Решение по делу № 2а-3309/2021 от 09.07.2021

                          Административное дело № 2а-3309/21 (публиковать)

УИД- 18RS0002-01-2021-004589-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2021 года                      г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Владимировой А.А., при секретаре – Андреевой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Усачева М.С. к судебным приставам-исполнителям Первомайского РОСП г.Ижевска Гызиной А.А., Валиуллиной Р.Р., УФССП по УР о признании постановления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Усачев М.С. обратился в суд к административным ответчикам с исковым заявлением о признании постановления незаконным. В обоснование иска указано, что в Первомайском РОСП г.Ижевска возбуждено исполнительное производство -ИП от <дата> о взыскании с Усачева М.С. штрафа на сумму 500 руб.

<дата> по исполнительному производству было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму 1000 руб. О наличии указанного постановления Усачева М.С. уведомил судебный пристав-исполнитель Гызина А.А. посредством вручения копии постановления <дата>.

Судебный пристав-исполнитель не уведомила Усачева М.С. о возбуждении исполнительного производства.

Просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Валиуллиной Р.Р. о взыскании исполнительского сбора в отношении должника Усачева М.С.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель Первомайского РОСП г.Ижевска Валиуллина Р.Р.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Усачева М.С., административных ответчиков судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Валиуллиной Р.Р., Гызиной А.А., УФССП по УР, уведомленных о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суду представлены письменные возражения представителя судебных приставов-исполнителей Первомайского РОСП г.Ижевска Гызиной А.А., Валиуллиной Р.Р. – Мохначева К.С., действующего на основании доверенности из которых следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника курьером <дата>, также получено должником нарочно <дата>.

Платежным поручением от <дата> в рамках сводного исполнительного производства -СД произведено распределение поступившей оставшейся суммы задолженности по исполнительному производству.

Соответственно 5-ти дневный срок для добровольного исполнения Усачева М.С. оканчивался <дата>. Оплата произведена <дата>, то есть по истечении указанного срока. Вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. Исполнительное производство окончено фактическим исполнением.

Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата> соответствует требованиям ФЗ «Об исполнительном производстве».

Просит в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Валиуллиной Р.Р. от <дата>. возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного документа постановление по делу об административном правонарушении от <дата>, выданный органом: ЦАФАП ГИБДД МВД по УР, административный штраф в размере 500 руб. в отношении должника Усачева М.С. в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД МВД по УР.

Пунктом 2 данного постановления установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней с момента получения копии настоящего постановления.

Как следует из материалов исполнительного производства указанное постановление направлено Усачеву М.С. курьером, что следует из скрин-шота программного АИС ФССП России.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Валиуллиной Р.Р. от <дата>. взыскан с должника Усачева М.С., исполнительский сбор в размере 1 000 рублей.

Платежным поручением от <дата> в рамках сводного исполнительного производства -СД произведено распределение поступившей оставшейся суммы задолженности по исполнительному производству.

<дата> исполнительное производство окончено фактическим исполнением.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 64 Федерального закона от № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

При этом закон строго регламентирует основания и порядок его взыскания.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть2).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 105 названного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Анализ положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» свидетельствует о том, что для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В материалах дела отсутствуют доказательства получения административным истцом постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от <дата> до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора <дата>.

Таким образом, собранными по делу доказательствами факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от их получения в смысле, с которым закон связывает правовые последствия такого отказа, не подтверждаются.

Административный истец отрицает факт того, что им получалось указанное постановление до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора <дата>.

Административным ответчиком, на которого в силу положений части 11 статьи 226 КАС РФ возложена обязанность доказывания таких фактов, не представлено доказательств обратного.

Таким образом, необходимое условие взыскания исполнительского сбора (установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению) в рамках настоящего административного дела своего объективного подтверждения не нашло, что указывает на то, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора не отвечает требованиям закона.

Считая срок обращения в суд с административным исковым заявлением не пропущенным суд исходит из следующего.

По правилам ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, законодатель начало течения срока обращения с заявлением в суд связывает с моментом осведомленности лица о нарушении его прав и интересов принятыми постановлениями либо действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.

В судебном заседании установлено, что спариваемое административным истцом постановление от <дата>. истцом получено <дата>, что следует из копии оспариваемого постановления, в виду чего суд исходит из того, что рассматриваемое административное исковое заявление, поданное в суд <дата> (согласно штампу на почтовом конверте), подано в рамках установленного законом десятидневного срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, главой 33 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Усачева М.С. к судебным приставам-исполнителям Первомайского РОСП г.Ижевска Гызиной А.А., Валиуллиной Р.Р., УФССП по УР о признании постановления незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенные судебным приставом-исполнителем Валиуллиной Р.Р. от <дата>. по исполнительному производству -ИП от <дата>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска), в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья:                          А.А. Владимирова

2а-3309/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Усачев Марат Сергеевич
Ответчики
Первомайское РОСП
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Владимирова Анна Анатольевна
Дело на сайте суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
09.07.2021Регистрация административного искового заявления
09.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее