Решение по делу № 33-3341/2023 от 12.04.2023

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-3341/2023 Строка № 076г

УИД 36RS0004-01-2022-008875-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2023 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.,

судей Кожевниковой А.Б., Храпина Ю.В.,

при секретаре Тарасове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Храпина Ю.В. гражданское дело № 2-907/2023 по исковому заявлению Левина Игоря Егоровича к Федеральной службе судебных приставов по Воронежской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет,

по апелляционной жалобе представителя Управления ФССП России по Воронежской области, ФССП России по доверенности Чиковой Ж.Н.

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 февраля 2023 г., с учетом определения судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2023 г. об исправлении описки,

(судья Лисицкая Н.В.)

УСТАНОВИЛА:

Левин И.Е. обратился с иском к Федеральной службе судебных приставов России (ФССП России), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Воронежской области (УФССП по Воронежской области) о признании права на получение пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет, указав, что 13.12.2017 он был принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность судебного пристава по ОУПДС в Левобережный районный отдел судебных приставов города Воронежа. 01.06.2020.

На основании приказа от 20.05.2020 № 420-лс он был принят на службу в органы принудительного исполнения РФ, с ним был заключен служебный контракт № 148, на должность – младший судебный пристав по ОУПДС специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Воронежской области, присвоено звание старший лейтенант внутренней службы. Выслуга его лет составляет 13 лет 10 месяцев, общий трудовой стаж – 29 лет 9 месяцев 16 дней.

Левин И.Е. указал, что трижды, а именно 24.08.2020, 04.09.2020, 15.03.2021 он обращался с рапортами на имя руководителя УФССП России по Воронежской области о предоставлении права подачи заявления установленного образца о назначении пенсии за выслугу лет, между тем в исполнении указанных рапортов было отказано.

14.05.2021 он был уволен со службы в органах принудительного исполнения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.09.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по инициативе сотрудника.

Левин И.Е. просил признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с момента увольнения, то есть с 14.05.2021. Обязать УФСПП по Воронежской области в десятидневный срок в законную силу направить документы для оформления пенсии на имя Левина И.Е. в соответствующее подразделение ФССП России. Обязать ФССП России назначить ему, Левину И.Е., пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 с момента его увольнения, то есть с 14 мая 2021 г.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 февраля 2023 г., с учетом определения судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2023 г. об исправлении описки в решении суда, за Левиным И.Е. признано право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

На УФССП по Воронежской области возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, направить документы для оформления пенсии на имя Левина И.Е. в соответствующее подразделение ФССП России.

На ФССП России возложена обязанность назначить Левину И.Е. пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

В апелляционной жалобе представитель Управления ФССП России по Воронежской области и ФССП России по доверенности Чикова Ж.Н. решение суда просит отменить, по делу принять новое решение об отказе Левину И.Е. в иске.

Ссылается на то, что при основании увольнения со службы, по которому был уволен Левин И.Е., истец не имеет права на получение пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1

Представлены возражения на апелляционную жалобу от Левина И.Е. (л.д.126-129).

На заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления ФССП России по Воронежской области, ФССП России по доверенности Гришунькина Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Левина И.Е. по ордеру адвокат Баркалова Ю.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки заказной почтой с уведомлением, о причинах не явки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Также, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Воронежского областного суда.

С учетом изложенного, положений статьи 165.1 ГК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав лиц, явившихся на заседание суда апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя Управления ФССП России по Воронежской области и ФССП России по доверенности Чикова Ж.Н. исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что 01.06.2020 между УФССП по Воронежской области в лице Врио руководителя - главного судебного пристава по Воронежской области капитаном внутренней службы Яковлевой С.В. и Левиным И.Е в соответствии частью 6 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был заключен контракт № 148 о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Воронежской области сроком на два года (с 01.06.2020 по 01.06.2022) (Л.д. 24-26).

Истцу было присвоено специальное звание – старший лейтенант внутренней службы, которое относится к среднему начальствующему составу.

Приказом № 2285-лс от 14 мая 2021 г. Левин И.Е. (в возрасте <данные изъяты> лет) был уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по инициативе сотрудника в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.09.2019 № 328-ФЗ (Л.л.23).

Согласно приказу, выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении -13 лет 10 месяцев 00 дней; в льготном исчислении – 13 лет 10 месяцев 00 дней

Общий трудовой стаж истца на дату увольнения составляет более 29 лет 9 месяцев 16 дней.

Таким образом, установлено, что истец, проходивший службу в органах принудительного исполнения, был уволен 14 мая 2021 г. по собственной инициативе, на день увольнения достиг <данные изъяты> возраста, имел общий трудовой стаж более 29 лет, выслуга лет -13 лет 10 месяцев.

Видно, что отказывая в удовлетворении требований, изложенных в рапортах Левина И.Е., ответчик исходил из того, что правовых оснований для признания выслуги лет, дающей право на назначение и получение пенсии за выслугу лет в органах принудительного исполнения Российской Федерации и возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет с момента обращения, не имелось.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом установленных по делу обстоятельств, правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 31.03.2022 № 710-О, установив, что Левин И.Е. был уволен со службы при достижении предельного возврата пребывания на службе в органах принудительного исполнения, достиг возраста <данные изъяты> лет, его общий трудовой стаж составляет более 29 календарных лет, из которых служба в органах принудительного исполнения более 13 лет 10 месяцев, пришел к выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей, регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы (служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации) в связи со вступлением в силу с 01.01.2020 Федерального закона № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу статьи 68 Федерального закона № 328-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Законом от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается.

Так, пункт «б» части 1 статьи 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 предусматривает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются:

1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения;

2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона;

4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;

6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;

7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

8) период работы судьей;

9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;

10) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1 (в календарном или льготном исчислении).

Согласно ч. 14 ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Статьей 18 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством РФ.

Пункт 1(5) постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» закрепляет включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г., помимо периодов, указанных в п. 1 настоящего постановления, в календарном исчислении: периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

В силу приказа Министерства юстиции РФ от 24.12.2019 № 305 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и соответствующих им специальных званий» должность, замещаемая истцом в период прохождения службы в органах принудительного исполнения в Управлении, относится к должностям среднего начальствующего состава.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлена совокупность условий, необходимых для назначения истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» ч. 1 ст. 13 Закона № 4468-1, а именно: истец достиг возраста 57 лет, уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, его общий трудовой стаж составляет более 29 лет (что подтверждается трудовой книжкой), из которых 13 лет 10 месяцев - служба в органах принудительного исполнения (с учетом включения в стаж периода федеральной государственной гражданской службы в УФССП России по Воронежской области с 30.09.2002 по 30.04.2020, оснований для отказа в удовлетворении иска Левина И.Е. у суда первой инстанции не имелось.

Доводам стороны ответчика, что истцу отказано в назначении пенсии по пункту «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 ввиду того, что истец был уволен по пункту 2 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ по инициативе сотрудника, судом дана правильная оценка, исходя из того, что в материалы дела представлены рапорты Левина И.Е. от 24.08.2020 и от 05.04.2021 о принятии решения о назначении пенсии за выслугу лет по основанию пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, имеющие резолюции уполномоченного лица «Согласовано», которые были оставлены ответчиком без реализации, несмотря на неоднократное выражение волеизъявления права на расторжение контакта по основаниям, дающим право на назначение и получение пенсии; что по смыслу статей 50, 51, 52 Закона от 12 февраля 1993 г. №4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется, в том числе и Федеральной службой судебных приставов, которая обязана дать гражданину разъяснения о полагающихся ему мерах социальной поддержки при его увольнении.

А также исходя из пояснений суду апелляционной инстанции стороны ответчика, что истец имел право на увольнение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 10.10.2019 по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 87 настоящего Федерального закона, и при увольнение по такому основанию он имел бы право на получение пенсии по основанию пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Видно, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и были предметом исследования и оценки суда, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, мотивированы, последовательны, логичны и основаны на доказательствах, получивших судебную оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые бы влияли бы на законность принятого судом решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 февраля 2023 г., с учетом определения судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2023 г. об исправлении описки в решении суда, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления ФССП России по Воронежской области, ФССП России по доверенности Чиковой Ж.Н.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.05.2023

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-3341/2023 Строка № 076г

УИД 36RS0004-01-2022-008875-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2023 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.,

судей Кожевниковой А.Б., Храпина Ю.В.,

при секретаре Тарасове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Храпина Ю.В. гражданское дело № 2-907/2023 по исковому заявлению Левина Игоря Егоровича к Федеральной службе судебных приставов по Воронежской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет,

по апелляционной жалобе представителя Управления ФССП России по Воронежской области, ФССП России по доверенности Чиковой Ж.Н.

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 февраля 2023 г., с учетом определения судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2023 г. об исправлении описки,

(судья Лисицкая Н.В.)

УСТАНОВИЛА:

Левин И.Е. обратился с иском к Федеральной службе судебных приставов России (ФССП России), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Воронежской области (УФССП по Воронежской области) о признании права на получение пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет, указав, что 13.12.2017 он был принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность судебного пристава по ОУПДС в Левобережный районный отдел судебных приставов города Воронежа. 01.06.2020.

На основании приказа от 20.05.2020 № 420-лс он был принят на службу в органы принудительного исполнения РФ, с ним был заключен служебный контракт № 148, на должность – младший судебный пристав по ОУПДС специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Воронежской области, присвоено звание старший лейтенант внутренней службы. Выслуга его лет составляет 13 лет 10 месяцев, общий трудовой стаж – 29 лет 9 месяцев 16 дней.

Левин И.Е. указал, что трижды, а именно 24.08.2020, 04.09.2020, 15.03.2021 он обращался с рапортами на имя руководителя УФССП России по Воронежской области о предоставлении права подачи заявления установленного образца о назначении пенсии за выслугу лет, между тем в исполнении указанных рапортов было отказано.

14.05.2021 он был уволен со службы в органах принудительного исполнения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.09.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по инициативе сотрудника.

Левин И.Е. просил признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с момента увольнения, то есть с 14.05.2021. Обязать УФСПП по Воронежской области в десятидневный срок в законную силу направить документы для оформления пенсии на имя Левина И.Е. в соответствующее подразделение ФССП России. Обязать ФССП России назначить ему, Левину И.Е., пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 с момента его увольнения, то есть с 14 мая 2021 г.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 февраля 2023 г., с учетом определения судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2023 г. об исправлении описки в решении суда, за Левиным И.Е. признано право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

На УФССП по Воронежской области возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, направить документы для оформления пенсии на имя Левина И.Е. в соответствующее подразделение ФССП России.

На ФССП России возложена обязанность назначить Левину И.Е. пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

В апелляционной жалобе представитель Управления ФССП России по Воронежской области и ФССП России по доверенности Чикова Ж.Н. решение суда просит отменить, по делу принять новое решение об отказе Левину И.Е. в иске.

Ссылается на то, что при основании увольнения со службы, по которому был уволен Левин И.Е., истец не имеет права на получение пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1

Представлены возражения на апелляционную жалобу от Левина И.Е. (л.д.126-129).

На заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления ФССП России по Воронежской области, ФССП России по доверенности Гришунькина Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Левина И.Е. по ордеру адвокат Баркалова Ю.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки заказной почтой с уведомлением, о причинах не явки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Также, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Воронежского областного суда.

С учетом изложенного, положений статьи 165.1 ГК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав лиц, явившихся на заседание суда апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя Управления ФССП России по Воронежской области и ФССП России по доверенности Чикова Ж.Н. исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что 01.06.2020 между УФССП по Воронежской области в лице Врио руководителя - главного судебного пристава по Воронежской области капитаном внутренней службы Яковлевой С.В. и Левиным И.Е в соответствии частью 6 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был заключен контракт № 148 о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Воронежской области сроком на два года (с 01.06.2020 по 01.06.2022) (Л.д. 24-26).

Истцу было присвоено специальное звание – старший лейтенант внутренней службы, которое относится к среднему начальствующему составу.

Приказом № 2285-лс от 14 мая 2021 г. Левин И.Е. (в возрасте <данные изъяты> лет) был уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по инициативе сотрудника в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.09.2019 № 328-ФЗ (Л.л.23).

Согласно приказу, выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении -13 лет 10 месяцев 00 дней; в льготном исчислении – 13 лет 10 месяцев 00 дней

Общий трудовой стаж истца на дату увольнения составляет более 29 лет 9 месяцев 16 дней.

Таким образом, установлено, что истец, проходивший службу в органах принудительного исполнения, был уволен 14 мая 2021 г. по собственной инициативе, на день увольнения достиг <данные изъяты> возраста, имел общий трудовой стаж более 29 лет, выслуга лет -13 лет 10 месяцев.

Видно, что отказывая в удовлетворении требований, изложенных в рапортах Левина И.Е., ответчик исходил из того, что правовых оснований для признания выслуги лет, дающей право на назначение и получение пенсии за выслугу лет в органах принудительного исполнения Российской Федерации и возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет с момента обращения, не имелось.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом установленных по делу обстоятельств, правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 31.03.2022 № 710-О, установив, что Левин И.Е. был уволен со службы при достижении предельного возврата пребывания на службе в органах принудительного исполнения, достиг возраста <данные изъяты> лет, его общий трудовой стаж составляет более 29 календарных лет, из которых служба в органах принудительного исполнения более 13 лет 10 месяцев, пришел к выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей, регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы (служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации) в связи со вступлением в силу с 01.01.2020 Федерального закона № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу статьи 68 Федерального закона № 328-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Законом от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается.

Так, пункт «б» части 1 статьи 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 предусматривает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются:

1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения;

2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона;

4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;

6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;

7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

8) период работы судьей;

9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;

10) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1 (в календарном или льготном исчислении).

Согласно ч. 14 ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Статьей 18 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством РФ.

Пункт 1(5) постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» закрепляет включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г., помимо периодов, указанных в п. 1 настоящего постановления, в календарном исчислении: периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

В силу приказа Министерства юстиции РФ от 24.12.2019 № 305 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и соответствующих им специальных званий» должность, замещаемая истцом в период прохождения службы в органах принудительного исполнения в Управлении, относится к должностям среднего начальствующего состава.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлена совокупность условий, необходимых для назначения истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» ч. 1 ст. 13 Закона № 4468-1, а именно: истец достиг возраста 57 лет, уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, его общий трудовой стаж составляет более 29 лет (что подтверждается трудовой книжкой), из которых 13 лет 10 месяцев - служба в органах принудительного исполнения (с учетом включения в стаж периода федеральной государственной гражданской службы в УФССП России по Воронежской области с 30.09.2002 по 30.04.2020, оснований для отказа в удовлетворении иска Левина И.Е. у суда первой инстанции не имелось.

Доводам стороны ответчика, что истцу отказано в назначении пенсии по пункту «б» части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 ввиду того, что истец был уволен по пункту 2 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ по инициативе сотрудника, судом дана правильная оценка, исходя из того, что в материалы дела представлены рапорты Левина И.Е. от 24.08.2020 и от 05.04.2021 о принятии решения о назначении пенсии за выслугу лет по основанию пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, имеющие резолюции уполномоченного лица «Согласовано», которые были оставлены ответчиком без реализации, несмотря на неоднократное выражение волеизъявления права на расторжение контакта по основаниям, дающим право на назначение и получение пенсии; что по смыслу статей 50, 51, 52 Закона от 12 февраля 1993 г. №4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется, в том числе и Федеральной службой судебных приставов, которая обязана дать гражданину разъяснения о полагающихся ему мерах социальной поддержки при его увольнении.

А также исходя из пояснений суду апелляционной инстанции стороны ответчика, что истец имел право на увольнение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 10.10.2019 по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 87 настоящего Федерального закона, и при увольнение по такому основанию он имел бы право на получение пенсии по основанию пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Видно, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и были предметом исследования и оценки суда, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, мотивированы, последовательны, логичны и основаны на доказательствах, получивших судебную оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые бы влияли бы на законность принятого судом решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 февраля 2023 г., с учетом определения судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2023 г. об исправлении описки в решении суда, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления ФССП России по Воронежской области, ФССП России по доверенности Чиковой Ж.Н.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.05.2023

33-3341/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Левин Игорь Егорович
Ответчики
Управление ФССП России по Воронежской области
ФССП России
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Храпин Юрий Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
12.04.2023Передача дела судье
25.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2023Передано в экспедицию
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее