На сайт________________
Дело № 2-306/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2016 г. с.Ленинское, ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
в составе: судьи Щиканова А.В.,
при секретаре Крисенко А.Д.,
с участием истца помощника военного прокурора Биробиджанского гарнизона Помазкина Д.В.
представителя командира части по доверенности Герасимова А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Ленинское гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 61424 Мушланову В.В. о понуждении к совершению определенных действий,-
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона обратился в Ленинский районный суд ЕАО в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 61424 Мушланову В.В. о понуждении к совершению определенных действий.
В заявлении прокурор указал, что проведенной проверкой установлено, что на территории в/ч 61424 « адрес» расположено 4-х этажное здание казармы (инвентарный № 82) общей площадью 5 585 кв.м., находящееся в федеральной собственности, в ходе осмотра указанная казарма признана аварийной и нуждающейся в проведении капитального ремонта, который с момента ее постройки 1980 года ни разу не проводился, кроме того 19 марта 2016 года, произошло обрушение плиты перекрытия левого крыла казармы (цокольного этажа) в районе лестничного марша. После чего 04.04.2016 г. комиссией проведен осмотр, по результатам которого составлен акт технического состояния объекта(казармы). В настоящее время расселен 1 подъезд указанной казармы, при дальнейшей эксплуатации казармы возможны разрушения тыльной стены конструкции, что повлечет за собой разрушение всего здания. Считает, что ненадлежащее осуществление МО РФ и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ своих обязанностей создают неприемлемые условия для размещения личного состава в казарменном фонде войсковой части 61424 и это может повлечь тяжкие последствия. Просил обязать МО РФ и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ решить вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации здания казармы № 82 войсковой части 61424; устранить выявленные в здании казармы (инв.№82) в\ч 61424 по адресу: ЕАО <адрес>, нарушения путем проведения капитального ремонта; обязать командира в\ч 6424 расселить казарму № 82 и законсервировать здание, а также временно запретить эксплуатацию здания вышеуказанной казармы путем издания соответствующих приказов.
В судебном заседании истец помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Помазкин Д.В. - исковые требования уточнил и просил обязать: МО РФ и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ устранить выявленные в здании казармы (инв.№82) в\ч 61424 по адресу: ЕАО Ленинского района с. Бабстово, нарушения путем проведения капитального ремонта; командира войсковой части 61424 расселить казарму № 82 и законсервировать здание, а также временно запретить эксплуатацию здания вышеуказанной казармы путем издания соответствующих приказов. Военной прокуратурой Биробиджанского военного гарнизона была проведена проверка в ходе которой установлено, что на территории войсковой части 61424 расположено 4-х этажное здание казармы (инвентарный № 82) общей площадью 5 585 кв.м., находящейся в федеральной собственности. В ходе осмотра указанная казарма была признана аварийной и нуждающейся в проведении капитального ремонта, который с момента ее постройки 1980 г. ни разу не проводился. 19 марта 2016 года, произошло разрушение плиты перекрытия левого крыла казармы (цокольного этажа) в районе лестничного марша. После чего 04.04.2016 г. комиссией проведен осмотр, по результатам которого составлен акт технического состояния объекта. В настоящее время расселен 1 подъезд указанной казармы и при дальнейшей эксплуатации казармы возможны разрушения тыльной стены конструкции здания, что повлечет за собой разрушение всего здания. Считает, что ненадлежащее осуществление МО РФ и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ создают неприемлемые условия для размещения личного состава в казарменном фонде войсковой части 61424, это может повлечь тяжкие последствия. Срок исполнения решения суда просил установить до 31.12.2016 года. Просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерство обороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд предоставил возражения на исковые требования, согласно которых с исковыми требованиями прокурора не согласен. 19.05.2015 года между Министерством обороны РФ и ГУЖКХ заключен государственный контракт № 4-КЖФ на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно - жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ. Указанное помещение в соответствии с контрактом находится на обслуживании ГУ ЖКХ, таким образом ГУЖКХ не исполнены требования законодательства и обязательства взятые по указанному контракту. Министерство обороны РФ, заключив госконтракт на стороне государственного заказчика и утвердив план текущего ремонта на 2015 год объектов МО РФ, переданных в эксплуатацию специализированной организации ГУ ЖКХ в соответствии с государственным контрактом от 19.05.2015года, реализовало полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Считает, что МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагает, что дело подлежит передаче по подсудности в Биробиджанский гарнизонный военный суд для рассмотрения по существу. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, согласно предоставленного отзыва следует, что функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны России. Указав, что проведение ремонта зданий не входит в полномочия представляемого учреждения, определённые уставом. Кроме того имеется управляющая организация, на которую возложены обязанности заключенным контрактом № 4-КЖФ по содержанию переданного в управление имущества в надлежащем состоянии. Считает, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель командира части по доверенности Герасимов А.В. пояснил, что с исковыми требованиями частично согласен, действительно проводились комиссионные обследования казармы, которыми установлены частичные разрушения здания казармы, были даны заключения о расселении и капительном ремонте здания. Был председателем одной из комиссий, ремонт казармы нужен, но не всего здания, а частично первой половины. Крайне опасно находиться в 1 подъезде казармы, почему и были расселены с 1 подъезда военнослужащие, доступ в подъезд закрыли. Во 2 подъезде сильных разрушений перекрытий, стен здания нет. В нем проживает на сегодняшний день 355 человек. Расселение военнослужащих со 2 подъезда приведет к ухудшению их условий жизни. Считает, что в этом нет необходимости и в этой части иск не признает. В остальной части с исковыми требованиями согласен. Срок исполнения в случае удовлетворения исковых требований просил установить на усмотрение суда.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса России, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Ненадлежащее содержание казарм нарушает права проживающих в них военнослужащих, в том числе, проходящих военную службу по призыву, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц. Кроме того, ненадлежащее состояние зданий войсковых частей подрывает обороноспособность государства, тем самым нарушает интересы Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.7 Федерального конституционного закона России «О военных судах Российской Федерации» - военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
Согласно ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
В соответствии с ч.10 ст.29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.
Таким образом суд считает, что дело правильно принято к рассмотрению Ленинским районным судом ЕАО, так как один из ответчиков командир войсковой части 61424 находится в с.Бабстово Ленинского района ЕАО и в виду того что прокурор обратился с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.
Согласно государственного контракта № 4-КЖФ от 19.05.2015года на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации следует, что между Министерством обороны Российской Федерации и акционерным обществом «Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства» заключен государственный контракт, - исполнитель АО «Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства» обязалось в срок до 31.10.2016 года оказать услуги по выполнению работ и в объеме в соответствии с перечнем объектов имущественного комплекса(приложение № 1 к Контракту); услуги по устранению аварийных ситуаций на основании заявки Потребителя.
П. 5.20 Контракта предусмотрен перечень оказания услуг: - удаление с крыши снега; устранение незначительных протечек; прочистка и укрепление водосточных труб; замена стекл; устранение засоров, прочистка канализационных вытяжек; смена и ремонт штепсельных розеток, выключателей, патронов; проверка заземления ванн; замена автоматов; мелкий ремонт электропроводки; промывка и опресовка систем теплопотребления; незначительный ремонт теплоизоляции; проведение дезинфекции; обслуживание насосов систем отопления; осмотр и проверка работоспособности огнетушителей; техническое обслуживание пожарных щитов; внешний осмотр лифтового оборудования; техническое обслуживание тяговых канатов и каната ограничителя скорости; первичное обследование технических средств и систем пожаротушения, дымоудаления, пожарной и охранной сигнализации; дератизация подвала; откачка грунтовых вод; обеспечение освещения подвалов; и т.д..
Целью государственного контракта № 4-КЖФ является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержании общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков.
Таким образом, изучив предоставленный государственный контракт № 4-КЖФ от 19.05.2015года между Министерством обороны РФ и АО «Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что АО «Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства» обязалось перед министерством обороны РФ обслуживать имущество Вооруженных сил РФ, производить небольшой текущий ремонт, создавать благоприятные и безопасные условия проживания военнослужащих. АО «Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства» не принимала на себя обязанность по проведению капитального ремонта зданий Министерства обороны РФ, соответственно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из АКТа технического состояния здания(сооружения) составленного комиссионно и утвержденного временно исполняющим обязанности командира части 61424 от 23.07.2015 года следует, что произведен осмотр здания казармы с инвентаризационным № 82, 1980 года постройки, по адресу «адрес»: осмотром установлено - состояние фундамента аварийное, бетонное покрытие деформировано, перепады по горизонтали 20-30мм, присутствуют трещины и сколы. Состояние стен аварийное, кирпичная кладка стен деформирована, присутствуют массовые трещины и сколы. Ослабление и частичное разрушение кладки стен. Кирпичная кладка карниза деформирована, частично разрушена. Перекрытие аварийное, рулонное покрытие кровли и цементная стяжка разрушены полностью. Плиты перекрытия смещены в местах опирания на заднюю стену здания на 15-25мм. Цементный раствор между плитами перекрытия полностью разрушился и высыпался. Комиссия решила - здание признать аварийным и присвоить 1 категорию, требуется провести работы по капитальному ремонту здания.
Согласно АКТа № 71 общего осмотра объекта имущественного комплекса от 06.08.2015 года установлено, что осмотрено здание казармы имеющей инвентаризационный номер № 82, расположенной в войсковой части 61424 в с.Бабстово, Ленинский район, ЕАО по результатам осмотра комиссия считает, что здание казармы требуется провести работы по капитальному ремонту.
Из писем командира войсковой части № 61424 от 17.11.2015 года начальнику эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ следует, что командование в/ч 61424 отправило заявку на капитальный ремонт в 2016 году 67 зданий, в том числе и здания казармы с инвентаризационным номером № 82. Согласно заявке стоимость работ здания казармы составляет 18244211 рублей. Сообщает, что со 2 апреля 2016 года выявлено снижение несущей способности здания казармы, а именно: образование трещины в кирпичной кладке стены тамбура, прогрессивное проседание обрушенной плиты перекрытия в тамбуре на 3-4 см, в результате обрушения плиты перекрытия здания казармы инв.№ 82.
Согласно АКТу технического состояния объекта (дефектный акт) от 15.04.2016года установлено, что осмотрено четырехэтажное здание казармы, имеющее инвентаризационный номер № 82, 1980 года постройки, по адресу <адрес>, Еврейской АО. Осмотром установлено, что в результате разрушения операния плиты перекрытия произошло обрушение правой стороны плиты при входе в казарму. Операние выполнено из кирпичных столбиков по ригелю. Разрушение кирпичных столбиков произошло ввиду монтажа без применения цементно-песчаного раствора. В результате разрушения отмоски происходит напитка влагой грунта под стеновой панелью. При минусовых температурах происходит выдавливание стеновой панели наружной стены. Отклонение нижних панелей тыльной стороны стены от вертикальной оси составляет 8 см. Комиссия предлагает эксплуатацию казармы прекратить. По завершению отопительного сезона здание законсервировать.
АКТом технического состояния здания (сооружения) от 19.03.2016года осмотрено здание казармы с инвентаризационным номером № войсковой части 61424 комиссия считает, что требуется провести работы по внутренним отделочным работам здания 100%, усилить несущие стены, восстановить плиты перекрытия в тамбуре в нормальное положение, провести капитальный ремонт.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса России собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса России учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Принадлежащие Российской Федерации на праве собственности жилые помещения образуют государственный жилищный фонд.
Согласно положению о Министерстве обороны России, утвержденном Указом Президента России от 16.08.2004 года № 1082, а также Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Минобороны России от 20.07.2012 года № 2002 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны России, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Право оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» не оспаривается.
Статьёй 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, установлены требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений. В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта(часть 4).
В соответствии с п. 14.2) статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно Постановлению Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Поскольку казармы используются для проживания военнослужащих на территории войсковой части, указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда подлежат применению к спорным правоотношениям.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с п. 2.4.2 вышеназванных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что состояние здания казармы инв. № 82, войсковой части № 61424 по адресу <адрес> ЕАО требует капитального ремонта, так как согласно заключению комиссии следует, что четырехэтажное здание казармы имеющее инвентаризационный номер № 82, 1980 года постройки, по адресу <адрес>, Еврейской АО в результате разрушения опоры плиты перекрытия произошло обрушение правой стороны плиты при входе в казарму. В результате разрушения отмостки происходит напитка влагой грунта под стеновой панелью. При минусовых температурах происходит выдавливание стеновой панели наружной стены. Отклонение нижних панелей тыльной стороны стены от вертикальной оси составляет 8 см. Комиссия предлагает эксплуатацию казармы прекратить, по завершению отопительного сезона здание законсервировать, произвести капитальный ремонт здания. В связи, с чем суд считает необходимым возложить обязанность по проведению капитального ремонта здания казармы с инвентарным номером 82 войсковой части 61424 на собственника указанного объекта недвижимости, а также на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», в оперативном управлении которого находится это имущество, поскольку в силу закона указанные лица несут бремя содержания принадлежащего имущества. Кроме того обязать командира войсковой части 61424 расселить казарму и запретить эксплуатацию здания казармы с инвентаризационным номером 82 войсковой части 61424 до проведения капитального ремонта. Требования истца суд считает обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчиков, о том, что они являются не надлежащими ответчиками, что обязанности по капитальному ремонту здания казармы возложены на АО «Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства» в соответствии с государственным контрактом № 4-КЖФ от 19.05.2015года, что данный спор подсуден Биробиджанскому гарнизонному суду ЕАО не состоятельны, так как основаны на неправильном толковании закона.
В силу требований ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым установить срок для проведения капитального ремонта здания казармы с инвентаризационным № 82 - до 31.12.2016года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 61424 Мушланову В.В. о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Обязать Министерство Обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации организовать и провести капитальный ремонт здания казармы с инвентаризационным номером 82, войсковой части 61424 по адресу <адрес>, Еврейская автономная область в соответствии с требованиями строительных норм и правил, в срок до 31 декабря 2016 года.
Обязать командира войсковой части 61424 расселить казарму и запретить эксплуатацию здания казармы с инвентаризационным номером 82 войсковой части 61424 до проведения капитального ремонта.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Щиканов
Согласовано: судья А.В. Щиканов
«_____»______________________2016