Решение по делу № 2а-5138/2021 от 08.11.2021

Дело № 2а-5138/2021

УИД: 42RS0009-01-2021-009429-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В.,

при помощнике судьи орневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

07 декабря 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Администрации Полысаевского городского округа к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области, УФССП России по Кемеровской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Полысаевского городского округа обратилась в суд Центрального района г. Кемерово с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу Гридасовой И.В., УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от **.**.**** ###

Требования мотивирует тем, что административный истец является должником по исполнительному производству, возбужденному на основании решения Ленинск-Кузнецкого городского суда от **.**.**** по делу ###, предметом исполнения которого является: обязать администрацию Полысаевского городского округа предоставить ЛИЦО_4, **.**.**** года рождения жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, благоустроенное, отвечающее установленным нормам и правилам, применительно к условиям Полысаевского городского округа, общей площадью не менее 13 кв.м., и не более 33 кв.м. в черте Полысаевского городского округа.

Административным истцом в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, было подано заявление об отсрочке исполнения решения Ленинск-Кузнецкого городского суда, а именно 07.09.2021 г. Также 07.09.2021г. администрацией Полысаевского городского округа в адрес судебного пристава-исполнителя было направлено заявление об отложении исполнительных действий, предусмотренных постановлением от 26.08.2021г., в связи с подачей в суд заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

15.10.2021 г. административным истцом было получено постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области Кузбассу Гридасовой И.В. о взыскании исполнительского сбора от **.**.**** в размере 50000 рублей.

Определением Ленинск-Кузнецкого городского суда от **.**.**** административному истцу было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от **.**.**** по гражданскому делу ###. В настоящее время на указанное определение подана частная жалоба, которая не рассмотрена Кемеровским областным судом.

Административный истец считает, что исполнительский сбор, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу Гридасовой И.В. в размере 50000 рублей должен быть отменен, поскольку в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, администрацией были приняты меры, направленные на исполнение решения суда, а именно в период с января 2021 года по сентябрь 2021 года администрацией проводились аукционы по приобретению недвижимого имущества для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, администрацией Полысаевского городского округа уже приобретена квартира для ЛИЦО_4, расположенная по адресу: .... В ГАУ УМФЦ Кузбасса поданы документы для государственной регистрации.

Административный истец просит суд освободить администрацию Полысаевского городского округа от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу Гридасовой И.В. от **.**.**** в размере 50000 рублей.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении рассмотрении дела в суд не обращался.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу Гридасова И.В., представитель административного ответчика УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.

Изучив представленные письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования администрации Полысаевского городского округа подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 1 КАС РФ Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).

Из указанного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем, взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в том числе, имущественного положения должника.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа

Судом установлено, что **.**.**** на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ### от **.**.**** по делу ### судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области в отношении должника - администрации Полысаевского городского округа возбуждено исполнительное производство ###, предметом исполнения которого является: обязать администрацию Полысаевского городского округа предоставить ЛИЦО_4, **.**.**** года рождения жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, благоустроенное, отвечающее установленным нормам и правилам, применительно к условиям Полысаевского городского округа, общей площадью не менее 13 кв.м., и не более 33 кв.м. в черте Полысаевского городского округа (л.д. 11).

**.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу Гридасовой И.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Полысаевского городского округа в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 12-13).

Администрация Полысаевского городского округа юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Согласно статье 53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно Закону Кемеровской области от 14.11.2005 г № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций переданных из бюджета Кемеровской области для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно сведениям о закупочных процедурах, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», административным истцом проводились аукционы по приобретению недвижимого имущества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с января 2021 г. по сентябрь 2021 г.

**.**.**** КУМИ Полысаевского городского округа заключили муниципальный контракт ###, предметом которого является приобретение квартир в муниципальную собственность с целью последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.17-25).

**.**.**** администрацией Полысаевского городского округа вынесено постановление о предоставлении ЛИЦО_4, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, расположенное по адресу: ... (л.д. 34). **.**.**** между администрацией Полысаевского городского округа и ЛИЦО_4 заключен договор найма жилого помещения (л.д. 35-36).

Таким образом, суд приходит к выводу, что у администрации Полысаевского городского округа отсутствовали необходимые возможности для надлежащего исполнения принятого судебного решения.

Учитывая существо постановленного решения, исполнение которого предполагает предоставление гражданину жилого помещения, суд считает, что данное решение исполнить в установленных законом пятидневный срок не представляется возможным, поскольку это требует значительных финансовых и временных затрат, связанных с приобретением или созданием объекта недвижимости, принятием его в муниципальную собственность и дальнейшей передачей в установленном законом порядке гражданину.

Учитывая, что административным истцом приняты соответствующие меры по исполнению решения суда, принимая во внимание факт заключения договора найма жилого помещения между администрацией Полысаевского городского округа и ЛИЦО_4, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, освободив административного истца от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением ### судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу от **.**.**** в рамках исполнительного производства ###.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Администрации Полысаевского городского округа к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области, УФССП России по Кемеровской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию Полысаевского городского округа от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением ### судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу от **.**.**** в рамках исполнительного производства ###-ИП.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме путём подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

В мотивированной форме решение изготовлено 16.12.2021 г.

Судья Гречановская О.В.

3

2а-5138/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Полысаевского городского округа
Ответчики
СПИ МОСП по ВИП УФССП России по КО Гридасова Ирина Витальевна
Другие
Федорова Елена Сергеевна
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Гречановская Олеся Валерьевна
Дело на сайте суда
centralniy.kmr.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация административного искового заявления
08.11.2021Передача материалов судье
10.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2021Подготовка дела (собеседование)
30.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее