Судья Лемешко А.С. Дело №2-29/2020
(первая инстанция)
№ 33-2181/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Балацкого Е.В., Радовиля В.Л.,
При секретаре Белановой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 4 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску Министерства обороны РФ к Дудкину Д.А., 3-е лицо Гавриленко Г.А., Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Дудкину Д.А., в котором, уточнив свои требования, просило:
- истребовать из незаконного владения ответчика в федеральную собственность земельный участок № № площадью 1000 кв.м., расположенный в <адрес>;
- признать недействительным государственный акт на право собственности на спорный земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП военный городок №К-1 (единый имущественный комплекс) был передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ был подписан акт приема-передачи имущества.
При оформлении правоустанавливающих документов на военный городок №К-1, выяснилось, что земельный участок, принадлежащий ответчику, фактически является частью земельного участка военного городка.
Истец также указал, что до передачи военного городка №К-1 в федеральную собственность, им на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года (значится в Приложении №2 к Соглашению), пользовалась Российская Федерация.
При этом, инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в Приложении №2 к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года №555-р, завершена не была.
В соответствии с положениями ст. 77 Земельного кодекса Украины и ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок относится к землям обороны и не мог быть передан первоначальному собственнику органом местного самоуправления.
Истец считал, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности в нарушение положений законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 4 февраля 2020 года (с учетом определения суда об исправлении описки от 10 июля 2020 года) в удовлетворении иска Министерству обороны РФ отказано.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска.
По мнению апеллянта, при разрешении спора, суд первой инстанции необоснованно не учел, что земельный участок на момент его передачи первоначальному собственнику, являлся частью земельного участка военного городка №К-1 и фактически использовался Черноморским флотом Российской Федерации на основании межправительственных соглашений. Качинский поселковый Совет не имел права распоряжаться землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации.
Апеллянт считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям особой категории, которые не могут находиться в собственности физических лиц, входе рассмотрения дела нашел свое подтверждение. По его мнению, данное обстоятельство подтверждается заключением специалиста внесудебного землеустроительного исследования от 15 августа 2019 года №196-08/19, выполненного в рамках рассмотрения другого гражданского дела по аналогичному спору.
В тоже время апеллянт считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал ему в назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы с целью установления значимых по спору обстоятельств.
Кроме того, апеллянт указывает, что границы и площадь земельного участка военного городка №К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в Техническом деле №129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ, действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, действующий по доверенности, в судебном заседании просил отменить решение суда первой инстанции.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6 ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года №202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникающих прав, содержит ст. 6.1 Закона Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Из материалов дела следует, что на основании вступившего в законную силу решения Хозяйственного суда города Севастополя по делу № 5020-12/2011 от 24 июня 2008 года, постановления Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 4 августа 2008 года, решения Качинского поселкового Совета №747 от 19 августа 2008 года, 21 августа 2008 года между Качинским поселковым Советом Нахимовского района города Севастополя (арендодатель) и ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого в аренду на срок десять лет передан земельный участок, общей площадью 2,0436 га, расположенный в г. Севастополе, Нахимовский район, п. Кача, район ООО «Тригон» гарнизона п.Кача. Земельный участок передаётся в аренду для строительства и обслуживания туристическо- гостиничного комплекса с проведением берегоукрепительных работ, с отнесением к категории земель рекреационного назначения. Указанный договор зарегистрирован в Севастопольском филиале государственного предприятия Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам 09 октября 2008 года регистрационный номер 040866100076.
29 декабря 2008 года Качинским поселковым Советом и ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, в силу которого на основании решения Качинского поселкового Совета № 897 от 25 декабря 2008 года арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для индивидуального дачного строительства и берегоукрепления.
Согласно решению общего собрания членов ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», отраженному в протоколе от 10 марта 2009 сода, кооператив отказался от земельных участков, находящихся в аренде в пользу членов организации «Техно-7» для индивидуального дачного строительства и приватизации участков следующим членам, согласно выполненных технических отчётов.
Решением Качинского поселкового Совета от 21 мая 2010 года № 1921 утверждена техническая документация по землеустройству ОК ЖСК ИЗ «Техно-7» по адресу: № по инвентаризации и составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок для индивидуального дачного строительства в границах землепользования, представленную на рассмотрение Гавриленко Г.А.
Пунктом 2 этого решения определено передать в частную собственность Гавриленко Г.А. земельный участок № 12 площадью 0,1000 га, находящийся в его фактическом пользовании для индивидуального дачного строительства в границах землепользования ОК ЖСК ИЗ «Техно-7» по адресу: <адрес> с отнесением к категории земель рекреационного назначения.
В 2010 году Гавриленко Г.А. получил государственный акт на право собственности на земельный участок № № площадью 0,1000 га, расположенный в <адрес>; целевое назначение: для индивидуального дачного строительства; кадастровый номер: №.
15 сентября 2012 года по договору купли-продажи Гавриленко Г.А. продал спорный земельный участок Дудкину Д.А.
Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера: №.
19 марта 2015 года Дудкин Д.А. получил кадастровый паспорт земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на расположение спорного земельного участка в составе земель военного городка № К-1, находящийся в пользовании Черноморского Флота Российской Федерации на основании межправительственных соглашений.
В соответствии со статьёй 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года Украинская Сторона передаёт Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2 и 3 и картах № 1 и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В приложении № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указаны «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195- РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок № К-1. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Крымское ТУПО» МО РФ) подписан акт приёма-передачи военного городка № К-1 в виде единого имущественного комплекса.
Из акта осмотра земельных участков военного городка № К-1, расположенных по адресу: <адрес>, составленному представителями ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений», № 11 от 17 апреля 2019 года следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка №К-1.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок передан первоначальному собственнику Гавриленко Г.А. на основании решения органа местного самоуправления, вхождение спорного земельного участка в состав земель военного городка № К-1 на момент предоставления в собственность, истцом не доказана.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, как соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.
В ходе разрешения спора установлено, что спорный земельный участок на момент его предоставления первоначальному собственнику Гавриленко Г.А., входил в территорию поселка Кача в пределах землепользования ОК «ЖСКИЗ «Техно-7».
Из материалов дела усматривается, что Главным управлением Госкомзема в г.Севастополе не согласован проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания туристическо-гостиничного комплекса с проведением берегоукрепительных работ в районе ООО «Тригон» гарнизона Кача ЖСКИЗ «Техно-7» (№ 313/08 от 12 марта 2008 года), исходящим № 3889/5/9-07 управлением отозвано заключением по материалам предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка согласно информации сектора обороны управления о расположении участка в границах земельного участка, предоставленного РФ для нужд ЧФ (военный городок К-1) по материалам инвентаризации 2003-2007 гг., что, в свою очередь, являлось препятствием для оформления договора аренды ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» с Качинским поселковым Советом.
На стадии разработки землеустроительной документации гражданами- членами кооператива ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» - заключениями государственной экспертизы землеустроительной документации от 03 июня 2009 года, представленная на государственную экспертизу техническая документация по землеустройству по составлению документов удостоверяющих право, в том числе на спорный земельный участок в п.Кача в границах землепользования ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» площадью 0,1 га каждый, для индивидуального дачного строительства, в том числе, по приведённому выше основанию (расположение участка в границах земельного участка, предоставленного РФ для нужд ЧФ (военный городок К-1), оценена отрицательно и не согласована.
Указанные действия Главного управления Госкомзема в г.Севастополе были обжалованы ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и соответствующими членами кооператива в судебном порядке. Обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении положительных заключений государственной экспертизы землеустроительной документации, были предметом проверки и оценки со стороны хозяйственных и административных судов Украины, по результатам которой в решении Хозяйственного суда города Севастополя от 24 июня 2008 года установлены обстоятельства отсутствия оснований для отказа в заключении договора аренды спорного земельного участка.
Постановлением Окружного административного суда города Севастополя от 13 июля 2009 года по делу № 2а-742/09/2770 по иску ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и членов кооператива к Главному управлению Госкомзема в г.Севастополе, при участии третьего лица - Управления Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что согласно справке ГП «Центр государственного земельного кадастра в городе Севастополе» от 10 января 2006 года № 6509 по сведениям земельно-кадастрового учёта на земельный участок, которые отводится ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» в городе Севастополе (п.Кача) в районе ООО «Тригон» право землепользования (собственности, аренды) в соответствии с требованиями статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрировано, в акте выбора ОК «ЖСКИЗ «Техно-7»имеется отметка отдела государственного земельного кадастра Управления земельных ресурсов от 13 февраля 2007 года о том, что в отношении отводимого земельного участка права собственности, аренды не зарегистрировано, кроме этого в акте выбора ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» имеется отметка руководителя сектора земель обороны Управления земельных ресурсов в г.Севастополе от 08 февраля 2007 года о том, что на данном земельном участке - земель обороны не имеется и сведения о землепользователе ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» занесены, в материалах проекта отвода земельного участка ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» представлены документы по инвентаризации земельного участка, который отводится, а именно: земельно-кадастровый план земельного участка № 21-1-К- 1 (в/ч 49311 ЧФ РФ), удостоверенный руководителем сектора земель обороны Управления земельных ресурсов, в которой ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» указан как сторонний, то есть смежный землепользователь, в проекте отвода ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» имеется Акт согласования установленных границ земельного участка, в котором ЧФ РФ определён смежным землепользователем, что подтверждается подписью командира в/ч 49311 ЧФ РФ.
Таким образом, в/ч 49311 ЧФ РФ подтверждено, что МО РФ является смежным землепользователем. В материалах проекта отвода земельного участка имеется письмо Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов № 14055/907 от 08 июня 2007 года за подписью руководителя, согласно которому управление уведомляет Качинский поселковый Совет о том, что по сведениям сектора земель обороны СГУЗР на основании материалов земельно-кадастровой инвентаризации, проведенной по существующим ограждениям военных объектов ЧФ РФ и согласованной с представителем воинского формирования ЧФ РФ от 25 декабря 2005 года по состоянию на 07 июня 2007 года земельный участок, проектируемый к отводу ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» не относится к категории земель обороны. В материалах проекта отвода земельного участка представлено письмо Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов № 2263/21/9-07 от 03 октября 2007 года за подписью первого заместителя начальника, в соответствии с котором управление уведомляет ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» о том, что согласно материалов инвентаризации земельных участков, находящихся в пользовании ЧФ РФ, земельный участок, предоставленный Качинским поселковым Советом ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» для строительства и обслуживания туристическо-отельного комплекса на территории военного городка К-1, указан в материалах инвентаризации как сторонний землепользователь, о чём сделана отметка в материалах инвентаризации. Помимо указанного в проекте отвода земельного участка имеется письмо Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов № 2676/5/9-07 от 01 декабря 2007 года за подписью первого заместителя начальника, адресованное Качинскому поселковому Совету, в силу которого управление сообщает, что в материалах инвентаризации земель, предоставленных в пользование ЧФ РФ, ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и ряд других предприятий указаны как сторонние землепользователи. Дав оценку приведенным выше обстоятельствам суд пришёл к выводу, что земельный участок площадью 2,0463 га в п.Кача в районе ООО «Тригон», который отводится ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» расположен на землях не переданных в собственность или аренду в установленном порядке.
В связи с чем, вышеуказанным решением административного суда на Главное управление Госкомзема в г.Севастополе была возложена обязанность предоставить положительное заключение по проекту отвода земельного участка площадью 2,0436 га в п.Кача в районе ООО «Тригон» согласно проекту землеустройства, признаны недействительными заключения государственной экспертизы землеустроительной документации Главного управления Госкомзема в г.Севастополе, в том числе на земельный участок первоначального собственника с возложением на компетентный орган обязанности предоставить положительные заключения.
В определении Севастопольского апелляционного административного суда от 23 февраля 2010 года по делу № 2а-742/09/2770, которым оставлено без изменения постановление Окружного административного суда города Севастополя от 13 июля 2009 года, судебной коллегией отклонены доводы ответчика о том, что спорный земельный участок площадью 2,0436 га в п.Кача в районе ООО «Тригон», находящийся в пользовании ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», передан в аренду Черноморскому флоту Российской Федерации, поскольку относимые и допустимые доказательства указанного отсутствуют, ответчиком не представлены.
Более того, договор аренды от 21 августа 2008 года и дополнительное соглашение к нему от 29 декабря 2008 года являются действительными и действующими, следовательно, отсутствуют основания для отказа в оформлении прав собственности физическим лицам- членам ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и предоставлении отрицательных заключений по аналогичным основаниям, так как их права производны от прав ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», право которого на аренду указанного земельного участка установлено и защищено Хозяйственным судом города Севастополя.
Во исполнение вступивших в законную силу решений уполномоченным органом выданы положительные заключения государственной экспертизы землеустроительной документации, с учётом которых органом местного самоуправления были приняты решения как о заключении договора аренды земельного участка с ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», так и об утверждении землеустроительной документации, разработанной гражданами - членами ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и передаче спорных земельных участков в их собственность.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Право собственности Гавриленко Г.А. на спорный земельный участок возникло на основании соответствующего решения Качинского поселкового Совета и зарегистрировано в установленном законом порядке.
Государственная регистрации права собственности свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.
Кроме того, право собственности Дудкина Д.А. на земельный участок возникло на основании возмездной сделки, в отсутствие каких-либо обременений в отношении объекта недвижимости. Сделка совершена сторонами с соблюдением установленной законом формы, земельный участок перешел от продавца к покупателю, который зарегистрировал право собственности в установленном законом порядке.
Поскольку спорный земельный участок расположен в п.Кача, в пределах ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», его целевое назначение определено для индивидуального дачного строительства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учёт без указаний каких-либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, судебная коллегия полагает, что в момент предоставления в собственность земельного участка, первоначальный собственник не мог предполагать, что спорный объект недвижимости может относиться к землям военного городка К-1, в связи с чем, оснований расценивать поведение первоначального собственника Гавриленко Г.А. как недобросовестное не имеется. Следует отметить, что у Дудкина Д.А. не имелось оснований полагать, что земельный участок приобретен им неправомерно и в дальнейшем.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что Качинский поселковый Совет не был наделён полномочиями по распоряжению землями обороны, относящимися к государственной собственности, не может быть принят во внимание.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Украины земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находится как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.
В силу части 3 статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны» размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины, утверждённый 03 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины № 246 определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.
В тоже время инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в Приложении № 2 к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года №555-р, не была завершена.
Учитывая изложенное, доказательства предоставления истцу в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных в 1994 году при инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, под расположение военного городка К-1 в соответствии с положениями Земельного Кодекса Украины, установления границ земельного участка военного городка К-1 в материалах дела отсутствуют.
Подлежат отклонению доводы апеллянта относительно недоказанности вхождения спорного земельного участка в состав земель военного городка К-1.
Из материалов дела следует, что в 1994 году проведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело № 129. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (№№ 1-10). Земельный участок № 1 площадью 1133,06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.
На указанные земельные участки (№№ 1-10) оформлено право временного землепользования сроком на три года.
Техническое дело № 129 содержит координаты границ указанных земельных участков (№1-10), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка К-1. Информация о вхождении земельных участков № 1-10, указанных в Техническом деле № 129, в состав военного городка К-1 отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ, в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1, 2, К-4)» согласно Приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, не имеется.
Ссылки на то, что границы и площадь земельного участка военного городка К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в Техническом деле № 129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, не могут быть приняты во внимание.
Указанные истцом документы в обоснование обстоятельств наложения земельных участков ответчика на земельный участок военного городка № К-1, содержат различную информацию о составе и площади военного городка К-1.
Так, согласно приложению № 2 к Соглашению, в пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указан «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.
Поскольку в приложении № 2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1138,54 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1,2, К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1138,54 га) исключительно с площадью земельного участка военного городка № К-1.
Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение № 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП), в состав военного городка № К-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0,01 га), поселок Кача (площадью 0,13 га), пос. Кача, ул.Первомайская (0,5588 га), пос.Кача, Качинское шоссе (площадью 0,5531 и 0,5243 га), пос. Кача, ул.Авиаторов 13,16 (площадью 1137,87 га). Количество зданий и сооружений военного городка № К-1 указано 229.
Таким образом, перечень имущества военного городка К-1 согласно приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка К-1, указанному в приложении № 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП.
Кроме того, согласно обоснованию занимаемой территории от 20 июля 1994 года в материалах технического дела № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского Флота земельный участок № 1 находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлёт, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке № 1 есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь-Евпатория.
В 1998 году войсковой частью 39052 Черноморского флота РФ по поручению городского управления земельных ресурсов были проведены топогеодезические работы в натуре (на местности) по уточнению границ и площади земельного участка под объектом войсковой части 49311 ЧФ РФ - гарнизон «Кача» (код земельного участка 129/1 в «Контрольной ведомости по земельным участкам, находящимся в пользовании Черноморского флота в административных границах города Севастополя, для начисления земельного налога»). В результате проведенных работ установлена общая площадь земельного участка под объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ - гарнизон «Кача» (код участка 129/1) составляет 1133,0594 га, площадь земельного участка под жилым фондом (жилой городок, без казарм и хозяйственнопарковой зоны) 24,6273 га. Учитывая изложенное, в «Контрольную ведомость по земельным участкам.. .» внесены изменения, участок 129/1 разбит на два участка: 1) земельный участок под служебными объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ (код участка 129/1) площадью 1108,4321 га, 2) земельный участок под жилым фондом (код участка 129/1 а).
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок на момент его предоставления первоначальному собственнику в собственность входил в состав земельного участка военного городка К-1, использовавшегося ЧФ РФ как аэродром постоянного базирования Кача, не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 75-р от 1995 года «Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П.Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га. В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им.П.Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 ЧФ РФ на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.
Решением Севастопольского городского Совета № 932 от 05 мая 2011 года утверждён проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию ОК «ЖСКИЗ «Техно-7».
Более того, обстоятельства отсутствия владения земельным участком ЧФ РФ установлены вступившими в законную силу решениями по ранее состоявшимся делам по иску ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», при участии третьего лица - Управления Черноморского флота РФ.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции в назначении по делу землеустроительной экспертизы судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
При рассмотрении настоящего спора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих выяснению, является то, имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца.
С учётом положений части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми закреплена необходимость назначения по делу экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях, суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы.
Учитывая отсутствие в материалах дела информации о выделении земельного участка военного городка К-1 в натуре на местности и установлении его границ, принимая во внимание изменение границ посёлка Кача после составления Технического дела № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 (1994 года), учитывая изменение площади земельного участка войсковой части 49311 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 75-р от 1995 года, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы в связи с нецелесообразностью.
По этим же основаниям в удовлетворении аналогичного ходатайства было отказано и судом апелляционной инстанции.
Ссылка на то, что спорный земельный участок расположен в запретной зоне, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку надлежащими доказательствами данный факт не подтвержден. На момент предоставления ответчику спорного земельного участка факт вхождения данного участка в состав военного городка и наличия каких-либо ограничений в его использовании установлено не было.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, жалоба не содержит фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иной оценке представленных доказательств и иному толкованию закона. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 4 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны РФ – без удовлетворения.
Председательствующий: О.И. Жиляева
Судьи: Е.В. Балацкий
В.Л. Радовиль