники d 18 м. (4шт.) производительностью 25 000 куб.м. в сутки, электролизная – расчетная мощность по эквиваленту хлора (рабочая) 125 кг и (резервная) 155 кг, станция бытовых вод и техводоснабжения производительностью 200 куб. м. в сутки, илоуплотнители производительностью 2 500 куб. м. в сутки, контактные резервуары производительностью 25 000 куб.м. в сутки, камеры, лотки, инженерные коммуникации, трансформаторные подстанции 2 шт., цех механического обезвоживания осадков с объемом обрабатываемого осадка 40 тонн в сутки, скважина технологического водоснабжения, здание решеток с 2-мя агрегатами механической очистки 135 кв.м., глубоководный выпуск очищенных сточных вод 1 220 м.

Распоряжением главы администрации городского округа «город Дербент» от 11.10.2022 № 153-р в хозяйственное ведение МУП «Дербентские очистные сооружения» передано имущество, которое в момент проверки надзорными органами не функционирует.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, дав им оценку по правилам, изложенным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований. Суд первой инстанции исходил из того, что осуществление мероприятий, направленных на организацию водоотведения, как и создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в силу закона отнесены к компетенции органа местного самоуправления. Однако органом местного самоуправления надлежащих мер к организации водоотведения в г. Дербент не принято.

Судебная коллегия считает правовую позицию суда первой инстанции правильной, отвечающей установленным по делу обстоятельствам и материалам дела, выводы суда, не противоречащими нормам материального права, регулирующим спорные правовые отношения, постановленными в отсутствие существенных нарушений норм процессуального права.

В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод.

Необходимо отметить, что действующее законодательство закрепляет не обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере.

При неорганизации ответчиком новых сетей водоотведения, он обязан содержать в надлежащем состоянии фактически существующие и реально используемые населением. Если для этого ответчику требуется осуществление каких-либо организационно-распорядительных действий, то их совершение является его обязанностью в силу закона и ее невыполнение не может послужить основанием для освобождения его от ответственности за ненадлежащую организацию водоснабжения населения.

Между тем, в ходе проведенной Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в настоящее время загрязненные сточные воды с территории города без надлежащей очистки сбрасываются напрямую в Каспийское море.

В силу положений ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

Согласно ч. 1, 4 ст. 12 Закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Доказательств, опровергающих доводы истца и свидетельствующих о надлежащей организации водоотведения на территории г. Дербент вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.

Судебная коллегия также обращает внимание на то, что развитие централизованных систем водоотведения на территории городского округа г. Дербент возможно, оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения (ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (ст. 40).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об определении срока для исполнения решения суда 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку организация водоотведения в пределах территории муниципального образования в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами относится к социально значимым вопросам.

Доводы указанные в апелляционной жалобе по существу сводятся к переоценке выводов суда об удовлетворении иска, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда по данному делу следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства по нему установлены судом правильно и в необходимом объеме. Выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 12 декабря 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО г. Дербент – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.03.2025 г.

Председательствующий                                                                Н.В. Загиров

Судьи                                                                                         М.Р. Магомедов

З.А. Минтемирова

33-2696/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Дербентская межрайонная природохранная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации
Прокуратура РД
Ответчики
МУП Дербентские очистные сооружения
Администрация городского округа город Дербент
Другие
Управление капитального строительства
Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Дагестан
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
10.02.2025Передача дела судье
28.02.2025Судебное заседание
07.04.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2025Передано в экспедицию
28.02.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее