Дело № 2-764/2023 (2-5718/2022;) (судья Нишукова Е.Ю.)
УИД: 68RS0001-01-2022-007332-17
Номер производства в апелляционной инстанции 33-1992/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2023 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.
судей: Сорокиной С.Л., Рязанцевой Л.В
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коропенко К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой Елены Станиславовны к министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» о признании приказа незаконным и возложении обязанности по перерасчету дохода семьи
по апелляционной жалобе министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 17 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
В 2021 году Панова Е.С. обратилась в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» с заявлением об оказании государственной социальной помощи её семье, и просила выдать соответствующую справку. Данная справка необходима для оформления государственной социальной стипендии её дочери ФИО1., которая является студенткой 1 курса ФГБОУ ВО «***» и проходит обучение по очной, бюджетной форме.
В соответствии с Законом Тамбовской области № 647-3 от 7 июля 2021 г. «О государственной социальной помощи в Тамбовской области» семья Пановой Е.С. была признана малоимущей. Семье была оказана материальная помощь и выдана справка, на основании которой университет назначил дочери Пановой Е.С. - ФИО1 социальную стипендию на год.
Панова Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к управлению социальной защиты и политики Тамбовской области и ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в котором указала, что 23 сентября 2022 г. она повторно обратилась в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» за оказанием государственной социальной помощи её семье с последующей выдачей справки для продления социальной стипендии её дочери, студентке 2 курса того же образовательного учреждения. При этом она (истица) представила справку ОПФР по Тамбовской области о размере её пенсии за июнь, июль и август в сумме *** руб. *** коп., справку ОПФР по Тамбовской области о выплате её мужу ФИО2 пособия как неработающему лицу, осуществляющему уход за лицами старше восьмидесяти лет; справку о размере стипендии её дочери ФИО1 за три месяца (академической - *** руб. за три месяца и социальной - *** за три месяца). Прожиточный минимум её семьи в расчете по социально-демографическим группам населения составил *** руб.
Но, поскольку ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» включило в расчет дохода её семьи обе стипендии дочери ФИО1 и академическую и социальную, а также сумму государственной социальной помощи в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** руб. *** коп., полученную в июле, августе, сентябре, то среднедушевой доход её семьи составил *** рублей, что явилось выше прожиточного минимума.
20 октября 2022 г. управление социальной защиты и политики Тамбовской области отказало ей в оказании государственной социальной помощи.
24 октября 2022 г. она вновь обратилась в ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» с просьбой повторно рассмотреть её заявление об оказании государственной социальной помощи. Однако, 8 ноября 2022 г. ей был дан отказ ввиду того, что социальная стипендия дочери не является государственной социальной помощью, представляемой в соответствии с Законом Тамбовской области №647-З, поэтому должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Истица считает данный отказ незаконным, поскольку в силу пункта 13 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №1663 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета» государственная социальная стипендия назначается определенным категориям студентов, в том числе, студентам, получившим государственную социальную помощь и предоставившим справку о назначении государственной социальной помощи в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. То есть государственная социальная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи и назначается независимо от результатов обучения и итогов промежуточной аттестации студентам, нуждающимся в государственной социальной помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию по независящим от них причинам.
В свою очередь, пунктом 2 постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» установлено, что в доход семьи не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
Панова Е.С. с учетом последующих дополнений искового заявления, просила:
- признать незаконным приказ управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области №1656-ф «Об отказе в предоставлении социальной поддержки» от 18.10.2022 г.;
- возложить на ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» обязанность произвести повторный расчет дохода семьи Пановой Е.С. без учета государственной социальной стипендии моей дочери ФИО1., а также без учета субсидии на оплату ЖКУ;
- взыскать с ответчика ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» госпошлину в размере 300 рублей.
- признать государственную стипендию социальной помощью и возложить обязанность на ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» произвести повторный расчет дохода семьи без учета государственной социальной стипендии ФИО1., а также без учета субсидии на оплату ЖКУ. На основании нового расчета выдать справку об оказании государственной социальной помощи (л.д. 4-7,51).
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 февраля 2023 года исковые требования Пановой Е.С. удовлетворены частично, постановлено:
- признать приказ Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № 1656-ф от 18 октября 2022 г. об отказе Пановой Елене Станиславовне в предоставлении социальной поддержки – незаконным.
- обязать ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» произвести повторный расчет дохода семьи Пановой Елены Станиславовны за 2022 год без учета государственной социальной стипендии и субсидии на оплату ЖКУ, и на основании нового расчета – выдать Пановой Елене Станиславовне справку об оказании государственной социальной помощи.
- взыскать с ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» в пользу Пановой Е.С. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В остальной части требования Пановой Е.С. оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области выражает несогласие с названным решением, указывая на то, что суд незаконно и необоснованно удовлетворил требования истца, приводит доводы, аналогичные возражениям на исковое заявление.
В суде апелляционной инстанции Министерством социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поданы 28.06.2023 г. дополнения к апелляционной жалобе в части оспаривания решения суда, касающегося учета субсидии ЖКУ при определении среднедушевого дохода семьи истицы.
В возражениях на апелляционную жалобу Панова Е.С. просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменений.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации регламентировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Предоставление государственной социальной помощи предусмотрено положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов для предоставления государственной социальной помощи, совокупный и среднедушевой доход семьи определяются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 г. N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.)
Положениями ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N44-ФЗ).
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Согласно пп. "д" п. 1 указанного Перечня, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.12.2014 г. N 1469, от 11.09.2021 г. N1539)
Согласно ст. 3 Закона Тамбовской области от 07.07.2021 г. N647-З (ред. от 27.07.2022 г.) "О государственной социальной помощи в Тамбовской области" (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 02.07.2021 г. N1665) получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Тамбовской области (далее - получатель).
В соответствии со статьей 4 названного Закона Тамбовской области государственная социальная помощь назначается органом исполнительной власти Тамбовской области в сфере социальной защиты.
Государственная социальная помощь назначается не чаще одного раза в год при соблюдении, в том числе, условия о том, что доход получателя, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Тамбовской области.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы 1, 2, 3 пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац 1 пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу нормативного предписания части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила от 14 декабря 2005 г., Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с Законом Тамбовской области № 647-3 от 7 июля 2021 г. «О государственной социальной помощи в Тамбовской области» семье Пановой Е.С. на основании приказа управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области 26.10.2021 г. была оказана государственная социальная помощь как малоимущей семье в виде единовременной выплаты *** руб. (л.д.42).
18.10.2022 г. приказом управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № 1656-ф Пановой Е.С. отказано в оказании государственной социальной помощи ввиду того, что среднедушевой доход семьи в месяц (*** руб.) превышает величину прожиточного минимума семьи (л.д.43).
Согласно ответу ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 20.10.2022 г. в адрес Пановой Е.С., оказание государственной социальной помощи малоимущей семье на основании Закона Тамбовской области от 07.07.2021 г. № 647-З предусмотрено, если доход семьи не превышает величину прожиточного минимума в расчете социально- демографическим группам населения – 12 614 руб. Поскольку среднедушевой доход семьи Пановой Е.С. в месяц составил *** руб., что превышает установленную величину прожиточного минимума, Пановой Е.С. отказано в предоставлении государственной социальной помощи (л.д.17).
В письме ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» истице сообщено о том, что государственная социальная стипендия, выплачиваемая ее дочери ФИО1., не является государственной социальной помощью, предоставляемой в соответствии с Законом Тамбовской области № 647, а поэтому должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (л.д.18).
Как следует из возражения ответчика учитываемые виды доходов, которые вошли при расчете среднедушевого дохода семьи Пановой Е.С.: пенсия Пановой Е.С. ежемесячно по *** руб. за июнь, июль, август 2022 г.; субсидия на оплату ЖКУ: июнь – *** руб., июль – *** руб., август *** руб.; стипендия дочери ФИО1 ежемесячно по *** руб. за июнь, июль, август 2022 г. Среднедушевой доход семьи истицы в расчетном периоде с июня 2022 г. по август 2022 г. составил *** руб.*** коп, что выше прожиточного минимума, установленного на 2022 года (12 614 руб.) (л.д.25,об.).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Пановой Е.С., признавая приказ Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № 1656-ф от 18 октября 2022 г. незаконным и возлагая на ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» произвести повторный расчет дохода семьи Пановой Е.С. за 2022 г. без учета государственной социальной стипендии выплачиваемой дочери и субсидии на оплату ЖКУ, и на основании нового расчета выдать Пановой Е.С. справку об оказании государственной социальной помощи, сославшись на положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи, положения Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», », пп. "д" п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, обоснованно исходил из того, что расчет среднедушевого дохода семьи Пановой Е.С. за отчетный период осуществлен ответчиком неправомерно с включением в расчет государственной социальной стипендии, назначенной дочери истицы - ФИО1., поскольку государственная социальная стипендия – это вид особой государственной социальной помощи, оказываемой студентам, семьи которых признаны малоимущими с необходимостью оказания государственной социальной помощи, а поэтому социальная стипендия не должна учитываться при определении среднедушевого дохода семьи; иное бы лишало студента, признанного малоимущим, на получение государственной поддержки в дальнейшем и возможности повторно быть признанным малоимущим в виде социальной стипендии по истечении установленного срока только потому, что в составе дохода его семьи учтена социальная стипендия; субсидия на оплату ЖКУ – это государственная социальная помощь, оказываемая малоимущим семьям, а поэтому также неправомерно учтена ответчиком при расчете среднедушевого дохода семьи Пановой Е.С. в 2022 году; ввиду признания незаконным приказа Управления (в настоящее время Министерства) социальной защиты и семейной политики Тамбовской области № 1656-ф от 18.10.2022 г. на ответчике лежит обязанность произвести повторный расчет дохода семьи истицы без учета государственной социальной стипендии ее дочери и субсидии на оплату ЖКУ с выдачей на основании нового расчета справки об оказании государственной социальной помощи.
Выводы суда первой инстанции соответствуют вышеприведенным нормам материального права, полно мотивированы в решении, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы Министерства социальной защиты и семейной политики
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
В Российской Федерации устанавливаются такие виды стипендий как государственная академическая стипендия студентам и государственная социальная стипендия студентам.
Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании п. 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются, в том числе, государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
В силу приведенных норм законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что государственная социальная стипендия не должна учитываться в доходе семьи истицы, поскольку данная мера социальной поддержки была предоставлена ей в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат.
Действительно, нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", государственная академическая стипендия и государственная социальная стипендия являются видами стипендий.
Дочери истицы – ФИО1 была предоставлена государственная социальная стипендия как лицу, нуждающемуся в государственной социальной помощи. То есть, предоставление дочери истицы государственной социальной стип░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2003 ░. N 512, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 17 ░░░░ 1999 ░. № 178-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░.2 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2003 ░. N 512, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ - ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░. № 823, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░.░.52).
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» 17.11.2022 ░. ░░ № 1305, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░.░. 182).
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░.159 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2005 ░░░░ № 761, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░.2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2003 ░. N 512, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1656-░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2023 ░░░░