Дело №г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2015 года г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Кувшинова Г.В.,
при секретаре Базитовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мачуженко <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Мачуженко А.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ им был заключен кредитный, договор № с ОАО «Сбербанк России» на приобретение готового жилья.
В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012г. № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство при приобретении жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» он обратился в Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району (далее ГКУ АО УСЗН) с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. с ОАО «Сбербанк России».
ГКУ АО УСЗН принято решение о предоставлении ему компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ г. с ОАО «Сбербанк России. Выплаты по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору произведены ГКУ АО УСЗН по ДД.ММ.ГГГГ г. включительно.
Согласно справке ГКУ УСЗН по городу Тынде и Тындинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет -<данные изъяты>
На основании изложенного, просит возложить обязанность на ГКУ Амурской
области - Управление социальной защиты населения по г.Тынде и Тындинскому району
произвести выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному
договору № от ДД.ММ.ГГГГг. в его пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере <данные изъяты> копейки и взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Определением Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Амурской области.
В судебное заседание истец Мачуженко А.А., представители третьих лиц Министерства социальной защиты Амурской области, Министерства финансов Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
В судебное заседание представитель ответчика ГКУ Амурской области - Управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, направил письменное заявление с просьбой рассмотрения дела без его участия.
На основании ч. 3,5 ст.167 судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Из письменных возражений начальника Управления ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району ФИО3 следует, что управление считает исковые требования незаконными и необоснованными в связи со следующим. Механизм предоставления социальных выплат установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012г. № 26. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению». Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложения № 6 к Закону Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составил 348 422,3 тыс. руб. В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, согласно приложению № 8 к Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 40000,00 тыс.руб. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере <данные изъяты> тыс. рублей (2013 год) и <данные изъяты> тыс. рублей (2014 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2014 годах полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года между ОАО «Сбербанк России» и Мачуженко А.А., ФИО4 заключен кредитный договор №, по условиям которого ему предоставлен кредит в размере <данные изъяты> руб. сроком на 96 месяцев на приобретения квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу <адрес>.
Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району от ДД.ММ.ГГГГ. № Мачуженко А.А. состоит на учете в Государственном казенном учреждении Амурской области -управлении социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району с ДД.ММ.ГГГГ., как получатель мер социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012г. N26 "Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков" в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2014 - 2020 годы". Мачуженко А.А. принял участие в программе в <данные изъяты> годах и подал пакет документов для дальнейшего участия в программе.
Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району от ДД.ММ.ГГГГ. № сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты>
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).
Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».
Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась.
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. Согласно приложению № 8 к Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» государственная поддержка путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составила - 40 млн. руб.
Согласно Закону Амурской области от 10.12.2014 № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015 году расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» утверждены в сумме <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Учитывая, что истец Мачуженко А.А. приобрел статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период, у него возникло право рассчитывать на получение социальной выплаты, при этом возражения ответчика на отсутствие достаточного финансирования, не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.
Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 01 декабря 1997 г. №-18-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 23 апреля 2004 г. № 8-П, Определения от 4 декабря 2003 г. № 415-О от 15 февраля 2005 г. № 170-О от 27 декабря 2005 г. № 502-О и др.).
О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 -годы», направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Тында и Тындинскому району обязанность осуществить истцу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты>
Согласно ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решении е, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мачуженко <данные изъяты> удовлетворить.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району обязанность за счет средств бюджета Амурской области, осуществить выплату Мачуженко <данные изъяты> компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району» за счет средств бюджета Амурской области в пользу Мачуженко <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В. Кувшинов