Дело № 2-582/2018
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации12 апреля 2018 года г.Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Найденова А.В.,
при секретаре Есиной Е.С.,
с участием представителя истца- помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Волкова Д.С.,
представителя ответчика администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности Гадельшиной Л.Ю.,
представителя третьего лица Приокского управления Ростехнадзора, по доверенности Бегуновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Орловский районный суд Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области с иском о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в обосновании иска указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ( далее - ГТС), расположенных на территории Орловской области, в результате которой было установлено, что администрацией Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области надлежащим образом не решены вопросы обеспечения безопасности ГТС, находящихся в собственности муниципального образования. Эффективная система управления, распоряжения, контроля и обеспечения безопасности таких ГТС, позволяющая предотвратить риски возникновения природных и техногенных происшествий, приводящих к разрушению зданий, сооружений, коммуникаций, нанесению ущерба окружающей природной среде, вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, не организована. Основные требования безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС установлены Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от Дата № 117-ФЗ. В результате проверки установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 57-АБ № от Дата в собственности муниципального образования - Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области находится гидротехническое сооружение - плотина, расположенная в <адрес>. На ГТС в п. Становой Колодезь Орловского района разработан технический паспорт, в котором указаны основные технические характеристики объекта недвижимости. В рамках соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности гидротехнический сооружений Приокским Управлением Ростехнадзора Дата была проведена плановая выездная проверка гидротехнического сооружения, расположенного в <адрес>. Установлено, что в нарушение требований ст.ст. 7, 9 Федерального закона от Дата №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником ГТС - администрацией Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, не обеспечено соблюдение обязательных требований при эксплуатации ГТС, так отсутствует декларация безопасности ГТС, соответствующие сведения не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений, не определена эксплуатирующая организация и, следовательно, отсутствуют правила эксплуатации ГТС. В связи с выявленными нарушениями главе администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Приокским Управлением Ростехнадзора выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений от Дата № со сроками исполнения до Дата и до Дата. На основании постановления № от Дата Приокским Управлением Ростехнадзора глава администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района привлечен к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений к административному штрафу в размере двух тысяч рублей. Названные меры, установленные Федеральным законом № 117-ФЗ, не могут быть реализованы по причине бездействия администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района, которая, являясь собственником указанного гидротехнического сооружения, допускает его эксплуатацию в отсутствие декларации безопасности, составление которой и направлено на обеспечение требований статей 3, 9 Федерального закона от Дата № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В данном случае принятые Приокским Управлением Ростехнадзора меры явились недостаточными и не позволили устранить нарушения законодательства в деятельности ответчика, что требует применения к нему гражданско-правовой ответственности путем понуждения к устранению этих нарушений в судебном порядке.У собственника ГТС - администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, отсутствуют предусмотренные законом разрешительные, проектные, а также правоустанавливающие документы, удостоверяющие права эксплуатирующей организации в отношении указанного ГТС. Декларация безопасности гидротехнического сооружения, являющаяся основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, не разработана, предшествующее этому обследование гидротехнического сооружения, расчет вероятностного вреда, его согласование Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области собственником не обеспечено. В отсутствии декларации безопасности ГТС сведения о гидротехническом сооружении соответственно не могут быть внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. При эксплуатации ГТС соблюдение установленных законодательством требований безопасности не обеспечено. Фактически техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт ГТС не осуществляются, систематический мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения, оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, состояния прилегающих территорий не обеспечиваются. Комплексные мероприятия по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС не разработаны и не реализуются. Финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения не предусматривается, фактически не осуществляется. Указанной ситуации способствует не принятие администрацией Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области мер по определению эксплуатирующей организации и службы эксплуатации ГТС в отношении плотины в п. Становой Колодезь Орловского района, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, на которую могут быть возложены обязанности по соблюдению требований безопасности при ее эксплуатации. Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при длительных неудовлетворительных условиях эксплуатации без разрешительной и проектной документации, при отсутствии контроля за их безопасностью, создает реальную угрозу их обрушения, возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения. Подобное бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, нарушает гарантированные статьями 42 Конституции РФ, 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.
Орловский природоохранный межрайонный прокурор с учетом уточнения своих исковых требований просит обязать администрацию Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области в трех месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность гидротехнического сооружения - плотины, протяженностью 111,96 метров, имеющий инвентарный №, расположенной в <адрес>, определить эксплуатирующую организацию в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС; в трех месячный срок со дня вступления решения в законную силу обязать произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, обеспечить проведение преддекларационного обследования вышеуказанного гидротехнического сооружения, по итогам заключения комиссии представить декларацию безопасности ГТС в Приокское Управление Ростехнадзора по Орловской области.
В судебном заседании представитель истца - помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Волкова Д.С уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика- администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области по доверенности Гадельшина Л.Ю. признала уточненные исковые требования истца.
Представитель третьего лица Приокского управления Ростехнадзора, по доверенности Бегунова Л.В. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований истца.
Представитель третьего лица Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, о причине неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд читает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.
Безопасность гидротехнических сооружений определяет свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения предусматривает разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В ст.8 Федерального закона № 117-ФЗ указано, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы; гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ предусмотрена обязанность владельцев ГТС обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Исходя из положений данного федерального закона сведения в Регистр вносятся на основании декларации безопасности, которая в силу ст. 8 настоящего Федерального закона является одним из общих требований обеспечения безопасности ГТС.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений разрабатывается в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) гидротехнических сооружений, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и представляется в орган надзора для внесения сведений о проектируемом гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Пунктом 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. № 1303, установлено, что разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.
Критерием необходимости декларирования безопасности ГТС выступают сведения для определения величины финансового обеспечения ответственности вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятностный вред.
В силу ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ, п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876 (ред. от 21.08.2014) расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред.
В ст. 17 Федерального закона № 117-ФЗ указано, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.
Статьей 19 Федерального закона № 117-ФЗ установлено, что должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 N 237 утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
В пункте 2 названного Положения указано, что эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией по согласованию с органом государственного надзора.
В силу пункта 3 Положения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации, квалификацию работников эксплуатирующей организации; содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности; обеспечивать соблюдение обязательных требований; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Кроме того, согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно информации Управления Ростехнадзора Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Орловской области.
В результате проверки установлено, что администрацией Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области надлежащим образом не решены вопросы обеспечения безопасности ГТС, находящихся в собственности муниципального образования. Эффективная система управления, распоряжения, контроля и обеспечения безопасности таких ГТС, позволяющая предотвратить риски возникновения природных и техногенных происшествий, приводящих к разрушению зданий, сооружений, коммуникаций, нанесению ущерба окружающей природной среде, вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, не организована.
Основные требования безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС установлены Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от Дата № 117-ФЗ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от Дата муниципальному образованию Станово-Колодезьское сельское поселение Орловского района Орловской области на праве собственности принадлежит сооружение - плотина, назначение нежилое, протяженностью 111,96 м, инвентарный №, лит.I, Iб, расположенная по адресу: <адрес>, лит. лит.I, Iб.
На ГТС в п. Становой Колодезь Орловского района Орловской области разработан технический паспорт, в котором указаны основные технические характеристики объекта недвижимости.
В рамках соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности гидротехнический сооружений Приокским Управлением Ростехнадзора Дата была проведена плановая выездная проверка гидротехнического сооружения, расположенного в п. Становой Колодезь Орловского района Орловской области.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником ГТС - администрацией Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, не обеспечено соблюдение обязательных требований при эксплуатации ГТС. Так отсутствует декларация безопасности ГТС, соответствующие сведения не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений, не определена эксплуатирующая организация и, следовательно, отсутствуют правила эксплуатации ГТС.
В связи с выявленными нарушениями главе администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Приокским Управлением Ростехнадзора выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений от Дата № со сроками исполнения до Дата и до Дата.
На основании постановления № от Дата, вынесенного Приокским Управлением Ростехнадзора, глава администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района был привлечен к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений к административному штрафу в размере двух тысяч рублей.
Названные меры, установленные Федеральным законом № 117-ФЗ, не могут быть реализованы по причине бездействия администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района, которая, являясь собственником указанного гидротехнического сооружения, допускает его эксплуатацию в отсутствие декларации безопасности, составление которой и направлено на обеспечение требований статей 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Принятые Приокским Управлением Ростехнадзора меры явились недостаточными и не позволили устранить нарушения законодательства в деятельности ответчика, что требует применения к нему гражданско-правовой ответственности путем понуждения к устранению этих нарушений в судебном порядке.
У собственника ГТС - администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области, отсутствуют предусмотренные законом разрешительные, проектные, а также правоустанавливающие документы, удостоверяющие права эксплуатирующей организации в отношении указанного ГТС.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, не разработана, предшествующее этому обследование гидротехнического сооружения, расчет вероятностного вреда, его согласование Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области собственником не обеспечено.
В отсутствии декларации безопасности ГТС сведения о гидротехническом сооружении соответственно не могут быть внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений.
При эксплуатации ГТС соблюдение установленных законодательством требований безопасности не обеспечено.
Фактически техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт ГТС не осуществляются, систематический мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения, оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, состояния прилегающих территорий не обеспечиваются.
Комплексные мероприятия по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС не разработаны и не реализуются. Финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения не предусматривается, фактически не осуществляется.
Сложившейся ситуации способствует не принятие администрацией Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области мер по определению эксплуатирующей организации и службы эксплуатации ГТС в отношении плотины в п. Становой Колодезь Орловского района Орловской области, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, на которую могут быть возложены обязанности по соблюдению требований безопасности при ее эксплуатации.
Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при длительных неудовлетворительных условиях эксплуатации без разрешительной и проектной документации, при отсутствии контроля за их безопасностью, создает реальную угрозу их обрушения, возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения.
Подобное бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, нарушает гарантированные статьями 42 Конституции РФ, 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.
Статьями 76, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых заявленных требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, в силу ст. 333.19 НК РФ с ответчика администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области и подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «город Орёл» государственная пошлина в размере 6 000 рублей
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Обязать администрацию Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области в трех месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность гидротехнического сооружения - плотины, назначение нежилое, протяженностью 111,96 м, инвентарный №, лит.I, Iб, расположенной по адресу: <адрес> определить эксплуатирующую организацию в отношении указанного гидротехнического сооружения, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС.
Обязать администрацию Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области в трех месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, обеспечить проведение преддекларационного обследования вышеуказанного гидротехнического сооружения, по итогам заключения комиссии представить декларацию безопасности ГТС в Приокское Управление Ростехнадзора по Орловской области.
Взыскать с администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области в доход бюджета муниципального образования «город Орёл» государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 17.04.2018 года
Судья А.В.Найденов