Решение по делу № 2-1467/2023 (2-9354/2022;) от 09.11.2022

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2023 года                                       г. Мытищи, Московская область

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Литвиновой М.А.,

при секретаре Жмелькове Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО2, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования,

УСТАНОВИЛ:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обратилось с иском к ФИО2, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в котором просит признать недействительными с момента выдачи справку серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, об установлении ФИО2 2 группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, затем ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находились вышеназванные справка об установлении инвалидности и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, согласно которым ФИО2 впервые с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность 2 группы вследствие общего заболевания бессрочно. Ответчику была назначена трудовая пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ.

В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого ФИО4 он в период с 2010 по 2017 год за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности. В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат, территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда. На указанный запрос получен ответ из ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ и на бумажном носителе, не имеется данных по проведению МСЭ в отношении ФИО2 По указанным основаниям истец вынужден обратиться в суд с данным иском.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил об удовлетворении исковых требований.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменных возражений.

Ответчик ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования нее признал, просил в их удовлетворении отказать по доводам письменного отзыва на иск.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ст. 28.1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Как установлено судом из материалов дела, ФИО2 в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами назначена пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который устанавливает основания и порядок реализации прав граждан на страховую пенсию.

Согласно п. 16 приказа Минтруда России от 22.01.2015 № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» приостановление, продление и возобновление начисления ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В силу норм ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 20.02.2006 № 95 утвердило Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с вышеназванным Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Правила).

Исходя из названных Правил (в редакции, действовавшей в 2014 году (пункты 15-17 Правил), гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н (действовал в период возникновения спорных правоотношений) утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги.

Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования РФ либо в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 административного регламента).

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина сведения о ее результатах должны быть отражены в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы и на бумажных носителях, кроме того, у лица, признанного инвалидом и в организациях, на которые возложены функции по проведению реабилитационных и абилитационных мероприятий, должна находиться индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Судом установлено, что для назначения ФИО2 пенсии по инвалидности и выплаты ЕДВ, в том числе, была представлена справка серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Бюро ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, об установлении ФИО2 2 группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Ответчику ФИО2 была назначена пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ.

Как указал истец, Гуковским городским судом рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого ФИО4 он в период с 2010 по 2017 год за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности.

В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России.

На указанный запрос получен ответ из ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ .ГБ.61/2021, согласно которому в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ и на бумажном носителе, не имеется данных по проведению МСЭ в отношении ФИО2

Вместе с тем, в материалы дела представлена копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного старшим УУП ОМВД РФ по <адрес> майором полиции ФИО5, из которого усматривается, что в отношении ФИО2 вынесено промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 159.2 УК РФ по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления.

Как указал в своем отзыве ответчик ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно ответу МБУЗ «ЦГБ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлялась на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ.

В экспертном составе Учреждения ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке контроля решения бюро от ДД.ММ.ГГГГ. Данная экспертиза была проведена по заявлению самой ФИО2

По результатам проведенной экспертизы вышеназванное решение бюро от ДД.ММ.ГГГГ, установившее 2 группу инвалидности с причиной «общее заболевание» бессрочно, на основании которого была выдана справка серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ, отменено.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 инвалидом не признана, что подтверждается актом медико-социальной экспертизы.

Таким образом, справка серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ не действует с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Также исходя из вышеназванных Правил для признания лица инвалидом, Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (п.24).

При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за принятое решение, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой, об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, независимо от организационноправовых форм собственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2018 г. № 10-П, гражданин, которому назначены пенсии по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении него решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, при том, что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абзац 1 пункта 4 Постановления).

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственность при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, при том, что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения (абзац 8 пункта 4 Постановления).

Поскольку добросовестность гражданина в данном случае презюмируется, ввиду того, что гражданин в рамках легальной процедуры проведения МСЭ не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением медико-социальной экспертизы того или иного решения, бремя доказывания недобросовестности гражданина при получении статуса инвалида и предъявлении им в пенсионный орган справки об установлении инвалидности, возлагается на пенсионный орган, то есть на истца.

Вместе с тем, факт недобросовестности в действиях ФИО2 при установлении ей ДД.ММ.ГГГГ второй группы инвалидности не установлен, поскольку истцом, в силу норм статей 56, 57 ГПК РФ, не представлено доказательств, отвечающих принципу относимости и допустимости, которые бы свидетельствовали о предоставлении ФИО2 подложных документов или совершения ею иных действий, направленных на незаконное получение статуса инвалида.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2019 года № 5-КГ19-190 и от 3 августа 2020 года № 41-КГ20-6-К4.

Следует отметить, что в материалы дела представлена заверенная надлежащим образом копия медицинской карты ФИО2 с внесенными записями, начиная с 2012 года, в том числе с ежемесячными консультациями у врача невролога в 2014 году, а также последующими наблюдениями у невролога.

Дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, принимая во внимание приведенные правовые нормы и правовую позицию вышестоящих судов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований о признании недействительными с момента выдачи справки серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Бюро ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, об установлении ФИО2 2 группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, поскольку относимых и допустимых доказательств того, что такие документы оформлены без соблюдения установленной законом процедуры, суду не представлено, равно как и не доказаны недобросовестные или виновные действия ФИО2

Кроме того, в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 было отказано, при этом, суду не представлен вступивший в законную силу приговор, которым бы был установлен факт получения взятки бывшим руководителем организации непосредственно от ФИО2, в связи с чем ссылка истца на то, что в рамках рассмотрения уголовного дела в отношении бывшего руководителя организации были установлены факты получения взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности, является несостоятельной.

Во взаимосвязи с изложенным, суд полагает, что отсутствие в сохранившемся архиве организации на бумажных носителях и Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе сведений о проведении медико-социальной экспертизы ФИО2 в 2014 году, не может служить безусловным основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО2, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятие его в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                 М.А. Литвинова

2-1467/2023 (2-9354/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медицо-социальной экспертизы по Ростовской области"
Ермилова Елена Владимировна
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Судья
Литвинова Марина Александровна
Дело на сайте суда
mitishy.mo.sudrf.ru
09.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.11.2022Передача материалов судье
11.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2023Судебное заседание
06.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее