Решение по делу № 2а-44/2018 (2а-1115/2017;) от 24.11.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2018 года

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Спиридоновой В.В.,

при секретаре Вороновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-44/18 по административному исковому заявлению Чудаков М.А. к призывной комиссии городского округа Ивантеевки Московской области, Отделу военного комиссариата Московской области городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области о признании решения незаконным и его отмене, признании незаконным и отмене заключения врача, обязании предоставить отсрочку от призыва на военную службу,

установил:

Чудаков М.А. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о признании незаконным решения призывной комиссии от 05.10.2017 года, заключения врача о признании годным к военной службе и их отмене, обязании предоставить отсрочку от призыва на военную службу на период обучения в аспирантуре «Московского института экономики, политики и права».

В обоснование требований указал, что обжалуемым решением призывной комиссии признан годным к военной службе с небольшими ограничениями и призван на военную службу. Решение было принято на основании заключения врача о признании годным к военной службе. Данное решение и заключение нарушают право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу, а возможно и признание ограниченно годным к военной службе, поскольку не были учтены представленные документы из аспирантуры, решение было вынесено поспешно, не проведен весь комплекс мероприятий связанных с призывом на военную службу, не получены результаты анализов, не сделана флюорография. Между тем начиная с 30.08.2017 года, он является аспирантом «Московского института экономики, политики и права» по очной форме обучения и обучается в указанном учебном заведении. Срок окончания учебного заведения 2020 год. 05.10.2017 года явившись в ОВК сообщил об этом, предоставил необходимую справку. Однако данные обстоятельства были проигнорированы. Кроме того, необходимые мероприятия в течение 30 дней до медицинского освидетельствования и впоследствии в рамках медицинского освидетельствования не проводились.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела путем заблаговременного направления судебной телеграммы по указанному в административном исковом заявлении адресу. Доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного заседания в установленном законом порядке не просил.

Представитель Отела военного комиссариата Московской области городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области в судебном заседании против заявленных требований возражала. В обоснование возражений указано, что Чудаков М.А. имел отсрочку от призыва на военную службу до 01.03.2015 года в связи с получением высшего профессионального образования. Отсрочка предоставлялась до 30.06.2018 года в связи с прохождением обучения в аспирантуре по очной форме обучения в Московской гуманитарно-технической академии. 16.08.2017 года он был отчислен из данного учебного заведения и 30.08.2017 года зачислен в аспирантуру на первый год очной формы в «Московский институт экономики, политики и права». Нормативный срок обучения увеличился на два года и дополнительно отсрочка не могла быть предоставлена. Все медицинские мероприятия были выполнены в установленном порядке, врач имеет необходимое образование и допуск к работе. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Представитель призывной комиссии в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Возражений против требования не поступило.

Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию, в судебное заседание не явился, отзыв на требования не представлен.

В соответствии с ч.ч.8, 9 ст.226 КАС РФ: 8. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными

или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закона): 1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском

учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);

2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

4. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

На основании подп. «б» п.2 ст.24: Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;

Согласно п.7 ст.28 Закона: 7. Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

В силу п.2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Правительств РФ от 11.11.2006 N663): 2. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.

Материалами дела установлено, что решением призывной комиссии г.о. Ивантеевки Московской области от 05.10.2017 года административный истец Чудаков М.А., <адрес>, был призван на военную службу 17.10.2017 года и зачислен в команду ВКС, решение принято единогласно (выписка из протокола л.д.17).

В протоколе заседания комиссии отражено, что Чудаков М.А. состоял на воинском учете, имел отсрочку по ст.24 п.2 п.п.«а» до 01.03.2015 года, имеет высшее образование, предоставлялась отсрочка по ст.24 п.2 п.п. «б» (аспирантура) до 30.06.2018 года. Отчислен из аспирантуры МГТА по собственному желанию приказом №1126 от 16.08.2017 года. Поступил в аспирантуру МИЭПП, нормативный срок обучения увеличился на 2 года. Определена категория годности Б, указан показатель предназначения – 3.

В соответствии с п.4 Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) (зарег. в Минюсте РФ10.05.2011 года N 20700, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 года N 1365): нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по очной форме обучения не может превышать три года.

Таким образом, срок, на который аспирант вправе получить отсрочку, составляет три года на период обучения и не более одного года на защиту диссертации.

Основанием для предоставления отсрочки гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения, является свидетельство о государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.

Предоставление права на отсрочку от призыва на военную службу не связывается с какими-либо другими условиями, кроме тех, что указаны в подп."б" п.2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Из указанной нормы следует также, что аспиранты очной формы обучения имеют право на отсрочку, которая состоит из двух периодов - с момента издания приказа о зачислении в очную аспирантуру до момента издания приказа об отчислении из аспирантуры, и на период защиты диссертации.

Для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно, выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.

Сведения об окончании аспирантуры должны содержать указание на то, что диссертант представил диссертацию к защите (или защита состоялась до издания приказа об отчислении из аспирантуры), то есть выполнил обязанности, предусмотренные п.44 Положения.

Руководствуясь приведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о том, что реализованное Чудаковым М.А. право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу было им утрачено после отчисления из аспирантуры Московской гуманитарно-технической академии 16.08.2017 года, а потому он подлежал призыву на военную службу после прекращения срока действия отсрочки на общих основаниях.

То обстоятельство, что после отчисления Чудаков М.А. поступил в НЧОУ ВО «МИЭПП», приказ о зачислении от 30.08.2017 года №045-а/17 в аспирантуру на первый год очной формы обучения, не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку исходя из системного толкования норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", следует вывод о том, что заявитель имеет право на предоставление отсрочки от призыва в связи с обучением в аспирантуре один раз.

С учетом изложенного усматривается, что оспариваемое по заявленным основаниям решение призывной комиссии является законным и обоснованным, и каких-либо правовых оснований для обязания административного ответчика предоставить Чудакову М.А отсрочку от призыва на военную службу на период его обучения в аспирантуре «Московского института экономики, политики и права» не имеется.

Утверждения о том, что заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании административного истца его годным к военной службе, является незаконным и подлежит отмене, не основаны на требованиях действующего законодательства.

Порядок обследования и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу установлен гл.2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565.

В соответствии с п.6 указанного Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 года № 574.

Из указанных правовых норм следует, что медицинское освидетельствование граждан является составной частью мероприятий по призыву граждан на военную службу, и по его результатам военно-врачебной комиссией гражданам устанавливается категория годности к военной службе, которое и служит основанием для принятия призывной комиссией решения о годности гражданина к военной службе.

Заключением военно-врачебной комиссии от 05.10.2017 года Чудакову М.А. установлена категория годности к военной службе «Б-3».

Административный истец вынесенное в отношении него заключение военно-врачебной комиссии от 05.10.2017 года об установлении ему категории годности к военной службе «Б-3» не обжаловал в вышестоящую военно-­врачебную комиссию, не просил о проведении независимой военно-врачебной экспертизы и не ставил вопрос о проведении такой экспертизы в ходе рассмотрения настоящего дела.

При таком избранном административным истцом способе защиты нарушенного права, требования о признании незаконным и отмене заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не могут быть удовлетворены.

При таких обстоятельствах отсутствуют какие-либо правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований Чудакова М.А. к административным ответчикам в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Чудаков М.А. к призывной комиссии городского округа Ивантеевки Московской области, Отделу военного комиссариата Московской области городов Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинского района Московской области о признании решения незаконным и его отмене, признании незаконным и отмене заключения врача, обязании предоставить отсрочку от призыва отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Спиридонова В.В.

2а-44/2018 (2а-1115/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чудаков М.А.
Ответчики
Призывная комиссия
Другие
Владимиров И.С.
Мирошниченко В.П.
Суд
Ивантеевский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
ivanteevka.mo.sudrf.ru
24.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
27.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
18.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2018[Адм.] Судебное заседание
22.01.2018[Адм.] Судебное заседание
29.01.2018[Адм.] Судебное заседание
02.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее