Дело № 2-3495/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2024 года город Нальчик
Нальчикский городской суд КБР в составе:
председательствующего судьи – Тхазаплижевой Б.М.,
при секретаре – Аттоевой А.Ш.,
с участием: представителя истца – Табуховой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кундетовой (Хаховой) ФИО12 к Министерству просвещения, науки и по делам молодежи КБР, РГОУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №5», третьи лица: Местной администрации Чегемского района, Орган опеки и попечительства местной администрации г.о. Нальчик о возложении обязанности внести изменения в Сводный список детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей по г.о. Нальчик для получения социального жилья,
у с т а н о в и л:
Кундетова (Хахова) О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, РГОУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №5», в котором просит признать незаконными бездействие администрации РГОУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №5», обязать Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики внести ее в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по городскому округу Нальчик, с датой постановки на учет 30.07.2000 года.
В обоснование иска указала, что она, с 31 августа 1995 была воспитанницей РГОУ «Школа-интернат для детей-сирот №5 с.п. Нартан» МОН КБР и была отчислена 31.08.2001. По своему правовому статусу, относится к лицам категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Нальчикского городского суда КБР от 26.06.2013 года были удовлетворены исковые требования к Министерству образования и науки КБР Бесланеевой (Шелковниковой) И.А. и Кундетовой (Хаховой) Оксаны Аслановны, и возложена обязанность на Министерство образования и науки КБР предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм. На основании указанного решения был выдан исполнительный лист, по которому судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство. По состоянию на дату подачи настоящего заявления, указанное исполнительное производство находится в производстве у судебного пристава-исполнителя 9 лет и 7 месяцев. Решением Нальчикского городского суда КБР от 16.01.2023 вопрос о переносе в сводном списке ее сестры Шелковниковой И.А., являющейся также воспитанницей интерната в тот же период был разрешен положительно. Также указала, что включена в сводный список детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей по г.о. Нальчик КБР, неоднократные обращения в уполномоченные государственные органы с требованием предоставить ей жилое помещение оставлены без удовлетворения. Согласно справки РГОУ «Школа-интернат, для детей, оставшихся без попечения родителей № 5 с. Нартан» № 574/03-10 от 14.10.2006 г статус Хаховой О.А. 1985 г - социальная сирота, находится на полном государственном обеспечении. Отец: Хахов А.Г., в МЛС п. Каменка, на данный период времени место нахождения не известно.Мать _- Шелковникова Е.П. 1964 года, безвестно отсутствующая, № 4373 от 30.10.2004 г по сведениям « ГОМ УВД г. Нальчик». За все время пребывания в школе-интернате Нартан, Хахову О.А. 1985 г.р. никто не навещал, не интересовался ее судьбой, не принимал участия в воспитании, не поддерживал ни морально, ни материально.
В судебном заседании представитель истца Табухова Т.В. исковые требования, с учётом дополнения, поддержала, по основаниям, указанным в иске и просила их удовлетворить.
В судебное заседание истец, будучи надлежаще извещён о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР будучи надлежаще извещен о дне слушания дела, в суд не явился, поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
В судебное заседание, будучи надлежаще извещённым о времени и месте рассмотрения дела, представитель ответчика ГБОУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 5» не явился.
В судебное заседание, будучи надлежаще извещённым о времени и месте рассмотрения дела, представитель третьего лица Местной администрации Чегемского района не явился.
В судебное заседание органа опеки и попечительства представителя не направил.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Выслушав представителя истца, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.2 Закона КБР «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике» исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в пределах своих полномочий: 1) реализуют государственную политику в сфере социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся социальной поддержки и защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают их исполнение и осуществляют контроль за исполнением указанных актов.
Постановлением Правительства КБР от 19.09.2013 года №257-ПП «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно данному Порядку жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются (далее - специализированные жилые помещения):
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзацах первом и втором пункта 1 настоящего Порядка по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности (эмансипации) до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Предоставление специализированных жилых помещений осуществляется однократно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигшим возраста 23 лет, включенным в формируемый Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Предоставление специализированных жилых помещений осуществляется однократно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигшим возраста 23 лет, включенным в формируемый Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Кундетова (Хахова) О.А., 25.05.1985 года рождения, относилась к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в возрасте 10 лет у истца появился статус сироты.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 26.06.2013 года по гражданскому делу № 2-5724/2013 были удовлетворены исковые требования к Министерству образования и науки КБР Бесланеевой (Шелковниковой) И.А. и Кундетовой (Хаховой) Оксаны Аслановны, и возложена обязанность Министерство образования и науки КБР предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже социальных норм.
Судом установлено, что по своему правовому статусу они имеют право на реализацию социальных норм.
Между тем, при разрешении вопросов о включении в Список на получение жилья судами не разрешался вопрос с какого момента истцы имеют данное право.
У истца отсутствуют документы, свидетельствующие об обращении уполномоченного органа, обязанного и ответственного в силу закона за реализацию прав и интересов несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей и прибывающих в социальных учреждениях в лице РГОУ «Школа-интернат, для детей, оставшихся без попечения родителей № 5 с. Нартан» с заявлениями о признании матери Бесланеевой (Шелковниковой) И.А. - Шелковникова Е.П. 1964 года без вести отсутствующей, либо о лишении ее родительских прав. Администрацией интерната не принято мер, установленных законом по защите интересов на тот, момент несовершеннолетних детей, и
во время не подано соответствующее заявление в суд о лишении матери сводной сестры истца Шелковниковой Е.П. 1964 г.р. без вести отсутствующей, либо о лишении последней родительских прав, не смотря на то, что основания для этого имелись, что подтверждено вступившими в законную силу вышеназванными судебными актами и представленными материалами дела.
Поскольку дети относятся к социально-уязвимой категории населения, им необходима защита их прав и законных интересов со стороны государства, то администрация интерната должна была озадачиться в надлежащий срок об установлении статуса на тот, момент несовершеннолетней Кундетовой(Хаховой) О.А 1985 г.р. как лица, оставшегося без (попечения родителей и в течении белее 6 (шести) лет находящейся на полном государственном обеспечении и обратиться с соответствующим заявлением в суд о признании матери истца Шелковниковой Е.П. 1964 г.р. без вести отсутствующей, чего со стороны уполномоченной государственной организации не было исполнено.
Согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
В соответствии с ответом из Прокуратуры Чегемского района от 13.07.2011 г №14т2010 следует, что на момент поступления РГОУ «Школа-интернат, для детей, оставшихся без попечения родителей №5 с.Нартан», за Бесланеевой (Шелковниковой) и ее сестрой Кундетовой(Хаховой) О.А какого-либо имущества не числилось, однако администрацией интерната не принято мер по закреплению за нею жилья, либо включению в сводный список на получение жилого помещения.
Таким образом, согласно имеющимся в деле доказательствам, за Кундетовой (Хаховой) О.А. жилые помещения закреплены не были. На условиях социального найма жилые помещения истцу не предоставлялись.
Кундетова (Хахова ) О.А. находилась на полном государственном обеспечении в РГОУ «Школа-интернат для детей сирот» № 5 МОН КБР с 31.08.1995 по 31.08.2001.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по
договору социального найма у Кундетовой(Хаховой) О.А возникло, за год до отчисления из интерната - 31.08.2001 года(дата отчисления), а включение в список на внеочередное предоставления жилья, как сироте должно было быть произведено с учетом месяца на рассмотрение заявления интерната, а именно - 30.07.2000.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. В соответствии с ч. 3 ст. 155.1 СК РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки, принял меры по защите жилищных прав истца, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, а также по включению истца в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из содержания приведенных положений нормативных правовых актов применительно к спорным отношениям следует, что в период нахождения Кундетовой (Хаховой) О.А. под опекой и попечительством, уполномоченные органы, должны были осуществить специальный учет истца как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения, что закрепленной жилой площади не имел. Указанная обязанность носит публичный характер, является условием реализации права на жилище данной категории граждан. Неисполнение такой обязанности не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего реализации права гражданина на получение жилого помещения во внеочередном порядке. В этой связи суд считает, что поскольку истец остался без попечения родителей, находился под опекой и попечительством государства, то на основании п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у него возникло право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Реализация данного права не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения органами опеки и попечительства обязанностей по учету указанной категории граждан в целях обеспечения возможности реализации права на жилое помещение.
Анализ дела показал, что в данном случае жилищные права истца ущемлены органами опеки и попечительства, призванными осуществлять защиту прав таких лиц, по причине несвоевременного его включения в Сводный Список.
Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в редакции до 01.01.2013г., жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом ст. 8 по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленной законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей- сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Таким образом, суд полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме требования истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кундетовой (Хаховой) ФИО13 к Министерству просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики, ГБОУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 5» удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации РГОУ «Школа-интернат, для детей, оставшихся без попечения родителей № 5 с. Нартан», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей социального государственного образовательного учреждения, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по представлению, защите прав и законных интересов Кундетовой (Хаховой) Оксаны Аслановны, как лица, оставшегося без попечения родителей и находящегося на полном государственном обеспечении по формированию и предоставлению, в срок установленный законом необходимых документов в уполномоченный орган для включение в очередь на получение жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Обязать Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино- Балкарской Республики внести изменения в Сводный список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей по городскому округу Нальчик на получение социального жилья и поставить Кундетову (Хахову) ФИО14 в указанном списке на дату 30 августа 2000 год.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нальчикский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.12.2024 года.
Председательствующий - подпись Б.М.Тхазаплижева
Копия верна:
Судья Нальчикского горсуда Б.М. Тхазаплижева