Дело № 2а-1263/2021
УИД 14RS0016-01-2021-001828-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2021 года город Мирный РС(Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Воронова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самсоновой А.В.,
с участием административного истца "К" и его представителя "П", представителя административного ответчика Мутовкина В.А., представителя заинтересованного лица Силина А.С., прокурора – заместителя прокурора города Мирного РС(Я) Рогожина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску зарегистрированного кандидата на должность Главы муниципального образования Мирнинский район "К" к Избирательной комиссии Муниципального образования «Мирнинский район» об отмене решения о регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутии),
установил:
"К" обратился с вышеуказанными требованиями к административному ответчику в обоснование иска указывая, что он является зарегистрированным кандидатом на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» на досрочных выборах Главы муниципального образования «Мирнинский район», назначенных на 28 ноября 2021 г.
Решением избирательной комиссии от 28 октября 2021 года так же в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» РС(Я) зарегистрирован "Б"
Считая нарушенным свое избирательное право, административный истец указывает о незаконности принятого Избирательной комиссией муниципального образования решения, так как кандидат "Б" представил в Избирательную комиссию МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) 9 сброшюрованных папок с 63 подписными листами, содержащими 274 подписи избирателей. По результатам проверки Избирательная комиссия МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) признала действительными 271 подпись избирателей, недействительными 3 подписи избирателей. Вместе с тем, не только подписные листы, но и подписи избирателей в пределах каждой папки имеют сквозную нумерацию, а именно в подписных листах 2, 5 из папки №, подписных листах 5-7 из папки №, подписных листах 3-5 из папки №, подписных листах 1,3 из папки № отсутствует наименование района в адресе места жительства избирателя. В строках 22-25 подписного листа № из папки № дата внесения подписи избирателей указана не в полном объёме - а именно не полностью указан год. В подписных листах 1-3 из папки №, а также в подписных листах 1 (строки 1-5), 3 (строка 12), 7 (строка 31), 8 (строки 36-40) в графе год рождения указаны излишние сведения - а именно дополнительно указан день и месяц рождения избирателя.
Просит в иске отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» от <дата> № о регистрации кандидатом на должность главы на досрочных выборах главы муниципального образования «Мирнинский район», назначенных на 28 ноября 2021 г., "Б"
Административный истец и его представитель в ходе судебного заседания поддержали доводы, изложенные в иске, подтвердив обстоятельства на которых они основаны.
Так же дополнительно приводят довод на неуказание (папка № 6 строка 3,4,5) наименования населенного пункта, где проживает избиратель. В строке 25 папка № 2 после указания серии и номера паспорта гражданина, написано слово «выдан».
Представитель административного ответчика иск не признал. Представил письменный отзыв, из которого следует, что сквозная нумерация подписных листов не является нововведением и не противоречит форме подписного листа согласно приложение №8 к ФЗ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Указание субъекта Российской Федерации и города в адресе места жительства лица, не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства. На самих подписных листах содержится указание, что подписи собираются в связи с выборами Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), и какой-либо неоднозначности с определением адреса избирателей не возникло. Неуказание некоторыми избирателями в подписных листах наименования района, в котором они проживают, не влечет недействительность подписей избирателей. Так же полагает, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Заинтересованное лицо "Б" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен своевременно.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч.3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Представитель заинтересованного лица в ходе судебного заседания пояснил, что часть избирателей, проживающих в городе Мирном и поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата "Б", не указали наименование района «Мирнинский район», а указали название города «Мирный», который входит в территорию избирательного округа. Все указанные в подписных листах избиратели проживают на территории избирательного округа, что было проверено избирательной комиссией на основании сведений системы ГАС «Выборы». Такой подход соответствует положениям пункта 3.1 статьи 38 Закона 67-ФЗ, предусматривающим использование ГАС «Выборы» для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях. Полагает что требование необоснованно и подлежит отказу в удовлетворении.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании полагал требования истца необоснованными, иск подлежащим отказу в удовлетворении.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) и главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных подпунктами 24-26 ст. 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных федеральным законом, иным законом.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Решением Мирнинского районного Совета депутатов муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от <дата> назначены выборы Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).
Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» от <дата> № в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха(Якутия) зарегистрирован "К"
Решением избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» от <дата> №, "Б" также зарегистрирован в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха(Якутия).
Изложенное свидетельствует, что "К" как лицо зарегистрированное кандидатом по одному избирательному округу с заинтересованным лицом по делу, вправе в силу названных норм инициировать в суде иск об отмене регистрации кандидата "Б", который является надлежащим заинтересованным лицом.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации).
Основанные гарантии реализации этого конституционного права установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ).
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей (пункт 1 статьи 37 Закона N 67-ФЗ).
Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (пункт 11 статьи 37 Закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии установленных законом документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Основания отказа в регистрации кандидата установлены пунктом 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ. К их числу, в частности, отнесено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Закона N 67-ФЗ).
В силу пункта 6.4 статьи 38 Закона N 67-ФЗ недействительными признаются, в частности:
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт "б");подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт "г");
з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, в частности, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (подпункт "з").
Как следует из материалов дела, протокола проверки подписных листов, копий подписных листов, <дата> кандидатом "Б" в Избирательную комиссию муниципального образования «Мирнинский район РС(Я) представлены 9 папок содержащие 274 подписи избирателей, 3 из которых признаны рабочей группой избирательной комиссии недостоверными и (или) недействительными.
При этом нумерация граждан поддержавших самовыдвижение "Б" на избираемую должность, в каждой папке имеют последовательную, как указывают стороны сквозную нумерацию.
Так же судом установлено, что в ряде представленных "Б" в избирательную комиссию подписных листах адреса места жительства избирателей указаны без полного наименования субъекта РФ- Республика Саха (Якутия), вместо этого указана сокращенная форма РС(Я), не указан район нахождения города Мирного, в трех случаях отсутствует указание места проживания в РС(Я), Мирнинский район без наименования населенного пункта. В ряде случаев (24) дата проставления подписи избирателя обозначена без указания двадцать первого века.
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Форма подписного листа в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляется по формам согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
На основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом (п. 8.1. ст.37 ФЗ № 67), организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с Приложением 6 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.
Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.
При этом в соответствии с требованиями Закона не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.(п.5ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что для целей данного федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1426-О-О, закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства; такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм Закона и конкретных обстоятельств дела, доводы, приводимые административным истцом и его представителем о допущенных нарушениях заполнения подписных листов кандидата "Б", в связи с наличием сквозной нумерации количества избирателей, сокращенного указания субъекта РФ, в котором проводятся выборы, не указание наименования района места проживания избирателей судом откланяются, так как законодателем запрет на последовательную нумерацию списка подписных листов не содержит. Подписные листы, представленные в Избирательную комиссию, заполнены с одной стороны и содержат пять строк для проставления подписей избирателей, а указание места жительства избирателей в избранной ими форме не препятствует их однозначному восприятию.
При этом судом установлено, что в подписных листах наименование населенного пункта город Мирный соответствует его наименованию, и он как единственный город с таким именем входит в территорию избирательного округа Мирнинский район.
Все указанные в подписных листах избиратели проживают на территории избирательного округа, что было проверено, как указано представителем ответчика, Избирательной комиссией на основании сведений системы ГАС "Выборы". Такой подход соответствует положениям пункта 3.1 статьи 38 Закона 67-ФЗ, предусматривающим использование ГАС "Выборы" для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.
Кроме того, по результатам исследования представленных на обозрение суда общегражданских паспортов избирателей, судом установлено, что адреса регистрации их места жительства не содержат указание на проживание в Мирнинском районе РС(Я), а имеют сведения о проживании только в городе Мирный.
С учетом изложенного, суд отклоняет доводы стороны истца о невозможности однозначно установить информацию о месте жительства избирателей и удостоверить даты внесения подписей в подписные листы, так как содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат не препятствуют однозначному восприятию этих сведений.
Проверив порядок принятия решения о регистрации "Б" на заседании Избирательной комиссии от <дата>, суд приходит к выводу, что решение было принято правомочным составом комиссии и общее количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку данного кандидата составило 1 процент от общего числа проверенных подписей, а с учетом, принятия доводов административного истца о не указании в подписных листах сведений о наименовании населенного пункта (3 строки), общий процент недействительных подписей составляет 2,1%, что в силу норм действующего законодательства не является основанием для отказа в регистрации кандидата "Б" на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха(Якутия) на досрочных выборах Главы муниципального образования «Мирнинский район», назначенных на <дата> и не свидетельствует о нарушении прав административного истца и принципа равенства прав всех кандидатов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного истца "К" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РС (Я) через Мирнинский районный суд РС (Я) в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированная часть решения составлена 10 ноября 2021 года
Председательствующий судья: С.А. Воронов