Дело № 2а-2429/2020
РЈРР” 74RS0017-01-2020-002928-74
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 сентября 2020 года г.Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой Г.А,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области Рє Марчику Алексею Витальевичу Рѕ взыскании транспортного налога,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Межрайонная Рнспекция Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области (далее - Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области) обратилась СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Марчику Рђ.Р’. Рѕ взыскании транспортного налога РІ размере 4 899 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї.
Р’ обоснование заявленных требований ссылается РЅР° то, что административный ответчик является лицом, Р·Р° которым РІ ДД.РњРњ.ГГГГ были зарегистрированы транспортные средства – СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ легковой автомобиль Р”РРЈ НЕКСРРЇ BDC РљРћРќР”, РіРѕСЃ. знак в„–, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ автобус ГАЗ 322132, РіРѕСЃ. номер в„–, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ автобус 222702, РіРѕСЃ. номер в„–, признаваемые объектами налогообложения. Налоговым органом исчислен транспортный налог РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 4 899 СЂСѓР±., Рѕ чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление СЃ расчетом СЃСѓРјРј, причитающихся уплате РІ бюджет. Надлежащим образом обязанность РїРѕ оплате транспортного налога ответчик РЅРµ исполнил. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ неисполнением ответчиком обязанности РїРѕ уплате налога, были сформировано требование РѕР± уплате налога, СЃР±РѕСЂР° Рё пени в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, которое направлено должнику. Р’ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ установленный СЃСЂРѕРє требование РѕР± уплате транспортного налога РЅРµ исполнено. РџСЂРѕСЃРёС‚ восстановить пропущенный СЃСЂРѕРє для предъявления РёСЃРєР° РІ СЃСѓРґ.
Представитель административного истца РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–21 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте слушания дела извещен надлежащим образом (Р».Рґ. 20).
Административный ответчик Марчик А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом (л.д. 21).
Согласно адресной справке (л.д. 19) Марчик А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Административному ответчику Марчику А.В. по указанному адресу направлялась судебная повестка на ДД.ММ.ГГГГ, которая возвращена в суд в связи с истечением срока хранения (л.д. 21).
Какие-либо данные об ином месте жительства Марчика А.В. материалы дела не содержат.
РљСЂРѕРјРµ того, сведения Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела размещались РЅР° сайте Златоустовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РІ сети В«Рнтернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Суд полагает возможным в соответствии со ст.ст. 150,152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца и административного ответчика, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств об отложении дела не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ считает, что административные исковые требования РњРФНС в„– 21 РЅРµ подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена в п.1 ч.1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п.2 и п.3 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Челябинской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Как установлено РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства, РїРѕ данным Межрайонной РФНС в„– 21 РїРѕ Челябинской области Марчик Рђ.Р’. является лицом, Р·Р° которым РІ ДД.РњРњ.ГГГГ были зарегистрированы транспортные средства – СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ легковой автомобиль Р”РРЈ НЕКСРРЇ BDC РљРћРќР”, РіРѕСЃ. знак в„–, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ автобус ГАЗ 322132, РіРѕСЃ. номер в„–, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ автобус 222702, РіРѕСЃ. номер в„–, признаваемые объектами налогообложения.
В порядке ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 899 руб.
Свою обязанность по уплате налога административный ответчик своевременно не исполнил.
В соответствии с требованиями ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес Марчика А.В. направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу в размере 4 899 руб. (л.д. 12).
Судом установлено, что в указанный в требовании срок Марчиком А.В. задолженность по транспортному налогу в полном размере не погашена, задолженность составляет 4 899 руб.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07. 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 указанной статьи заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Положения вышеназванной ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают и допускают, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как неоднократно указывал Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, установление РІ законе общего СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, С‚.Рµ. СЃСЂРѕРєР° для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 ГК Р Р¤), начала его течения (статья 200 ГК Р Р¤) Рё последствий РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° такого СЃСЂРѕРєР° (статья 199 ГК Р Р¤) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота Рё РЅРµ может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения РѕС‚ 3 октября 2006 РіРѕРґР° N 439-Рћ, РѕС‚ 18 декабря 2007 РіРѕРґР° N 890-Рћ-Рћ, РѕС‚ 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2008 РіРѕРґР° N 823-Рћ-Рћ, РѕС‚ 24 сентября 2013 РіРѕРґР° N 1257-Рћ, РѕС‚ 29 января 2015 РіРѕРґР° N 212-Рћ Рё РґСЂ.). Рстечение СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, то есть СЃСЂРѕРєР°, РІ пределах которого СЃСѓРґ общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа РІ РёСЃРєРµ (РїСѓРЅРєС‚ 2 статьи 199 ГК Р Р¤).
Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Поскольку СЃ административным РёСЃРєРѕРј либо заявлением Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании недоимки РїРѕ требованию СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј исполнения РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области должна была обратиться РІ течение шести месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ истечения СЃСЂРѕРєР° исполнения данного требования, то есть РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° обращение СЃ административным РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ последовало ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ. 4), СЃСѓРґ полагает, что СЃ административным РёСЃРєРѕРј налоговый орган обратился СЃ нарушением установленного СЃСЂРѕРєР°.
Административный истец просит восстановить срок подачи заявления в суд, указывая на то, что в процессе подготовки документов для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика произошел технический сбой, что привело к невозможности направления документов в установленный срок (л.д. 7).
Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут расцениваться как уважительные причины пропуска налоговым органом срока для обращения в суд, поскольку являются внутренними организационными причинами, а налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с иском и как следствие удовлетворения заявленных требований о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
В удовлетворении административных исковых требований к Марчику Алексею Витальевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Г.А. Фролова
Мотивированное решение изготовлено 29.09.2020 года