Решение по делу № 2-2231/2021 от 15.02.2021

2-2231/2021

56RS0018-01-2021-001507-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Оренбург                       8 апреля 2021 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Астафьевой А.С.,

при секретаре Федотовой А.Л.,

с участием истца Крамаренко С.В.,

представителя ответчиков Ковалевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крамаренко С. В. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Крамаренко С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению жилищной политики администрации г. Оренбурга, указав, что является инвалидом 2 группы (бессрочно), постановлением администрации г. Оренбурга от 19.02.2018 г. № 503-п был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлению жилого помещения вне очереди. Номер учетного дела - N

Согласно справке ГБУЗ «ОГКПТД» от ... Крамаренко С.В., состоит на учете в диспансере .... В настоящее время от Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга последовал устный отказ в предоставлении жилого помещения вне очереди.

Истец просит суд обязать администрацию города Оренбурга предоставить во внеочередном порядке Крамаренко С.В. на состав семьи из 1 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Оренбурга, произведена замена ненадлежащего ответчика Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга на надлежащего ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство социального развития Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, которые в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.

Истец Крамаренко С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчиков Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга Ковалева О.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании против иска возражала, просила отказать.

Заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке, так в соответствии с п.3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.

По положениям ч. 1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Кроме того, по смыслу закона (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ) предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ) с учетом площади жилого помещения, находящегося у гражданина в собственности. (ч. 7 ст. 57 ЖК РФ)

Согласно пункту 6 части 1 статьи 3, статьи 6 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Таким гражданам жилые помещения предоставляются вне очереди (ч. 2 ст. 6 Закона) по решению органа местного самоуправления, которое является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения (ч. 2 ст. 6 Закона).

Учет и регистрацию граждан, проживающих на территории Оренбургской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых в жилищном фонде Оренбургской области по договору социального найма, ведет орган местного самоуправления муниципального образования в порядке, установленном законом Оренбургской области (ст. 5 Закона).

Согласно положений пункта 6 статьи 2, статьи 3 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 г. № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год в объеме, определяемом в соответствии с методикой расчета субвенций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Оренбургской области согласно приложению к настоящему Закону (ст. 6 Закона).

При этом органы местного самоуправления имеют право: на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных в статье 2 настоящего Закона, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; принимать муниципальные правовые акты по вопросам обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом и обязаны: осуществлять отдельные государственные полномочия Оренбургской области надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области; обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области; представлять в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области необходимые документы и информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий Оренбургской области, а также с использованием выделенных на эти цели финансовых средств (ст. 4 Закона).

Как следует из материалов дела, Крамаренко С.В., ... г.р., является инвалидом 2 группы (бессрочно).

Согласно справке ГБУЗ «ОГКПТД» от ... Крамаренко С.В. состоит на учете ....

Постановлением администрации г. Оренбурга от 19.02.2018 г. № 503-п Крамаренко С.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи 1 человек (Крамаренко С.В., ... г.р.) по категории «Граждане, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно». Номер учетного дела – N.

Согласно справке администрации Южного округа г. Оренбурга от ... Крамаренко С.В. был зарегистрирован по адресу: .... Совместно с ним были зарегистрированы: ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... г.р., ..., ...

Указанное жилое помещение - жилой дом, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. принадлежит на праве собственности матери истца Крамаренко Т.С., ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ..., копией свидетельства о праве на наследство по завещанию.

В обоснование возражений представитель ответчика пояснила, что при рассмотрении заявления Крамаренко С.В. о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, по адресу регистрации истца: ..., было зарегистрировано 9 человек: Крамаренко С.В. с сыном, матерью, братом, гражданской супругой, сестрой гражданской супруги с детьми, двоюродным братом, при этом у сестры гражданской супруги с детьми и двоюродного брата была временная регистрация до ..., ... соответственно. Таким образом, из представленных документов усматривалось проживание нескольких семей в одном жилом помещении, в котором проживает больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в квартире невозможно. Однако из документов, представленных в Управление в ...., усматривается, что Крамаренко С.В. зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении совместно с сыном, матерью, братом, гражданской супругой, дочерью. Всего зарегистрировано 6 человек, т.е. на каждого члена семьи приходится ..., то есть более учетной нормы. Крамаренко С.В. не предоставлены документы, подтверждающие, что граждане, зарегистрированные совместно с ним, не являются одной семьей. Считает, что жилое помещение не может быть предоставлено Крамаренко С.В. в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

В связи с изложенными обстоятельствами в ходе рассмотрения дела истец Крамаренко С.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, постановлением администрации г. Оренбурга от 29.03.2021 г. № 571-п.

Истец в судебном заседании пояснил, что жилое помещение по адресу: ... состоит из пяти жилых комнат. Его семья занимает три комнаты (он, сожительница и двое детей), вторая семья состоит из матери истца, бывшей супруги истца, брата истца и дальнего родственника .... Вторая семья занимает 2 комнаты. Ранее в жилом помещении было зарегистрировано 9 человек, но сестра бывшей жены ... и двое детей переехали в другое место жительства и снялись с регистрационного учета. Фактически данные лица проживали в спорном помещении.

Судом в обоснование доводов истца были допрошены свидетели ...., ...

Свидетель ... пояснила, что является матерью истца. По адресу ... проживает две семьи. Одна семя - истец с сын ..., дочь ... и сожительница ... вторая семья – она, сын свидетеля ...., племянник ...., сноха (бывшая сожительница истца) .... В доме 4 жилых комнаты. В зале и 1 спальне живет семья ... в другой спальне живет свидетель с ..., еще в одной спальне живет сын свидетеля ...., племянник живет на веранде. С истцом общее хозяйство не ведут, ... является инвалидом, а ... живет с ними, поскольку ей идти некуда. Продукты покупают отдельно, за ЖКУ оплачивают вскладчину напополам. У каждой семьи свой холодильник, кухня одна, но готовят раздельно.

Свидетель ... пояснила, что является сожительницей истца, по данному адресу зарегистрирована и проживает с .... В доме 4 комнаты. Проживает свидетель с истцом и дочерью в зале, сын ... живет в отдельной комнате. С мамой истца в комнате проживает сын ..., ... (дальний родственник) проживает на веранде. У них в пользовании 2 комнаты. Таким образом, в доме проживают 2 семьи. Продукты покупают отдельно, хранят в разных холодильниках, газплита общая, но каждая семья готовит себе отдельно. ... уехала в г. ... на заработки месяц назад, то проживает, то не проживает по спорному адресу. Когда она проживает по адресу ..., она проживает с мамой истца.

У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности.

Согласно справке администрации Южного округа г. Оренбурга от ... Крамаренко С.В. зарегистрирован по адресу: .... Совместно с ним на момент рассмотрения дела зарегистрированы: ...., ... ... ... ... ... ... ... ...., ... ...., ... Всего 8 человек.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.

Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Учетная норма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно Постановлению Оренбургского городского совета от 19 мая 2005 г. № 119 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена на территории города Оренбурга в размере 13,5 кв. м. общей площади занимаемого жилого помещения.

В силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, при расчете уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений семьи следует исходить из суммарной площади жилых помещений, в отношении которых у них возникло право пользования, с учетом всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

Поскольку в судебном заседании установлено, что размер занимаемой площади помещений семьи Крамаренко и др., в состав которой включены восемь человек, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, (из расчета 81,9 / 8 = 10,24 кв.м.), суд приходит к выводу о том, что Крамаренко С.В. является нуждающимся в жилом помещении и необоснованно снят с учета.

Таким образом, поскольку Крамаренко С.В. является инвалидом и страдает заболеванием, которое указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, он имеет право на дополнительную площадь.

Следовательно, требования истца о предоставлении Крамаренко С.В. благоустроенного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления по договору социального найма во внеочередном порядке подлежат удовлетворению.

Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию города Оренбурга предоставить Крамаренко С. В. на состав семьи 1 человек вне очереди по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург, не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счет расходных средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление Крамаренко С. В. – удовлетворить.

Обязать администрацию города Оренбурга предоставить Крамаренко С. В. на состав семьи 1 человек вне очереди по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург, не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счет расходных средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Астафьева

В окончательной форме решение принято 15 апреля 2021 года.

Судья А.С. Астафьева

2-2231/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Крамаренко Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация г.Оренбурга
УЖКХ администрации г.Оренбурга
Другие
Правительство Оренбургской области
пр/ответчика и третьего лица УЖКХ администрации г. Оренбурга Ковалева Олеся Владимировна
Министерство социального развития Оренбургской области
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Астафьева Анна Сергеевна
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2021Передача материалов судье
19.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Подготовка дела (собеседование)
17.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее