Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Минтемировой З.А.,
при секретаре Шамсудиновой Д.Д.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика – главы МО «сельсовет Байрамаульский» <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Байрамаульский» <адрес> Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии муниципальной целевой Программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризму и экстремизма на территории муниципального образования и обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Байрамаульский» <адрес> Республики Дагестан разработать и принять муниципальную целевую Программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципальному образованию «сельсовет Байрамаульский» <адрес> Республики Дагестан (далее-МО «сельсовет Байрамаульский») о признании бездействия, выразившееся в непринятии муниципальной целевой Программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризму и экстремизма на территории муниципального образования и обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Байрамаульский» <адрес> Республики Дагестан разработать и принять муниципальную целевую программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района в рамках надзора за исполнением требований законодательства о противодействии экстремизму и терроризму проведена проверка исполнения законодательства об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе в части издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Установлено, что органами местного самоуправления МО «сельсовет Байрамаульский» с 2011 по настоящее время не утверждались целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, финансирование соответствующих целевых мероприятий в течение указанного периода не производилось.
Изложенное подтверждается объяснениями главы администрации МО «сельсовет Байрамаульский», а также нормативными актами, изданными МО сельского поселения.
Исполнение органом местного самоуправления сельского поселения требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения, регламентированы следующими требованиями федерального законодательства.
Так, в соответствии с подпунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность - это насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности.
Указанным выше законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ, определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление, а именно, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).
Преамбулой указанного выше Федерального закона установлено, что законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.
Согласно подпункту 7.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения в силу подпунктов 1, 9 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Администрация МО «сельсовет Байрамаульский» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.
К компетенции администрации сельского поселения отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправлении сельского поселении по решению вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Собрания депутатов сельского поселения, постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения и Уставом сельского поселения. К полномочиям Собрания депутатов сельского поселения относится утверждение местного бюджета.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления сельского поселения требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельского поселения, не использование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности в окончательном результате нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремистской деятельности: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма, экстремистской деятельности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и, тем самым, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, на безопасность (подпункты «а,г,д» пункт 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») и Комплексной программой противодействия идеологии проявления терроризма на 2012-2018г.г. утвержденной главой МО «<адрес>».
Одной из действенных форм профилактики экстремизма и терроризма является принятие соответствующих программных документов органами местного самоуправления, финансирование запланированных мероприятий и их фактическое выполнение.
Отсутствие комплексной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории сельского поселения мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, финансировать их, что является недопустимым.
Кроме того, согласно п. 8 ч.1 ст. 6 Устава муниципального образования к вопросам местного значения сельского поселения относятся «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах сельского поселения».
В бюджете МО «сельсовет Байрамаульский» с 2011 по 2015г.г. в статье расходов финансирование на профилактику терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, не предусмотрена.
По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки исполнения на территории района требований законодательства о противодействии экстремизму и терроризму главе муниципального образования вышеуказанного населенного пункта было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства и о принятии целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования.
Однако данное представление до настоящее времени не рассмотрено и меры по устранению нарушений действующего законодательства не приняты.
Бездействие администрации МО «сельсовет Байрамаульский», выразившееся в не принятии целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования сельского поселения, является противоправным, а также нарушает права и интересы граждан, поскольку бездействие органа местного самоуправления создает опасность нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, предусмотренных ст. ст. 18, 19 Конституции Российской Федерации, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. По изложенным доводам истец просит удовлетворить иск.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал исковые требования полностью, при этом уточнил иск, просил признать незаконным бездействие администрации МО «сельсовет Байрамаульский».
Представитель ответчика глава МО «сельсовет Байрамаульский» ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, считая их незаконными и необоснованными. Несмотря на отсутствие финансовых средств, администрация сельского поселения делает все возможное с целью не допущения каких-либо нарушений и выполнения возложенных обязанностей. Но в настоящее время ввиду отсутствия надлежащего финансирования невозможно выполнить ряд требований, возложенных на администрацию села, в том числе, мероприятия профилактики противодействия терроризму и экстремизму на территории муниципального образования сельского поселения. Просит отказать в иске прокурору.
Выслушав объяснения прокурора ФИО3 и представителя ответчика ФИО4, исследовав письменные материалы, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления МО "сельсовет Байрамаульский» <адрес> в течение 2011 по настоящее время не принималась муниципальная целевая Программа по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризму и экстремизма на территории муниципального образования.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно в статье 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.
Это вытекает и из пп. 7.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.6 Устава МО «сельсовет Байрамаульский» к вопросам местного значения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах сельского поселения.
Между тем, как установлено судом, ответчиком требования действующего законодательства по противодействию терроризму и экстремизму в пределах своих полномочий не выполняются и на день проверки (25.03.2015г.) не принималась муниципальная целевая Программа по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризму и экстремизма на территории муниципального образования.
В судебном заседании глава МО «сельсовет Байрамаульский» ФИО4 не отрицал, что Программа профилактики противодействия терроризму и экстремизму на территории муниципального образования не разработана и не принята, однако, объяснил это отсутствием денежных средств.
При тех обстоятельствах, что ответчик нарушал требования действующего законодательства и в независимости от наличия финансовых средств не были исчерпаны все возможные средства для выполнения требований по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризму и экстремизма на территории муниципального образования, то есть не разработана и не принята Программа профилактики противодействия терроризму и экстремизму на территории муниципального образования, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора района.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в который ответчику следует выполнить данные мероприятия, суд считает возможным установить ответчику срок исполнения в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Поскольку в силу п. 9 и п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, суд не находит оснований для взыскания с администрации МО «сельсовет Байрамаульский» государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Байрамаульский» <адрес> Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии муниципальной целевой Программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризму и экстремизма на территории муниципального образования и обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Байрамаульский» <адрес> Республики Дагестан разработать и принять муниципальную целевую Программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии муниципальной целевой Программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризму и экстремизма на территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Байрамаульский» <адрес> Республики Дагестан разработать и принять муниципальную целевую Программу, регламентирующую вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд РД.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий З.А. Минтемирова