Решение по делу № 12-1116/2017 от 11.08.2017

Дело № 12-1116/2017                                             

Р Е Ш Е Н И Е

10 октября 2017 года        г.Пермь

Судья Ленинского районного суда г.Перми Лисовская В.В., при секретаре Чекменевой Д.М., с участием защитника Правительства Пермского края – Кучукбаевой М.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Правительства Пермского края (ИНН 5902290709, ОГРН 1025900524980, фактический и юридический адрес: г.Пермь, ул. Куйбышева, 14) на постановление и.о. заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по <Адрес> Киряковой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Правительства Пермского края,

                     у с т а н о в и л :

Постановлением и.о. заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Правительство Пермского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, выразившегося в том, что Правительство Пермского края, являясь должником по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного листа Березниковского городского суда Пермского края по делу 2-1415/2015 от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на Правительство Пермского края предоставить СДА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу <Адрес>, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г.Березники Пермского края, до настоящего времени решение суда не исполнило, жилое помещение СДА до настоящего времени не предоставлено. Юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Правительство Пермского края обратилось в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Правительства Пермского края доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил постановление по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагают, что Правительством Пермского края принимаются все меры по исполнению решения суда. При исполнении решения суда Правительство Пермского края обязано соблюдать требования Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Предоставление жилья детям-сиротам осуществляется в соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, утвержденным министром строительства и ЖКХ Пермского края на соответствующий год. На момент вступления в законную силу решения суда, а также возбуждения исполнительного производства свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края не имелось. Согласно планам формирования специализированного жилищного фонда Пермского края на 2015 год, 2016 год в г. Березники не приобретались жилые помещения. В апреле 2017 года в г.Березники было запланировано проведение аукционов на приобретение жилых помещений в строящихся домах. Данные аукционы не состоялись, поскольку заявки на осуществление закупок по приобретению квартир для детей сирот были отклонены. В последующем с целью исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения СДА на территории г. Березники был проведен аукцион в электронном виде и 07.08.2017 протоколом №4.8-15/1 принято решение о признании заявки единственного участника закупки АО «Корпорация развития <Адрес>» соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок будет заключен государственный контракт на приобретение 10 жилых помещений для предоставления детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. Кроме того, с целью своевременного исполнения решения суда, а также ввиду возможности предоставления жилого помещения на территории иного муниципального образования Пермского края СДА были предложены свободные жилые помещения в г. Добрянке, г. Очере, г. Кунгуре, г.Верещагино, с. Култаево, г. Оса. От данных жилых помещений взыскатель выразил отказ, желает получить жилое помещение только на территории г. Березники. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот – длительная процедура, обусловленная приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства. Правительство Пермского края обращалось в суд с требованием о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, определением Березниковского городского суда Пермского края от 30.10.2015 в удовлетворении заявлении было отказано. 29.06.2017 Правительством повторно направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда, определением Березниковского городского суда Пермского края от 25.07.2017 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2017. Считают, что вина Правительства Пермского края по привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ не установлена, поскольку были приняты все зависящие меры по исполнению решения суда.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, представитель административного органа о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в суд не явились.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения защитника, изучив материалы дела по жалобе на постановление об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении -АП Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, материалы исполнительного производства -ИП судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как действиями, так и бездействием.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 1 статьи 6 Закона № 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу положений статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

Статьей 113 Закона № 229-ФЗ установлено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2008 N 627-О-О, в силу пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ныне действующем Федеральном законе от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - положение части 2 статьи 105) и части второй статьи 206 ГПК Российской Федерации должник не подлежит привлечению к юридической ответственности в случае неисполнения судебного акта по уважительным причинам. Рассматриваемые законоположения направлены на обеспечение прав и законных интересов должника в исполнительном производстве, который в силу не зависящих от него причин, в частности, если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа, т.е. в случае отсутствия вины должника, не может исполнить судебный акт, и не нарушают указанные в жалобе конституционные права заявителя, поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации, наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно.

Из материалов дела следует, что на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю (далее по тексту – Межрайонный отдел судебных приставов) находится исполнительное производство -ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Березниковским городским судом Пермского края, о возложении обязанности на Правительство Пермского края предоставить СДА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу <Адрес>, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г.Березники Пермского края.

08.10.2015, 09.06.2016 Правительство Пермского края проинформировало судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия сформированного специализированного жилищного фонда Пермского края, представило копии документов в обоснование принимаемых должником мер по исполнению решения суда. Также сообщено, что 09.10.2015 Правительством в суд подано заявление об отсрочке исполнения решения суда, 30.10.2015 Правительству в предоставлении отсрочки было отказано. Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 году, утвержденному министром строительства и ЖКХ Пермского края от 23.07.2015, строительство и регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории г.Березники в 2015 году не планировались. В плане формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 году г. Березники также не числится. В целях формирования специализированного жилищного фонда в г. Березники Министерством строительства и ЖКХ Пермского края в декабре 2015 года было размещено на сайте государственных закупок извещение о проведении электронного аукциона на приобретение 30 квартир в г. Березники. Однако, в установленный срок заявок на участие в электронном аукционе в Министерство не поступили. Аукцион признан не состоявшимся. 02.03.2014 СДА отказался от 4 предлагаемых ему жилых помещений; 04.07.2015 написал заявление о предоставлении ему жилого помещения на территории г. Березники; 07.07.2015 отказался от предоставления ему жилого помещения по адресу: г. Добрянка, ул. Герцена, 40а; 03.12.2015 повторно отказался от предоставления жилого помещения в г. Добрянке; 15.04.2016 отказался от предоставления ему жилого помещения по адресу: г.Очер, ул. Строганова,4.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 08.12.2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Данным постановлением установлен должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 26.12.2016.

29.06.2017 Правительство Пермского края представило судебному приставу-исполнителю письменные объяснения к протоколу по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в которых ссылалось на указанные выше обстоятельства, дополнительно указав, что СДА отказался от жилого помещения в с. Култаево Пермского района – 11.01.2017, в г. Оса – 01.02.2017. Сообщило, что жилое помещение Симонову Д.В. будет предоставлено в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 №1194-п., Правительством принимаются все зависящие меры по исполнению решения суда.

В связи с тем, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа должником не были исполнены, 30.06.2017 года в отношении Правительства Пермского края судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также в судебном заседании установлено, что определением Березниковского городского суда Пермского края от 25.07.2017 Правительству Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения Березниковского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу до ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные документы, свидетельствующие о принятии должником необходимых исчерпывающих мер для исполнения решения суда, учитывая, что решением суда на Правительство ПК возложена обязанность предоставить СДА благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда на территории г.Березники Пермского края, взыскателем представлено заявление на предоставление жилого помещения только на территории г.Березники, согласно планам формирования специализированного жилищного фонда Пермского края на 2015 год, 2016 год, 2017 год в г. Березники не приобретались жилые помещения, принимая во внимание определение суда от 25.07.2017, которым Правительству ПК предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2017, судья приходит к выводу, что доводы Правительства Пермского края о необходимости соблюдения при исполнении решения суда требований Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", об отсутствии свободныхе жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края в г. Березники, которые также были изложены должником при рассмотрении протокола об административном правонарушении, заслуживают внимания, поскольку исполнение должником обязанностей по соблюдению требований указанных нормативных правовых актов влечет невозможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о взыскании исполнительского сбора срок. Однако, должностным лицом при принятии обжалуемого постановления данным документам и доводам должника объективная оценка не дана, указано, что на протяжении длительного времени с момента вступления решения суда в законную силу мер, направленных на исполнение решения суда, должником не предпринималось; в неоднократно установленные судебным приставом-исполнителем сроки решение суда не исполнено в полном объеме. Таким образом, объективная сторона вменяемого правонарушения определена в постановлении в форме бездействия.

Вместе с тем, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении выводы должностного лица о бездействии должника не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, обжалуемое постановление вынесено без учета положений статьи 1.5 КоАП РФ, которой установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность. Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При этом должностным лицом в постановлении не указано, какие именно действия, направленные на исполнение решения суда должны были быть осуществлены должником и не были им предприняты.

Установленные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Правительство Пермского края объективно не могло исполнить требования исполнительного документа о предоставлении жилого помещения СДА в установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о взыскании исполнительского сбора от 08.12.2016 срок, при этом должником принимались все зависящие от Правительства Пермского края меры по предоставлению взыскателю жилого помещения, поэтому в действиях (бездействии) должника в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (отсутствие субъективной стороны правонарушения).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

Таким образом, жалоба Правительства Пермского края подлежит удовлетворению, обжалуемое постановление – отмене с прекращением производства по делу.

Поскольку административное дело подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, иные доводы жалобы судьей не рассматриваются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление и.о. заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Правительства Пермского края отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья    - <данные изъяты>                            В.В. Лисовская

<данные изъяты>

12-1116/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
Правительство Пермского края
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Лисовская В.В.
Статьи

17.15

Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
11.08.2017Материалы переданы в производство судье
20.09.2017Судебное заседание
26.09.2017Судебное заседание
10.10.2017Судебное заседание
15.11.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2017Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
05.12.2017Вступило в законную силу
06.12.2017Дело передано в архив
06.12.2017Дело оформлено
10.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее