Решение по делу № 2-296/2024 от 22.03.2024

Дело № 2-296/2024

УИД 59RS0014-01-2024-000392-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2024 года с. Сива

Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе председательствующего судьи Веселковой Ю.А., при секретаре Подюкове А.И., с участием представителя ответчика Леконцевой С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел к индивидуальному предпринимателю Леконцевой Екатерины Владимировны о признании действий индивидуального предпринимателя противоправными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Леконцевой Екатерине Владимировне о признании действий ответчика противоправными, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот, в отношении неопределенного круга потребителей; возложении обязанности на ИП Леконцеву Е.В. прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот; возложении обязанности на ИП Леконцеву Е.В. довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования.

В обоснование заявленных требований указано, что в отношении ИП Леконцевой Е.В. на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ni («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации.

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения при реализации ИП Леконцевой Е.В. товаров легкой промышленности, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ .

Вышеуказанные факты нарушают п. п. 15, 35, 78 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 (далее - Правила № 1956).

В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю ИП Леконцевой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п. п. 15, 35, 78 Правил № 1956. Предостережение ИП Леконцевой Е.В. получено ДД.ММ.ГГГГ.

Возражений на предостережение Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не поступило.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».

Фактически, в действиях ИП Леконцевой Е.В. ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляются отклонения, которые указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, а также реализацию товара без внесения информации о передаче права собственности на товар, что может свидетельствовать как о нарушении п. п. 15, 35, 59, 64, 78 Правил № 1965, выразившемся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кода идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик Леконцева Е.В. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без её участия.

Представитель ответчика Леконцева С.Л. в судебном заседании пояснила, что с заявленными требованиями согласна, предприняты меры для недопущения повторных нарушений.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с абзацем 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Правительство Российской Федерации может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны, окружающей среды, животных и растении, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 7 ст. 8 Федеральный закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федераций». Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации издано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», а также утверждены Правила № 1956

Пунктом 6 Правил № 1956 установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот, товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификаций, допускается до 01.01.2021.

Пунктом 15 Правил № 1956 установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с 01.04.2021.

В силу пункта 35 Правил № 1956, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.

В силу п. 59 Правил № 1956, при передаче (приемке) товаров в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на указанные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров участник оборота товаров, осуществляющий отгрузку (приемку) товаров, формирует уведомление о передаче (приемке) товаров (в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) товаров, но не позднее дня передачи этих товаров третьим лицам.На основании п. 64 Правил № 1956, в случае, если одним из участников оборота товаров (отправителем или получателем) направлено в информационную систему мониторинга уведомление о передаче (приемке) товаров (в форме универсального передаточной документа с указанием вида, сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписанное обоими участниками оборота товаров, указанные в пунктах 61 и 62 настоящих Правил действия могут не выполняться.

При получении указанного уведомления, подписанного обоими участниками оборота товаров, оператор отражает в информационной системе мониторинга факт передачи товаров одним участником оборота товаров другому.

В силу пункта 78 Правил № 1956, при возврате товаров с неповрежденным средством идентификации товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга представляются следующие сведения:

а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, принимающего товары;

б) коды идентификации, или коды идентификации комплектов, или коды идентификации наборов;

в) реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем;

г) вид, дата и номер документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии) при наличии требований о подтверждении соответствия товара.

С 01.01.2021 на территории Российской Федерации не допускается реализация товаров легкой промышленности без средств (кодов) идентификации, ответственность за достоверность предоставляемых сведений в ГИС МТ «Честный знак» хозяйствующие субъекты несут с 01.04.2021.

При возврате потребителем товаров легкой промышленности, участник оборота товаров должен внести соответствующую информацию в информационную систему мониторинга о возврате товара в оборот.

ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информации о возврате товара в информационную систему мониторинга.

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договоров.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Леконцева Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ с основным видом деятельности «торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах», присвоен ОГРНИП , имеет действующий статус индивидуального предпринимателя и включена в единый реестр индивидуальных предпринимателей.

В целях пресечения незаконного оборота немаркированных средствами идентификации товаров на территории Пермского края, в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, а именно, наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 года № 1956, в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет (https://gov.crpt.ru) в период с 03.04.2023 по 28.04.2023.

По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия - наблюдения за соблюдением обязательных требований ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю составлен акт (л.д. 17).

Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ИП Леконцевой Е.В. выявлены неоднократные отклонения при реализации, товаров легкой промышленности ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.).

Так, например, товар «<данные изъяты>» со средством (кодом) идентификации <данные изъяты>, был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без возврата товара в оборот, а именно ДД.ММ.ГГГГ в 16:44, чек и ДД.ММ.ГГГГ в 14:56, чек , адрес расчетов в чеках на реализацию не указан.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором ИП Леконцевой Е.В. было указано на принятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных п. п. 15, 35, 78 Правил № 1956, кроме этого, не допускать в дальнейшем нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности (л.д. 19-20).

Указанное предостережение было направлено в адрес ИП Леконцевой Е.В. по месту нахождения индивидуального предпринимателя, им получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21). Возражений на данное предостережение в порядке, установленным п. 17 Положения о Федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, не подано.

Согласно представленным распечаткам с сайта <данные изъяты> ИП Леконцева Е.В. является участником государственной информационной системы мониторинга товаров, данным участником допущены отклонения, в частности, в виде повторной продажи, выведенного из оборота товара (л.д. 8-16).

Поскольку ответчиком каких-либо доказательств технической неисправности, а равно невозможности внесения в систему ГИС МТ «Честный знак» информации с целью недопущения действий по нарушению Правил № 1956, а также по устранению выявленных нарушений в настоящее время не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении в полном объеме.

Действия ответчика по повторной реализации товаров с кодом идентификации, ранее выведенным из оборота, следует признать противоправными.

Также подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ответчика прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товаров с кодом идентификации, ранее выведенным из оборота.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Учитывая изложенное, требования истца о возложении обязанности на ответчика довести до сведения потребителей через средства массовой информации содержание решения суда подлежат удовлетворению. Вместе с тем суд устанавливает такой срок, равный 10 дням со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ИП Леконцевой Е.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.197-198 ГПК РФ, суд

решил:

    

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел к индивидуальному предпринимателю Леконцевой Екатерине Владимировне о признании действий индивидуального предпринимателя противоправными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя Леконцевой Екатерины Владимировны (<данные изъяты>), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот незаконными.

Возложить на индивидуального предпринимателя Леконцеву Екатерину Владимировну обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

Возложить на индивидуального предпринимателя Леконцеву Екатерину Владимировну обязанность в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда довести информацию о решении до сведения потребителей через средства массовой информации.

Взыскать с Леконцевой Екатерины Владимировны в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в течение месяца со дня принятия решения.

Судья         Ю.А. Веселкова

2-296/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю
Ответчики
Леконцева Екатерина Владимировна
Суд
Верещагинский районный суд Пермского края
Судья
Веселкова Ю.А.
Дело на странице суда
veresh.perm.sudrf.ru
22.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2024Передача материалов судье
22.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Дело оформлено
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее