Решение от 16.12.2019 по делу № 3а-1022/2019 от 05.11.2019

Дело № 3а-1022/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2019 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Титовца А.А.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием представителя административного истца Кушниной Е.А. (доверенность ** от 18.10.2019, удостоверена нотариусом П1.),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Быковой Натальи Николаевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Быкова Н.Н. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей объектов недвижимости:

– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **10553, назначение: нежилое, этаж 4, площадь 393,2 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 10457 437 руб. по состоянию на 12 сентября 2013 г.;

– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **10294, назначение: нежилое, этаж подвал, площадь 371,6 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8166 272 руб. по состоянию на 6 сентября 2013 г.;

– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **10579, назначение: нежилое, этаж подвал, площадь 357,7 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 7892 780 руб. по состоянию на 12 сентября 2013 г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

Административный истец о причинах неявки суд не уведомила.

Представитель административного истца на заявленном требовании настаивает.

Административный ответчик Правительство Пермского края мнения по иску не выразило, представителя в суд не направило.

Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю представителя в суд не направило, в ранее направленном отзыве считаю, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представителя в суд не направило, в отзыве не согласие с иском не заявлено.

Заинтересованное лицо администрация г. Перми представителя в суд не направило, в отзыве просят в удовлетворении иска отказать, так как не проведена экспертизы отчета саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.

Иные заинтересованные лица – Л., Я., П2., П3. о причинах неявки суд не уведомили, мнения по иску не высказали.

В соответствие с положениями ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) дело рассмотрено при данной явке.

Судом установлено, что Быковой Н.Н. на праве общей собственности с Л., Я., П2., П3. (доли в праве соответственно 3/35, 1/10, 4/35, 3/10, 2/5) принадлежит нежилое помещение, кадастровый номер **10553, этаж 4, площадь 393,2 кв.м, адрес объекта: ****, кадастровая стоимость которого по состоянию на 12.09.2013 определена актом б/н от 12.09.2013 филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю в размере 14342044,708 руб.

Также Быковой Н.Н. на праве личной собственности принадлежат нежилое помещение, кадастровый номер **10294, этаж подвал, площадь 371,6 кв.м, адрес объекта: **** и нежилое помещение, кадастровый номер **10579, нежилое, этаж подвал, площадь 357,7 кв.м, адрес объекта: ****.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **10294 определена по состоянию на 06.09.2013 актом б/н от 06.09.2013 филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю в размере 13554180,6 руб.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **10579 определена по состоянию на 12.09.2013 актом б/н от 12.09.2013 филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю в размере 13047175,46 руб.

Согласно отчету об оценке № 218.3/О-19 от 16.10.2019, подготовленному оценщиком ИП К., рыночная стоимость объектов капитального строительства:

- с кадастровым номером **10553 по состоянию на 12.09.2013 составляет 10457437 руб.;

- с кадастровым номером **10294 по состоянию на 06.09.2013 по состоянию составляет 8166272 руб.;

- с кадастровым номером **10579 по состоянию на 12.09.2013 составляет 7892780 руб.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст. 245 КАС РФ и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Правовой интерес Быковой Н.Н. в определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости основан на положениях ст. ст. 401, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В соответствие с ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС Российской Федерации обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Суд признает отчет об оценке № 218.3/О-19 относимым, допустимым и достоверным доказательством.

Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, соответствует требованиям к нему, указанным в ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральном стандарте оценки № 3. Каких-либо нарушений стандартов оценочной деятельности, позволяющих усомниться в несоответствии определенной стоимости объекта критериям, приведенным в ст. 3 вышеуказанного Закона, не установлено. Отчет не допускает неоднозначного толкования и введения в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц.

При определении рыночной стоимости оценщик применил сравнительный подход. В ходе применения сравнительного подхода им был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости, подобран ряд аналогов. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в расчетной таблице. Определение величины рыночной стоимости произведено путем математического взвешивания стоимостных показателей, полученных в ходе применения метода сравнительного подхода.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, суду не представлено, ходатайств об истребовании относимых доказательств не заявлено. Довод заинтересованного лица администрации г. Перми об обязательности проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости ошибочен, так как ст. 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с 02.06.2016 утратила силу в соответствие с Федеральным законом от 02.06.2016 № 172-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 249 КАС Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объекта недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта капитального строительства. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.

С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства Быкова Н.Н. обратилась в суд 05.11.2019.

Правила статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом оспариваемая истцом кадастровая стоимость объекта оценки в настоящее время пересмотрена применительно к следующему периоду.

Приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» по состоянию на 01.01.2018 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства. Установленная этим нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 01.01.2019.

Принимая во внимание, что на момент подачи иска срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год еще не наступил и что к данным правоотношениям подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость нежилых помещений, то у административного истца в соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости, в связи с чем срок для обращения с настоящим иском подлежит восстановлению.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровыми номерами **10553, **10294, **10579 подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, по 31.12.2018.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:

– ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ **10553, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░ 4, ░░░░░░░ 393,2 ░░.░, ░░░░░ ░░░░░░░: ****, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10457 437 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2013 ░.;

– ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ **10294, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ 371,6 ░░.░, ░░░░░ ░░░░░░░: ****, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8166 272 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░░ 2013 ░.;

– ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ **10579, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ 357,7 ░░.░, ░░░░░ ░░░░░░░: ****, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7892 780 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2013 ░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░ 2019 ░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 23 ░░░░░░░ 2019 ░.

░░░░░ ░░░░░░░.

3а-1022/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Быкова Наталья Николаевна
Ответчики
Правительство Пермского края
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Другие
Плаксин Сергей Александрович
Управление Росреестра по Пермскому краю
Пескова Ирина Юрьевна
Яппарова Вахида Мингалиевна
Клименко Елена Владимировна
Лопаткин Максим Сергеевич
Администрация г.Перми
Суд
Пермский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
13.01.2020Регистрация административного искового заявления
13.01.2020Передача материалов судье
13.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.01.2020Предварительное судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее