Решение по делу № 2-44/2022 (2-1521/2021;) от 06.12.2021

УИД 04RS0010-01-2021-002112-03 Дело № 2 – 44/22г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2022 года с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Айсуевой А.Ц., при секретаре Цыденовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Бурятского транспортного прокурора к администрации муниципального образования «Иволгинский район» о возложении обязанности освобождении земельного участка от отходов, суд

У С Т А Н О В И Л:

Бурятским транспортным прокурором РБ проведена проверка по обращению генерального директора Аэропорт «Байкал» по вопросу захламления приаэродромной территории аэродрома Улан-Удэ (Мухино) отходами производства и потребления. В процессе проверки выявлено, что на прилегающий к Аэропорту «Байкал» территории допускается несанкционированное складирование бытовых отходов производства и потребления в границах шестой подзоныприаэродромной территории аэродрома Улан-Удэ (Мухино). Так как несанкционированные свалки располагаются в рамках границ ведения ответчика, обращаясь в суд, Бурятский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга просит возложить обязанность на ответчика в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку мусора с приаэродромной территории аэродрома Улан-Удэ (Мухино) на земельном участке с установленными географическими координатами, указанными в иске.

Определением от 22.12.2021г. в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечены ООО "Аэропорт Байкал", Управление Росреестра по Республике Бурятия, Межрегиональное территориальное Управление (Росимущество) в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.

В судебном заседании помощник Бурятского транспортного прокурора Манданов А.А. требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме по доводам, указанным в нем. Считает, что поскольку земли, на которых выявлены места несанкционированного размещения отходов и твердых бытовых отходов относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению данными земельными участками имеет Администрация МО «Иволгинский район» РБ. Доказательств иного ответчиком не предоставлено.

Представитель ответчика Администрации МО «Иволгинский район» по доверенности Мокрова А.И. исковые требования признала частично, суду пояснила, что поскольку 2 свалки находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно собственник в любое время имеет право зарегистрировать свое право на них, в связи с чем Администрация МО «Иволгинский район» не является надлежащим ответчиком и не может нести ответственность за образование данных свалок и их ликвидацию. Однако, в случае удовлетворения исковых требований, просила суд установить срок исполнения требований истца до сентября 2022 года.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Управление Росреестра по Республике Бурятия, в суд не явились, извещены надлежащим образом. Направили пояснения по существу требований. Не возражали против удовлетворения исковых требований. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители третьих лиц на стороне ответчика ООО "Аэропорт Байкал",Межрегиональное территориальное Управление (Росимущество) в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском краев суд не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, мнение по существу иска не высказывали.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Согласно ст. 13 названного закона, территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Проверкой установлено, что на территории приаэродромной территории аэродрома Улан-Удэ (Мухино) на земельном участке с установленными географическими координатами допускается несанкционированное складирование отходов производства и потребления в границах шестой подзоныприаэродромной территории аэродрома г. Улан-Удэ ( Мухино), а именно несанкционированная свалка площадью 994, 15 кв.м по координатам указанном с иске в границах земельного участка с кадастровым номером принадлежащем на праве собственности МО «Иволгинский район» Республики Бурятия; несанкционированная свалка площадью 90, 58 кв.м по координатам указанном с иске в границах земельного участка с кадастровым номером , на который сведения о правах отсутствует; несанкционированная свалка площадью 787, 37 кв.м по координатам указанном с иске в границах земельного участка с кадастровым номером , на который сведения о правах отсутствует;

Наличие свалки подтверждается письмом директора ООО «Аэропорта Байкал» от 14.05.2021 г., актом осмотра(проверки) от 13.05.2021г., справкой о результатах геодезической съемки от 15.06.2021 г., схемой отображения границ свалки со Управлением Росреестра по Республике Бурятия.

Согласно справки о результатах геодезической съемки от 15.06.2021 г., ответа Управления Росреестра по Республике Бурятия от 17.01.2022г. следует, что 10.06.2021 г. ведущим специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Базаровым С.Б. по требованию Бурятской транспортной прокуратуры проведена спутниковая геодезическая съемка 8 земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, в том числе на земельных участках , , . По результатам съемки установлены координаты свалок, указанных в справке, а именно: несанкционированная свалка площадью 994, 15 кв.м по координатам указанном с иске в границах земельного участка с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности МО «Иволгинский район» Республики Бурятия; несанкционированная свалка площадью 90, 58 кв.м по координатам указанном с иске в границах земельного участка с кадастровым номером , на который сведения о правах отсутствует; несанкционированная свалка площадью 787, 37 кв.м по координатам указанном с иске в границах земельного участка с кадастровым номером , на который сведения о правах отсутствует;

Стороны не оспаривали, что 1 участок () находится в собственности МО «Иволгинский район», 2 участка () относится к неразграниченным землям.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий).

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления. Производителей отходов на несанкционированной свалке установить не представляется возможным.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пунктом 1 ст.13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Таким образом, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования является прямой обязанностью органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с указанными Правилами обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на регионального оператора возлагается только в силу заключенного с собственником участка договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо в соответствии с п.16-17 Правил в случае неисполнения собственником участка своих обязанностей.

Таким образом, исходя из совокупного смысла приведенных норм права, Администрация МО «Иволгинский район» в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на принадлежащих земельных участках, возложение обязанности по ликвидации выявленных в ходе прокурорской проверки свалок на любой иной орган или организацию, помимо органа местного самоуправления, является незаконным.

В соответствии с п. 1.15 ст. 4 Устава муниципального образования Иволгинский район» Республики Бурятия, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Иволгинский район» от 10.07.2017г. , участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Представлением от 21.06.2021 года Бурятский транспортный прокурор требовал принять незамедлительные меры по ликвидации свалки бытовых отходов на приаэродромной территории. В ответ на представление Администрация МО «Иволгинский район» РБ направило письмо от 27.07.2021 г. № 2586, в соответствии с которым визуальный объем мусора составляет 968,8 куб.м. Ориентировочная стоимость 1792280 руб. В связи с дифицитом бюджета в 2021 г. средства на ликвидацию свалок не предусмотрены. Заявка на финансирование данных работ будет направлена на ближайшую сессию советов депутатов Мо «Иволгинский район». Работы по ликвидации свалок будут проведены в срок до 01.11.2021 г. при условии выделении финансирования.

В нарушение данных требований закона несанкционированные свалки до настоящего времени не ликвидированы, сведения об обратном в суд не предоставлены. Сведений о предпринятых мерах также отсутствуют.

Несанкционированное размещение отходов образовалось по причине ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них законом обязанностей по охране окружающей среды.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что прокурором требование о возложении на Администрацию МО «Иволгинский район» обязанности к ликвидации несанкционированной свалки, правомерно заявлено в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, так как обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.42 Конституции РФ, так как захламление земель твердыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия, наличие несанкционированных свалок способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, расположение несанкционированных свалок в приаэродромной территории аэродрома Улан-Удэ (Мухино) также угрожает безопасности полетов воздушных судов.

Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Иволгинский район" о возложении обязанности освобождении земельного участка от отходов удовлетворить.

Обязать администрации МО "Иволгинский район" в течении шести месяцев, со дня вступления в силу решения суда:

- освободить земельный участок площадью 994,15 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером от отходов производства и потребления по следующим координатам:

Условное обозначение

Система координат МСК-03

NN

X

Y

1

- освободить земельный участок площадью 90,58 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером от отходов производства и потребления по следующим координатам:

Условное обозначение

Система координат МСК-03

NN

X

Y

1

- освободить земельный участок площадью 787, 37 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером от отходов производства и потребления по следующим координатам:

Условное обозначение

Система координат МСК-03

NN

X

Y

1

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья П/П А.Ц. Айсуева

Копия верна:

Судья А.Ц. Айсуева

Решение изготовлено: 22.01.2022г.

Подлинное решение подшито в гражданское дело № 2- 44/2022 хранящееся в Иволгинском районном суде Республики Бурятия

2-44/2022 (2-1521/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Бурятский транспортный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Иволгинский район"
Другие
Управление Росреестра по РБ
Межрегиональное территориальное Управление (Росимущество) в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на стороне ответчика
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Айсуева Арюна Цыдендамбаевна
Дело на странице суда
ivolginsky.bur.sudrf.ru
06.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2021Подготовка дела (собеседование)
22.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
22.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2022Дело оформлено
01.04.2022Дело передано в архив
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее