Решение по делу № 33-785/2019 от 17.12.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

_____________________________________________________________________________________Председательствующий в суде первой инстанции судья ФИО7 ()

Судья-докладчик Пономаренко А.В. (№ 33-785/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2019 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Сокол В.С..,

судей Онищенко Т.С., Пономаренко А.В.,

при секретаре     Медвидь А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Сакское ЖЭО» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, третье лицо администрация г. Саки Республики Крым, о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, по встречному иску ФИО1 к муниципального унитарного предприятия «Сакское ЖЭО» о признании действий по начислению задолженности неправомерными,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сакского районного суда Республики Крым от 18 июня 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

в ноябре 2017 года МУП «Сакское ЖЭО» обратилось в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом дальнейших уточнений истец просил взыскать солидарно с Крисанова В.В., Крисановой Н.М., Крисанова В.В., Крисановой О.В. как сособственников <адрес> в г. Саки Республики Крым задолженность по оплате оказанных услуг по содержанию и ремонт жилого помещения за период с 01.01.2015 года по 01.12.2017 года в размере 18 316,13 рублей, расходы по уплате госпошлины в сумме 732,65 рублей.

Определениями суда от 22.03.2018 года, 26.04.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Саки Республики Крым, в качестве соответчиков - Крисанова Н.М., Крисанов В.В., Крисанова О.В.

Крисанов В.В. в декабре 2017 года обратился в суд со встречным исковым заявлением к МУП «Сакское ЖЭО», в котором просит признать действия ответчика по начислению задолженности за жилищно-коммунальные услуги неправомерными, ссылаясь на отсутствие между сторонами договорных отношений и соответственно обязательств, недоказанность ответчиком оказанных объемов услуг и работ, а также утвержденных общим собранием собственников помещений тарифов на услуги, со стороны ответчика никогда не предъявлялись к оплату платежные документы, соответствующие требованиям закона, что в совокупности, по мнению Крисанова В.В., подтверждает необоснованность требований ответчика об оплате неустановленного объема и количества услуг при отсутствии цены услуг, установленной в соответствии с предписаниями закона.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 18 июня 2018 года исковые требования МУП «Сакское ЖЭО» удовлетворены.

Судом постановлено: взыскать в пользу МУП «Сакское ЖЭО» с ответчиков Крисанова В.В., Крисановой Н.М., Крисанова В.В., Крисановой О.В. в солидарном порядке задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 18 316,13 руб., а также судебные расходы по уплате госпошлины в сумме по 183,16 руб. с каждого.

С Крисанова В.В. взыскана госпошлина в доход местного бюджета в сумме 300 руб., не оплаченная при подаче встречного искового заявления.

В апелляционной жалобе Крисанов В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Указывает, что суд не проверил надлежащим образом доводы сторон, не обратил внимание на недоказанность заявленных МУП «Сакское ЖЭО» исковых требований, не учел нарушенное право Крисанова В.В. как потребителя в выборе услуг для содержания дома и определения сметы на их выполнение, принятие выполненной услуги и оплату услуги согласно подписанного акта приемки выполненных работ согласно своей доли в общем имуществе собственников.

Кроме того, истец по первоначальному иску нарушил требования законодательства о предоставлении информации о предоставленных услугах, объеме и стоимости выполненных работ, неправомерно взимает плату за уборку муниципальной земли с собственников дома, не согласен с задолженностью по оплате за всю площадь квартиры, т.к. жилое помещение находится в собственности четырех лиц в равных долях.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Ответчики Крисанова Н.М., Крисанова О.В. в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ и мнения явившихся лиц судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи, пояснения ответчиков Крисанова В.В.и Крисанова В.В., поддержавших апелляционную жалобу и просивших ее удовлетворить, представителя истца по первоначальному иску – Шевкопляс В.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции указанным требованиям закона отвечает не в полной мере.

Жилищные права и обязанности в силу пунктов 1, 1.1 ст. 8 ГК РФ, пункта 1, 2 части 1 ст. 10 ЖК РФ возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (ст. 153 ЖК РФ).

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами.

С учетом положений пункта 9 ст. 13 и пункта 10 части 1 ст. 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма при принадлежащего им на праве собственности» (пункт 2), органы местного самоуправления, например, вправе устанавливать размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договору социального найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 156 ЖК РФ).

В силу пункта 1 ст. 290 ГК РФ и пункта 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно частям 1 - 3 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 5 части 2 ст. 153, часть 1 ст. 158 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Плата за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирном домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества с многоквартирном доме входит в структуру плату за жилое помещение и коммунальные услуги как для нанимателя, так и для собственника.

В силу части 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно частям 1, 1.1 ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п.п. 12, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22)

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 ст. 161 ЖК РФ).

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 ст. 156 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491).

В соответствии с пп. "а" п. 28 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В обоснование заявленных исковых требований управляющая компания МУП «Сакское ЖЭО» ссылалась на уклонение ответчиков от исполнения их обязанности по оплате услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома за расчетный период, Крисанов В.В. в свою очередь указывал на неправомерность действий управляющей компании по начислению и взысканию задолженности в связи с неизвестным объемом, неустановленным количеством услуг и при отсутствии на эти услуги цены.

Удовлетворяя исковые требования МУП «Сакское ЖЭО» и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований Крисанова В.В., суд первой инстанции правильно исходил из доказанности в силу положений ст. 309, 310, 401 ГК РФ факта возникновения между сторонами жилищных правоотношений и обязанности надлежащего исполнения своих обязательств.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, ответчики являются сособственниками в равных долях <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. на основании свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастровому паспорту помещения <адрес> в <адрес>, с назначением - жилое, площадь помещения 46,7 кв.м, этаж , поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера .

МУП «Сакское ЖЭО» создано на основании решения внеочередной 8-й сессии первого созыва Сакского городского совета от 28.11 2014 года № 85 и зарегистрировано 12.12.2014 года, учредителем предприятия является муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым в лице администрации города Саки.

09.04.2015 года МУП «Сакское ЖЭО» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

22.12. 2014 года решением № 149 внеочередной 12-й сессии первого созыва Сакского городского совета с 01.01. 2015 года МУП «Сакское «ЖЭО» определено исполнителем услуг по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирных домах г. Саки, включая <адрес> в <адрес>, утверждены перечень и периодичность оказываемых МУП услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилым помещений по договорам социального найма, собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений и собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Решением 27 сессии первого созыва Сакского городского совета от 26.06.2015 года № 1-27\2 установлены с 01.07.2015года в муниципальном образовании г. Саки размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирных домах г. Саки, перечень и периодичность услуг, оказываемых МУП «Сакское «ЖЭО», для нанимателей жилых помещений многоквартирных домов и собственников, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

17.03.2016 года решением 27 сессии первого созыва Сакского городского совета № 1-47\15 установлены с 01.04.2016года в муниципальном образовании г. Саки размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирных домах г. Саки для нанимателей жилых помещений многоквартирных домов и собственников, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и выборе способа управления.

31.03. 2017 года собственниками многоквартирного <адрес> в <адрес> в лице председателя совета многоквартирного дома ФИО14 в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ протокол был заключен с МУП «Сакское ЖЭО» договор управления многоквартирным домом на срок до 01.04.2018 года с ежегодной пролонгацией, которым определен ежемесячный размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, составивший 13,976 руб./кв.м. (л.д. 84, 43).

Пунктом 3.2.3 договора управления от 31.03.2017 года № 104 закреплено право управляющей организации требовать от собственника внесения платы за услуги и работы по настоящему Договору в установленные сроки, в порядке, установленном действующим законодательством, взыскивать сумму долга, пени и убытков, нанесенных несвоевременной и (или) неполной оплатой услуг по Договору

Согласно представленного истцом по первоначальному иску расчета задолженности ответчиков по оплате жилищных услуг за период с 01.01.2015 года до 01.12.2017 года в размере 18 316,13 руб.( л.д. 41), при определении размера задолженности учитывались общая площадь квартиры и тарифы, установленные решениями Сакского городского совета от 22.12.2014 года № 149, от 26.06.2015 года № 1-27/2 и, от 17.03. 2016 года №1-47/15, а также договором управления от 31.03.2017 года, которые не отменены и недействительными не признавались, в связи с чем подлежали исполнению.

Указанный расчет является детализированным, содержит подробное описание периода и размера задолженности с учетом общей площади квартиры ответчиков и действующих в соответствующие периоды тарифов, ответчиками не опровергнут, контррасчет не предоставлен и обоснованно принят во внимание судом первой инстанции как достоверное доказательство.

Изложенный     в апелляционной жалобе довод о неправомочности органов местного самоуправления в сфере установления тарифов на оказание услуг по содержанию жилого помещения основаны на неверном толковании закона.

Утверждение Крисанова В.В. о ненадлежащем исполнении услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома МУП ««Сакское ЖЭО» в расчетный период был предметом надлежащей проверки и оценки суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено, что МУП «Сакское ЖЭО» в расчетный период проводилось обслуживание <адрес> в <адрес>, где расположена квартира, принадлежащая ответчикам, а именно: осуществлялось обслуживание внутридомового оборудования и электрических сетей дома, ремонт запорной арматуры отопительной системы, очередные периодические осмотры жилого дома, уборка подъездов и придомовой территории, а также другие виды работ, в том числе по договорам на оказание услуг с УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети», ООО «Лифтстройсервис АРК» согласно утвержденному перечню услуг, входящих в состав квартирной платы. Выполнение работ по предоставлению услуг подтверждается соответствующими наряд-заданиями и актами, представленными в материалы дела (л.д. 96 - 115).

Акты приемки оказанных услуг в 2017 году подписаны председателем совета многоквартирного дома.

Доводы Крисанова В.В. в части неправомерного взыскания управляющей организацией задолженности, нарушения порядка ценообразования за услуги по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, условий их оказания и выполнения, размера их финансирования, отсутствие договора управления с каждым ответчиком-собственником жилого помещения были проверены судом первой инстанции и правомерно отклонены.

Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, на основании вышеприведенных требований закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении первоначальных исковых требований МУП «Сакское ЖЭО» о взыскании с Крисанова В.В., Крисановой Н.М., Крисанова В.В. и Крисановой О.В. задолженности за оказанные услуги по содержанию многоквартирного <адрес> в <адрес> в общей сумме 18316,13 руб.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой    инстанции о солидарном взыскании указанной задолженности.

В силу положений ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (части 1 и 2).

С учетом положений ст. 210, 249 ГК РФ, а также ст. 39 ЖК РФ ответчики обязаны отвечать за исполнение своих обязательств по содержанию общего имущества в многоквартирном доме согласно своей доле в праве собственности на квартиру, если иное не установлено между ними договором.

Таким образом, с каждого из ответчиков по первоначальному иску подлежит взысканию в пользу МУП «Сакское ЖЭО» задолженность за период с 01.01.2015 года по 01.12.2017 года в размере 4579,03 руб., а всего 18 316,13 руб.

В связи с вышеизложенным, обжалуемое решение суда подлежит изменению в силу п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ в связи с нарушением судом норм материального права путем изложения абзаца второго резолютивной части решения в другой редакции.

Довод апелляционной жалобы Крисанова В.В. об отсутствии между сторонами договорных отношений является несостоятельным в связи с наличием договора управления многоквартирным домом ль ДД.ММ.ГГГГ и сложившимися между сторонами фактическими правоотношениями по оказанию услуг по содержанию и ремонту жилого помещения.

В пункте 12 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года № 22 разъяснено, что отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

Ссылка Крисанова В.В. в апелляционной жалобе о несогласии с оплатой услуги по уборке земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный <адрес> в <адрес>, в связи с нахождением земельного участка в муниципальной собственности, правильность вышеизложенных выводов суда не опровергает.

Как указывалось выше, в содержание общего имущества многоквартирного дома входит такой комплекс работ и услуг, который призван к соблюдению характеристик надежности, безопасности, сохранности имущества, доступности пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 290).

Пункт 24 Правил № 290 предусматривает работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома.

Аналогичные положения содержатся и в договоре управления от ДД.ММ.ГГГГ .

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

В силу пункта 33 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «Об утверждении Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»(далее – Правила № 354), потребитель имеет право: требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков, требовать изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами письменные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что за период 2015 – 2017 годы ответчиками в установленном законом порядке не подтвержден факт не предоставления или некачественного предоставления управляющей компанией жилищных услуг.

Довод апелляционной жалобы Крисанова В.В. о выставлении управляющей организацией платежных документов, не отвечающих требованиям закона, не является основанием для отказа в удовлетворении первоначального иска о взыскании задолженности за оказанные услуги.

В соответствии с п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 71 Правил № 491 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Как разъяснено в вышеприведенном Пленуме Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года № 22, в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг (пункт 32).

Исковые требований о возложении обязанности на МУП «Сакское ЖЭО» по оформлению платежных документов в соответствии с требованиями закона Крисановым В.В. не заявлены.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что права Крисанова В.В. действиями управляющей компанией по взиманию задолженности по оплате услуг содержания жилого помещения не нарушены и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного им встречного иска.

Кроме этого, судебная коллегия отмечает, что наряду с жилищными нормами законодатель регулирует правоотношения по предоставлению коммунальных услуг нормами Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Обращаясь с встречным иском, Кирсанов В.В. ссылался на нарушение его прав как потребителя вследствие неправомерного начисления МУП «Сакское ЖЭО» задолженности за не оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома за расчетный период, а также нарушении требований закона в части предъявления платежных документов.

Поскольку истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о взыскании с Крисанова В.В. в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме 300 руб. при подаче встречного иска, в связи с чем, абзац пятый резолютивной части решения подлежит исключению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сакского районного суда Республики Крым от 18 июня 2018 года изменить.

Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции.

Взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в пользу муниципального унитарного предприятия «Сакское ЖЭО» задолженность по оплате за жилое помещение в размере 4579 рублей 03 копейки с каждого, а всего в сумме 18 316 рублей 13 копеек.

Абзац пятый резолютивной части решения исключить.

В остальной части решение Сакского районного суда Республики Крым от 18 июня 2018 года оставить без изменений.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-785/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
МУП «Сакское ЖЭО»
Ответчики
Крисанова Ольга Викторовна
Крисанова Надежда Михайловна
Крисанов Вадим Викторович
Крисанов Виктор Васильевич
Другие
Администрация г. Саки
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Пономаренко Алла Викторовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее