Решение по делу № 33-8776/2020 от 06.10.2020

Судья Богут Е.Б. Дело № 33-8776/2020

25RS0004-01-2020-000748-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2020 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Н.

судей Вишневской С.С., Шульга С.В.

при секретаре Шалиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Томилова Сергея Дмитриевича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании действий незаконными и возложении обязанности

по апелляционной жалобе ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» Министерства труда и социального развития Российской Федерации на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 08.06.2020, которым иск удовлетворен. Признаны незаконными действия ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» в лице МСЭ № 16 по г. Уссурийску и МСЭ № 3 в виде отказа в выдаче обезболивающего препарата Трамадол 200 мг № 180, раствора Трамадол 2,0 мл № 365, изделия медицинского назначения шприц 2,0 № 360. На ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» возложена обязанность включить в программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания препарат Трамадол 200 мг № 180, раствор Трамадол 2,0 мл № 365, изделия медицинского назначения шприц 2,0 № 360.

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения представителей ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Муравьевой Г.Б., Цыганюк В.С., Томилова С.Д., представителя Томилова С.Д. - Корнеева А.А., представителя КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница» - Атаманчук М.В., судебная коллегия

установила:

Томилов Д.С. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» Министерства труда и социального развития Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России) о признании действий незаконными в части отказа во включении в программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее - ПРП) лекарственного препарата - трамадол, возложении обязанности на ответчика включить в ПРП лекарственный препарат - трамадол в таблетках 200 мг № 180 и в растворе 2,0 мл № 365, а также изделия медицинского назначения - шприц 2,0 № 360.

В обоснование требований указал, что с 2009 г. является инвалидом I группы бессрочно с утратой трудоспособности 90 %.

Согласно справке ВК № 2071 от 22.04.2019, выданной КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница», комиссия врачей рекомендовала ему, в том числе лекарственный препарат: трамадол в таблетках 200 мг № 180 и в растворе 2,0 мл № 365, а также изделия медицинского назначения - шприц 2,0 № 360.

18.06.2019 ему выдали ПРП № 3.16.25/2019, в которую не был включен указанный лекарственный препарат.

Разрабатывая ПРП № 3.16.25/2019, ответчик не принял во внимание заключение врачебной комиссии КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница» от 04.06.2019 № 240 о нуждаемости в данном препарате в связи с постоянно выраженным нейропатическим болевым синдром.

11.07.2019 при проведении экспертизы на дому экспертным составом № 3 ему сообщили об отсутствии документов о назначении трамадола. При этом была предоставлена справка № 2071 от 22.04.2019, отличающаяся от выданной ему ранее справки № 2071 от 22.04.2019 (не указан трамадол, отсутствовали личные печати врачей и подпись врача ФИО1, подпись ФИО2 не соответствует ее подписи на других документах, нумерация пунктов идет «2.3)» и «2.6)»).

В связи с неправомерными действиями ответчика он вынужден приобретать данный препарат за счет собственных денежных средств.

Представители ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России иск не признали.

Представитель КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, поддержали иск.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилось ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

В судебном заседании представители ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России поддержали доводы апелляционной жалобы.

Томилов С.Д., представитель КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница» просили в удовлетворении жалобы отказать, считают решение суда правильным.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

В силу положений п. 21 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее - ПРП) утверждена Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56.

Инструкция о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена Постановлением Минтруда России от 30.01.2002 № 5 (далее - Инструкция).

Согласно п. 6.1.3 Инструкции в разделе «Лекарственные средства» - запись о нуждаемости пострадавшего в лекарственных средствах с их перечислением, продолжительности и кратности курсов лечения, сроке, на который предписано данное медикаментозное лечение, делается с учетом аналогичного заключения КЭК.

Исходя из положений ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ № 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется, в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.

В соответствии с п. 3 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286, оплате подлежат дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая.

Из материалов дела усматривается, что Томилову С.Д. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 90 % в связи с профессиональным заболеванием от 03.11.2003 бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 № 0225065 от 04.10.2010 (л.д. 10).

Согласно медицинскому заключению Приморского краевого центра профессиональной патологии на базе ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» от 20.03.2009 № 499 у Томилова С.Д. имеется профессиональное заболевание. Основной диагноз: ....

Томилов С.Д. является инвалидом I группы, состоит на учете в филиале № 6 ГУ - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации как получатель обеспечения по страхованию в связи с профессиональным заболеванием, является инвалидом I группы.

Судом первой инстанции также установлено, что в результате возникновения профессионального заболевания Томилов С.Д. вынужден принимать медикаменты, в том числе материалами дела подтверждается назначение ему лекарственного средства - трамадол (ПРП от 31.05.2012 - л.д. 28-29, справка ВК № 111 от 04.04.2016 - л.д. 40-41, справка ВК № 2089 от 04.05.2017 - л.д. 42-43, справка ВК № 2692 от 21.05.2018 - л.д. 44-45).

20.05.2019 Томилов С.Д. обратился в бюро МСЭ № 16 ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России с заявлением о разработке новой ПРП.

Согласно справке ВК № 2071 от 22.04.2019, выданной КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница», установлен список лекарственных средств с указанием продолжительности курса лечения и кратности курса лечения, куда включен препарат - трамадол в таблетках 200 мг № 180/год, трамадол в растворе 2,0 мл в/м № 365 амп./год (л.д. 58-60).

20.05.2019 бюро СМЭ № 16 ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России в соответствии с п. 97 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы сформирована программа дополнительного обследования с целью обоснования назначения трамадола в справке ВК № 2071 от 22.04.2019.

После дополнительного обследования КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница» оформлена справка ВК № 2071 от 22.04.2019, в которой в разделе «Лекарственные средства» трамадол не указан (л.д. 55-57).

Истцу была разработана ПРП 3.16.25/2019 к акту № 567.16.25/2019 от 20.05.2019, в которой установлены формы и объемы реабилитации, в том числе обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, однако в разделе «Лекарственные средства» отсутствует указание на назначение препарата - трамадол.

С таким решением МСЭ № 16 ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России Томилов С.Д. не согласился, обжаловал его в установленном порядке, 11.07.2019 экспертным составом № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России решение бюро СМЭ № 16 ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России подтверждено, указано, что ПРП, карта 3.16.25/2019 к акту освидетельствования № 567.16.25/2019 от 20.05.2019 разработана в соответствии со справкой ВК № 2071 (л.д. 52).

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Томилова С.Д., суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих его нуждаемость в препарате - трамадол по жизненным показаниям, обратного суду не представлено, в связи с чем, ответчиком нарушено право истца на медикаментозное лечение в рамках программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Оспаривая решение суда, представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России указывает на то, что лекарственное средство - трамадол не может быть внесено в ПРП, поскольку этиология и патогенез установленного Томилову С.Д. профессионального заболевания не предполагает болевого синдрома, следовательно, не требует назначения сильнодействующих обезболивающих препаратов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница» пояснил, что первоначально лекарственный препарат трамадол был включен в справку ВК № 2071 от 22.04.2019, однако бюро МСЭ СМЭ № 16 ФКУ «ГБ МСЭ по Приморскому краю» Минтруда России было назначено дополнительное обследование по вопросу обоснованности назначения трамадола, в результате которого и было принято решение о том, что трамадол по последствиям профессионального заболевания Томилову С.Д. не показан. На сегодняшний день истцу по назначению врача продолжают выписывать данный препарат.

Кроме того, в судебном заседании был допрошен специалист: врач-невролог ФИО3, которая пояснила, что у истца есть серьезные заболевания, вызывающие болевой синдром, который нельзя исключить. Имеющиеся у истца боли снимаются анальгетиками, но учитывая, что у истца аллергия на многие препараты, центром профессиональной патологии был подобран лекарственный препарат - трамадол, который Томилов С.Д. принимает на протяжении многих лет, данный препарат вызывает привыкание. От повторного обследования в центре профессиональной патологии Томилов С.Д. отказался. С учетом клинической картины истца назначение трамадола нельзя отменить, его отмена возможна только по решению специальной комиссии.

Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 26.05.2020 Томилову С.Д. врачом поликлиники № 1 КГБУЗ «Уссурийская центральная городская больница» выписан трамадол в растворе 2,0 мл № 90 (рецепт от 26.05.2020 - л.д. 111).

Принимая во внимание, что в материалы дела не представлено бесспорных доказательств, опровергающих нуждаемость Томилова С.Д. в спорном лекарственном препарате, заключение врачебной комиссии о возможности отмены либо замены препарата - трамадол отсутствует, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы в совокупности сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.

С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 08.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, уточнив резолютивную часть указанием на признание незаконными действий ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» Министерства труда и социального развития Российской Федерации в лице МСЭ № 16 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и экспертного состава № 3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Председательствующий:

Судьи:

33-8776/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Томилов С.Д.
Ответчики
ФКУ "Глав.бюро МСЭ по ПК"
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Фёдорова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
06.10.2020Передача дела судье
20.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Судебное заседание
12.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2020Передано в экспедицию
23.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее