Решение по делу № 2а-1518/2022 от 21.02.2022

57RS0023-01-2022-001200-62

№2а-1518/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Рохлиной А.А.,

с участием административного истца Зайцева С.В.,

представителя административного ответчика администрации г. Орла по доверенности Лоскутовой Е.И.,

заинтересованного лица Краюхина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Зайцева С.В. к заместителю мэра г. Орла Степанову А.В., администрации г. Орла о признании незаконным решения,

установил:

Зайцев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю мэра г. Орла Степанову А.В., администрации г. Орла о признании незаконным решения.

В обоснование заявленных требований указав, что 14 февраля 2022 г. Зайцевым С.В. совместно с заинтересованным лицом Краюхиным Д.А. было подано уведомление на проведение публичного мероприятия 01 марта 2022 года в г. Орле - пикета памяти Бориса Немцова. В установленный законодательством срок административный истец получил ответ от 16.02.22 №*** за подписью заместителя мэра города Орла А.В.Степанова, о том, что заявленное публичное мероприятие не может быть согласовано.

Основанием для отказа послужил Указ Губернатора Орловской области от 03 апреля 2020 года №156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ 156). В числе оснований указано решение, принятое оперативным штабом 10 февраля 2022 года в котором отмечается значительный рост заболеваемости новой коронавирусной инфекцией и высокие показатели заболеваемости гриппом и ОРВИ. Между тем, на момент рассмотрения уведомления эти нормативно правовые акты не содержали информации об ограничениях по проведению публичных мероприятий с 01.03.2022 или в более позднюю дату.

Кроме этого административный истец указывает, что в письме административного ответчика не было доведено обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Административный истец отмечает, что препятствия в проведении заявленного им публичного мероприятия отсутствуют.

На основании изложенного просит суд признать незаконным письмо от 16.02.2022 №***, содержащее отказ администрации города Орла в согласовании проведения 01.03.2022 пикета памяти Бориса Немцова в г.Орле; обязать администрацию города Орла не препятствовать проведению указанного мероприятия, в соответствии с 54-ФЗ в гл. 12 п.1 пп. 3, оказать содействие в проведении, обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении указанного пикета.

В судебном заседании административный истец Зайцев С.В. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, представила письменные возражения.

Заинтересованное лицо Краюхин Д.А. поддержал административное исковое заявление в полном объеме.

Административный ответчик заместитель мэра г. Орла Степанов А.В., надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного заседания по делу, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Порядок реализации указанного конституционного права регламентирован в Федеральном законе от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Указанным законом одним из принципов проведения публичного мероприятия называется принцип законности, предполагающий соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ) организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В статье 7 указанного федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно части 1 статьи 12 указанного федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия в частности обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, либо довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям указанного федерального закона.

При этом в силу части 3 статьи 12 указанного федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Конституционный Суд РФ в определениях от 01.06.2010 г. № 705-О-О, от 02.04.2009 г. № 484-О-П разъяснил, что предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

В силу положений статьи 19 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ), решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 14 февраля 2022 г. Зайцевым С.В. совместно с заинтересованным лицом Краюхиным Д.А. было подано уведомление на проведение публичного мероприятия 01 марта 2022 года с 16.00 до 18.00 в <...> - пикета памяти Бориса Немцова. Место проведения мероприятия – <...>. Предполагаемое количество – 12 человек.

В ответ на это уведомление заместитель мэра г. Орла Степанов А.В. 16.02.2022 №*** направил организатору публичного мероприятия письмо об отказе в его согласовании.

Основанием для отказа послужил Указ Губернатора Орловской области от 03 апреля 2020 года №156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ 156). В числе оснований указано решение, принятое оперативным штабом 10 февраля 2022 года в котором отмечается значительный рост заболеваемости новой коронавирусной инфекцией и высокие показатели заболеваемости гриппом и ОРВИ.

Не согласившись с указанным письмом, административный истец обжаловал его в судебном порядке.

Из части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) следует, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В обоснование своих доводов о невозможности согласования проведения заявленного публичного мероприятия административные ответчики ссылаются на положения Указа Губернатора Орловской области от 03 апреля 2020 года №156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Суд соглашается с этими доводами и принимает во внимание следующее.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) могут быть введены, в том числе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", относятся, в том числе, координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 Приложения 1 к Указу Губернатора Орловской области от 03 апреля 2020 года №156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - «Комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности», временно приостановлено на территории Орловской области проведение массовых мероприятий с присутствием граждан.

Данное ограничение не распространяется на проведение следующих массовых мероприятий с количеством участников до 500 человек (включительно):

на мероприятия по демонстрации и просмотру кинофильмов и иной видеопродукции, проводимые в рамках деятельности автокинотеатров на открытых пространствах с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

мероприятия по организации и проведению на свежем воздухе конгрессов, семинаров, выставок и других мероприятий, осуществляемых в установленной сфере деятельности органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными учреждениями Орловской области по поручению органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и органов местного самоуправления, с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

проведение публичных слушаний на свежем воздухе для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Орловской области, а также публичных слушаний, организатором которых является орган государственной власти Орловской области, с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

оказание услуг для граждан на аттракционах на открытых пространствах с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности.

Данное ограничение не распространяется на проведение следующих массовых мероприятий с количеством участников до 500 человек (включительно) при наличии у участников сертификата о вакцинации, содержащего сведения о получении гражданином второго компонента двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), или QR-кода, полученного с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или специализированных приложений "Госуслуги", "Госуслуги СТОП Коронавирус", подтверждающего вакцинацию гражданина (далее - сертификат или QR-код о вакцинации), либо справки или QR-кода, полученного с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или специализированных приложений "Госуслуги", "Госуслуги СТОП Коронавирус", подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев (далее - справка или QR-код о перенесении новой коронавирусной инфекции), либо справки медицинской организации, подтверждающей наличие медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (далее - справка о медицинских противопоказаниях), либо отрицательного результата тестирования методом ПЦР на COVID-19, проведенного в течение последних 48 часов, либо QR-кода, полученного в порядке, установленном Департаментом здравоохранения Орловской области, подтверждающего наличие у гражданина достаточного титра антител к COVID-19 (далее - QR-код о наличии антител), предъявленного гражданином вместе с документом, удостоверяющим его личность, или его копией, в том числе в электронном виде (за исключением лиц, не достигших 18 лет):

-на мероприятия по демонстрации и просмотру кинофильмов и иной видеопродукции, проводимые в рамках деятельности кинотеатров (кинозалов) с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

-проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе выполнение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", с участием не более 50% зрителей от вместимости спортивного объекта с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

-проведение физкультурных и спортивных мероприятий организациями, оказывающими физкультурно-оздоровительные услуги, в том числе фитнес-центрами (фитнес-клубами), тренажерными залами, бассейнами с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

-проведение культурных, досуговых, выставочных, просветительских мероприятий с присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг с участием не более 50% зрителей (участников) от вместимости объекта с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

Организаторы мероприятий, указанных в абзацах восьмом, двенадцатом, тринадцатом, пятнадцатом настоящего подпункта, обязаны обеспечить запрет допуска и нахождения на них граждан без документов (сведений), указанных в абзаце седьмом настоящего подпункта. Лица, осуществляющие допуск граждан на указанные мероприятия, обязаны осуществить проверку соответствия данных о гражданине, содержащихся в документах (сведениях), указанных в абзаце седьмом настоящего подпункта, сведениям о гражданине, содержащимся в документе, удостоверяющем личность (в его копии).

Данное ограничение не распространяется на проведение следующих массовых мероприятий с количеством участников до 500 человек (включительно):

-проведение избирательными объединениями съездов (конференций, собраний) в целях выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на выборах, решение о назначении которых принято в установленном порядке на территории Орловской области, с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

-оказание услуг для граждан в музеях и выставочных центрах при условии проведения индивидуальных экскурсий и групповых экскурсий с количеством не более 5 человек и обеспечением дистанции между группами и посетителями 1,5 - 2 метра;

-оказание услуг для граждан в библиотеках с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

-проведение публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Орловской области, а также публичных слушаний, организатором которых является орган государственной власти Орловской области, с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

-проведение органами государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления мероприятий на территории муниципальных образований Орловской области с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности.

Подпункт а.3) Приложения 1 ввел ограничения на проведение массовых мероприятий с присутствием граждан, включая массовые мероприятия с количеством участников менее 500 человек. Данное ограничение не распространяется: на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе выполнение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" без участия зрителей, с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности; проведение мероприятий в сфере культуры на свежем воздухе.

Данное ограничение не распространяется на проведение следующих мероприятий при наличии у участников сертификата о вакцинации, содержащего сведения о получении гражданином второго компонента двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), или QR-кода, полученного с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или специализированных приложений "Госуслуги", "Госуслуги СТОП Коронавирус", подтверждающего вакцинацию гражданина (далее - сертификат или QR-код о вакцинации), либо справки или QR-кода, полученного с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или специализированных приложений "Госуслуги", "Госуслуги СТОП Коронавирус", подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев (далее - справка или QR-код о перенесении новой коронавирусной инфекции), либо справки медицинской организации, подтверждающей наличие медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (далее - справка о медицинских противопоказаниях), либо отрицательного результата тестирования методом ПЦР на COVID-19, проведенного в течение последних 48 часов, либо QR-кода, полученного до 21 февраля 2022 года в порядке, установленном Департаментом здравоохранения Орловской области, подтверждающего наличие у гражданина достаточного титра антител к COVID-19 (далее - QR-код о титре антител), либо QR-кода, полученного с 21 февраля 2022 года с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", которым подтверждаются сведения о положительных результатах исследований на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (любым из методов) (далее - QR-код о наличии антител), предъявленного гражданином вместе с документом, удостоверяющим его личность, или его копией, в том числе в электронном виде (за исключением лиц, не достигших 18 лет):

-мероприятий в сфере культуры с присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг с участием не более 50% зрителей (участников) от вместимости объекта с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности;

-проведение органами государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления мероприятий на территории муниципальных образований Орловской области с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности.

Таким образом, Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 утвержден Комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности, который реализуется на территории Орловской области в период с 4 апреля 2020 года по 28 февраля 2022 года. В соответствии с подпунктом «а.з» пункта 1 раздела 1 приложения к Указу на территории Орловской области временно приостановлено проведение массовых мероприятий с присутствием граждан, включая массовые мероприятия с количеством участников менее 500 человек.

Период, в который действуют ограничительные мероприятия в соответствии с Указом № 156, меняется в зависимости от состояния эпидемиологической ситуации на территории Орловской области.

10 февраля 2022 года состоялось очередное заседание регионального оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019 COVID-19 на территории Орловской области. Согласно принятому региональным оперативным штабом решению не допускается ослабление режима ограничительных мероприятий в связи с тем, что на территории Орловской области отмечается значительный рост заболеваемости новой коронавирусной инфекцией.

Пикетирование является разновидностью публичного мероприятия и предполагает присутствие при его проведении граждан, в рассматриваемом случае – до 12 человек, что в условиях сложившейся ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) относящейся к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, распространение которой может привести к чрезвычайной ситуации, не соответствует ограничительным мерам, направленным на обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Заявленное административным истцом публичное мероприятие направлено на привлечение внимания граждан, что не будет соответствовать мерам минимизации контакта между людьми в условиях сложившейся ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Кроме этого, административный истец считает нарушением действующего законодательства предложение администрацией г. Орла об изменении даты планируемого публичного мероприятия. Административный истец полагает, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предоставляет органу местного самоуправления возможность изменять лишь место и (или) время проведения публичного мероприятия, считая, что изменение времени не предполагает изменение даты проведения публичного мероприятия.

Между тем, суд считает приведенное административным истцом толкование действующего законодательства неверным.

Правовые основы исчисления времени регулируются Федеральным законом от 03.06.2011 г. № 107-ФЗ «Об исчислении времени», исходя из смысла и содержания которого, время исчисляется днями, неделями, месяцами, годами, часами.

Следовательно, по смыслу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при доведении органом местного самоуправления до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении времени проведения публичного мероприятия, изменению могут подлежать не только часы проведения публичного мероприятия, но и календарная дата.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из того, что не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении даты проведения публичного мероприятия; указанная мера предполагает дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия.

Наличие запрета на проведение каких-либо публичных мероприятий, принятого уполномоченным органом государственной власти, в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), требует соблюдения требований безопасности, исключения возможности скопления людей, что является достаточным основанием для мотивированного предложения организатору публичного мероприятия об изменении даты его проведения.

Оспариваемое решение административного ответчика принято в пределах компетенции, порядок принятия оспариваемого решения был соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. Исходя из этого, не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).

Согласно пункту 12 указанного Постановления, предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). К таким интересам могут быть, в частности, отнесено обеспечение безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, (часть 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). Судам необходимо учитывать, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, а также предположения органа публичной власти о возможности возникновения указанных неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

При этом в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, установлено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проведения заявленного административным истцом публичного мероприятия в указанное в уведомлении время, административным ответчиком было обоснованно предложено административному истцу - организатору публичного мероприятия - перенести публичное мероприятие на более поздний срок, а именно после отмены режима повышенной готовности в соответствии с действующим законодательством с дополнительным согласованием даты и времени его проведения.

Отказ основан на необходимости соблюдения прав и законных интересов как участников заявленного публичного мероприятия, так и иных граждан, в области охраны их здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, в то время как проведение запланированного публичного мероприятия в заявленное его организаторами время создавало опасность для жизни и здоровья как самих участников публичного мероприятия, так и иных лиц.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

В связи с чем, суд приходит к выводу об оставлении административного искового заявления Зайцева С.В. к заместителю мэра г. Орла Степанову А.В., администрации г. Орла о признании незаконным решения без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Зайцева С.В. к заместителю мэра г. Орла Степанову А.В., администрации г. Орла о признании незаконным решения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Судья                          Ю.С.Самойлова

В мотивированном виде решение суда изготовлено 28.02.2022 г.

2а-1518/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зайцев Сергей Васильевич
Ответчики
Заместитель мэра города Орла Степанов А.В.
Администрация города Орла
Другие
Краюхин Дмитрий Александрович
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Самойлова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация административного искового заявления
21.02.2022Передача материалов судье
22.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022Дело оформлено
28.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее