Решение по делу № 2а-1991/2018 от 29.10.2018

Дело № 2а-1967-2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года                                                                             г.Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Беспечанского П.А.

при секретаре Киселевой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Середининой О.Б. к Совету сельского поселения «Новотроицкое» о признании незаконным решения Совета сельского поселения «Новотроицкое» № 67 от 19 июня 2018 года о признании отчета главы администрации сельского поселения неудовлетворительным и решения № 69 от 16 октября 2018 года Совета сельского поселения «Новотроицкое» об удалении в отставку главы сельского поселения «Новотроицкое»,

установил:

19 сентября 2018 года Серединина О.Б. обратилась в суд с административным иском, ссылаясь на то, что она является главой сельского поселения «Новотроицкое» муниципального района «Читинский район», осуществляет деятельность на основании Устава сельского поселения. В соответствии с Положением о ежегодном отчете главы сельского поселения, а также процедуры голосования, ею был представлен отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2017 год. Решением Совета сельского поселения «Новотроицкое» от 19.06.2018 г. № 67 отчет признан неудовлетворительным, принято решение об обнародовании указанного акта на информационном стенде. Серединина О.Б. полагает, что результаты ее работы, как главы поселения удовлетворительные, соответственно, основания для квалификации ее деятельности как неудовлетворительной, не имелось, а решение от 19.06.2018 г. № 67 является незаконным. Полагает, что оспариваемым решением не соблюдена форма, в которой Совет сельского поселения «Новотроицкое» вправе принимать нормативные правовые акты, вынесенное решение не имеет наименования. В целом, оспариваемым решением дана оценка отчету о проделанной работе как письменному документу, а не деятельности главы администрации и администрации сельского поселения в целом, что следует из буквального содержания оспариваемого решения. Просит признать незаконным решение Совета сельского поселения «Новотроицкое» № 67 от 19 июня 2018 года о признании отчета главы администрации сельского поселения неудовлетворительным.

29 октября 2018 года Серединина О.Б. обратилась в суд с административным иском, ссылаясь на то, что она является главой сельского поселения «Новотроицкое» муниципального района «Читинский район», осуществляет деятельность на основании Устава сельского поселения. Решением Совета сельского поселения «Новотроицкое» от 16.10.2018 г. № 69 постановлено удалить ее, как главу сельского поселения» в отставку. Основанием для отставки послужила неудовлетворительная оценка ее деятельности как главы сельского поселения по результатам ежегодного отчета. Полагает, что оспариваемым решением не соблюдена форма, в которой Совет сельского поселения «Новотроицкое» вправе принимать нормативные правовые акты, вынесенное решение не имеет наименование. В целом, оспариваемым решением дана оценка отчету о проделанной работе как письменному документу, а не деятельности главы администрации и администрации сельского поселения в целом, что следует из буквального содержания оспариваемого решения. При принятии оспариваемого решения, Совет депутатов руководствовался своим же решением № 67, которое на момент принятия оспариваемого решения, обжаловалось истицей в судебном порядке, не учел мнение губернатора Забайкальского края, не заслушал и не учел мнение иных лиц, присутствующих на заседании Совета. Оспариваемым решением, как и процедурой его принятия, нарушены е права и законные интересы. Просит признать незаконным решение № 69 от 16 октября 2018 года Совета сельского поселения «Новотроицкое» об удалении в отставку главы сельского поселения «Новотроицкое.

Определением суда от 08.11.2018 года указанные административные иски объединены в одно производство.

В судебном заседании административный истец Серединина О.Б., представитель Федорченко Е.А. административные иски подержали по доводам иска и письменных дополнений.

Представитель административного ответчика Совета сельского поселения «Новотроицкое» муниципального района «Читинский район» (далее – Совет поселения) Первоушина Е.С. административные иск не признала.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 78 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ установлено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В силу частей 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Закона).

Согласно Устава, сельское поселение «Новотроицкое» является муниципальным образованием, входит в состав муниципального района «Читинский район».

Структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют: Совет сельского поселения, глава сельского поселения, администрация сельского поселения. Совет сельского поселения является выборным. Постоянно действующим представительным органом сельского поселения, состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на срок 5 лет. Совет сельского поселения заслушивает ежегодные отчеты главы сельского поселения о результатах его деятельности, деятельности администрации сельского поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом сельского поселения. (статьи 26,27 Устава).

В соответствии с Положением о порядке заслушивания ежегодных отчетов Главы поселения, утвержденного постановлением администрации сельского поселения «Новотроицкое» № 33 от 27.03.2014 г. ежегодный отчет Главы поселения представляется в Совет депутатов в письменной форме не позднее 1 мая текущего года. ( пункт 3.1. Положения).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании решения Избирательной комиссии сельского поселения «Новотроицкое» № 134 от 26.09.2016 г. Серединина О.Б. является главой сельского поселения «Новотроицкое».

В соответствии с Положением о ежегодном отчете главы сельского поселения, а также процедуры голосования, Середининой О.Б. был представлен отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2017 год.

Решением Совета сельского поселения «Новотроицкое» № 67 от 19.06.2018 г. отчет главы администрации сельского поселения «Новотроицкое» и администрации сельского поселения «Новотроицкое» о проделанной работе за 2017 год признан неудовлетворительным.

Как следует из протокола сессии Совета сельского поселения «Новотроицкое» от 19 июня 2018 года № 23 первым вопросом повестки дня являлся отчет главы сельского поселения «Новотроицкое» о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2017 год. По первому вопросу слушали Серединину О.Б. По результатам голосования о признании удовлетворительным отчета главы проголосовали «за» - 1 человек, «против» - 5 человек, «воздержались» - 1 человек.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что органы публичной власти, включая органы местного самоуправления, по своим конституционно-правовым функциям и предназначению призваны осуществлять эффективное и ответственное управление делами государства и общества в интересах населения; надлежащее исполнение обязательств, взятых непосредственно перед населением, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П; Определение от 2 апреля 2009 года N 479-О-О). Глава муниципального образования, в том числе и во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Во всех муниципальных образованиях, вне зависимости от их статуса, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 названного Федерального закона).

Оспариваемые положения статей 35 и 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в их взаимосвязи определяют полномочия представительного органа муниципального образования в сфере контроля за деятельностью иных органов местного самоуправления и сами по себе не затрагивают конституционные права заявителя.

Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года N 114-О-О и от 16 июля 2013 года N 1241-О).

С учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует исходит из того, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления. Судом подлежит проверке законность и обоснованность соблюдения формы и процедуры принятия правового акта органа местного самоуправления.

Оценивая решение Совета сельского поселения «Новотроицкое» № 67 от 19.06.2018 г. суд приходит к выводу, что оно принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением его формы и процедуры.

На заседании Совета присутствовало необходимое количество депутатов (7 из 10 депутатов), решения были приняты путем открытого голосования простым большинством голосов.

Доводы о том, что решение о признании неудовлетворительным результатов деятельности главы поселения за 2017 не принималось, а признан неудовлетворительным отчет главы сельского поселения «Новотроицкое» и администрации сельского поселения о проделанной работе за 2017 г., не может быть принят во внимание.

В соответствии с Положением о порядке заслушивания ежегодных отчетов Главы поселения, утвержденного постановлением администрации сельского поселения «Новотроицкое» № 33 от 27.03.2014 г., отчет - документ (совокупность документов) о результатах деятельности Главы поселения за отчетный период, представляемый в Совет депутатов в письменной форме, который озвучивается Главой поселения на заседании Совета депутатов.

Таким образом, признание отчета главы сельского поселения «Новотроицкое» и администрации сельского поселения «Новотроицкое» о проделанной работе за 2017 год неудовлетворительным, свидетельствует о фактической оценке деятельности главы сельского поселения.

Ссылка административного истца о том, что документ Совета поселения за № 67 от 19.06.2018 г. не содержит наименование «Решение», не свидетельствует о его незаконности, поскольку из оспариваемого документа видно, что Совет сельского поселения «Новотроицкое» решил признать отчет главы администрации неудовлетворительным.

Указания административного истца о нарушении Советом поселения пунктов 20, 21.11, 21.16, 21.18, 21.20 Регламента представительного органа муниципального образования сельского поселения «Новотроицкое», выразившихся: в отсутствии публикации о созыве сессии; отсутствия в протоколе списка отсутствующих депутатов с указанием причин их отсутствия; отсутствие в протоколе результатов голосования (с указанием фамилий депутатов); отсутствия в протоколе информации об избрании секретаря сессии, обсуждения повестки сессии, сами по себе не могут свидетельствовать о незаконности принятого решения.

Представленный в материалы дела протокол сессии от 19.06.2018 г., подписан председателем Совета поселения и секретарем Совета поселения. Протокол содержит список присутствующих на собрании, отображает ход сессии и выступление присутствующих, а также итог голосования. При этом Серединина О.Б. участвовала в заседании Совета сельского поселения, не оспаривала в судебном заседании присутствие на сессии депутатов, правильность изложенных в протоколе выступлений и итогов голосования. Отдельные нарушения Регламента в части ведения протокола не нарушают прав административного истца.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления Середининой О.Б. к Совету сельского поселения «Новотроицкое» о признании незаконным решения Совета сельского поселения «Новотроицкое» № 67 от 19 июня 2018 года о признании отчета главы администрации сельского поселения неудовлетворительным следует отказать.

В отношении административных исковых требований Середининой О.Б. к Совету сельского поселения «Новотроицкое» о признании незаконным решения № 69 от 16 октября 2018 года Совета сельского поселения «Новотроицкое» об удалении в отставку главы сельского поселения «Новотроицкое» суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).

Пунктом 3 части 2 данной статьи в качестве основания для удаления главы муниципального образования в отставку предусмотрена неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Аналогичные положения содержатся в пп. 3 ч. 4 ст. 46 Устава сельского поселения «Новотроицкое».

Порядок рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку определен частями 3 - 16 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (часть 3).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 4).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (часть 7).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 8).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (часть 9)

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (часть 13).

В случае если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (часть 14).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (часть 15).

Из материалов дела следует, что решением Совета сельского поселения «Новотроицкое» от 16.05.2017 № 37 отчет главы и администрации сельского поселения «Новотроицкое» за 2016 год признан неудовлетворительным.

Вступившим в законную силу решением Читинского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении административного иска Середининой О.Б. о признании решения Совета сельского поселения «Новотроицкое» от 16.05.2017 № 37 незаконным.

Решением Совета сельского поселения «Новотроицкое» № 67 от 19.06.2018 г. отчет главы администрации сельского поселения «Новотроицкое» и администрации сельского поселения «Новотроицкое» о проделанной работе за 2017 год признан неудовлетворительным.

Как следует из материалов дела 27 сентября 2018 года Советом сельского поселения «Новотроицкое» на имя главы сельского поселения «Новотроицкое» Середининой О.Б. выдано уведомление № 1 из которого следует, что группой депутатов сельского поселения «Новотроицкое» инициирована процедура удаления Середининой О.Б. в отставку в соответствии с п.п.3 п.2 ст.74.1 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п.10 п.6 ст.27 Устава сельского поселения «Новотроицкое» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края.

Как следует из уведомления, основанием для удаления в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности Середининой О.Б. на посту главы сельского поселения по результатам ежегодного отчета данная два раза подряд.

Середининой О.Б. предложено дать объяснение по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку в письменном виде (изложить особое мнение).

Уведомление о выдвижении данной инициативы с приложением обращения депутатов об отставке Главы сельского поселения направлено Губернатору Забайкальского края Ждановой Н.Н.

12 октября 2018 года исполняющим обязанности Губернатора Забайкальского края Кулаковым А.С., в письменной форме выражено мнение, что инициатива депутатов по удалению главы сельского поселения «Новотроицкое» О.Б. Середининой не подержана.

Решением Совета сельского поселения «Новотроицкое» № 69 от 16.10.2018 г., в соответствии с п.п.3 пункта 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава сельского поселения «Новотроицкое» Серединина О.Б. удалена в отставку.

Согласно справке председателя Совета депутатов сельского поселения «Новотроицкое» названное решение обнародовано на стенде администрации сельского поселения «Новотроицкое» по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Новотроицк, ул. Шоссейная, д. 5 с 18 октября 2018 года.

Оценивая законность принятия решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку суд исходит из того, что процедура его принятия соблюдена, за решение об удалении в отставку проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (7 депутатов) и по форме и содержанию оно соответствует положениям закона.

При этом утверждения административного истца и его представителя о том, что решение об удалении в отставку принято в без учета мнения Губернатора Забайкальского края несостоятельны.

По смыслу ч. 4 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, закрепляющей рассмотрение инициативы муниципальных депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку с учетом мнения высшего должностного лица, то в этом плане обеспечиваются гарантии самостоятельности представительного органа муниципального образования тем, что мнение главы субъекта Российской Федерации носит рекомендательный характер и не может существенно влиять на работу представительного органа муниципального образования.

Таким образом, отсутствие согласия главы субъекта Российской Федерации об удалении в отставку главы муниципального образования не лишало права представительного органа принять оспариваемое решение.

Опубликование оспариваемого решения лишь посредством размещения на стенде является достаточным для соблюдения процедуры его обнародования, что закреплено в п. 4 ст. 38 Устава сельского поселения «Новотроицкое».

Суд соглашается с доводами административного истца о не опубликовании особого мнения Середининой О.Б.. Между тем данное нарушение, по мнению суда не влияет на вывод о законности принятого решения, поскольку данное особое мнение было заслушано на сессии депутатов и было учтено при принятии решения.

Поскольку Серединина О.Б. участвовала в заседании Совета сельского поселения, не оспаривала в судебном заседании присутствие на сессии депутатов, правильность изложенных в протоколе выступлений и итогов голосования, суд приходит к выводу, что отдельные нарушения Регламента в части ведения протокола и на которые ссылается административный истец, не нарушают её прав и не могут являться основанием для признания принятого решения незаконным.

В связи с изложенным, учитывая, что в судебном заседании было установлено наличие оснований для удаления Середининой О.Б. в отставку, принимая во внимание, что со стороны административного ответчика нарушений порядка и срока принятия данного решения допущено не было, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения Совета сельского поселения «Новотроицкое» об удалении в отставку главы сельского поселения Середининой О.Б. незаконным, что является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых заявлений Середининой О.Б. к Совету сельского поселения «Новотроицкое» о признании незаконным решения Совета сельского поселения «Новотроицкое» № 67 от 19 июня 2018 года о признании отчета главы администрации сельского поселения неудовлетворительным и решения № 69 от 16 октября 2018 года Совета сельского поселения «Новотроицкое» об удалении в отставку главы сельского поселения «Новотроицкое» отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд забайкальского края.

Судья                                                          Беспечанский П.А.

Мотивированное решение изготовлено 19.11.2018 г.

2а-1991/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Серединина Ольга Борисовна
Ответчики
Совет сельского поселения "Новотроицкое"
Суд
Читинский районный суд Забайкальский края
Судья
Беспечанский П.А.
Дело на сайте суда
chitinski.cht.sudrf.ru
29.10.2018Регистрация административного искового заявления
29.10.2018Передача материалов судье
30.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2018Судебное заседание
09.05.2020Регистрация административного искового заявления
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
08.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее