Дело № 2-14/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Газимурский-Завод 22 января 2018 года
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
при секретаре Федотовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова ФИО6 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Тайнинская основная общеобразовательная школа, администрации муниципального района «<адрес>», Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Истец Титов В.В. обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в МБОУ Тайнинская ООШ в должности <данные изъяты> размер его начисленной заработной платы с сентября по ноябрь 2017г. составлял <данные изъяты> в месяц и включал в себя: оклад – <данные изъяты>, районный коэффициент 40% - <данные изъяты>, процентная надбавка за непрерывный стаж работы. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушают его трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. Работодатель неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, исходя из сумм должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда, установленный ФЗ РФ. Следовательно, размер его вознаграждения за труд без включения компенсационных выплат должен составлять с 1 июля 2017 года в месяц 7800 руб. 00 коп.
Просит суд взыскать с ответчика МБОУ Тайнинская ООШ недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с 01 сентября по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, обязать администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать МБОУ Тайнинская ООШ денежными средствами для выплаты ему недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у последнего, возложить на ответчика МБОУ Тайнинская ООШ обязанность выплачивать Титову В.В. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений (л.д. 4-8).
В судебное заседание истец Титов В.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, поступила телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика МБОУ Тайнинская ООШ не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от директора А поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебное заседание представитель соответчика администрации муниципального района «<адрес>» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В судебное заседание представитель соответчика Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил признать Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> ненадлежащим ответчиком по делу, рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представил отзыв.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец Титов В.В. работает в МБОУ Тайнинская ООШ в должности подсобный рабочий на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-13, 14-17). За спорный период на базовый оклад истца в размере <данные изъяты> (за 0,5 ставки оклада от <данные изъяты>) начислялись надбавки и доплаты: районный коэффициент 40% и надбавка за работу в районах с особыми климатическими условиями труда 30% - <данные изъяты>, доплата до МРОТ – <данные изъяты>.
С учетом названных выплат начисленная заработная плата истца по 0,5 ставки подсобный рабочий, составляла: в сентябре 2017г. (с 19.09.) – <данные изъяты>; в октябре 2017 – <данные изъяты>; в ноябре 2017 года – <данные изъяты> (л.д. 19-22, 39).
В соответствии с ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. При этом в ч.3 ст. 37 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Статьей 2 ТК РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которые в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Однако, действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Из вышеуказанного следует, что тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанные нормы трудового законодательства допускаются установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 1 июля 2017 года не менее 7800 руб.). При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Истцу районный коэффициент 40% и северная надбавка 30%, начислялись ответчиком на должностной оклад, а не на МРОТ и фактически включались в минимальный размер оплаты труда.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 19.12.2016 № 460 - ФЗ МРОТ установлен в сумме 7800 рублей в месяц.
Следовательно, размер вознаграждения истцу за труд без включения компенсационных выплат с 1 июля 2017 года составляет 7800 рублей в месяц.
Исходя из приведенных норм, в соответствии с требованиями ст.ст. 146,148 и 315 ТК РФ истцу, как работнику, трудящемуся в особых климатических условиях (при выполнении в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени), гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента и северной процентной надбавкой. Иное толкование ст.ст.129,133,146,148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическим условиями и без таковых, что противоречит требованиям трудового законодательства и Конституции Российской Федерации.
Общий размер начисленной месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, которому установлены процентная надбавка к зарплате за непрерывный стаж работы в размере 30% и районный коэффициент в размере 40 %, должен составлять не менее, чем: <данные изъяты> (МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ) х <данные изъяты>) = <данные изъяты>
Учитывая, что Титов В.В. работает на <данные изъяты>, то общий размер начисленной месячной заработной платы работника при вышеуказанных условиях должен составлять не менее, чем: <данные изъяты> (0<данные изъяты> = <данные изъяты>
Согласно расчетов исключается сумма за совмещение, разовые премии не включаются в размер заработной платы. Расчет производится по основной должности истца на 1 полную ставку.
Схема расчета:
Титов В.В.: оклад (0<данные изъяты>
<данные изъяты> - начисленная заработная плата без совмещения и разовых выплат = недоплата.
В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец состоит в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Тайнинская основная общеобразовательная школа, расположенным в <адрес>.
Истцу начисление районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, размер которой не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, не производилось.
Истец Титов В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ в суд с требованием о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября по ноябрь 2017 года, согласно списка перечисления зарплаты в банк истцу перечисления зарплаты производились - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом срока.
Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ составляет:
сентябрь 2017 г.
<данные изъяты> <данные изъяты>д. (по производственному календарю для 5-дневной рабочей недели) х 9 отработанных дней = <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> = <данные изъяты>
октябрь 2017 г.
<данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты>
ноябрь 2017 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты> = <данные изъяты>
Итого: <данные изъяты> – размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца (без вычета НДФЛ).
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз.14 ч.1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При обстоятельствах установленных судом, в связи с установленным фактом нарушения в части начисления и выплаты заработной платы истцу без соблюдения норм действующего законодательства, длительности срока восстановления нарушенных его прав, суд полагает возможным, исходя из требований разумности и справедливости взыскать в пользу истца Титову В.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В остальной части требования о взыскании денежной компенсации морального вреда подлежат отклонению.
В силу п.3 ч.1 ст. 8 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В силу ст.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Согласно ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Судом установлено, что расходы на оплату труда истца Титова В.В. финансируются Комитетом по финансам администрации МР «<адрес>» за счет средств местного бюджета, из Устава МБОУ Тайнинская ООШ следует, что собственником имущества и учредителем является администрация муниципального района «<адрес>» (л.д. 18).
Поэтому суд считает, что администрация муниципального района «<адрес>» несет обязанность по финансированию МБОУ Тайнинская ООШ денежными средствами для выплаты истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности указанных средств у учреждения.
Следовательно, Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ МРОТ установлен в сумме 7800 рублей в месяц.
С 01 января 2018 года Федеральным законом от 28.12.2017 № 421 - ФЗ МРОТ установлен в сумме 9489 рублей в месяц.
Следовательно, размер вознаграждения истцу за труд без включения компенсационных выплат с 1 июля 2017 года составлял 7800 рублей в месяц, с 01 января 2018 года составляет 9489 рублей в месяц.
Таким образом, требования истца Титова В.В. о возложении на ответчика МБОУ Тайнинская ООШ выплачивать ему, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений, законны и обоснованны.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, иск истца подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 198 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 211 ГПК РФ решение о взыскании заработка в пользу истца подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд с учетом того обстоятельства, что школа является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета района, с учетом финансового положения ответчика полагает возможным снизить размер государственной пошлины до <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 103, 211 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Титова ФИО8 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Тайнинская основная общеобразовательная школа, администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, удовлетворить частично.
В исковых требованиях Титова ФИО9 к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тайнинская основная общеобразовательная школа недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу Титова ФИО10 – <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей (без вычета НДФЛ).
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тайнинская основная общеобразовательная школа компенсацию морального вреда в пользу Титова ФИО11 в размере <данные изъяты> (без вычета НДФЛ).
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тайнинская основная общеобразовательная школа выплачивать Титову ФИО12 при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 июля 2017 года – 7800 рублей в месяц, с 1 января 2018 года – 9489 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тайнинская основная общеобразовательная школа произвести выплату Титову ФИО13 недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>) рублей и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> (без вычета НДФЛ) из средств местного бюджета направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
В остальной части удовлетворении исковых требований, отказать.
Решение о взыскании заработка в пользу истца подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тайнинская основная общеобразовательная школа государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края с момента оглашения.
Председательствующий Епифанцева С.Ю.
.