Дело № 3а-38/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи |
Гончаровой Н.В., |
с участием прокурора |
Курбанова Ш.М., |
при секретаре |
Пушкарь О.И., |
с участием административного истца Литвинова Р.Д. и его представителя Турушкина Д.А., представителя административного истца Камчатского краевого отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Литвинова Р.Д., представителя административных ответчиков Избирательной комиссии Камчатского края, Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии, Вилючинской территориальной избирательной комиссии Манзату Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Литвинова Романа Демьяновича, Камчатского краевого отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 и единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 по участковым избирательным комиссиям № 299, 300, 301, 303, 304,
УСТАНОВИЛ:
Литвинов Р.Д. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 по участковым избирательным комиссиям (далее – УИК) № 299, 300, 301, 303, 304 (дело № 3а-38/2021).
В обоснование иска указал, что 23 июля 2021 года был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
Избирательный округ № 9 включает в себя 21 избирательный участок, на которых сформированы УИК № 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 299, 300, 301, 303, 304.
В период с 17 сентября 2021 года по 19 сентября 2021 года состоялись выборы в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края.
По результатам голосования на УИК №№ 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90 наибольшее число голосов набрал Литвинов Р.Д., а на УИК № 299, 300, 301, 303, 304 – Ланин В.Н.
27 сентября 2021 года постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 173/1040 по результатам выборов по одномандатному избирательному округу № 9 признан избранным депутатом Законодательного Собрания Камчатского края Ланин В.Н.
Считает, что выборы в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу № 9 на УИК № 299, 300, 301, 303, 304 проведены с нарушением статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), статьи 64 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 года № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» (далее – Закон Камчатского края № 565), поскольку на УИК № 299, 300, 301, 303, 304 проходило досрочное голосование военнослужащих в период с 10 сентября 2021 года по 13 сентября 2021 года. При этом оснований для проведения досрочного голосования не имелось. На указанных участковых избирательных комиссиях были самостоятельно изготовлены бюллетени для голосования методом светокопий на бумаге формата А4, которые не имели степени защиты и были заверены печатью и подписью командира воинской части. Результаты голосования заведомо подготовлены в пользу кандидата Ланина В.Н. На участках была размещена недостоверная информация о кандидатах в депутаты. Наблюдатели и члены избирательной комиссии от партий и общественных организаций на участки допущены не были. При этом согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 9 от 20 сентября 2021 года № 1 и протоколу Избирательной комиссии Камчатского края о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу от 23 сентября 2021 года на территории избирательного округа № 9 досрочных выборов не проводилось.
Камчатское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее также – Камчатское краевое отделение КПРФ) обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 по УИК № 299, 300, 301, 303, 304 (дело № 3а-37/2021).
В обоснование иска указало, что 21 июля 2021 года на выборы в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва был зарегистрирован краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, выдвинутый Камчатским краевым отделением КПРФ.
По результатам голосования на УИК № 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90 наибольшее число голосов набрала политическая партия «КПРФ», а на УИК №№ 299, 300, 301, 303, 304 – политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Считает, что выборы в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 на УИК № 299, 300, 301, 303, 304 проведены с нарушением статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 64 Закона Камчатского края № 565, ссылаясь на те же доводы, которые указаны в исковом заявлении Литвинова Р.Д.
Административные истцы полагают, что итоги голосования и результаты выборов по УИК № 299, 300, 301, 303, 304 должны быть отменены на основании подпунктов «а», «б», «в» пункта 1.2, пункта 1.3, подпункта «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ.
18 октября 2021 года административные дела № 3а-38/2021 по административному иску Литвинова Р.Д. и № 3а-37/2021 и по административному иску Камчатского краевого отделения КПРФ объединены в одно производство с присвоением объединенному административному делу № 3а-38/2021.
Административный истец Литвинова Р.Д., одновременно представляющий интересы административного истца Камчатского краевого отделения КПРФ, в судебном заседании требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что результаты выборов по УИК № 299, 300, 301, 303, 304 в районный суд не оспаривал. Досрочные выборы проводились на подводных лодках, которые не находились в море, участие в выборах принимали военнослужащие, не входящие в судовую роль этих кораблей, возможность доставки отпечатанных в типографии бюллетеней с элементами защиты имелась. Учитывая слишком большую разницу в результатах голосования на береговых и судовых УИК, предполагал фальсификацию результатов голосования участковыми избирательными комиссиями.
Представитель административного истца Литвинова Р.Д. – Турушкин Д.А. полагал иск обоснованным по изложенным в нем основаниям.
Представитель административных ответчиков Избирательной комиссии Камчатского края, Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии, Вилючинской территориальной избирательной комиссии Манзату Н.В. иск не признала. Суду пояснила, что постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 16 июня 2021 года № 1155 выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва назначены на 19 сентября 2021 года. Постановлением ЦИК России от 18 июня 2021 года № 11/87-8 установлено провести выборы, назначенные на 19 сентября 2021 года, в течение трех дней подряд 17, 18 и 19 сентября 2021 года. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд досрочное голосование не проводится в помещении избирательной комиссии. Вместе с тем Федеральный закон № 67-ФЗ предусматривает проведение досрочного голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании. Такое голосование проводится по разрешению соответствующей избирательной комиссии, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования. Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 августа 2021 года № 158/998 проведение досрочного голосования на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, разрешено с 29 августа 2021 года. 3 августа 2021 года от командира войсковой части № № поступило официальное обращение о том, что в соответствии с планом боевой подготовки объединения 19 сентября 2021 года корабли объединения будут находится при выполнении поставленных задач и заявлено об образовании избирательных участков и разрешении провести голосование на судах (подводных лодках): <данные изъяты> На основании полученных сведений Избирательной комиссией Камчатского края согласовано образование избирательных участков на судах с установлением единой нумерации: УИК № 299 «<данные изъяты>», УИК № 300 «<данные изъяты>», УИК № 301 «<данные изъяты>», УИК № 302 «<данные изъяты>», УИК № 303 «<данные изъяты>», УИК № 304 «<данные изъяты>». Постановлением территориальной избирательной комиссии образованы избирательные участки на судах, которые будут находиться в плавании. Поскольку все вышеуказанные судовые избирательные участки образованы на подводных лодках, возможность доставки избирательной документации на избирательные участки отсутствовала. Федеральное и краевое законодательство возможность изготовления избирательных документов непосредственно на избирательном участке предусматривает. При самостоятельном изготовлении избирательных бюллетеней специальные знаки (марки) для их защиты не используются. 25 августа 2021 года постановлением территориальной избирательной комиссии № 16/30 разрешено провести с 29 августа 2021 года досрочное голосование на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании; участковым избирательным комиссиям избирательных участков на судах разрешено самостоятельно изготовить избирательные документы, связанные с подготовкой и проведением выборов, включая избирательные бюллетени на судовых участках. УИК приняты решения о самостоятельном изготовлении избирательных документов (списка избирателей, протоколов), а также избирательных бюллетеней. При таких обстоятельствах нарушений в части процесса организации досрочного голосования, образования избирательных участков на судах, допущено не было. В части нулевого значения количества избирательных бюллетеней, выданных для досрочного голосования, отметила, что в соответствии с частью 4 статьи 66 Закона Камчатского края № 565 в строке 3 протокола указывается число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с частями 2-9 статьи 64 настоящего Закона. В соответствии с частями 2-9 статьи 64 настоящего Закона проводится досрочное голосование отдельных групп избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, которые находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует либо затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях и в тому подобных местах), с использованием переносных ящиков и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Досрочное голосование по избирательному участку на судне проводится в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона Камчатского края № 565, в целом. Таким образом, в строке 3 протокола цифровое значение 0 (ноль) указано верно. Оснований полагать, что на указанных избирательных участках имели место нарушения избирательного законодательства, с которыми закон связывает недействительность решения об итогах голосования, нет. Назначение избирательным объединением наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса является правом, а не обязанностью. Для целей избирательного законодательства установлен принцип достоверности сведений, внесенных в составленные в установленном порядке избирательные документы, пока в должной процессуальной форме не установлено иное. Жалоб или заявлений на воспрепятствование осуществлению наблюдателями своих прав в Избирательную комиссию Камчатского края не поступало.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетеля представителя ВЧ № Хоперскову Е.В., заслушав заключение прокурора, полагавшего требования Литвинова Р.Д. и Камчатского краевого отделения КПРФ необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 14 Устава Камчатского края Законодательное Собрание Камчатского края является однопалатным, постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Камчатского края.
Законодательное Собрание состоит из 28 депутатов, при этом:
1) 14 депутатов избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Камчатского края, по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за краевые списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями;
2) 14 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Камчатского края.
Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края регулируются федеральными законами, настоящим Уставом и законами Камчатского края.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса, урегулирован Законом Камчатского края от 14 марта 2011 № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края».
Согласно статье 20 Закона Камчатского края № 565 подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края осуществляют: а) Избирательная комиссия Камчатского края; б) окружные избирательные комиссии; в) территориальные избирательные комиссии; г) участковые избирательные комиссии. Окружная избирательная комиссия может не формироваться в случае возложения ее полномочий на иные избирательные комиссии решением Избирательной комиссии Камчатского края.
В силу статьи 12 Закона Камчатского края № 565 выборы Законодательного Собрания Камчатского края или депутатов Законодательного Собрания Камчатского края назначает Законодательное Собрание Камчатского края.
Днем голосования на выборах в Законодательное Собрание Камчатского края является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий Законодательного Собрания Камчатского края или депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 6 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 64 Закона Камчатского края № 565 избирательная комиссия Камчатского края вправе разрешить провести досрочно (но не ранее, чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании.
Из пункта 5 статьи 19 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 19 Закона Камчатского края № 565 следует, что на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией - не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах. Территориальная избирательная комиссия, сформированная для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, является вышестоящей для указанных участковых избирательных комиссий (пункт 8 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ, статья 20 Закона Камчатского края № 565).
Статьей 24 Закона Камчатского края № 565 установлено, что участковые избирательные комиссии формируются в порядке, установленном Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Камчатского края от 27 февраля 2013 года № 201 «Об участковых избирательных комиссиях в Камчатском крае» (далее - Закон Камчатского края № 201).
Согласно статье 3 Закона Камчатского края № 201 на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, участковая избирательная комиссия формируется капитаном судна из числа членов экипажа, в том числе не входящих в резерв составов участковых избирательных комиссий, в срок, установленный в части 3 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования (часть 4). Число членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной избирательной комиссией либо капитаном судна в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума. В пределах до 1001 избирателя число членов участковой избирательной комиссии устанавливается от 3 до 9 членов (часть 5).
Порядок голосования регламентирован статьей 64 Федерального закона № 67-ФЗ и статьей 63 Закона Камчатского края № 565.
Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования при досрочном голосовании на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, осуществляются сразу по окончании досрочного голосования (часть 1 статьи 64 Закона Камчатского края № 565).
Из статей 21, 22, 23, 24 Закона Камчатского края № 565 следует, что участковая избирательная комиссия организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протоколы об итогах голосования и передает их в территориальную избирательную комиссию. Территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края по соответствующему одномандатному избирательному округу и устанавливает итоги голосования по единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа. Избирательная комиссия Камчатского края определяет результаты выборов по единому краевому избирательному округу, определяет общие результаты выборов депутатов Законодательного Собрания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ, статьями 66, 67, 68, 70 Закона Камчатского края № 565 на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.
Статьей 72 Закона Камчатского края № 565 установлено, что на основании протокола Избирательной комиссии Камчатского края о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому краевому избирательному округу и протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по одномандатным избирательным округам Избирательная комиссия Камчатского края не позднее чем через две недели после дня голосования своим решением устанавливает общие результаты выборов.
В судебном заседании установлено, что постановлением Законодательного Собрания Камчатского края третьего созыва от 16 июня 2021 года № 1155 «О назначении выборов Законодательного Собрания Камчатского края» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года № 11/87-8 «О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, в соответствии со статьей 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 80.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принято решение провести голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 21 июля 2021 года № 147/938 «О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Камчатское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»» зарегистрирован краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, выдвинутый Камчатским краевым отделением КПРФ в количестве 46 человек.
Постановлением Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 9 от 23 июля 2021 года № 3/5 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Литвинова Романа Демьяновича» кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 зарегистрирован Литвинов Р.Д., выдвинутый Камчатским краевым отделением КПРФ.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/797 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 9 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва возложены на Вилючинскую территориальную избирательную комиссию.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 27 ноября 2020 года № 122/716 «О формировании Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии (для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах) состава 2020-2025 г.г.» сформирована Петропавловск-Камчатская территориальная избирательная комиссия (для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона Камчатского края № 565 Избирательная комиссия Камчатского края вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на судовом участке. С просьбой о проведении досрочного голосования на судовом участке обращается соответствующая ТИК. Номера таких судовых участков, места их расположения (название судна и судовладельца), период проведения досрочного голосования должны быть указаны в постановлении Избирательной комиссий Камчатского края. Указанное постановление публикуется в средствах массовой информации, размещается на официальном сайте Избирательной комиссий Камчатского края, направляется в соответствующие ТИК и доводится до сведения лиц, указанных в части 4 статьи 27 Закона Камчатского края № 565 (пункт 7.3). По истечении времени голосования (досрочного голосования) судовая УИК проводит подсчет голосов избирателей по федеральному и одномандатному избирательным округам и составляет протоколы об итогах голосования в соответствии с требованиями статьи 67 Закона Камчатского края № 565 (пункт 9.1). При наличии возможности передачи по техническим каналам связи данных протоколов об итогах голосования с использованием документальной связи (факсимильной связи и электронной почты) после подписания протоколов членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса эти данные незамедлительно передаются в ТИК (пункт 9.2). В день голосования данные протоколов об итогах голосования на судовых участках после 20 часов по местному времени вносятся председателем (заместителем председателя или секретарем) ТИК в увеличенную форму сводной таблицы (пункт 10.6).
15 июля 2021 года Петропавловск-Камчатская территориальная избирательная комиссия направила командующему Подводными силами Тихоокеанского флота Российской Федерации письмо, в котором для проведения голосования на кораблях (судах) ВМФ и образования на них избирательных участков просила представить в срок до 6 августа 2021 года информацию о кораблях (судах), которые в августе-сентябре 2021 года будут находиться в плавании.
3 августа 2021 года командир войсковой части № обратился к председателю Петропавловск-Камчатской территориальной комиссии с письмом, в котором сообщил, что в соответствии с выполнением плана боевой подготовки объединения 19 сентября 2021 года в Единый день голосования корабли объединения будут находиться при выполнении поставленных задач, в связи с чем просил образовать избирательные участки на кораблях (судах) ВМФ <данные изъяты> и разрешить проведение на них голосования.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 9 августа 2021 года № 153/976 «О согласовании образования избирательных участков на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании» Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии (для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах) согласовано образование избирательных участков на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании в срок до 11 августа 2021 года в количестве 116 избирательных участков, в том числе согласовано образование избирательных участков № 299 «<данные изъяты>», № 300 «<данные изъяты>», № 301 «<данные изъяты>», № 303 «<данные изъяты>», № 304 «<данные изъяты>».
Постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2021 года № 6/12 «Об образовании избирательных участков, образованных на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва 19 сентября 2021 года» образованы избирательные участки на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании для организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, в том числе избирательные участки № 299 «<данные изъяты>», № 300 «<данные изъяты>», № 301 «<данные изъяты>», № 303 «<данные изъяты>», № 304 «<данные изъяты>».
Приказами командиров войсковых частей № для организации и проведения голосования на избирательных участках № 299, 300, 301, 303, 304 назначены участковые избирательные комиссии.
Решениями УИК № 299 от 12 августа 2021 года № 1, УИК № 300 от 12 августа 2021 года № 1, УИК № 301 от 12 августа 2021 года № 1, УИК № 303 от 13 августа 2021 года № 1, УИК № 304 от 15 августа 2021 года № 1 по результатам тайного голосования избраны заместители и секретари соответствующих УИК.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 августа 2021 года № 158/998 «О проведении досрочного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании» разрешено провести с 29 августа 2021 года досрочное голосование на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании. Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии указано организовать проведение досрочного голосования в соответствии с Рекомендациями по организации и проведению голосования избирателей на судах.
Постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии от 25 августа 2021 года № 16/30 «О проведении досрочного голосования и о самостоятельном изготовлении бюллетеней на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании» разрешено провести с 29 августа 2021 года досрочное голосование на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании; участковым избирательным комиссиям избирательных участков на судах разрешено самостоятельно изготовить избирательные документы, связанные с подготовкой и проведением выборов, в том числе избирательных бюллетеней, в количестве равном числу избирателей, но не более, чем на две штуки.
Решениями УИК № 299 от 4 сентября 2021 года № 3, УИК № 300 от 2 сентября 2021 года № 3, УИК № 301 от 6 сентября 2021 года № 3, УИК № 303 от 4 сентября 2021 года № 3, УИК № 304 от 4 сентября 2021 года № 3 в связи с невозможностью доставки избирательных документов на соответствующие УИК установлено изготовить по формам, направленным территориальной избирательной комиссией, с использованием технических средств, избирательные документы: бланки избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу и по единому краевому избирательному округу, бланки протокола № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу, бланки протокола № 2 об итогах голосования по единому краевому избирательному округу, бланки списка избирателей.
В соответствии с актами УИК № 299, УИК № 300, УИК № 301, УИК № 303, УИК № 304 о самостоятельном изготовлении избирательных документов по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва 19 сентября 2021 года от 2 сентября 2021 года, 4 сентября 2021 года и 6 сентября 2021 года:
УИК № 299 изготовила самостоятельно бланки избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу в количестве 178 штук, по единому краевому избирательному округу в количестве 178 штук;
УИК № 300 изготовила самостоятельно бланки избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу в количестве 242 штук, по единому краевому избирательному округу в количестве 242 штук;
УИК № 301 изготовила самостоятельно бланки избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу в количестве 90 штук, по единому краевому избирательному округу в количестве 90 штук;
УИК № 303 изготовила самостоятельно бланки избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу в количестве 254 штук, по единому краевому избирательному округу в количестве 254 штук;
УИК № 304 изготовила самостоятельно бланки избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу в количестве 187 штук, по единому краевому избирательному округу в количестве 187 штук.
Итого число избирателей, включенных в списки избирателей, составило 951 человек.
Итоги голосования на участковых избирательных участках оформлены протоколами участковых избирательных комиссий № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколами № 2 об итогах голосования по единому краевому избирательному округу, которые подписаны членами участковых избирательных комиссий и заверены печатями участковых избирательных комиссий (печатями войсковых частей №).
Из указанных протоколов следует, что на УИК № 299 проголосовало 178 избирателей, из них по одномандатному избирательному округу № 9 подано голосов за Казначееву И.В. – 2, за Ланина В.Н. – 169, за Литвинова Р.Д. – 4, за Чмиль В.В. – 3. По единому краевому избирательному округу подано голосов за Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» - 169, за партию «Справедливая Россия – за правду» - 0, за политическую партию «Новые люди» - 2, за политическую партию «Партия пенсионеров» - 0, за политическую партию «КПРФ» - 4, за политическую партию «Коммунистическая партия Коммунисты России» - 0, за политическую партию ЛДПР – 3.
На УИК № 300 проголосовало 242 избирателя, из них по одномандатному избирательному округу № 9 подано голосов за Казначееву И.В. – 15, за Ланина В.Н. – 203, за Литвинова Р.Д. – 20, за Чмиль В.В. – 0. 4 избирательных бюллетеня признаны недействительными. По единому краевому избирательному округу подано голосов за Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» - 192, за партию «Справедливая Россия – за правду» - 3, за политическую партию «Новые люди» - 14, за политическую партию «Партия пенсионеров» - 1, за политическую партию «КПРФ» - 15, за политическую партию «Коммунистическая партия Коммунисты России» - 2, за политическую партию ЛДПР – 13. 2 избирательных бюллетеня признаны недействительными.
На УИК № 301 проголосовало 90 избирателей, из них по одномандатному избирательному округу № 9 подано голосов за Казначееву И.В. – 1, за Ланина В.Н. – 87, за Литвинова Р.Д. – 1, за Чмиль В.В. – 1. По единому краевому избирательному округу подано голосов за Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» - 88, за партию «Справедливая Россия – за правду» - 1, за политическую партию «Новые люди» - 0, за политическую партию «Партия пенсионеров» - 0, за политическую партию «КПРФ» - 0, за политическую партию «Коммунистическая партия Коммунисты России» - 0, за политическую партию ЛДПР – 1.
На УИК № 303 проголосовало 254 избирателей, из них по одномандатному избирательному округу № 9 подано голосов за Казначееву И.В. – 5, за Ланина В.Н. – 236, за Литвинова Р.Д. – 6, за Чмиль В.В. – 6. 1 избирательный бюллетень признан недействительным. По единому краевому избирательному округу подано голосов за Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» - 238, за партию «Справедливая Россия – за правду» - 1, за политическую партию «Новые люди» - 2, за политическую партию «Партия пенсионеров» - 1, за политическую партию «КПРФ» - 6, за политическую партию «Коммунистическая партия Коммунисты России» - 1, за политическую партию ЛДПР – 4. 1 избирательный бюллетень признан недействительным.
На УИК № 304 проголосовало 187 избирателей, из них по одномандатному избирательному округу № 9 подано голосов за Казначееву И.В. – 9, за Ланина В.Н. – 169, за Литвинова Р.Д. – 5, за Чмиль В.В. – 3. 1 избирательный бюллетень признан недействительным. По единому краевому избирательному округу подано голосов за Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» - 177, за партию «Справедливая Россия – за правду» - 1, за политическую партию «Новые люди» - 1, за политическую партию «Партия пенсионеров» - 1, за политическую партию «КПРФ» - 3, за политическую партию «Коммунистическая партия Коммунисты России» - 1, за политическую партию ЛДПР – 2. 1 избирательный бюллетень признан недействительным.
Итого на участковых избирательных участках проголосовало 951 человек. 945 избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу № 9 признаны действительными. За Казначееву И.В. проголосовало 32 человека, за Ланина В.Н. – 864, за Литвинова Р.Д. – 36, за Чмиль В.В. – 13.
По единому краевому избирательному округу признаны действительными 947 избирательных бюллетеней. За Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» проголосовало 864 человек, за партию «Справедливая Россия – за правду» - 6, за политическую партию «Новые люди» - 19, за политическую партию «Партия пенсионеров» - 3, за политическую партию «КПРФ» - 28, за политическую партию «Коммунистическая партия Коммунисты России» - 4, за политическую партию ЛДПР – 23.
Данные сведения согласуются со сведениями, указанными в Протоколе № 1 Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии (судовой) об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 9 от 20 сентября 2021 года, в Протоколе № 2 Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии (судовой) об итогах голосования по единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 от 20 сентября 2021 года, Сводной таблице Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии (судовой) об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 9 от 20 сентября 2021 года, Сводной таблице Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии (судовой) об итогах голосования по единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 от 20 сентября 2021 года, Сводной таблице № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 9 от 20 сентября 2021 года, Сводной таблице № 2 окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 от 20 сентября 2021 года и учтены при определении общих результатов выборов.
Постановлением окружной избирательной комиссии избирательного округа № 9 от 20 сентября 2021 года № 9/17 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 от 19 сентября 2021 года» выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу № 9 признаны состоявшимися и результаты выборов действительными.
Постановлением окружной избирательной комиссии избирательного округа от 20 сентября 2021 года № 9/17-1 «Об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 19 сентября 2021 года» утвержден протокол № 2 об итогах голосования по единому краевому избирательному округу, который направлен в Избирательную комиссию Камчатского края.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 23 сентября 2021 года № 172/1034 «О результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу» выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу признаны состоявшимися и действительными.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 27 сентября 2021 года № 173/1040 «Об определении общих результатов выборов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва» установлены общие результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
Согласно пункту 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (подпункт «а»);
нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (подпункт «б»);
воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (подпункта «в»).
В силу подпункта «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22 апреля 2013 года № 8-П, от 15 января 2002 года № 1-П).
В ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Между тем административные истцы не представили относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административных исках обстоятельства не позволили выявить действительную волю избирателей.
Вопреки доводам административных истцов досрочное голосование на УИК № 299, 300, 301, 303, 304 проходило при наличии к тому оснований.
Из анализа положений Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 64 Закона Камчатского края № 565, Рекомендаций по организации и проведению голосования избирателей на судах следует, что избирательная комиссия Камчатского края вправе разрешить провести досрочно (но не ранее, чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании. Под судном, которое будет находиться в день голосования в плавании, понимается судно, которое в день голосования находится в условиях, не допускающих возможности голосования находящихся на нем избирателей на общих избирательных участках.
При таких обстоятельствах факт нахождения подводных лодок, на которых образованы УИК № 299, 300, 301, 303, 304, в море или у берега, правового значения для настоящего спора не имеет.
Исключительность случая для образования участковых избирательных участков на судах обусловлена обращением командования Подводных Сил Тихоокеанского флота с просьбой обеспечить возможность досрочного голосования военнослужащих, привлеченных к выполнению мероприятий плана боевой подготовки.
Так 13 июля 2021 года в адрес Избирательной комиссии Камчатского края поступило обращение от командования Подводных сил Тихоокеанского флота о необходимости образования судовых избирательных участков для голосования военнослужащих, в связи с проведением мероприятий боевой подготовки Подводных сил Тихоокеанского флота в период проведения выборов, поскольку дни голосования совпали с запланированным Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в 2020 году мероприятиями боевой подготовки, в том числе с отработкой действий по приведению воинских частей в высшие степени боевой готовности. Мероприятия боевой подготовки предусматривали нахождение всех военнослужащих в распоряжении воинской части, что не позволило бы военнослужащим принять участие в голосовании на общих избирательных участках.
Из письма войсковой части № от 29 сентября 2021 года следует, что в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 195 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих», согласно телеграмме ВрИО Командующего ВВО от 7 сентября 2021 года № 32/20/3583/1-5 об организации проведения мероприятий мобилизационной недели в сентябре 2021 года, а также согласно приказу командира войсковой части № от 16 сентября 2021 года № 475 «О переводе управления и штаба войсковой части № соединений и воинских частей объединения на боевой режим работы», выполнения плана боевой подготовки объединения, мероприятия которого проводились при приведении в высшие степени боевой готовности без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащим, все корабли объединения планировались к выводу из под условного удара противника, способом отхода от пирса и с последующим выходом в море. Корабли, не имеющие возможности самостоятельного отхода от пирса (находящиеся в текущем ремонте), герметизируются у пирса и погружаются условно. Личный состав объединения, не имеющий возможности по технической составляющей выйти в море (отойти от пирса) организовывает усиление боевой готовности и охраны кораблей, выходящих в море.
В связи с этим командование Подводных Сил Тихоокеанского флота 3 августа 2021 года направило обращение в адрес председателя Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии разрешить образовать избирательные участки на кораблях объединения и разрешить проведение на них голосования.
При выполнении мероприятий плана боевой подготовки весь личный состав объединения находился на территории части (на казарменном положении), не имея возможности выхода за ее пределы согласно приказу командира войсковой части № от 16 сентября 2021 года № 476 «О переводе личного состава управления и штаба войсковой части №, соединений и воинских частей объединения на казарменное положение».
В целях предоставления возможности реализации избирательных прав военнослужащих, принимающих участие в период с 13 сентября 2021 года по 19 сентября 2021 года, в выполнении мероприятий плана боевой подготовки, командованием объединения принято решение о распределении всего личного состава объединения по пяти судовым избирательным участкам. На УИК № 299 к голосованию привлекался личный состав войсковых частей №, на УИК № 300 к голосованию привлекался личный состав войсковых частей №, на УИК № 301 к голосованию привлекался личный состав войсковой части №, на УИК № 303 к голосованию привлекался личный состав войсковых частей №, на УИК № 304 к голосованию привлекался личный состав войсковых частей №, входящих в состав объединения ВЧ №, что подтверждено исследованном в судебном заседании документе ДСП.
Аналогичные пояснения дала допрошенная в судебном заседании свидетель - представитель ВЧ № Хоперскова Е.В.
Частью 7 статьи 17 того Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что список избирателей составляется соответствующей комиссией отдельно по каждому избирательному участку.
Таким образом формирование списков избирателей непосредственно УИК № 299, 300, 301, 303, 304 соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, а сам факт включения в них военнослужащих различных войсковых частей, находящихся на боевом дежурстве в районе расположения конкретной ВЧ, не свидетельствует о нарушении избирательного законодательства.
Самостоятельное изготовление на УИК избирательных бюллетеней также не является нарушением избирательного законодательства.
В соответствии со статьей 61 Закона Камчатского края № 565 избирательные бюллетени для голосования по одномандатным избирательным округам, для голосования по единому краевому избирательному округу изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей избирательной комиссии. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней, а также количество избирательных бюллетеней утверждаются Избирательной комиссией Камчатского края не позднее, чем за 26 дней до дня голосования. Количество избирательных бюллетеней, изготовленных для голосования по одномандатному избирательному округу, не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, зарегистрированных в данном одномандатном избирательном округе. Количество избирательных бюллетеней, изготовленных для голосования по единому краевому избирательному округу, не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, зарегистрированных в едином краевом избирательном округе (часть 1).
В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Избирательной комиссией Камчатского края не позднее чем за 60 дней до дня голосования (часть 2).
Избирательные бюллетени изготавливаются не позднее, чем за 22 дня до дня голосования в полиграфических организациях, технически оснащенных для изготовления избирательной документации, определяемых решением Избирательной комиссии Камчатского края (часть 11).
Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку избирательных бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. Избирательная комиссия, осуществившая закупку избирательных бюллетеней, обязана не позднее, чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам этой избирательной комиссии, уничтожения лишних избирательных бюллетеней (часть 12).
Избирательная комиссия Камчатского края после передачи ей полиграфической организацией избирательных бюллетеней передает их окружным избирательным комиссиям в срок, установленный Избирательной комиссией Камчатского края на основании принятого ею решения о распределении избирательных бюллетеней. Окружная избирательная комиссия после передачи ей Избирательной комиссией Камчатского края избирательных бюллетеней передает их территориальным избирательным комиссиям в срок, установленный Избирательной комиссией Камчатского края на основании принятого ею решения о распределении избирательных бюллетеней. Территориальные избирательные комиссии в таком же порядке передают избирательные бюллетени участковым избирательным комиссиям. О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней (часть 13).
В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, допускается изготовление избирательных документов, включая избирательные бюллетени, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательных документов с указанием необходимого тиража и сроков изготовления избирательных бюллетеней принимает участковая избирательная комиссия по согласованию с территориальной избирательной комиссией (часть 20).
Аналогичные положения установлены в пункте 19 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ.
Таким образом, федеральное законодательство и законодательство Камчатского края допускает изготовление избирательной документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией в исключительных случаях на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании.
При самостоятельном изготовлении избирательных бюллетеней специальные знаки (марки) для их защиты не используются (пункт 5.3 Выписки из протокола заседания ЦИК России от 7 июля 2021 года № 15-1-8 «О Рекомендациях по организации и проведению голосования избирателей на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва»).
Из объяснений представителя административных ответчиков следует, что возможность доставки избирательной документации на УИК отсутствовала, поскольку судовые участки образованы на подводных лодках, находящихся в боевой готовности. Сведения о месте нахождения боевых субмарин в день голосования и до его проведения являются секретными, вместе с тем оснований не доверять информации командования Подводных Сил Тихоокеанского флота об отсутствии у военнослужащих возможности принять участие в голосовании на общих избирательных участках, суд не усматривает.
Из материалов дела следует, что избирательные бюллетени изготовлены УИК в установленном порядке с разрешения Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии. Изготовленные избирательные бюллетени соответствуют утвержденным Избирательной комиссией Камчатского края формам избирательных бюллетеней. Об изготовлении избирательных документов составлены соответствующие акты.
Доводы административных истцов о том, что результаты голосования в избирательных бюллетенях заведомо подготовлены в пользу кандидата Ланина В.Н. и политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не подтверждены какими-либо доказательствами, являются предположениями, в связи с чем подлежат отклонению.
Обстоятельства того, что в протоколе окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 9 от 20 сентября 2021 года № 1 и протоколе Избирательной комиссии Камчатского края о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу от 23 сентября 2021 года отсутствуют сведения о проведении на территории избирательного округа № 9 досрочного голосования не свидетельствуют о нарушении подсчета итогов голосования.
В соответствии с положениями статьей 66, 67, 68, 69, 70 Закона Камчатского края № 565 избирательные комиссии свои решения об итогах голосования оформляют протоколами. Протоколы территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Камчатского края должны содержать суммарные данные по всем строкам протоколов об итогах голосования нижестоящих избирательных комиссий. Основополагающими данными являются сведения участковых избирательных комиссий.
В соответствии с частью 4 статьи 66 Закона Камчатского края № 565 каждый из указанных в части 1 настоящей статьи протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать следующие строки: строка 1: число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с частями 2-9 статьи 64 настоящего Закона; строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования; строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 6: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 9: число недействительных избирательных бюллетеней; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней.
Из анализа положений части 4 стати 66 и частей 2-9 статьи 64 Закона Камчатского края № 565 следует, что в строке 3 «число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с частями 2 - 9 статьи 64 настоящего Закона» содержатся сведения о числе избирательных бюллетеней, выданных избирателям, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, которые находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует либо затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях и в тому подобных местах), и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом.
Однако голосование по УИК № 299, 300, 301, 303, 304 на судах проводилось в целом. В связи с чем в строке 3 протоколов УИК цифровое значение 0 (ноль) указано верно. Соответственно, отсутствие в протоколе окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 9 от 20 сентября 2021 года № 1 и протоколе Избирательной комиссии Камчатского края о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу от 23 сентября 2021 года сведений о досрочном голосовании избирателей на УИК № 299, 300, 301, 303, 304 не является нарушением избирательного законодательства, с которым закон связывается недействительность решения об итогах голосования.
Анализируя доводы административных истцов о нарушениях избирательного законодательства, допущенных участковыми избирательными комиссиями, суд исходит из того, что эти утверждения носят предположительный характер и противоречат документам избирательных комиссий, в том числе сведениям о выполнении контрольного соотношения данных о числе полученных избирательной комиссией избирательных бюллетеней и итогах голосования.
Из содержания пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что отменить решение комиссии об итогах голосования может только суд соответствующего уровня.
Приведенным законоположениям корреспондируют требования Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которым определяется предметная подсудность административных дел судам разного уровня об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий (статьи 19, 20).
Согласно правилам подсудности, установленным указанными нормами, решения окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть оспорены в верховный суд республики и равный ему суд, а решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования, а также их действия (бездействие) могут быть оспорены в соответствующем районном суде. В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Административные истцы пояснили, что не оспаривали решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования на упоминаемых ими избирательных участках.
Следовательно, их ссылки на имевшие место нарушения на УИК № 299, 300, 301, 303, 304, в том числе на размещение недостоверной информации о кандидатах в депутаты, на нарушение принципа гласности в деятельности участковых избирательных комиссий, по изложенным выше мотивам не имеют значения по настоящему административному делу и не могут опровергнуть достоверность оспариваемых в целом результатов выборов.
По указанной причине представленные Территориальной избирательной комиссией Камчатского края избирательные бюллетени по УИК № 299, 300, 301, 303, 304 судом не исследовались.
Учитывая изложенное, суд полагает, что представленные административными истцами доказательства не являются достаточными и объективными для установления факта искажения волеизъявления избирателей на выборах в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 и единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 по УИК № 299, 300, 301, 303, 304. При подведении итогов Территориальной избирательной комиссией Камчатского края не допущено нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить действительную волю избирателей.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исков Литвинова Р.Д. об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 по УИК № 299, 300, 301, 303, 304 и Камчатского краевого отделения КПРФ об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 по УИК № 299, 300, 301, 303, 304.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Литвинова Романа Демьяновича об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 по участковым избирательным комиссиям № 299, 300, 301, 303, 304 и административное исковое заявление Камчатского краевого отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 по участковым избирательным комиссиям № 299, 300, 301, 303, 304 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его вынесения.
В окончательной форме решение изготовлено 3 ноября 2021 года.
Председательствующий судья (подпись) Н.В. Гончарова
Верно:
Судья Камчатского краевого суда Н.В. Гончарова