дело № 2а-624/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 5 сентября 2018 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Тимофеевой В.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к администрации МО <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области об обязании организовать отведение сточных вод от жилого дома,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратилось в Волосовский районный суд Ленинградской области с административным иском к администрации МО <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области, в котором просит признать бездействие администрации, выраженное в неисполнении п.9.1, 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. №52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 4, противоправным, обязать организовать отведение сточных вод от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязании устранить нарушения п.9.1, 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» посредством организации уборки и осушения подвальных помещений с последующей дезинсекцией и дератизацией, обязать провести открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению указанным многоквартирным домом. В обоснование иска указав, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки произведен осмотр выгребной ямы у <адрес> и прилегающей территории, установлено, что выгребная яма полуразрушена и захламлена ливневыми стоками, что не соответствует требованиям пунктов 9.1., СанПиН 2.1.2.2645-10 и является нарушением требований ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно ответу АМО <данные изъяты>, указанным многоквартирным домом не осуществляет управление ни одна управляющая компания. Таким образом, ответственность по управлению и содержанию данного дома возлагается на административного ответчика. Кроме того, согласно ст. 16-17 ФЗ от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится водоотведение, в том числе в соответствии с санитарным законодательством.
Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области, с исковыми требованиями не согласился, указав, что жилой дом <адрес>, состоящий из 12 квартир, из которых четыре квартиры приватизированы, не находится в муниципальной собственности. Данный дом находится на балансе <данные изъяты> и в муниципальную собственность не передавался. Администрация МО <данные изъяты> готово принять не приватизированные квартиры данного жилого дома в муниципальную собственность, однако, <данные изъяты> не предпринимает для этого никаких действий. По настоящее время жилой дом не обслуживается управляющей компанией, и собственники квартир инициативу не проявляют по созданию ТСЖ. Администрация МО <данные изъяты> не может расходовать бюджетные деньги на нужды жилого дома, который не находится в муниципальной собственности. Просит суд в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя заинтересованного лица
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 КАС РФ, в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
На основании ст.ст. 10, 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона № 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается, в том числе захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» №170 (далее - Правила).
Согласно п. 3.4.3. Правил подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и не морозные дни.
В соответствии с п. 4.1.1. Правил организация но обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;
устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий;
работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 5.8.3. Правил предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
В соответствии с п.9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
При этом согласно п.9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется:
- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания;
проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ следует, что подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), отнесены к общему имуществу в многоквартирном доме.
Аналогичная норма содержится в п. п. "а" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Пунктом 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290, предусмотрено, что организации, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют в качестве работ, выполняемых в зданиях с подвалами:
- проверку температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения.
В подпунктах 4.10.2.1, 4.10.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года, указано, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.). Предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов.
Также в соответствии со ст.22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, состоит из 12 квартир. Водоотведение дома выполнено в выгребную яму у жилого дома, которая затоплена канализационными стоками.
Из Акта осмотра выгребной ямы и близлежащей территории между домом № и магазином <данные изъяты> д<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проводимого в присутствии ведущего специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районе ФИО3 и ведущего специалиста- ответственного секретаря административной комиссии АМО <данные изъяты> ФИО4 на основании заявления гражданки ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что выгребная яма у дома № переполнена, происходит растекание канализационных вод, ощущается неприятный запах канализационных стоков. Жилой дом № в <адрес> на балансе юридических лиц не состоит, ТСЖ не организовано и техническое обслуживание жилого дома управляющей компанией не осуществляется (л.д.13).
Согласно ответу администрации МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., многоквартирный дом № в <адрес> на балансе администрации МО <данные изъяты> не значится.
Из ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом № в <адрес> на балансе предприятия не находится.
<данные изъяты> в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ. сообщает, что техническое обслуживание дома, расположенного по адресу: <адрес>, управляющая компания <данные изъяты> не осуществляет.
В своих возражениях на административное исковое заявление администрация МО <данные изъяты> указывает, что спорный дом <адрес> является многоквартирным домом и часть квартира находится в собственности граждан, поэтому распоряжаться всем спорным имуществом и единолично принимать решение о передаче домов в муниципальную собственность исполнительный орган акционерного общества не вправе. <данные изъяты> по настоящее время не передало жилые (квартиры) и нежилые помещения муниципальному образованию <данные изъяты>. <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ обращалось в Арбитражный суд по передаче домов в <адрес> находящихся на балансе <данные изъяты> - муниципальному образованию <данные изъяты>, но в иске им было отказано (л.д.21,24).
Из справки администрации МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что многоквартирный <адрес>, находящийся в ведении <данные изъяты> состоит из 12 квартир. Квартиры № – приватизированы.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, имеет кадастровый №.
В постановлении главы администрации Волосовского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ. № о приеме в муниципальную собственность объектов ЖКХ от <данные изъяты> во исполнение постановления Правительства РФ №724 от 17.07.1995г. «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность» и постановления главы администрации Волосовского района № от ДД.ММ.ГГГГ., жилой дом <адрес> не значится.
Согласно представленных сведений Леноблкомимущество, жилой дом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, не значится в списке переданных от <адрес> объектов КУМИ Волосовского района.
Решением Арбитражного суда города С-Петербурга и Ленинградской области от 28 февраля 2008 года по делу №А56-40994\2007 отказано в удовлетворении заявления <данные изъяты> к администрации МО <данные изъяты> Волосовского муниципального района о признании незаконным бездействия по передаче оставшегося на балансе общества жилищного фонда. Судом установлено, что жилищный фонд, в том числе жилой дом <адрес> находится на балансе <данные изъяты> в отношении которого общество осуществляет функции по его содержанию и обслуживанию (л.д.23).
Таким образом, судом установлено, что жилой дом <адрес> не передан в муниципальную собственность и находится на балансе <данные изъяты>
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ст. 6 ФЗ N 416).
Исходя из изложенного, Роспотребнадзор находя бездействия администрации МО <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области противоправными, просит обязать орган местного самоуправления организовать отведение сточных вод от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязать устранить нарушения п.9.1, 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» посредством организации осушения подвальных помещений с последующей дезинсекцией и дератизацией, обязать провести открытый конкурс по отбору управляющей организации по управлению указанным многоквартирным домом.
Однако, согласно разделу 2 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», организация работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, отнесены к обязанностям управляющей организации.
В соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 названной статьи собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4).
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно ч 2. ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать.
В судебном заседании установлено, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме <адрес> не выбрали способ управления жилым домом.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку, в ходе судебного разбирательства факт противоправного бездействия со стороны административного ответчика не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к администрации МО <данные изъяты> Волосовского муниципального района Ленинградской области об обязании организовать отведение сточных вод от жилого дома, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено 10 сентября 2018 года.