Решение по делу № 2а-1452/2017 от 20.02.2017

Дело № 2а-1452-2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь                                     03 марта 2017 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми

в составе председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при секретаре Морозовой Н.В.,

с участием административного истца Болотовой М.Н.,

представителя административного истца по ордеру адвоката Ахмаевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Болотовой М.Н к судебному приставу – исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю Кривенковой Е.А., УФССП России по Пермскому краю о признании бездействие судебного пристава-исполнителя незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Болотова М.Н. обратилась в суд с административным иском о признании бездействие судебного пристава-исполнителя незаконным. В обоснование заявленных требований указала, что в ОСП по Ленинскому и Индустриальному району г. Перми УФССП России по Пермскому краю на принудительном исполнении находилось исполнительное производство , возбужденное 04.09.2015 года в отношении Болотовой М.Н. о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об ограничении права выезда должника из РФ от 15.06.2016 года.

Согласно платежным поручениям от 07.03.2016 года , от 12.05.2016 года , от 21.06.2016 года на депозитный счет ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми поступили денежные средства в размере <данные изъяты>.

23.06.2016 года вынесено постановление об отмене временного ограничения права выезда за пределы РФ, исполнительное производство окончено на основании п.п. 1 п. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Болотовой М.Н. были приобретены билеты на выезд за границу, дата вылета 13.09.2016 года, стоимость билетов составила <данные изъяты>. При прохождении пограничного контроля в аэропорте Шереметьево в Москве Болотова М.Н. не была допущена на рейс с предоставлением объяснений о том, что ей не разрешен выезд в связи с наличием не оконченного исполнительного производства и наличием постановления на временное ограничение на выезд за пределы РФ.

    24.10.2016 года Болотова М.Н направила письмо в адрес УФССП России по Пермскому краю с просьбой разъяснить причины не снятия ограничения и сроках его отмены. 26.10.2016 года и получила ответ на обращение из которого следует, что произошла техническая ошибка при отмене постановления о временном ограничении на выезд за пределы РФ и вынесении постановления от 23.06.2016 года, что повлияло на оперативность внесения информации в реестр ограничений Центрального аппарата ФССП России.

    Просит признать бездействие судебного пристава – исполнителя ОСП по Ленинскому и Индустриальному району г. Перми УФССП России по Пермскому краю Кривенковой Е.А. незаконным.

В судебном заседании административный истец Болотова М.Н. и её представитель Ахмаева Т.Г. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому и Индустриальному району г. Перми Кривенкова Е.А. и представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ИФНС по Ленинскому району г. Перми в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, а также представил пояснения, из которых следует, что Болотова М.Н. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, является плательщиком транспортного и земельного налога. Информации о заложенности по уплате налогов в 2015 году (за 2013-2014г.г.) в инспекции не имеется, претензий к Болотовой М.Н. не имеют.

Выслушав административного истца, его представителя, исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    В силу ч. ч. 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Исходя из указанных правовых норм, срок обращения с заявлением в суд начинает исчисляться с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При этом обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ лежит на заявителе.

Истцом при подаче искового заявления заявлено ходатайство о восстановлении срока на его подачу. Учитывая доводы, изложенные в ходатайстве и документы, представленные истцом в обоснование данных обстоятельств, суд считает необходимым восстановить истцу срок для подачи искового заявления в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

Как следует из положений части 1 статьи 12 ФЗ "О судебных приставах" № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Исполнительное производство в соответствии со статьей 4 ФЗ "Об исполнительном производстве" осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.

Частью 1 статьи 67 ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом (часть 2 ст. 67 ФЗ "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в постановлении об окончании исполнительного производства отменяются установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации. В силу требований пункта 3 части 6 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется в орган, исполнявший требования по установлению ограничений в отношении должника.

В соответствии с пунктами 1 - 8 Приложения № 1 к Приказу ФССП России и ФСБ России от 10.04.2009 N 100/157, в котором указан Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации, - судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России после вынесения постановления об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации не позднее следующего дня со дня вынесения указанного постановления направляет его копии должнику, в соответствующий территориальный орган ФМС России и начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России - старшему судебному приставу для формирования реестров должников, в отношении которых установлены (отменены) временные ограничения на выезд из Российской Федерации. Начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав обеспечивает обработку и формирование реестров, а также контроль за соответствием постановлений об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и установленных в них сроков законодательству об исполнительном производстве.

Копии указанных постановлений еженедельно направляются с сопроводительным письмом и приложением копии реестра в территориальный орган ФССП России.

Ответственность за достоверность и своевременность представления сведений несет начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав.

Территориальный орган ФССП России обеспечивает сбор, обработку, а также контроль за достоверностью сведений, представленных структурными подразделениями, и еженедельно по понедельникам направляет с сопроводительным письмом копии постановлений судебных приставов-исполнителей об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации с приложением копий реестров в Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

Руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации обеспечивает еженедельное (по понедельникам) представление в Управление организации исполнительного производства ФССП России информации (сопроводительных писем с приложением реестров) в электронном виде с последующим ее направлением на бумажном носителе.

При этом, устанавливается единая порядковая нумерация для сопроводительных писем (реестров), направляемых в Управление организации исполнительного производства ФССП России и управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

Управление организации исполнительного производства ФССП России осуществляет сбор и обработку поступающей информации и еженедельно по средам передает нарочным в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обобщенную информацию в. электронном виде и на бумажном носителе.

Информирование управления пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России об отмене временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации, не внесенных в реестры (в части отмены временного ограничения на выезд), и в другие дни недели (кроме среды) производится Управлением организации исполнительного производства ФССП России на основании мотивированного письма руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации с приложением копии постановления об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации либо судебного акта об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обрабатывает поступившую информацию и направляет ее в пограничные органы для внесения изменений в соответствующие учеты.

Срок внесения изменений в учеты не должен превышать пяти суток со дня поступления информации в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России (с учетом времени доведения информации до подразделений пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).

Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России представляет в Управление организации исполнительного производства ФССП России на бумажном носителе информацию о должниках, не пропущенных через государственную границу Российской Федерации.

В судебном заседании из объяснений истца, материалов дела и материалов исполнительного производства установлено, что 04 сентября 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю на основании исполнительного документа, выданного Ленинским районным судом г.Перми возбуждено вышеуказанное исполнительное производство, предмет исполнения: земельный налог в размере <данные изъяты> с Болотовой М.Н. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Перми.

В рамках данного исполнительного производства ввиду неисполнения должником Болотовой М.Н. требований, содержащихся в исполнительном документе в установленный срок, в силу положений статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем 15 июня 2016 года вынесено постановление о временном ограничении права на выезд за пределы Российской Федерации на 6 месяцев.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Кривенковой Е.А. 23 июня 2016г. исполнительное производство окончено. Также постановлением от 23.06.2016г. были отменены установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации.

Уведомлением подразделения пограничного контроля в международном аэропорту Шереметьево от 13 сентября 2016г. Болотовой М.Н. отказано в выезде из Российской Федерации на основании ст. 15 ФЗ от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Из ответа заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю следует, что постановление об отмене временного ограничения права выезда должника за пределы Российской Федерации вынесено 23.06.2016г., однако в реестр на отмену временного ограничения не попало в связи с техническими ошибками.

Административным ответчиком иного суду не представлено.

Как разъяснено в абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Принимая во внимание изложенное выше, судом достоверно установлено, что в нарушение указанных правовых норм по окончании исполнительного производства, возбужденного в отношении Болотовой М.Н., должностным лицом ОСП по Ленинскому и Индустриальному району г. Перми УФССП России по Пермскому краю не было принято своевременных мер по отмене постановления о временном ограничении права Болотовой М.Н. на выезд из Российской Федерации и направления его в соответствующие органы, тем самым были нарушены приведенные нормы Федерального закона РФ "Об исполнительном производстве" и конституционное право Болотовой М.Н на свободу передвижения.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Болотовой М.Н удовлетворить, признать бездействие судебного пристава – исполнителя ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми УФССП России по Пермскому краю Кривенковой Е.А. выразившееся в несвоевременном направления постановления об отмене запрета выезда за пределы РФ незаконным.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения - 10.03.2017г.

Судья:    подпись.

Копия верна. Судья:                                  И.В. Панькова

2а-1452/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Болотова М.Н.
Ответчики
УФССП России по Пермскому краю
Отдел судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному району г. Перми
Другие
Кривенкова Е.А.
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
20.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2017[Адм.] Судебное заседание
10.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее