Дело № 2-947/2022 (59RS0025-01-2022-001087-51)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск 28.07.2022
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Щербаковой А.В.,
при секретаре Карповой К. А.,
с участием представителя истца ФИО8,
представителя ответчика администрации Краснокамского городского округа ФИО3,
представителя третьего лица Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Зелениной М.В. к администрации Краснокамского городского округа, о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Зеленина М.В. обратилась в суд с иском к администрации Краснокамского городского округа, о признании незаконным постановления администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении нее от отказе в предоставлении субсидии за изымаемое жилое помещение пол адресу: <адрес>, возложении обязанности на администрацию Краснокамского городского округа устранить допущенное нарушение прав, заключить с ней соглашение о возмещении в виде субсидии за изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес> в виде субсидии.
Требования мотивировала тем, что она является собственником двухкомнатной квартиры, площадью 39,5 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый №, которую она приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. данная квартира является ее единственным жильем. Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен график расселения, в соответствии с которым жилой дом подлежит расселению и сносу до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ она дала согласие на выкуп квартиры в связи с изъятием земельного участка. Кроме того, она дала согласие воспользоваться таким способом переселения, как предоставление субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение других жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Краснокамского городского округа № ей было отказано в предоставлении субсидии для расселения жилого помещения общей площадью 39,5 кв.м по адресу: пермский край, <адрес>, в связи с несоответствием условию, указанному п. 1.3.4 Порядка предоставления собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденного постановлением правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Устно ей сообщили, что ДД.ММ.ГГГГ она вступила в наследство после умершей матери ФИО5 на <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Затем она произвела отчуждение указанной доли квартиры своей сестре ФИО6 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ответчик незаконно ссылается на нарушение п. 1.3.4 порядка, поскольку порядок был утвержден ДД.ММ.ГГГГ, а отчуждение доли в праве собственности она произвела в ДД.ММ.ГГГГ, когда указанное постановление еще не действовало, тем самым не зная, что оно будет действовать в будущем. В ее действиях умысла на нарушение п. 1.3.4 Порядка не имеется.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился. Направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что при принятии оспариваемого постановления администрацией был соблюден установленный законодательством порядок, имелись основания отказать истцу в предоставлении субсидии.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, возражения представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Зеленина М.В. является собственником двухкомнатной квартиры, площадью 39,5 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый №, которую она приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12,13).
Данная квартира является единственным жильем Зелениной М.В. (л.д.44).
Согласно заключению о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу ( л.д. 72-73).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Краснокамского городского округа № земельный участок под многоквартирным домом по <адрес> был изъят для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Краснокамского городского округа № жилые помещения в многоквартирном жилом <адрес> были изъяты для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории пермского края на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденную Постановлением правительства Пермского края №227-п, а также в муниципальную программу «Расселение ветхого и аварийного жилья Краснокамского городского округа», утвержденную постановлением администрации Краснокамского городского округа №536-п.
Согласно муниципальной программе расселение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланировано до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Зеленина М.В. дала согласие на выкуп жилого помещения, в связи с изъятием земельного участка. Кроме того, указала, что желает воспользоваться предоставлением субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение других жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ Зеленина М.В. подала заявление на предоставление субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Краснокамского городского округа № Зелениной М.В. отказано в предоставлении субсидии для расселения жилого помещения в связи с несоответствием собственников условию, указанному в п. 1.3.4 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ Зеленина М.В. после смерти умершей матери ФИО5 вступила в наследство на <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 14).
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Зеленина М.В. продала <данные изъяты> долю в квартире по адресу: <адрес> (л.д. 15-16).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской федерации (далее -ЖК РФ) относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В силу положений части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В целях реализации ст. 32 ЖК РФ Правительством Пермского края было утверждено постановление Правительства Пермского края от 28.05.2020 №369-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, призванных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» (далее – Порядок). Порядок определяет условия предоставления субсидии собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, призванных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения.
Настоящее постановление вступило в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. Опубликовано на официальном сайте Правительства Пермского края https://gov.permkrai.ru - ДД.ММ.ГГГГ..
Субсидия предоставляется в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019 – 2023 годы, утвержденной постановлением правительства Пермского края от 24.04.2018 № 217-п, региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019 -2024 годы, утверждённой постановлением Правительства пермского края от 09.03.2019 №227-П.
Согласно п. 1.1 Порядка субсидия предоставляется собственникам занимаемых жилых помещений, являющимся гражданами Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Порядка субсидия предоставляется органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, принявшим решение об изъятии жилого помещения в соответствии со статьей 32 ЖК РФ
Согласно п. 1.3 Порядка субсидия предоставляется собственникам при соблюдении следующих условий:
1.3.1. на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также на дату подачи заявления о предоставлении субсидии у собственника(-ов) отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности, в том числе доля в праве общей собственности на указанные жилые помещения, либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
1.3.2. собственник(-и) приобрел(-и) право собственности на занимаемое жилое помещение до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а собственник(-и), право собственности у которого(-ых) возникло в порядке наследования на жилое помещение в многоквартирном доме, - независимо от даты признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
1.3.3. ранее собственник(-и) не пользовался(-лись) правом на получение социальной выплаты, субсидии в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, реализации мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2017 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций в соответствии с Порядком N 109-п;
1.3.4. собственником(-ами) после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не совершались действия по отчуждению жилых помещений.
В силу п. 3.6 Порядка основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
3.6.1. несоответствие собственника(-ов) одному из условий, указанных в пунктах 1.3.1-1.3.4 настоящего Порядка;
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Из материалов дела следует, что Зелениной М.В. совершено действие по отчуждению <данные изъяты> доли в жилом помещении до утверждения постановления Правительства Пермского края от 28.05.2020 №369-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, призванных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения», при этом данное постановление не содержит положений о распространении нового правового регулирования на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Ввиду принципа прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствия в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе право на получение истцом субсидии, как собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанного в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на приобретение другого жилого помещения должно реализовываться без учета ограничений, установленных п. 1.3.4 Порядка, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, Зеленина М.В. как собственник жилого помещения вправе была рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент отчуждения доли в жилом помещении законодательства.
Учитывая, вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Зелениной М.В. в связи с чем следует признать незаконным постановление администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении Зелениной М.В. об отказе в предоставлении субсидии за изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес> Возложить обязанность на администрацию Краснокамского городского округа устранить допущенное нарушение прав, в связи с изъятием жилого помещения по адресу: <адрес> заключить с Зелениной М.В. соглашение о предоставлении субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Решил:
исковые требования Зелениной М.В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении Зелениной М.В. об отказе в предоставлении субсидии за изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес>
Возложить обязанность на администрацию Краснокамского городского округа устранить допущенное нарушение прав, в связи с изъятием жилого помещения по адресу: <адрес> заключить с Зелениной М.В. соглашение о предоставлении субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Щербакова А.В.