59RS0027-01-2024-003103-40 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кунгур Пермского края 01 июля 2024 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,
при секретаре Коваль А.В.,
представителя ответчика МУП «ЖКХ Комсомольское» Данилова И.В., действующего на основании распоряжения от 01.07.2019,
представителя администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края Ровового И.М., действующего на основании доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Комсомольское» об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Центральный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратился в суд с иском к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края (далее Администрация), Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Комсомольское» (далее МУП «ЖКХ Комсомольское») о возложении обязанности по организации производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в п.Голдыревский, д.Каменка, п.Комсомольский, с.Неволино, с.Плеханово, п.Казарма Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с согласованной программой производственного контроля с лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право выполнение исследований (испытаний) качества питьевой воды в срок до 31.12.2024, а также обязании обеспечить контроль за выполнением гарантирующей организацией МУП «ЖКХ Комсомольское» производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды, согласованной с территориальным отделом Роспотребнадзора.
В обоснование своих требований истец указал, что, на основании постановления Администрации №171-01-09-330 от 11.03.2022 «О внесении изменений в постановление администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края», от 22.12.2021 №1632-171-01-09 «О передаче недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ Комсомольское»», МУП «ЖКХ Комсомольское» является организацией обеспечивающей водоснабжением население п.Голдыревский, д.Каменка, п.Комсомольский, с.Неволино, с.Плеханово, п.Казарма Кунгурского муниципального округа Пермского края. В нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о водоснабжении, о предоставлении коммунальных услуг МУП «ЖКХ Комсомольское» не осуществляет контроль за качеством питьевой воды, что может привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает опасность для жизни и здоровья потребителей коммунальной услуги. На эксплуатирующей организации, как на организации, осуществляющей холодное водоснабжение, лежит императивная обязанность в разработке соответствующей программы производственного контроля качества и безопасности воды. Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям (пункт 7 Правил N 10). МУП «ЖКХ Комсомольское» в 2024 году осуществляет производственный контроль в соответствии с утвержденной программой не в полном объеме по вышеуказанным субъектам, что подтверждается актом плановой выездной проверки от 25.01.2024 № 19. Следовательно, МУП «ЖКХ Комсомольское» обязанность по проведению лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, как установлено правилами (не реже одного раза в месяц) не исполняется. Таким образом, МУП «ЖКХ Комсомльское» при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоснабжения населению п.Голдыревский, д.Каменка, п.Комсомольский, с.Неволино, с.Плеханово, п.Казарма производственный контроль качества подаваемой воды производит не в полном объеме. В то время как, водоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей. Исходя из вышеизложенного, МУП «ЖКХ Комсомольское» не исполняются требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в части обеспечения населения качественным питьевым холодным водоснабжением, что влечет за собой нарушение права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоснабжение, создает угрозу санитарной безопасности и здоровью граждан. Нерегулярное проведение лабораторных исследований качества питьевой воды по утвержденной программе производственного контроля создает угрозу своевременному выявлению несоответствия качества питьевой воды требованиям законодательства, что может привести к возникновению и распространению среди населения... острых химических отравлений, острых кишечных инфекционных и паразитарных заболеваний. С учетом изложенного, несоблюдение вышеуказанных норм закона нарушает требования действующего законодательства в данной сфере правоотношений, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Администрацией в нарушение требований закона не организовано проведение производственного контроля, лабораторные исследования качества питьевой воды, вследствие чего питьевая вода, подаваемая населению, поступает негарантированного качества.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец извещен надлежащим образом, просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ Комсомольское» Данилов И.В. в судебном заседании с иском согласился в части, факт выявленных нарушений не оспаривал, пояснив, что фактические расходы, необходимые для лабораторного исследования качества питьевой воды, в значительной степени превышают расходы на осуществление производственного контроля воды, учтенные при установлении Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края тарифов в сфере холодного водоснабжения, в связи с чем, МУП лишено возможности исполнять условия Программы производственного контроля в части ежемесячного проведения лабораторных исследований и испытаний качества воды. Дополнительного источника финансирования не имеется, по обращениям с просьбой дополнительного субсидирования Администрацией решения не принято. Считает необходимым увеличить сроки исполнения решения суда.
Представитель ответчика Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края Рововой И.М. в судебном заседании с иском не согласился, считает, что утвержденной производственной программой по контролю за качеством питьевой воды не предусмотрено осуществление контроля со стороны Администрации за выполнением МУП «ЖКХ Комсомольское» условий программы. Устранение нарушений возможно силами МУП «ЖКХ Комсомольское», Администрацией будет разрешаться вопрос о дополнительном субсидировании МУП на данные цели, считает необходимым увеличить требуемый истцом срок устранения нарушений.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии со статьей 39 Федерального Закона №52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N52-ФЗ, установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона Российской Федерации №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Судом установлено.
МУП «ЖКХ Комсомольское» является юридическим лицом, учредителем которого является Кунгурский муниципальный округ Пермского края в лице администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, основной вид деятельности – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, дополнительный - распределение воды для питьевых и промышленных нужд, деятельность по чистке и уборке (34-11).
На основании Постановлений администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края № 171-01-09-330 от 11.03.2022 «О внесении изменений в постановление администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края», от 22.12.2021 №1632-171-01-09, 16.03.2023 № 171-01-09-298, 18.06.2021 № 506-171-01-09 «О передаче недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ Комсомольское»; МУП «ЖКХ Комсомольское» является организацией, обеспечивающей водоснабжением население п.Голдыревский, д.Каменка, п.Комсомольский, с.Неволино, с.Плеханово, п. Казарма, что также подтверждено договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖКХ Комсомольское» от 07.02.2012.
Уставом предприятия (утвержденного Распоряжением Главы Комсомольского сельского поселения от 15.12.2006 № 79) к видам деятельности относится формирование договоров на выполнение работ и оказание услуг жилищно-коммунального назначения, осуществление контроля за качеством и надежностью выполняемых работ и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, принятие и оплата производственных работ и оказанных услуг согласно заключенным договорам; осуществление иных видов деятельности и оказание других услуг населению, предприятиям, организациям в различных областях хозяйственной и производственной деятельности не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству. Предприятие является гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Для осуществления данной деятельности за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено расположенное на территории Кунгурского городского округа муниципальное имущество. Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с извлечением прибыли от оказания услуг по осуществлению холодного водоснабжения (л.д.23-28,29-30,31-33).
Нормами СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" определено: для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека (пункт12); в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе используемых в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям (пункт 13).
Согласно пункту 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее – СанПиН 2.1.3684-21), хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии сПравиламиосуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленнымипостановлениемПравительства Российской Федерации от 06.01.2015 N10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N2, ст.523) иприложениями N2 - N4к Санитарным правилам.
Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, установлен в Правилах осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N10 (далее Правила № 10).
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 правил № 10).
Исходя из приведенных выше нормативных положений, на эксплуатирующей организации, как на организации, осуществляющей холодное водоснабжение, лежит императивная обязанность в разработке соответствующей программы производственного контроля качества и безопасности воды.
Данная программа должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям (пункт 7 Правил N 10).
В силу требований пункта 78 СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках "перед подачей в распределительную сеть" и "в распределительной сети".
Из письма Центрального филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» № 445-П от 16.02.2024 следует, что МУП «ЖКХ Комсомольское» в 2024 году осуществляет производственный контроль в соответствии с утвержденной программой не в полном объеме по следующим субъектам: п.Голдыревский, д.Каменка, п.Комсомольский, с.Неволино, с.Плеханово, п.Казарма.
Актом плановой выездной проверки от 25.01.2024 № 19 проведенной в отношении МУП «ЖКХ Комсомольское», установлено, что по всем территориям имеется согласованная и утвержденная программа производственного контроля качества питьевой воды на 2022-2026 годы, при этом, лабораторные исследование, согласно утвержденной программе не проводятся:
- производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в с.Неволино организован не в полном объеме: отбор проб проводился только в апреле и октябре 2023 года из распределительной сети,
-производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в п. Комсомольский организован не в полном объеме: в 2023 году с января по март были отобраны по одной пробе в феврале в точках: разводящие сети, перед поступлением в сеть на органолептические и санитарно-микробиологические показатели, в апреле из распределительной сети на органолептические и микробиологические показатели, в сентябре из скважины на органолептические, санитарно-химические и микробиологические показатели, распределительной сети на органолептические и микробиологические показатели. Производственный лабораторный контроль ведется без учета программы производственного контроля;
- производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в д.Казарма в 2023 году не организован;
- производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в с.Плеханово в 2023 году с января по март были отобраны по одной пробе в феврале в точках: разводящие сети, перед поступлением в сеть на органолептические и санитарно-микробиологические показатели, в апреле из РЧВ и распределительной сети на органолептические и микробиологические показатели, в сентябре из скважины на органолептические, санитарно-химические, микробиологические показатели, перед поступлением в сеть и распределительной сети на органолептические и микробиологические показатели. Производственный лабораторный контроль ведется без учета программы производственного контроля;
- производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в п.Голдыревский в 2023 году с января по март были отобраны по одной пробе в феврале в точках: разводящие сети, перед поступлением в сеть на органолептические и санитарно-микробиологические показатели, апреле в распределительной сети на органолептические и микробиологические показатели, сентябре из скважины на органолептические, санитарно-химические, микробиологические показатели. Производственный лабораторный контроль ведется без учета программы производственного контроля;
- производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды в д.Каменка в 2023 году проведен в феврале из РЧВ и распределительной сети на органолептические и микробиологические показатели, апреле из РЧВ и распределительной сети на органолептические и микробиологические показатели, в сентябре из скважины на органолептические, санитарно-химические, микробиологические показатели, из РЧВ и распределительной сети на органолептические и микробиологические показатели. Производственный лабораторный контроль ведется без учета программы производственного контроля (л.д.15-22).
Представитель МУП «ЖКХ Комсомольское» Данилов И.В., в подтверждение своих доводов представил договор о проведении лабораторных исследований производственного контроля, заключенный с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», программы исследований, акт оказанных услуг по договору 931625 от 09.01.2024 за май 2024 от 31.05.2024, уведомление о неисполнении договоров от 14.08.2023 на проведение лабораторных исследований производственного контроля на объектах заказчика, письма от 11.03.2024, от 14.05.2024 о предоставлении субвенций, информацию от 10.06.2024 о включении на 2024 год в тарифе на водоснабжение расходов на осуществление производственного контроля качества воды в размере 435,47 тысяч рублей (л.д.49-58).
Также представлена справка о наличии кредиторской задолженности по судебным приказам о взыскании задолженности, рабочие программы.
Таким образом, МУП «ЖКХ Комсомольское» при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоснабжения населению п.Голдыревский, д.Каменка, п.Комсомольский, с.Неволино, с.Плеханово, п.Казарма производственный контроль качества подаваемой воды производит не в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354). На основании пункта 3 Правил № 354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующих требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N1 Правил № 354, требованием к качеству коммунальных услуг в части холодного водоснабжения является постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01).
Исходя из положений пункта 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 33 Правил № 354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и пункту 33 Правил № 354 каждый, потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и здоровья и соответствующие условиям договора.
Статьей 8 Федерального Закона N52-ФЗ установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Из пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ (далее Федеральный закон N 416-ФЗ), государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона 416-ФЗ под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 23 данного закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, суд считает, что МУП «ЖКХ Комсомольское» не исполняются требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в части обеспечения населения качественным питьевым холодным водоснабжением, что влечет за собой нарушение права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоснабжение, создает угрозу санитарной безопасности и здоровью граждан.
Нерегулярное проведение лабораторных исследований качества питьевой воды по утвержденной программе производственного контроля создает угрозу своевременному выявлению несоответствия качества питьевой воды требованиям законодательства, что может привести к возникновению и распространению среди населения... острых химических отравлений, острых кишечных инфекционных и паразитарных заболеваний.
С учетом изложенного, несоблюдение вышеуказанных норм закона нарушает требования действующего законодательства в данной сфере правоотношений, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом N 416-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (пункт 5); согласование инвестиционных программ (пункт 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 10).
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Как установлено частью 1 статьи 10 Федерального закона N416-ФЗ, собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Вопреки доводам представителя Ровового И.М., с точки зрения санитарного законодательства, деятельность органов местного самоуправления имеет ключевое значение в вопросах организации надлежащего питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения населения.
Таким образом, суд считает, что администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края должна обеспечивать контроль за выполнением МУП «ЖКХ Комсомольское» производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, обеспечивая тем самым подачу населению питьевой воды гарантированного качества.
Вместе с тем, суд считает, что срок для устранения нарушений санитарного законодательства до 31.12.2024 недостаточен.
Из представленных суду документов следует, что стоимость услуг Центра гигиены и эпидемиологии по осуществлению лабораторных исследований проб воды, рассчитанных в соответствии с производственной программой, составляет свыше 1000000 рублей, что в значительной степени превышает объем денежных средств, заложенных в соответствующий тариф на водоснабжение. Иных источников финансирования для целей производственного лабораторного качества питьевой воды, у МУП «ЖКХ Комсомольское» не имеется.
Как следует из пояснений представителей ответчиков, Администрацией будет решаться вопрос о дополнительном субсидировании МУП «ЖКХ Комсомолськое» на цели выполнения производственной программы по лабораторному контролю качества питьевой воды на период нового финансового года.
Кроме того, для устранения нарушений в части организации производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в соответствии с согласованной программой на период 1 год, требуется срок также не менее одного финансового года.
С учетом представленных доказательств, суд считает, что срок для устранения нарушений следует определить до 31.12.2025.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
возложить обязанность на МУП «ЖКХ Комсомольское» (ИНН: 5917594890) по устранению нарушения санитарного законодательства, а именно, в срок до 31.12.2025 организовать производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в п.Голдыревский, д.Каменка, п.Комсомольский, с.Неволино, с.Плеханово, п.Казарма Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с согласованной программой производственного контроля с лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право выполнение исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Возложить на администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края обязанность по обеспечению контроля за выполнением гарантирующей организацией МУП «ЖКХ Комсомольское» производственного лабораторного контроля качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды, согласованной с территориальным отделом Роспотребнадзора.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.07.2024.
Председательствующий судья подпись Л.В.Пономарева
Копия верна. Судья Л.В.Пономарева
Подлинное решение изготовлено 08.07.2024, дело хранится в Кунгурском городском суде Пермского края.