Дело 2а-2646/2021
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Бор 21 октября 2021 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Баевой С.К.,
с участием представителя административного ответчика ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, заинтересованных лиц ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России – В. Т.А. (доверенность),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наплавкова С.В. к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов Российской Федерации о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Наплавков С.В. обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству Финансов Российской Федерации, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать действия должностных лиц ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившиеся в содержании Наплавкова С.В. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в феврале-марте 2019 г. незаконными и нарушающими права и свободы человека, также просил взыскать справедливую компенсацию в размере 235000 рублей за нарушение его прав.
В обоснование требований указано, в 2013 г. в отношении Наплавкова С.В. был вынесен обвинительный приговор по ч.1 ст.105 УК РФ Устиновским районным судом г.Ижевска Удмуртской Республики, который исполнялся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Удмуртской Республике.
В 2018 г. на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Удмуртской Республике административный ситец стал сначала подозреваемым, а затем обвиняемым по ч.1 ст.205 и ч.1 ст.205.2 УК РФ, после чего был переведен в ФКУ ИКУ-1 г.Ижевска Удмуртской Республики.
Из ФКУ СИЗО-1 г.Ижевска Удмуртской Республики административного истца как лицо с процессуальным статусом обвиняемого через СИЗО г.Киров и г.Нижний Новгород привезли в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, где административный истец содержался с февраля по март 2019 г., что нарушало его права, гарантированные ст.9Международного Пакта и ст.5 Конвенции.
Административный истец со ссылками на Международный Пакт о политических правах, Конвенцию о Защите прав человека и основных свобод, приводя в обоснование положения указанных правовых актов, полагает, что содержание его в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в феврале-марте 2019 г. как обвиняемого незаконно, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В настоящее судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом посредством личного участия (с использованием систем ВКС) в судебном заседании.
Административный истец при предъявлении административного искового заявления ходатайствовал о рассмотрения настоящего дела с его участием посредством видеоконференц-связи.
В соответствии с ч. 1 ст. 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, вопрос о его участии в судебном заседании разрешается судом (по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе суда) путем использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности.
При этом, законодатель непосредственно гарантирует возможность участия в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи и для лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы (ч. ч. 2 и 5 ст. 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данная норма не содержит каких-либо положений, позволяющих судье произвольно отказывать в удовлетворении ходатайств об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Между тем, согласно поступившему в день судебного заседания сообщению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области сообщению, административный истец из ФКУ ИК-11 ГФУСИН России по Нижегородской области выбыл 19.10.2021 г. в ФКУ «Областная больница» УФСИН России по Астраханской области.
Принимая во внимание данное сообщение, невозможность участия в судебном заседании Наплавкова С.В. с использованием систем ВКС из ФКУ ИК-16 УФСИН России по Астраханской области, отсутствие технической возможности организации ВКС с ФКУ «Областная больница» УФСИН России по Астраханской области, а также принимая во внимание, что административный истец участвовал в предварительном судебном заседании, судебном заседании, поддержал заявленные требования, дав пояснения как в устном, так и в письменном виде, приобщенные к материалам дела, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие Наплавкова С.В.
Ранее административный истец заявленные требования поддержал, пояснив, что положения Уголовно-исполнительного Кодекса РФ не позволяют содержать лиц со статусом обвиняемого/подозреваемого в исправительной колонии, такие лица должны содержать в СИЗО, в связи с чем администрация исправительного учреждения не могла принять Наплавкова в колонию в феврале 2019 г. и содержать в исправительном учреждении, а должны были отправить обратно в СИЗО г.Нижний Новгород.
Также административный истец в письменном ходатайстве, а также в судебных заседаниях ранее, указывал на уважительность причин пропуска срока на обращение с иском в суд, указывая, что юристом не является, юридического образования не имеет, на момент нахождения в ФКУ ИКУ-11 ГУФИСН России по Нижегородской области никаких законов и знаний по правильному применению этих законов у него не было, возможность вдумчиво прочитать и сопоставить нормы УИК РФ, УПК РФ, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ПВР СИЗО и ПВР ИУ, статьи 5 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», статьи 9 Международного Пакта о гражданских и политических правах, появилась зимой этого года, когда появились тексты законов, прочитав которые административный истец и пришел к выводу, что он содержался в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области не на основании закона, не в порядке, установленном законом.
Административный истец указывает, что данные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Наплавков С.В. суду на вопросы пояснил, что в 2018-2019 г.г. наказание по приговору Устиновского районным судом г.Ижевска Удмуртской Республики от 2013 г. по ч.1 ст.105 УК РФ отбыто административным истцом не было. по этому приговору был определен вид исправительного учреждения для отбывания Наплавковым С.В. наказания – строгого режима.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, заинтересованных лиц ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России В.Т.А. действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, с заявленными требованиями не согласилась, поддержав позицию, изложенную представителем ранее.
Согласно изложенной ранее позиции, в силу ст.7 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации.
Руководство учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности может осуществляться территориальными органами уголовно-исполнительной системы, созданными без учета административно-территориального деления, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены указанные учреждения, и находящимися в непосредственном подчинении федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст. 8 Закона РФ № 5473-1 Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 9 подпункта 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, Указа президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а так же иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функций государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов УИС, а также по жилищному строительству.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба исполнения наказаний входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых п осужденных, находящихся по стражей, этапированию, конвоированию, а так же контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
В соответствии п.5 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - Положение) ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 13 Закона РФ № 5473-1 Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно справке по личному делу Наплавков С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., прибыл в ФКУ ИК-1 I ГУФСИН России по Нижегородской области 04.02.2019 г. из ФКУ СИЗО-1 г. Ижевск ГУФСИН России по Удмуртской Республике. Этапирован 11.03.2019 в СИЗО-1 г. Ижевск ГУФСИН России по Удмуртской Республике.
Согласно ч.1 ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого: вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; вынесен обвинительный акт; составлено обвинительное постановление.
Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным.
Также представитель административного ответчика и заинтересованных лиц, участвуя в судебных заседания ранее, просил суд принять во внимание, что в силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец был этапирован 11.03.2019 в СИЗО-1 г. Ижевск ГУФСИН России по Удмуртской Республике, а соответственно узнал о нарушении своих прав в эту же дату. Согласно информации с сайта Борского городского суда обратился в суд с административным исковым заявлением 05.07.2021, Соответственно срок административным истцом был пропущен 11.06.2019.
Представитель В. Т.А., участвуя в настоящем судебном заседании, полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, дополнительно указала, что осужденные отбывают наказание на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора суда. Исправительное учреждение не является распределителем осужденных. Направлением осужденных для отбывания наказания является ФСИН России, распределение происходит по наряду, если имеется наряди вступивший в законную силу приговор, исправительная колония не имеет права не принимать осужденного для отбывания назначенного ему судом наказания.
Представитель В. Т.А. дополнила, что Наплавков С.В. поступил в ИК-11 04.02.2019 г., при поступлении сотрудниками специального учета были проверены все документы, в том числе наличие приговора по ст.105 ч.1 УК РФ. 11.03.2019 г. административный истец был этапирован вместе со всеми материалами дела в СИЗО-1.
Административный ответчик Министерство Финансов Российской Федерации в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив суду письменный отзыв, приобщенный к материалам настоящего дела, о несогласии с заявленными административным истцом требованиями.
Учитывая требования ст.ст.150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно статье43Уголовного кодекса Российской Федерации - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Лишение свободы, в соответствии со ст.56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В соответствии с частью 2 статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3 статьи 77.1 УИК РФ).
Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также Федеральный закон №103-ФЗ) регулируется порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст.1).
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст.4 Федерального закона №103-ФЗ).
Статья 10 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание.
Судом в судебном заседании на основании представленных в дело доказательств, а также с четом пояснений участников процесса, достоверно установлено следующее.
Наплавков С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Осужден 16.09.2013 г. Устиновским районным судом г.Ижевска по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 года 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока – 23.02.2013 г., конец срок – 22.08.2022 г.
Постановлением заместителя начальника следственного отдела УФСБ России по Удмуртской Республике от 15.02.2018 г. в отношении Наплавков С.В. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.205 УК РФ возбуждено уголовное дело, которому присвоен номер №
Согласно обвинительному заключению по уголовному делу №, утвержденному заместителем прокурора Удмуртской Республики 20.12.2018 г., Наплавков С.В. обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.205, ч.1 ст.205.2 УК РФ.
Приговором Приволжского окружного военного суда от 20.05.2019 г. Наплавков С.В. Признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.205 УК РФ и ч.1 ст.205.2 УК РФ, на основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 19 лет в исправительной колонии особого режима. Для обеспечения исполнения приговора в отношении Наплавкова С.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Наплавков С.В. прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 04.02.2019 г. из СИЗО-1 г.Ижевска ГУФСИН России по Удмуртской Республике, 11.03.2019 г. этапирован в ФКУ СИЗО-1 г.Ижевск ГУФСИН России по Удмуртской Республике.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец прибыл на основании персонального наряда ФСИН России от 25.12.2018 г. №исх-03-96251, согласно которому Наплавков С.В., 1974 года рождения, содержащийся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Удмуртской Республике, направлен для дальнейшего отбывания наказания в колонию строгого режима для бывших работников судов и правоохранительных органов ГУФСИН России по Нижегородской области.
Согласно ответу ГУФСИН России по Нижегородской области, на основании распоряжения ФСИН России от 15.01.2018 г. №10-р в 2018 г. на территории Нижегородской области функционировало два исправительных учреждения строго режима для бывших сотрудников судов и правоохранительных органов: ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Таким образом, учитывая, что в феврале-марте 2019 г. административный истец наказание по приговору Устиновского районного суда г.Ижевска от 16.09.2013 г. по ч.1 ст.105 УК РФ (приговорен к 9 года 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима) не отбыл, имел статус осужденного и обвиняемого, а также принимая во внимание отсутствие запрета на содержание осужденного, имеющего статус обвиняемого, в исправительном учреждении, а также то, что исправительное учреждение не является распределителем осужденных, при наличии наряда и вступившего в законную силу приговора, исправительное учреждение лишено права отказать в приеме осужденного для отбывания назначенного ему судом наказания, суд приходит к выводу, что административный ответчик обоснованно, с учетом прямых предписаний закона и приговора Устиновского районного суда г.Ижевска от 16.09.2013 г. принял осужденного Наплавкова С.В. в исправительное учреждение для отбывания наказания.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что заявителем пропущен срок обращения с настоящим административным исковым заявлением.
Так, в соответствии с ч.ч.1, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В Борский городской суд Нижегородской области административное исковое заявление поступило 05.07.2021 г., отправлено посредством почтовой связи – 21.06.2021 г., т.е. с пропуском установленного КАС РФ срока, в то время как административным истцом лично указано, что возможность ознакомиться с законами и иными правовыми актами появилась у него зимой, что им и было сделано,
В судебном заседании ранее административный истец каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, не указал, приводя в обоснование доводы, аналогичные доводам, приобщенным к материалам дела в письменном виде.
Доводы административного истца, приведенные в судебном заседании, об обратном не свидетельствуют.
На основании изложенного руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Наплавкова С.В. к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившихся в содержании административного истца в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в феврале – марте 2019 года, незаконными, взыскании компенсации в размере 235000 рублей – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.М.Калынова