Дело № 2а-462/2020
РЈРР” 28RS0019-01-2020-000624-76
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
14 октября 2020 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,
при секретаре – Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Администрации Серышевского района, о возложении обязанности по прекращению нарушений санитарного законодательства, ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов вблизи села <адрес> Серышевского района
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Управление Роспотребнадзора РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РІ лице территориального отдела <данные изъяты> обратились СЃ данным исковым заявлением РІ СЃСѓРґ, мотивируя СЃРІРѕРё требования тем, согласно Положению РѕР± Управлении Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, утвержденному приказом Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РѕС‚ 10.07.2012 в„– 752 РЅР° территории РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области. Главные государственные санитарные врачи Рё РёС… заместители наделяются полномочиями предъявлять РёСЃРєРё РІ СЃСѓРґ Рё арбитражный СЃСѓРґ РІ случае нарушения санитарного законодательства - С‡.1 Рї.2 СЃС‚. 51 Федерального закона РѕС‚ 30.03.1999 в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Р’ адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РІ городах Белогорск Рё Райчихинск. Архаринском, Белогорском, Бурейском. Завитинском Михайловском, Октябрьском, Ромненском Рё Серышевском районах РІ текущем периоде 2020 РіРѕРґР° неоднократно поступали обращения юридического лица РћРћРћ «АВТОСРРўРВ», жителей СЃ. Украинка Серышевского района, депутата Законодательного Собрания РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Рћ.РЎ. Петайчук направленное Прокуратурой РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области (РІС….в„– 587/Р¶-2020 РѕС‚ 13.04.2020. в„– 75/Р¶-1 1-2021 РѕС‚ 14.05.2020, в„– 901/Р¶-2020 РѕС‚ 20.05.2020, в„–1590/Р¶-2020 РѕС‚ 06.08.2020) - РЅР° нарушенме санитарного, природоохранного законодательства РїСЂРё обращении СЃ твердыми коммунальными отходами (далее - РўРљРћ) РїСЂРё размещении несанкционированной свалки РўРљРћ. РјСѓСЃРѕСЂР° вблизи СЃ. Украинка Серышевского района (координаты: 5lВ°08" 28.6" N128В°32/29.8//), Р° именно, РЅР° свалку разлагающимися отходами, наличие РЅР° ней крыс, которые являются переносчиками серьезных заболеваний, РЅР° СѓРіСЂРѕР·Сѓ негативного влияния РЅР° Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ граждан разлагающихся отходов через подземные РІРѕРґС‹ Рё выделение РІ атмосферу продуктов гниения, Р° также продуктами периодического горения РўРљРћ, РЅР° засорение карьера Рё ближайших территорий РјСѓСЃРѕСЂРѕРј вблизи СЃ. Украинка, что также нарушает Федеральный закон РѕС‚ 24.06.1998Рі в„–89-ФЗ «Об отхода производства Рё потребления»,. Правила обращения СЃ твердыми коммунальными отходами утвержденных Постановлением Правительства Р Р¤ в„–1156 РѕС‚ 12.11.2016. РР· поступивших обращений, Р° также РёР· информации Администрации Серышевского района земельный участок, находящийся РІ 2 РєРј РѕС‚ СЃ. Украинка Серышевского района, РІ 200 метрах РѕС‚ федеральной трассы Чита-Хабаровск, кадастровый номер 28:23:020408:16. площадью 9159 РєРІ.Рј. внесен РІ территориальную схему, как место временного накоплении отходов РґРѕ 29.02.2020 СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 11 месяцев. Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения обращений установлено, что РІ территориальной схеме обращения отходами РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области (приказ Министерства природных ресурсов РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области в„–630-00 РѕС‚ 24.12.2019), объект размещения отходов СЃ указанными координатами, обозначен Рє планируемый, РЅРµ утвержденный. Региональный оператор РћРћРћ «ТрансРкоСервис» осуществляющий деятельность РїРѕ транспортированию отходов I-IV класса опасности РЅР° месте временного накопления отходов вблизи СЃ. Украинка, РЅРµ имеет разрешительных документ (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, лицензию Росприроднадзора) РЅР° деятельность РїРѕ обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, РІ том числе РЅР° земельный участок, находящийся РІ 2 РєРј. СЃ. Украинка Серышевского района. 19.05.2020, РїСЂРё предварительном осмотре территории земельного участка, находящегося ориентировочно менее, чем РІ 2000 РєРј РѕС‚ СЃ. Украинка Серышевского района РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, РІ 200 метрах РѕС‚ федеральной трассы Чита-Хабаровск, определенного, как место временного накопления отходов РґРѕ 29.02.2020, установлено: обнаружена свалка бытовых (коммунальных) отходов РЅР° открытом грунте (бытовые отходы, РјСѓСЃРѕСЂ строительные отходы, отработанные шины, срезки веток кустарника, картонные РєРѕСЂРѕР±РєРё, старые РґРѕСЃРєРё, битое стекло, старый утеплитель, старая мебель, пластиковые Рё стеклянные бутылки, пищевые отходы Рё РїСЂ.), СЃ РІРёРґРёРјРѕР№ площадью около 1000 РєРІ.Рј. Возле РґРѕСЂРѕРіРё, РїСЂРё въезде РЅР° территорию свалки стоит крытое сооружение (помещение) СЃ дымовой трубой, РЅР° территории свалки работает гусеничный бульдозер (без опозновательных знаков), которым зачищается территория свалки -скопления отходов сталкивается отвалом (щитом) бульдозера РІ длинный карьер, граничащий СЃРѕ свалкой ТБО (РўРљРћ). Наименование организации, эксплуатируемой данный участок, РЅР° въезде Рё РЅР° территории - отсутствует. Данная свалка бытовых (коммунальных) отходов, работающая как полигон для твёрдых бытовых отходов, РЅРµ оборудована РІ соответствии СЃ требованиями законодательства РІ области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: земельный участок РЅРµ имеет легкое ограждение РїРѕ периметру территории для захоронения твердых бытовых отходов, либо заменяющей его осушительной траншеи глубиной более 2 Рј или вала высотой РЅРµ более 2 Рј; участок РїРѕРґ захоронение твердых бытовых отходов расположен РЅР° искусственной площадке среди естественной растительной среды РІ РІРёРґРµ деревьев, кустарников, травы, граничит непосредственно СЃ РЅРёРјРё: территория хозяйственной Р·РѕРЅС‹ РЅРµ имеет легкого ограждения, РЅРµ забетонирована Рё РЅРµ асфальтирована; РЅР° въезде РЅРµ устроен шлагбаум; РЅР° территории отсутствуют переносные сетчатые ограждения, устанавливаемые как РјРѕР¶РЅРѕ ближе Рє месту разгрузки Рё складирования ТБО (для задержки легких фракций отходов, высыпающихся РїСЂРё разгрузке ТБО РёР· РјСѓСЃРѕСЂРѕРІРѕР·РѕРІ Рё перемещаемых бульдозером); РїРѕ всей площади участка складирования отходов РЅРµ предусмотрено устройство котлована СЃ целью получения грунта для промежуточной Рё окончательной изоляции уплотненных ТБО, РіСЂСѓРЅС‚ РёР· котлована РїРѕ периметру полигона отсутствует, РЅРµ складируется РІ отвалах (отвалы отсутствуют); РЅР° участке складирования ТБО полигона, занимающем около 1\4-1\5 всей площади полигона располагаются большие скопления твердых бытовых отходов, РЅРµ уплотненных (РЅРµ утрамбованных) тяжелыми бульдозерами, РЅРµ пересыпаны изолирующим слоем, то есть, РЅРµ обеспечивается технологический цикл РїРѕ захоронению Рё изоляции всех ТБО: промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО РЅРµ осуществляется РІ летний период - ежесуточно, РїСЂРё температуре +5 град. РЎ Рё РЅРёР¶Рµ - РЅРµ позднее трех суток СЃРѕ времени складирования ТБО; участок для захоронение твердых бытовых отходов РІ 200 метрах РѕС‚ федеральной трассы Чита-Хабаровск, кадастровый номер 28:23:020408:16 РЅРµ имеет экспертное заключение Рѕ соответствии его санитарным правилам, что РЅРµ соответствует Рї.4.1., Рї.4.2., Рї.4.4., Рї. 5.1., Рї.5.3., Рї.2.3., Рї.2.2., Рї.3.7. РЎРџ 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования Рє устройству Рё содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», В«Рнструкции РїРѕ проектированию, эксплуатации Рё рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» РѕС‚ 10 РёСЋРЅСЏ 1996 Рі. N 01 -8/17-11, Рї.2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования Рє содержанию территорий муниципальных образований». Твердые бытовые отходы вывозятся Рё складируются непосредственно РЅР° поле, РІ карьер, граничащий СЃРѕ свалкой ТБО, вблизи СЃ. Украинка Серышевского района, что РЅРµ соответствует Рї.1.13 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Данная ситуация складывается РЅР° протяжении 6 месяцев, СЃ марта 2020РіРѕРґР°. Указанные данные свидетельствуют Рѕ нарушении СЃС‚. 11, 21, С‡.1 СЃС‚.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». РР· РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды в„– 31/20 находящегося РІ государственной собственности земельного участка РѕС‚ 30.03.2020, согласно которому «Арендодатель» - Комитет РЅРѕ управлению муниципальным имуществом Рё приватизации администрации Серышевского района представляет, Р° «Арендатор» РћРћРћ «ТрансРкоСервис» принимает РІ пользование РЅР° условиях. аренды земельный участок СЃ кадастровым номером 28:23:020408:16, площадью 9159 РєРІ.Рј.. находящийся РїРѕ адресу: Амурская область, Серышевский район, государственная собственность РЅР° который РЅРµ разграничена - для размещения свалки твердых коммунальных отходов, РЅР° период СЃ 30.03.2020 РїРѕ 29.03.2030 (РЅР° СЃСЂРѕРє 10 лет). Согласно вышеуказанному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ. Арендодатель обязан контролировать выполнение Арендатором обязательств (Рї.4.3.1-4.3.3. Договора) РїРѕ настоящему РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, передать Участок РІ состоянии, соответствующем условиям РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. Содержащиеся РІ бытовых (коммунальный) отходах органические вещества, скапливаясь РІ почве, быстро загнивают Рё ухудшают санитарное состояние почвы, подземных РІРѕРґ, атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°. Загрязнение территории вблизи села Украинка, РіРґРµ обитают крысы, грызуны, являющиеся переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний, создает потенциальную СѓРіСЂРѕР·Сѓ Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ населения, способствует возникновению Рё распространению среди населения массовых инфекционных заболеваний, передающихся контактно-бытовым, водным путем, через загрязненную почву Рё РїСЂ. Таким образом, администрацией Серышевского района РЅРµ исполняются требования законодательства Рѕ санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, РЅРµ принимаются действенные меры РїРѕ надлежащему содержанию территории Серышевского района вблизи СЃ. Украинка, что ставит РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенною РєСЂСѓРіР° граждан. РќР° основании изложенного РїСЂРѕСЃСЏС‚ возложить РЅР° Администрацию Серышевского района, РІ течение РґРІСѓС… месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу: обязанность РїРѕ прекращению нарушений санитарного законодательства РїСЂРё содержании территории муниципального района - земельного участка СЃ кадастровым номером 28:23:020408:16. площадью 9159 РєРІ.Рј., находящегося РїРѕ адресу: Амурская область. Серышевский район, вблизи СЃ. Украинка; ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов вблизи села Украинка Серышевского района; вывезти накопленные отходы РЅР° специально предназначенный полигон ТБО (РўРљРћ); организовать дезинфекционные Рё дератизационные мероприятия РЅР° территории свалки - земельного участка СЃ кадастровым номером 28:23:020408:16. площадью 9159 РєРІ.Рј.. находящегося РїРѕ адресу: Амурская область, Серышевский район.
Р’ судебных заседаниях должностное лицо - ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Зенкова Р“.Рљ., заявленные требования поддержала РІ полном объеме РїРѕ основаниям Рё мотивам, указанным РІ РёСЃРєРµ, РїСЂРё этом СЃСѓРґСѓ пояснила, что даже представленное дополнительное соглашение Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды в„–31/20 РѕС‚ 30.03.2020, РіРґРµ внесены изменения РІ пункты:1.2 Рё 4.3.3., Р° именно слово «размещение» заменено РЅР° слово «накопление», РЅРµ имеет никакого значения, поскольку участок передаётся РІ аренду РІ период СЃ 30 марта 2020 РіРѕРґР° 29 марта 2030 РіРѕРґР°, то есть СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 10 лет. Вместе СЃ тем, РІ силу Федерального закона в„–89-ФЗ, накопление отходов – это складирование отходов РЅРµ более чем РЅР° 11 месяцев, РІ целях РёС… дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживании Рё размещения. 11 месяцев СѓР¶Рµ истекли. Заключается дополнительное соглашение СѓР¶Рµ после того, как истекли 11 месяцев РїРѕ существованию этой свалки, Рё РїСЂРё чём ещё СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 10 лет, что абсолютно противоречит законодательству. РџРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды, арендатор обязан использовать участок РІ соответствии СЃ назначением, СЃ соблюдением требований градостроительных регламентов, санитарных гигиенических Рё РґСЂСѓРіРёС…, РѕРЅ СѓР¶Рµ обязан РЅРµ нарушать эти требования. Рарендодатель РІ СЃРІРѕСЋ очередь РїРѕ этому РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, тоже обязан контролировать выполнение арендатором обязательств РїРѕ настоящему РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, Р° арендодатель заключает ещё дополнительное соглашение. Р’ деле имеется РїРёСЃСЊРјРѕ «Росприроднадзора» РѕС‚ 11.06.2020 РіРѕРґР°, данное РїРёСЃСЊРјРѕ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ очередным обращением «Автоситти», РѕРЅРё дважды жаловались. РР· данного РїРёСЃСЊРјР° следует, что проведено плановое рейдовое обследование свалки СЃ временным накоплением отходов РІ границах СЃ. Украинка СЃ привлечением специалистов лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТРВ» РїРѕ Дальневосточному федеральному РѕРєСЂСѓРіСѓ. РџРѕ результатам рейдового обследования, факты, изложенные РІ заявлении подтвердились, РІ настоящее время проводится процедура РїРѕ привлечению Регионального оператора РћРћРћ «ТрансРкоСервис» Рє административной ответственности РІ соответствии СЃ РљРѕРђРџ Р Р¤, С‡. 1 СЃС‚.8.2. Согласно представленных СЃСѓРґСѓ Росприроднадзором заключений, протоколов испытаний СЏСЃРЅРѕ усматривается загрязнение почвы, Рё превышение концентрации загрязняющих веществ, это бензапирена, нефтепродуктов, марганца. РР· писем, которые были представлены администрацией Серышевского района, следует, что администрация несколько раз пишет РІ адрес РћРћРћ «ТрансРкоСервис» РѕС‚ 30 октября 2019 РіРѕРґР° – вывезти отходы, РЅР° действующий полигон, РІ мае такое Р¶Рµ аналогичное РїРёСЃСЊРјРѕ РІ адрес РћРћРћ «ТрансРкоСервис». Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ обращениями начиная СЃ апреля 2020 РіРѕРґР°, обращения поступали четыре раза, РІ последний раз это было РѕС‚ депутата Законодательного собрания, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем что свалка РіРѕСЂРёС‚, граждане боятся, что это повлечёт СѓРіСЂРѕР·Сѓ РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ через подземные РІРѕРґС‹, через загрязнённую землю, самое главное, это размножаются грызуны, крысы, мыши, которые являются переносчиками опасных заболеваний, РІ том числе чумы, которая РІ этом РіРѕРґСѓ Сѓ нас СѓР¶Рµ регистрируется. Доводы разъяснений, поступивших РёР· Министерства природных ресурсов, считает, необоснованными Рё РЅРё чем РЅРµ подтверждены, РёС… позиция противоречит действующему законодательству. РћРЅРё СЃРѕ своей стороны настаивают РЅР° заявленных требованиях Рё РїСЂРѕСЃСЏС‚ СЃСѓРґ возложить РЅР° Администрацию Серышевского района, РІ течение РґРІСѓС… месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу: обязанность РїРѕ прекращению нарушений санитарного законодательства РїСЂРё содержании территории муниципального района - земельного участка СЃ кадастровым номером 28:23:020408:16. площадью 9159 РєРІ.Рј., находящегося РїРѕ адресу: Амурская область. Серышевский район, вблизи СЃ. Украинка; ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов вблизи села Украинка Серышевского района; вывезти накопленные отходы РЅР° специально предназначенный полигон ТБО (РўРљРћ); организовать дезинфекционные Рё дератизационные мероприятия РЅР° территории свалки - земельного участка СЃ кадастровым номером 28:23:020408:16. площадью 9159 РєРІ.Рј.. находящегося РїРѕ адресу: Амурская область, Серышевский район.
Представитель ответчика администрации Серышевского района Горожанкин РЎ.Р’., действующий РЅР° основании доверенности, РІ С…РѕРґРµ судебного заседания РЅРµ согласившись СЃ исковыми требованиями, СЃСѓРґСѓ показал, что РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка заключен РІ марте, поскольку РІ марте только прошёл аукцион. Пытались трижды выходить РЅР° открытие аукционы, РѕРЅРё РЅРµ разу РЅРµ состоялись, РІ марте 2020 РіРѕРґР° состоялся аукцион Рё вышла единственная организация РћРћРћ «ТрансРкоСервис», СЃ который Рё был заключён РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды. Поэтому РїРѕ факту считают, что РѕС‚ 30 марта 2020 РіРѕРґР° следует считать согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды Рё одиннадцатимесячный СЃСЂРѕРє. Р’ соответствии СЃ Приказом в„–в„–630-РѕРґ Рё было подписано дополнительное соглашение между комитетом РїРѕ управлению муниципальным имуществом РћРћРћ «ТрансРкоСервис», которые действовали РІ рамках действующего законодательства. Считают, что данный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды был заключен РЅР° законных основаниях, соответствии СЃ электронным аукционом. Данный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ действует ещё менее шести месяцев. Рстцом РЅРµ представлено доказательств Рѕ нарушении, Рѕ том, что администрация района РЅРµ контролирует данный земельный участок, расторгнуть РґРѕРіРѕРІРѕСЂ оснований РЅР° настоящий момент нет, так как даже РЅРµ истёк одиннадцатимесячный СЃСЂРѕРє СЃ момента заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. Факты РЅР° которые указывает истец РЅРµ нашли своего подтверждения. Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ возложить РЅР° администрацию обязанность РїРѕ прекращению нарушения санитарного законодательства. Здесь непонятно РІ чем выражаются нарушения, РІ том, что согласно электронного аукциона был заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 10 лет РІ соответствии СЃ приказом в„–630, который также предусматривает деятельность регионального оператора РЅР° 10 лет, здесь нет нарушений санитарного законодательства администрацией Серышевского района. Данный земельного участок был внесен РІ территориальную схему Рё соответственного получено разрешение РЅР° использование земельного участка, здесь тоже нет нарушений действующего законодательства. Региональный оператор предоставил доказательства РІ СЃСѓРґ, то, что РѕРЅ использует данный земельный участок РІ соответствии СЃ требованиями РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды. Рто истец РЅРµ СЃРјРѕРі опровергнуть. Что касается ликвидации несанкционированной свалки РўРљРћ, здесь тоже возникают сомнения, РІ соответствии СЃ 630-Рј Приказом данный земельный участок внесен РІ территориальную схему планирования, Рѕ какой несанкционированной свалки РіРѕРІРѕСЂРёС‚ истец РЅРµ понятно. РўРѕ, что Министерство природных ресурсов дает информацию СЃРѕ ссылкой РЅР° СЃС‚.1 ФЗ-89, дальнейшей период вывоза указывает РЅРµ реже РѕРґРЅРѕРіРѕ РґРІСѓС… раза РІ 11 месяцев, вывоз РўРљРћ региональным оператором производится чаще, это подтверждается представленными документами. РўРѕ, что истец, таким образом, трактует ФЗ-89, это РёС… личное дело, если следовать логике, то РїРѕ истечению 11 месяцев СЃ даты заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка, данный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ должен быть расторгнут Рё региональному оператору должен быть предоставлен РґСЂСѓРіРѕР№ земельный участок, то есть РІ среднем Р·Р° 10 лет администрации 10 раз надо предоставлять земельные участки РїРѕРґ использование, так как истец несколько раз РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства заявлял Рѕ том, что должна быть проведена мелиорация данного земельного участка. Считает, что РІ соответствии СЃ теми требованиями, которые выставляет Роспотребнадзор, РІ РёС… удовлетворении следует отказать РІ полном объёме.
Председатель Комитета РїРѕ управлению муниципальным имуществом Рё приватизации администрации Серышевского района <данные изъяты>, действующая РЅР° основании доверенности, РІ С…РѕРґРµ предыдущих судебных заседаний РЅРµ согласившись СЃ доводами РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, СЃСѓРґСѓ показала, что земельный участок в„– 28:23:020408:16, площадью 9159 РєРІ.Рј., расположенный РЅР° территории Украинского сельсовета согласно генерального плана ранее был сформирован Рё поставлен РЅР° кадастровый учёт СЃ целью включения РІ территориальную схему для накопления Рё временного хранения РґРѕ 11 месяцев твердых коммунальных отходов. Земельный участок включён РІ территориальную схему, Рё передан РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды региональному оператору, РІ соответствии СЃ действующим законодательством. Земельный участок используется региональным оператором «ТрансРкоСервис» как место временного накопления отходов РґРѕ 11 месяцев. Представленные Росприроднадзором лабораторные исследования РЅРё коем образом РЅРµ касаются твердых коммунальных отходов, считает, что это РЅРµ доказывает нарушение санитарного законодательства связанного СЃ использованием, эксплуатацией данного земельного участка как место временного накопления отходов. Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ прекратить нарушения санитарного законодательства, которое заключается РІ том, что РћРћРћ «ТрансРкоСервис» использует земельный участок как полигон Рё тут Р¶Рµ требуют ликвидировать несанкционированную свалку РўРљРћ. Считает что оснований для удовлетворения требований оснований РЅРµ имеется.
Представитель заинтересованного лица – директор РћРћРћ «ТрансРкоСервис» Ефремов Р’.Р’. РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства РЅРµ согласившись СЃ исковыми требованиями, считая РґРѕРІРѕРґС‹ стороны истца несостоятельными показал, что, РґРѕРІРѕРґС‹ истца, Рѕ необходимости ограждения площадки Рё РґСЂСѓРіРёРµ требования, это РІСЃРµ требования Рє полигону. Никаких требований для данных площадок РЅРµ установлено. Р’ настоящее время, что подтверждается фотоотчётом есть временное ограждение, работает бульдозер, дополнительно Рє этому установлена ванна для дезинфекции шин автомобиля, эти мероприятия были выполнены для того, чтобы этот участок РїРѕ 303-РјСѓ Приказу оформить как полигон. РќР° сегодняшний день это процедура РїРѕРєР° ещё длится. Потому что РЅРё РІ администрации РЅРµ РІ поселении СЃ. Украинка РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ найти РѕРґРёРЅ единственный документ, который облегчил Р±С‹ саму процедуру внесения его РІ реестр полигонов, решение депутатов Рѕ выделении этого участка РїРѕРґ свалку данных отходов. РќР° данном участке производится дератизация. Р—Р° период пользования дератизация проводилась трижды, РѕРЅР° проводится поквартально. Заключён РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, организация выезжает, РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ травлю, предоставляет счета, акты. Хотя опять таки РЅРёРіРґРµ это РЅРµ указано, это инициатива эксплуатирующей организации. РћРЅРё следят Р·Р° благополучием данного участка, чтобы РЅРµ было никаких грызунов. Периодически производится вывоз отходов, что подтверждается данными системы «ГЛАНАСС», РњСѓСЃРѕСЂРѕРІРѕР·С‹ там загружаются Рё вывозят РЅР° полигон РћРћРћ «Автоситти». РћРЅРё РЅРµ используют данную площадку как полигон, захоронивают там отходы. РћРЅРё используют как площадку накопления отходов, завезли 11 месяцев назад отходы, РѕРЅРё вывозятся, завозим отходы, которые сегодня, РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ там храниться 11 месяцев РїРѕ истечении этого времени РѕРЅРё опять вывозят. РћРЅРё постепенно, периодически, РЅРµ дожидаясь СЃСЂРѕРєР° 11 месяцев вывозим отходы, привезли, вывезли, РєРѕРіРґР° позволяют погодные условия. Оснований для применения СанПины как для полигона РЅРµ имеется, это РЅРµ полигон, это площадка для накопления, для которой нет никаких требований, имеется РїРёСЃСЊРјРѕ РњРёРЅРїСЂРёСЂРѕРґС‹ которое приложено Рє материалам дела. Рта площадка выделена РЅР° весь период работы регионального оператора. Региональный оператор должен ею пользоваться РІ течения всего СЃСЂРѕРєР° своего существования, потому, что РѕРЅР° завязана РІ потоке отходов. 89-ый Федеральный закон РіРѕРІРѕСЂРёС‚, Рѕ том, что регоператор должен строго работать РїРѕ территориальной схеме, РЅРµ допускать нарушения РІ потоке отходов, то есть, если РЅРµ будет данной площадки, если её сейчас закрыть, будет нарушение территориальной схемы. Р’ территориальной схеме зафиксировано, СЃ каких сел вывозятся отходы именно РІРѕС‚ РЅР° это место. Если РЅРµ будем туда вывозить, то нарушим эту схему, Рё будем наказаны – лишаемся статуса регоператора. РўР° свалка, которая находится СЂСЏРґРѕРј СЃ РёС… площадкой, действует СЃ 2012 РіРѕРґР°, РґРѕ момента работы оператора, была исторически-сложившаяся свалка, РєСѓРґР° вывозились отходы, начиная СЃ 2012 РіРѕРґР°, ранее никто РїСЂРѕР±С‹ РЅРµ брал, РїСЂРѕР±С‹ были взяты СЃ той свалки, РЅР° которую раньше свозились отходы, то есть загрязнение СѓР¶Рµ было, этот момент РѕРЅРё долго обсуждали СЃ Росприроднадзором, РѕРЅ Рє РЅРёРј выезжал, РѕРЅРё также подтвердили, что РїСЂРѕР±С‹ раньше никто РЅРµ брал, сейчас РѕРЅРё взяли эти РїСЂРѕР±С‹ выявились какие-то нарушения. Роспироднадзор запросил ас дополнительно РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды, акты осмотра данной площадки, чтобы подтвердить, что ранее это была исторически сложившаяся свалка, РЅР° сегодняшний день РёРјРё были составлены протоколы Рѕ факте нарушения, что там обнаружено. Р’ дальнейшем Р±СѓРґСѓС‚ разбираться, стоит ли РёС… привлекать Рє ответственности, есть ли там РёС… РІРёРЅР°, либо нет. РџРѕРєР° Рє административной ответственности «ТрансРкоСервис» РЅРµ привлекают. Р’ настоящее время стихийная свалка убрана, отходы складируются только РЅР° площадке, которая РІС…РѕРґРёС‚ РІ территориальную схему.
Представитель заинтересованного лица РћРћРћ «ТрансРкоСервис» Р’РѕСЂРѕРЅРѕРІР° Р›.Р®. действующая РЅР° основании доверенности, РІ полном объеме поддержала позицию администрации Серышевского района, полагала, что оснований для удовлетворения требований РЅРµ имеется. Объект размещения отходов – это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, РІ том числе шламовый амбар, хвостохранилище) Рё включающие РІ себя объекты хранения отходов Рё объекты захоронения отходов. РџСЂРё этом, РґСЂСѓРіРѕРµ, РІ скобках, так Рё РЅРµ расшифровывается, далее РІ понятие говорится РїСЂРѕ объекты хранения Рё захоронения, которым также имеется расшифровка. Что Р¶Рµ такое хранение отходов – это складирование отходов РІ специализированных объектах СЃСЂРѕРєРѕРј более чем 11 месяцев утилизации обезвреживания захоронения, второе, захоронение отходов - это изоляция отходов, РЅРµ подлежащих дальнейшей утилизации РІ специальных хранилищах РІ целях предотвращения попадания вредных веществ РІ окружающую среду. Спорная площадка, это накопление отходов СЃСЂРѕРєРѕРј РЅРµ более чем РЅР° 11 месяцев, РІ целях РёС… дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания Рё размещения, то есть, РІРѕ-первых, это РЅРµ объект размещения отходов, Р° отсюда Рє данному объекту РЅРµ применяются СанПины, которые предусмотрены для полигона. Полигон-это специальное сооружение, который РЅРµ предусмотрен РІ данном месте, предназначен для изоляции, обезвреживания ТБО, которые должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, РЅР° полигонах обеспечивается статистическая устойчивость ТБО СЃ учётом динамики уплотнения минерализации, газовыделения, максимальную нагрузку РЅР° единицу площади. Возможности последовательного рационального использования участка после закрытия полигона. РќР° данный момент, нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ документа, подтверждающего, что было оказано вредное воздействие РЅР° факторы среды обитания человека. Поэтому, полагает, что РІ РёСЃРєРµ Роспотребнадзора РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области необходимо отказать РІ полном объёме.
Заинтересованное лицо Приамурское межрегиональное Управление Росприроднадзора уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в ранее поступившем ходатайстве просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Рсследовав материала дела, заслушав участников процесса, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно пункту 2 статьи 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) ( часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №-7ФЗ «Об охране окружающей среды».
В стать 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно части 3 статьи 39 указанного закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и поземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под размещением отходов – хранение и захоронение отходов; под захоронением отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под объектами размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; под накоплением отходов –складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С целью организации мероприятий по обращению с ТКО приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12 2019 №630-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на период 2019-2030 годов на территории Амурской области. Срок действия положений Территориальной схемы определен на 10 лет.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16, расположенный по адресу: Амурская область, Серышевский район, площадью 9159 кв. м. согласно кадастровой выписке, имеет разрешенное использование - для размещения свалки твердых коммунальных отходов.
Также судом установлено, что данный земельный участок включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Амурской области на период 2019-2030 годов, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12 2019 №630-ОД.
РР· обстоятельств дела следует, что Комитетом РїРѕ управлению муниципальным имуществом Рё приватизации администрации Серышевского района Рё региональным оператором РћРћРћ «ТрансРкоСервис» 30.03.2020 заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды в„–31\20 указанного земельного участка, включенного РІ территориальную схему обращения СЃ отходами, РІ том числе СЃ РўРљРћ РЅР° территории РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области. Согласно условий данного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° участок сдается РІ аренду РЅР° период СЃ 30.03.2020 РїРѕ 29.03.2030.
18.09.2020 к данному договору аренды было заключено дополнительное соглашение, согласно которого п. 1.2 раздела изложен в следующей редакции: В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030 годов, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12.2019 №630-ОД, вид разрешенного использования земельного участка: место временного накопления твердых коммунальных отходов, для прочих специальных целей»; п. 4.3.3. раздела 4 изложен в следующей редакции: «Своевременно осуществлять вывоз накопления ТКО. На свалке ТКО не реже двух раз в год производить дератизацию. Свалка должна иметь ограждение. Не допускать нахождение на свалке лиц, не связанных с эксплуатацией свалки. Запрещается неконтролируемый въезд на территорию свалки».
Сведений свидетельствующих о признании указанного договора аренды и дополнительного соглашения к нему ничтожным, незаконным суду представлено не было.
РџСЂРё этом СЃСѓРґ отмечает что арендодателем – администрацией Серышевского района контролируется выполнение условий РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃРѕ стороны «ТрансРкоСервис», что подтверждается представленными СЃСѓРґСѓ письменными указаниями, запросами Рё ответами РЅР° РЅРёС….
Р’ СЃРІРѕСЋ очередь арендатором земельного участка «ТрансРкоСервис» представлен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° проведение дезинфекционных мероприятий РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРј земельном участке, Рё акты выполненных работ Рє нему. Также представлено фототаблица СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, РёР· которой следует, что участок имеет ограждение. РљСЂРѕРјРµ того представлены сведения РёР· системы ГЛОНАСС, Рѕ вывозе РўРљРћ «ТрансРкоСервис» СЃ данного земельного участка.
При таких обстоятельствах доводы стороны истца, о том, что на земельном участке с кадастровым номером 28:23:020408:16, расположенном по адресу: Амурская область, Серышевский район, площадью 9159 кв. м. вблизи <адрес>, имеется несанкционированная свалка, суд находит несостоятельными, поскольку как указанно судом выше, данный земельный участок включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Амурской области на период 2019-2030 годов.
РџСЂРё этом РґРѕРІРѕРґС‹ представителя истца Рѕ том, что земельный участок РјРѕРі быть использован для временного размещения РўРљРћ только РЅР° период 11 месяцев, Рё РЅРµ больше, СЃСѓРґ находит основанными РЅР° неверном толковании РЅРѕСЂРј материального права, что также следует Рё РёР· разъяснений Министерства природных ресурсов РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, данных администрации Серышевского района. РР· которых следует, что РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 1 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„–89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» РїРѕРґ накоплением отходов понимается складирование отходов РЅР° СЃСЂРѕРє РЅРµ более чем одиннадцать месяцев РІ целях РёС… дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Таким образом, подразумевается, что земельные участки, определенные как планируемые места временного (РґРѕ 11 месяцев) накопления отходов эксплуатируются региональными операторами РЅР° весь период действия Территориальной схемы, СЃ периодом вывоза отходов РЅР° полигоны, внесенные РІ государственный реестр объектов размещения отходов РЅРµ реже, чем РѕРґРёРЅ раз РІ 11 месяцев.
Необоснованными СЃСѓРґ находит Рё РґРѕРІРѕРґС‹ РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рѕ том, что свалка, РЅРµ оборудована РІ соответствии СЃ требованиями законодательства РІ области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Р° именно РЅРµ соответствует Рї. 4.1,Рї. 4.2, Рї. 4.4, Рї. 5.1, Рї. 5.3, Рї. 2.3,Рї.2.2, Рї. 3.7, РЎРџ 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования Рє устройству Рё содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», В«Рнструкции РїРѕ проектированию, эксплуатации Рё рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» РѕС‚ 10 РёСЋРЅСЏ 1996 РіРѕРґР° в„–01-8/17-11, поскольку как указывает сам истец, данные требования распространяются РЅР° полигоны, Р° РЅРµ РЅР° места временного (РґРѕ 11 месяцев) накопления РўРљРћ.
Таким образом, не оспаривая доводы стороны истца о праве граждан на охрану здоровья и благоприятные условия проживания, суд приходит к выводу, что исходя из фактических обстоятельств дела, исковые требования, в рамках заявленных, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
В удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и <адрес>х к <адрес>, о возложении обязанности по прекращению нарушений санитарного законодательства при содержании территории муниципального района – земельного участка с кадастровым номером 28:23:020408:16 площадью 9159 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>; ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов вблизи села <адрес>; вывезти накопленные отходы на специально предназначенный полигон ТБО (ТКО); организовать дезинфекционные и дератизационные мероприятия на территории свалки – земельного участка с кадастровым номером 28:23:020408:16 площадью 9159 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, вблизи <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения. Мотивированное решение принято 19 октября 2020 года.
Председательствующий судья ___________________________