УИД 59RS0022-01-2023-001848-77
Дело № 88-15804/2024
Мотивированное определение
составлено 11 сентября 2024 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск | 5 сентября 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зориной С.А.,
судей Чернецовой С.М., Вдовиченко И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Администрации городского округа «Город Кизел» на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 30 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 апреля 2024 года, вынесенные по гражданскому делу № 2-34/2024 по иску Ледяйкина Александра Николаевича и Ледяйкиной Валентины Дмитриевны к Администрации городского округа «Город Кизел», Министерству энергетики Российской Федерации о восстановлении (включении) в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ледяйкин А.Н., Ледяйкина В.Д. обратились с иском к администрации городского округа «Город Кизел», Министерству энергетики Российской Федерации, просили (с учётом изменения исковых требований) возложить на ответчиков обязанность уточнить список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, в виде принадлежащей истцам на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, включив в него истцов; предоставить истцам социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за счёт средств, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В обоснование исковых требований указано, что истцы являются собственниками и проживали в указанном в иске жилом помещении. Заключением Уральского филиала акционерного общества «ВНИМИ» от 16 апреля 2018 года дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, признан непригодным для проживания, подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени Ленина, здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации. В августе 2021 года указанный дом отключили от всех коммуникаций, поэтому в настоящее время в нём проживать невозможно, поэтому истцы вынуждены проживать в съёмной квартире. 1 июля 2023 года истцы были включены в список граждан, имеющих право на переселение из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, однако от Администрации поступило уведомление об отсутствии оснований для предоставления социальной выплаты ввиду того, что включение их семьи в список не согласовало Минэнергетики России без объяснения причины.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 30 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 апреля 2024 года, постановлено удовлетворить иск Ледяйкина А.Н., Ледяйкиной В.Д. к Администрации городского округа "Город Кизел", Министерству энергетики Российской Федерации частично, возложить на Администрацию обязанность по предоставлению Ледяйкину А.Н., Ледяйкиной В.Д. социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Пермского края доводы кассационной жалобы поддержало.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в котором проживали и зарегистрированы с 8 декабря 1988 года.
Приказом ОАО «Кизелуголь» от 13 июня 1997 № 157 принято решение о ликвидации шахты имени «Ленина».
Из заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 16 апреля 2018 года следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, признан непригодным для проживания, подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени Ленина, здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Права собственности на иное жильё истцы не имеют, проживают по договору найма.
Пунктом 1.1.1 протокола наблюдательного совета при администрации городского округа «Город Кизел» Пермского края № 138 и пунктом 1.2 решения наблюдательного совета при администрации городского округа «Город Кизел» от 26 мая 2022 года, утверждёнными главой городского округа - главой администрации городского округа «Город Кизел», Ледяйкин А.Н., Ледяйкина В.Д. (собственники жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>) были восстановлены (включены) в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи Федерального закона от 20 июня 1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», подпункта «б» пункта 8 перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", пунктов 1, 5 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и поселков (Приложение № 36 к государственной программе Российской Федерации "Развитие энергетики"), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. № 2252 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее – Правила № 2252), пунктов 1, 4, 5, 7, 9, 10 Общих требований к предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтёрских городов и (или) посёлков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков – Приложение № 1 к Правилам № 2252 (далее – Общие требования), исходил из того, что решение Администрации о включении истцов - собственников жилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, г. Кизел, ул. Большевиков, д. 3, кв. 8, в уточнённый список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности является правомерным, поскольку на дату обращения в суд с настоящим иском истцы состояли в утвержденном уполномоченным органом местного самоуправления списке граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, они приобрели право на получение указанной социальной выплаты; несогласование с Министерством энергетики Российской Федерации уточнённого списка на переселение с учётом включения в него истцов не исключает право истцов на получение спорной социальной выплаты, поскольку действующее с 26 декабря 2023 г. постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. № 2252 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не предусматривает согласование Минэнергетики России утверждённого органом местного самоуправления списка граждан, подлежащих переселению.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы о том, что предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. № 2252 перечень оснований для уточнения Списков является исчерпывающим, основаниями для включения в Список, для корректировки Списка является проживание граждан в жилом помещении, получившем ущерб в результате проведения горных работ, а также признание дома непригодным для проживания в результате ведения горных выработок на момент ликвидации шахты на 1997 г. не могут служить основаниями для отмены состоявшихся судебных постановлений.
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
С 26 декабря 2023 года вопросы предоставления спорной социальной выплаты для приобретения жилья, основания и порядок ее предоставления регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2252, пунктом 1 которого утверждены прилагаемые к нему изменения в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждено Приложение N 36 к государственной программе Российской Федерации "Развитие энергетики" - Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, предусмотрены Общие требованиями к предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности в рамках реализации Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, являющимися Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно указанных требований, субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, имеющих общегосударственное значение и связанных с предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, могут быть предоставлены в целях выполнения указанных мероприятий по результатам отбора (далее соответственно - ветхое жилье, субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления).
Для участия в отборе орган местного самоуправления представляет в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку в свободной форме с приложением следующих документов:
список граждан, подлежащих переселению, утвержденный органом местного самоуправления (далее - список граждан, подлежащих переселению);
план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - план-прогноз ежемесячного переселения граждан).
Правильное применение приведенных положений, установленные судами обстоятельства проживания и регистрации истцов в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> признанном в результате ведения горных работ непригодным для проживания в результате ведения горных работ, на дату принятия решения о ликвидации шахты, отключения указанного дома от коммуникаций в настоящее время, отсутствие у истцов иного жилья, их включение в Список граждан, проживающих на момент принятия решения о ликвидации шахты имени Ленина ОАО «Кизелуголь» по адресу: <данные изъяты> в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, позволили судам прийти к обоснованному выводу о наличии у истцов права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств для приобретения или строительства жилья за счет бюджетных средств.
Что касается доводов о том, что Список, в который были включены истцы, не был согласован и утвержден Минэнерго РФ, они также не могут быть приняты во внимание. Как верно указал суд апелляционной инстанции, со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2252 такое согласование не требуется.
Доводы кассационной жалобы о том, что в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 г. денежные средства из федерального бюджета выделяться не будут, в связи с чем исполнение судебного акта будет затруднено, также следует отклонить. Соответствующие Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 N 2252.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кизеловского городского суда Пермского края от 30 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 апреля 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского округа «Город Кизел»– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи