Петрозаводский городской суд РК УИД 10RS0011-01-2022-008884-64
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 (№5-3011/2022)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть вынесена и оглашена 20.06.2022.
20 июня 2022 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Кияшко Ю. С., <данные изъяты>
установил:
Кияшко Ю.С. совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, а именно:
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 10 час. 10 мин. по 11 час. 00 мин. <данные изъяты>, расположенном но адресу: <адрес>, были выявлены факты размещения в сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» на странице пользователя <данные изъяты>, зарегистрированной на Кияшко Ю. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, записей, направленных на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в Украине, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а именно:
- на стене пользователя ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 43 мин. был размещен графический материал, содержащий текст: <данные изъяты>
- на стене пользователя ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 02 мин. был размещен графический материал, содержащий флаги Российской Федерации, Украины и текст: <данные изъяты>
- на стене пользователя ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 36 мин. была размещена видеозапись <данные изъяты>
В судебном заседании Кияшко Ю.С. вину в совершении вменяемого правонарушения не признал, не оспаривая размещение записей, фотоизображений, видеоматериала, указанных в протоколе об административном правонарушении, на принадлежащей ему странице <данные изъяты> в сети Интернет в социальной сети «Вконтакте», находящейся в открытом доступе, полагал, что его действия не носят противоправный характер, таким образом он выражал свою гражданскую позицию относительно использования Вооруженных сил Российской Федерации в Украине.
В судебном заседании старший инспектор отдела ИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску Д. поддержал обстоятельства, изложенные в составленном им протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кияшко Ю.С.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев DVD диски, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в момент вменяемого административного правонарушения) установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что к ведению Совета Федерации относится, в том числе, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Указами Президента РФ от 21 февраля 2022 года №71 и №72 Донецкая и Луганская Народные Республики признаны в качестве суверенных и независимых государств. Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено провести с Донецкой и Луганской сторонами переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договоренность оформить соответствующими документами; Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечить осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Донецкой и Луганской Народных Республик функций по поддержанию мира (пункты 1, 2 и 4 Указов).
Согласно ратифицированным 22 февраля 2022 года Договорам о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой, Луганской Народными Республиками Договаривающиеся Стороны решили, что будут тесно сотрудничать в области внешней политики, взаимодействовать в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности и регулярно проводить в этих целях консультации по международным и региональным проблемам, представляющим взаимный интерес. Они обязуются прилагать скоординированные усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы Договаривающихся Сторон.
Также Договаривающиеся Стороны договорились, что будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Донецкой, Луганской Народных Республик. Они будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, возникнет угроза нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны, поддержания мира и взаимной безопасности. В ходе этих консультаций будут определяться необходимость, виды и размеры помощи, которую одна Договаривающаяся Сторона окажет другой Договаривающейся Стороне в целях содействия устранению возникшей угрозы. Договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» (далее – Федеральный закон «Об обороне») под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ч.1) В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации (ч.4).
Согласно ч.ч.1, 2 ст.10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.10.1 Федерального закона «Об обороне» решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В силу ч.2.1 ст.10 Федерального закона «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами адрес от вооруженного нападения на них.
В соответствии с ч.1 ст.87 Конституции РФ и ч.1 ст.4 Федерального закона «Об обороне» Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации (ч.2 ст.4 Федерального закона «Об обороне»).
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об обороне» предусмотрено, что Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в Конституции РФ (п. «г» ч.1 ст.102).
Постановлением Совета Федерации СФ РФ от 22 февраля 2022 года №35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Статьей 27 Федерального закона «Об обороне» предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность Кияшко Ю.С. в его совершении подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом наблюдения электронного ресурса оперуполномоченного по ОВД ЦПЭ МВД по Республике Карелия Е. от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом оперуполномоченного по ОВД ЦПЭ МВД по Республике Карелия Е. об обнаружении в сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» на странице пользователя <данные изъяты>, зарегистрированной на Кияшко Ю.С., информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в Украине, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; скриншотами страницы пользователя <данные изъяты> в социальной сети «Вконтакте» <данные изъяты>; объяснениями Кияшко Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ и его пояснениями в судебном заседании, а также видеозаписями.
Достоверность и объективность приведенных доказательств у судьи сомнений не вызывает, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются между собой, взаимодополняемы, получены с соблюдением норм закона и объективно фиксируют фактические данные, в связи с чем, судья находит данные доказательства допустимыми.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен в отношении Кияшко Ю.С. уполномоченным должностным лицом в присутствии привлекаемого лица, данный протокол соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, в связи с чем суд признает его в качестве допустимого доказательства по делу.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины Кияшко Ю.С. в инкриминируемом правонарушении и квалифицирует его действия по ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ – публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Вопреки доводам привлекаемого лица судья полагает доказанным наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, в действиях Кияшко Ю.С.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ характеризуется совершением виновным лицом публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины, то есть лицо, его совершившее, должно сознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относится к ним безразлично (ч.1 ст.2.2 КоАП РФ).
Квалификация умышленного деяния всегда сопряжена с осознанием правонарушителем факта общественной опасности.
В данном случае общественная опасность совершения указанного правонарушения выражается в подрыве доверия у неопределенного круга лиц, относительно использования Российской Федерацией Вооруженных Сил Российской Федераций в специальной операции за пределами страны, целью которой является обеспечение безопасности Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Между тем, в силу частей 1 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Критериями публичности выступают неопределенный круг лиц и отсутствие направленности на совершение конкретных противоправных деяний.
Дискредитацией являются умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета.
Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что страница пользователя <данные изъяты>, зарегистрированная на Кияшко Ю. С., в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте», по состоянию на дату выявления правонарушения находилась в открытом доступе для неопределенного круга лиц.
Содержание записей, фотоматериалов, графических изображений, а также видеозаписи на указанной странице направлено на подрыв доверия у неопределенного круга лиц, относительно использования Российской Федерацией Вооруженных Сил в специальной операции в Украине, целью которой является обеспечение безопасности Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, введение неопределенного круга лиц в заблуждение относительно характера и целей использования Вооруженных Сил, побуждение к воспрепятствованию исполнения ими своего долга по защите и обеспечению безопасности.
Указанные действия Кияшко Ю.С. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ.
Неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Кияшко Ю.С., не усматривается.
Существенных нарушений процессуальных требований, являющихся основанием для прекращения производства по делу, не допущено.
Обстоятельств, установленных ст.ст.2.7, 2.8 КоАП РФ, исключающих административную ответственность привлекаемого лица, по делу не установлено.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не усматривается.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного Кияшко Ю.С. административного правонарушения, степень вины нарушителя, данные о личности Кияшко Ю.С., его семейное и имущественное положение; в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд признает наличие у Кияшко Ю.С. двоих несовершеннолетних детей, отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют, и приходит к выводу о назначении Кияшко Ю.С. наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением Кияшко Ю.С. не установлены. При таких обстоятельствах основания для применения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ и снижения размера предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ наказания отсутствуют.
Требований о возмещении имущественного ущерба в порядке ч.1 ст.4.7 КоАП РФ не заявлено. Судебных издержек и вещественных доказательств не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.3.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░/░░ 40102810945370000073, ░░░░ ░░░░░░░░░░ 03100643000000010600 ░ ░░░░░░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░), ░░░ 1001041280, ░░░ 100101001, ░░░ 18811601201019000140, ░░░ 018602104, ░░░░░ 86701000, ░░░ 18880410220120013567, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №5-3011/2022 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░, ░.33, ░░░.100).
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░ №1413, ░░░░░-░░░░░░░░░, 190900, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░░-░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░, ░. 26).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░