УИД: №
Дело 2-№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2024 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Витлицкой И.С.
при секретаре Алексеевой С.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Н. М. к администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, Министерству обороны РФ, Департаменту военного имущества Министерства обороны РФ, о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Попов Н.М. обратился в суд с иском ( с учетом уточненных требований л.д.167) к администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, Министерству обороны РФ, Департаменту военного имущества Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилой дом общей площадью 74,8 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> кадастровым номером №, указав в обоснование заявленных исковых требований о том, что является собственником земельного участка и жилого дома по указанному выше адресу На основании постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ старое домовладение признано не жилым, не пригодным для жилья и подлежащим сносу. О сносе старого домовладения он известил администрацию Тамбовского района Тамбовской области. На основании постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка под строительство нового жилого дома. Администрацией Тамбовского района Тамбовской области выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома. В 2013 году им был возведен жилой дом. При обращении в Управление Росреестра по Тамбовской области о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении возведенного жилого дома было отказано, так как здание располагается в пределах зон с особыми условиями использования территорий: запретная зона военного объекта войсковой части. Данная запретная зона была установлена Приказом Минобороны от ДД.ММ.ГГГГ. Строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке было завершено в 2013 году, т.е. до установления охранной зоны. Он принял все меры к легализации спорного домовладения, которое возведено с соблюдением строительных, градостроительных, противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также не нарушает права и охраняемые законом интересы других граждан. Во внесудебном порядке, по указанным выше основаниям, он лишен возможности получения правоустанавливающих документов на данный жилой дом.
Истец Попов Н.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Обеспечил в суд явку своего представителя по доверенности Павловой О.В., которая в судебном заседании исковые требования истца с учетом их уточнения поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала также, что объект индивидуального жилищного строительства построен на земельном участке, соответствующем виду объекта, в границах принадлежащего истцу земельного участка. О том, что в 2018 году будет установлена запретная зона, ее доверитель знать не мог.
Представитель ответчика администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
Ответчик – представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Соответчик – представитель Департамента военного имущества Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Поскольку материалы дела содержат сведения об уведомлении ответчиков, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявлено, суд признает ответчиков извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (п.п. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ч.1 ст.104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (ч.2).
В соответствии с п. 10 ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регламентируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 405 (далее Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
В соответствии с п. 10 Положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.
На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. На территории зоны охраняемого военного объекта не допускается ликвидация дорог и переправ, а также осушение и отведение русел рек (п.11).
На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
На территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект (п.12.1).
Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на территории запретной зоны, специальной зоны и создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.14).
Судом установлено, что Попов Н.М.. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, площадью 695+/-18 кв.м. по адресу: <адрес>, р.<адрес> и жилого дома общей площадью 41,6 кв.м. по адресу: <адрес>, р.<адрес>, что следует из свидетельств о государственной регистрации права. (л.д.11,12).
Постановлением администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ старое домовладение признано не жилым, как ветхим и не пригодным для жилья и постановлено снести строение, расположенное по адресу: р.<адрес> принадлежащее Попову Н. М. (л.д.34).
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка № № площадью 695 кв.м. под строительство индивидуального жилого дома со сносом старого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.40).
Администрацией Тамбовского района Тамбовской области Попову Н.М. ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство № № индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 695 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия настоящего разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42).
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Попова Н.М. был подготовлен градостроительный план земельного участка № (л.д.43).
Согласно технического плана здания изготовленного кадастровым инженером Белоглазовой И.А., общая площадь указанного выше жилого дома составляет 74, 8 кв.м., год завершения строительства объекта недвижимости -2013 год (л.д.65).
Спорное домовладение возведено истцом на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №, что усматривается из схемы расположения объекта на земельном участке (л.д.75).
Из уведомления Межмуниципального отдела по г. Котовску и Тамбовскому району Управления Росреестра по Тамбовской области (на территории Тамбовского района) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу отказано в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении возведенного жилого дома, так как здание располагается в пределах зон с особыми условиями использования территорий: запретная зона военного объекта войсковой части 55443-Департамент военного имущества Минобороны РФ (л.д.81).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок, на котором расположено спорное жилое помещение не является собственностью Министерства обороны РФ, за Министерством обороны РФ отдельными приказами Министра обороны РФ или Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ за учреждением не закреплен, сформирован и предоставлен истцу в собственность в соответствии с требованиями ЗК РФ. Строительство спорного жилого дома начато и завершено до дня установления на указанном земельном участке запретной зоны Министерства обороны РФ. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Из акта экспертного исследования ООО «Экспертное бюро №» от 2024 следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> - соответствует требованиям механической, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, требованиям энергетической эффективности, требованиям безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. Несущие и ограждающие строительные конструкции жилого дома находятся в работоспособном техническом состоянии. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> - не создает угрозу жизни и здоровью граждан и соответствует требованиям безопасности для здоровья человека и условиям пребывания в зданиях. Обеспечена безопасная эксплуатация жилого дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. Жилой дом соответствует требованиям для безопасной эксплуатации по прямому функциональному назначению (л.д.155).
Из заключения кадастрового инженера Белоглазовой И.А. следует, что объект капительного строительства частично расположен в зоне с особыми условиями использования территории №.602. Согласно разрешению на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, строительство жилого дома было завершено в 2013 году, до возникновения охранной зоны №. Индивидуальный жилой дом расположен в границах охранной зоны (ЗОУИТ) с реестровым номером 68:20-6.1452. Год завершения строительства индивидуального жилого дома 2013 год, до наложения ЗОУИТ с реестровым номером №.(л.д.74).
Принимая во внимание предусмотренные Положением цели установления запретной зоны, Министерство обороны РФ, реализуя поставленные перед ним задачи, не может действовать только исходя из обеспечения приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам государства.
Между тем, учитывая, что на дату принятия администрацией Тамбовского района Тамбовской области Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении истцу строительства жилого дома по указанному выше адресу и завершения строительства дома в 2013 году информация о наличии ограничений не содержалась в генеральном плане сельского поселения, на местности границы запретной зоны обозначены не были, в ЕГРН соответствующие сведения не были внесены, с учетом положений ст. 222 ГК РФ, спорный жилой дом не может быть признан самовольной постройкой, возведенной с нарушением ограничений, установленных для запретной зоны. Указанная правовая позиция изложена в п. 5 Обзоре судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ)
Кроме того, в силу прямого указания пункта 15 Положения, нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные положения закреплены в ст. 107 ЗК РФ, согласно которой со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Требование о выкупе земельного участка и расположенного на нем жилого дома или о сносе жилого дома с возмещением убытков в соответствии с положениями ст. 107 ЗК РФ в ходе рассмотрения дела не заявлено.
Со стороны ответчиков сведения о нарушении истцом требований законодательства путем использования предоставленного земельного участка не по целевому назначению суду не представлены.
Характер дальнейшего использования спорного жилого дома определен в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Срок обжалования Уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела, принимая во внимание, что истцом избран иной способ защиты нарушенного права путем обращения в суд с иском о признании за ним права собственности на жилой дом.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Вместе с тем, право собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). Такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушающим равновесие между интересами общества и условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец является собственником земельного участка, на котором им в 2013 году при наличии соответствующий разрешение было возведено спорное домовладение, а также то, что, запретная зона установлена Министерством обороны РФ после завершения строительства на нем жилого дома, суд находит заявленные Поповым Н.М. исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. ст.235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ № ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 74,8 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░