Решение по делу № 2а-747/2018 от 05.07.2018

Дело № 2а-747/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2018 года г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Н.А.,

при секретаре Корзаковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шимакова О.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рыбинске (межрайонное) о признании задолженности по уплате страховых взносов безнадежной к взысканию,

установил:

Шишмаков О.Н. обратился в суд с административным иском и с учетом уточнения исковых требований (л.д. 85-86) указал, что был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 15.04.2005 г. по 23.03.2012 г. (), а так же с 30.03.2015 г. по 09.07.2015 г. (). С 2007 г. Шишмаков О.Н. предпринимательскую деятельность фактически не осуществлял, в силу правовой неграмотности отчетность в налоговые органы не сдавал и уплату страховых взносов не производил. В указанные периоды времени и вплоть до 2018 г. он не знал о существовании у него задолженности по страховым взносам, по крайней мере, таких требований к нему не предъявлялось. 30.05.2018 года в Угличском РОСП по Ярославской области истцом было получено постановление о возбуждении исполнительного производства от 11.04.2018 г. о взыскании с него задолженности в размере руб. Производство возбуждено на основании акта № от 04.04.2018, выданного Межрайонной ИФНС № 8 по Ярославской области по делу № от 04.04.2018 г. Тогда 01.06.2018 г. Шишмаков О.Н. обратился в Межрайонную ИФНС № 8 по ЯО по вопросу образования задолженности, где ему пояснили, что за ним действительно числится задолженность по уплате страховых взносов и пеням, которая образовалась за период с 2006 г. по 2012 г. Документа, подтверждающего указанную информацию, не предоставили. Разъяснили право на обращение в налоговый орган с заявлением о списании задолженности. С таким заявлением Шишмаков О.Н. обратился. Письмом от 13.06.2018 № Межрайонная ИФНС РФ № 8 по ЯО уведомила его о том, что часть задолженности в размере руб. была списана. Вместе с тем, за истцом продолжает числиться задолженность по страховым взносам, которая согласно справке ГУ-Управление ПФ РФ в г. Ярославле от 05.07.2018 г. № , по состоянию на 31.12.2018 г. составляет:

- по взносам на страховую часть трудовой пенсии за период с 2006 г. по 2010 г. в размере руб.,

- по взносам на накопительную часть трудовой пенсии за период с 2006 г. по 2010 г. в размере руб.,

- по взносам в ФФОМС за 2010 г. в размере руб.,

- по взносам в ТФОМС за 2010 г. в размере руб.,

- по пеням на страховую часть трудовой пенсии, включая начисленные в 2010 г. и начисленные по состоянию 31.12.2016 г. в размере руб.,

- по пеням на накопительную часть трудовой пенсии, включая начисленные в 2010 г. и доначисленные по состоянию на 31.12.2016 г., в размере руб.,

- по пеням в ФФОМС, включая начисленные в 2010 г. и доначисленные по состоянию на 31.12.2016 г., в размере руб.,

- по пеням в ТФОМС, включая начисленные в 2010 г. и до начисленные по состоянию на 31.12.2016 г. в размере руб.

Эту задолженность Шишмаков О.Н. просит признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.

В судебное заседание административный истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС РФ № 8 по Ярославской области не явился, также ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признает, поддерживает свои возражения, высказанные ранее.

В предыдущих судебных заседаниях представители административного ответчика Межрайонной ИФНС РФ № 8 по ЯО по доверенностям Добросердова Е.Е. и Чистова Н.Е. исковые требования не признали. В обоснование возражений указали, что оспариваемая задолженность числится за истцом за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. Она образовалась в периоды, когда администрированием этих платежей занимался Пенсионный фонд РФ, и последний предпринимал меры для ее принудительного взыскания, о чем свидетельствуют неоконченные исполнительные производства в ФССП России. Поэтому оснований для списания этой задолженности как безнадежной к взысканию у налогового органа, который с 01.01.2017 г. осуществляет администрирование этих платежей, не имеется.

Представитель соответчиков ГУ-Управление ПФ РФ в г. Рыбинске (межрайонное) и ГУ – Управление ПФ РФ в г. Ярославле не явились, о рассмотрении дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам, Угличский РОСП, ОСП по Заволжскому району г. Ярославля, ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля не явились, о рассмотрении дела извещены, об отложении не ходатайствовали.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.

Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 года статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.".

Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу 29.01.2018 г., признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).

Положения части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение о признании указанных в ч. 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в ч. 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (пункт 2).

Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам, в данном случае Межрайонной ИФНС РФ № 8 по Ярославской области.

Права, предусмотренные НК РФ в отношении налогоплательщиков, налоговые органы теперь также осуществляют и в отношении плательщиков страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в частности:

- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п.п. 4);

- вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 4.1.).

Установлено, что Шишмаков О.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.04.2005 г. по 23.03.2012 г. () и с 30.03.2015 г. по 09.07.2015 г. ().

По состоянию на 31.12.2016 г. имеет задолженность по уплате страховых взносов в общей сумме руб.:

- по взносам на страховую часть трудовой пенсии за период с 2006 г. по 2010 г. в размере руб. ();

- по взносам на накопительную часть трудовой пенсии за период с 2006 г. по 2010 г. в размере руб. ();

- по взносам в ФФОМС за 2010 г. в размере руб.:

- по взносам в ТФОМС за 2010 г. в размере руб.,

- по пеням на страховую часть трудовой пенсии, включая пени, начисленные в 2010 г. и доначисленные по состоянию 31.12.2016 г., в размере руб. ();

- по пеням на накопительную часть трудовой пенсии, включая начисленные в 2010 г. и доначисленные по состоянию на 31.12.2016 г., в размере руб. ();

- по пеням в ФФОМС, включая начисленные в 2010 г. и доначисленные по состоянию на 31.12.2016 г., в размере руб. ();

- по пеням в ТФОМС, включая начисленные в 2010 г. и до начисленные по состоянию на 31.12.2016 г. в размере руб. ().

Размер указанной задолженности подтверждается справкой ГУ – Управление ПФ РФ в г. Ярославле от 05.07.2018 г. № (л.д. 72-74).

Согласно ответу ГУ – Управление ПФ РФ в г. Ярославле от 05.07.2018 г. (л.д. 75) указанная задолженность в общей сумме руб. образовалась за период с 15.04.2005 г. по 23.03.2012 г., является остатком задолженности после списания ГУ – Управление ПФ РФ в г. Ярославле 15.06.2018 г. части задолженности Шишмакова О.Н. в общей сумме руб. за 2011 и 2012 годы на основании ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Представители Межрайонной ИФНС РФ № 8 по ЯО, возражая против удовлетворения требований административного истца Шишмакова О.Н., указывают на отсутствие оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию, поскольку задолженность находится на принудительном исполнении в ФССП России.

Суд с этими доводами согласиться не может, поскольку они не учитывают следующее.

Согласно данным сайта ФССП России (л.д. 58) в отношении Шишмакова О.Н. действительно было возбуждено пять исполнительных производств, по которым предметом исполнения являлось взыскание с Шишмакова О.Н. страховых взносов и пени, из них не окончено только исполнительное производство № от 11.04.2018 г., которое возбуждено в Угличском РОСП о взыскании пеней в сумме руб., доначисленных налоговым органом на сумму числящейся за Шишмаковым О.Н. недоимки по страховым взносам.

Остальные четыре исполнительных производства были прекращены.

Исполнительное производство № от 22.04.2013 г. в Заволжском РОСП – прекращено 09.09.2015 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве (невозможность установления должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей). Сведений о повторном предъявлении к исполнению акта органа Пенсионного фонда, на основании которого с Шишмакова О.Н. была взыскана задолженность в сумме руб., не имеется.

Три других исполнительных производства, возбужденных в ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля: исполнительное производство № от 18.06.2012 г. на сумму руб., исполнительное производство № от 21.01.2011 на сумму руб., исполнительное производство № от 17.03.2012 на сумму руб., также были прекращены. Основанием прекращения по всем трем указана ст. 33 Федерального Закона "Об исполнительном производстве". Согласно сводкам, представленным из ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля по запросам суда (л.д. 119-124), по каждому из этих трех исполнительных производств судебными приставами-исполнителями были составлены акты и вынесены постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов в связи с изменением места жительства должника.

Согласно п. 7, 8 ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в прежней редакции, действующей на дату окончания исполнительных производств), если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по его прежнему местонахождению отсутствует, то судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке, установленном частью 6 настоящей статьи, или составляет акт и оканчивает исполнительное производство. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляются в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

Как пояснил Шишмаков О.Н. вначале он был зарегистрирован в г. Ярославле в Заволжском районе, затем в центральной части г. Ярославля, потом в г. Угличе, где продолжает быть зарегистрированным по настоящее время.

Однако сведений о возбуждении в отношении Шишмакова О.Н. исполнительных производств после их окончания по иному месту жительства должника в том числе в Угличском РОСП отсутствуют.

При указанных обстоятельства и с учетом времени, прошедшего со дня окончания исполнительных производств Заволжским РОСП и ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля, принимая во внимание, период образования недоимки по страховым взносам (с 2006 г. по 2010 г.), суд не может согласиться с возражениями налогового органа о принудительном взыскании оспариваемой Шишмаковым О.Н. задолженности как по страховым взносам, так и по пени.

В принудительном порядке задолженность не была взыскана. После окончания исполнительных производств и до 01.01.2017 г. повторно акты Пенсионного фонда к принудительному исполнению не предъявлялись.

Из материалов дела и представленной по запросу суда справки от 05.07.2018 г. (л.д. 72-74) не представляется возможным установить ни конкретный период, за который сложилась недоимка, ни срок уплаты, ни расчет пени, доначисленной по состоянию на 31.12.2016 г., то есть того остатка задолженности, который был передан из Пенсионного фонда в Налоговую инспекцию.

Вопреки возражениям Межрайонной ИФНС РФ № 8 по ЯО обязанность предоставить доказательства в подтверждение данных обстоятельств возложена в силу требований НК РФ и КАС РФ на административного ответчика в лице налогового органа, принявшего обязанность по администрированию спорных платежей, а не на физическое лицо – административного истца, не обладающего этим административным ресурсом.

Таким образом спорная задолженность, включая недоимку по страховым взносам и пени за 2006 г. – 2010 г. в общей сумме руб. имела место по состоянию на 1 января 2017 года, возможность ее принудительного взыскания утрачена, поэтому указанная недоимка и пени признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию налоговым органом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2006 ░. ░░ 2010 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░.; ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2006 ░. ░░ 2010 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░.; ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ 2010 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░.; ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ 2010 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░.; ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2010 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 31.12.2016 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░.; ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2010 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31.12.2016 ░., ░ ░░░░░░░ ░░░.; ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2010 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31.12.2016 ░., ░ ░░░░░░░ 1 ░░░.; ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2010 ░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31.12.2016 ░., ░ ░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2а-747/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шишмаков О.Н.
Ответчики
ГУ Управление ПФ РФ в г. Ярославле
Клиентская служба (на правах отдела) Управления Пенсионного фонда РФ на трерритории Угличского района ЯО
ГУ Управление ПФ РФ в г. Рыбинске (межрайонное)
Межрайонная ИФНС России № 8 по Ярославской области
Другие
ОСП по Заволжскому району г. Ярославля
ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля
Угличский РОСП УФССП России по ЯО
ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля
Суд
Угличский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
uglichsky.jrs.sudrf.ru
05.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2018[Адм.] Судебное заседание
13.08.2018[Адм.] Судебное заседание
21.08.2018[Адм.] Судебное заседание
19.09.2018[Адм.] Судебное заседание
02.10.2018[Адм.] Судебное заседание
18.10.2018[Адм.] Судебное заседание
01.11.2018[Адм.] Судебное заседание
10.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2018Регистрация административного искового заявления
05.07.2018Передача материалов судье
06.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2018Судебное заседание
13.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Судебное заседание
19.09.2018Судебное заседание
02.10.2018Судебное заседание
18.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
10.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2019Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее