11RS0002-01-2023-004225-56
Дело №2-3734/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре Шакировой П.А.
с участием представителя истца по доверенности Пахмутова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
13 декабря 2023 года гражданское дело по иску К. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о перерасчете заработной платы, выплате неполученных сумм с учетом денежной компенсации, компенсации морального вреда,
установил:
К. обратилась в суд с иском к МБУ «СДУ» о возложении обязанности установить ей тарифную ставку (оклад) с 01.10.2022 в размере 16029,30 руб., с 01.01.2023 – 19490,40 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных, с учётом установленных окладов, выплатить недополученную заработную плату с учётом компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работает в МБУ «СДУ» в должности .... Работодателем с 01.09.2022 ей установлен оклад 8571,00 руб. Однако 11.12.2019 заключено отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г. (далее Соглашение на 2020-2022 гг.), действовавшее с 01.01.2020 по 31.12.2022, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда установлена в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. На основании Положения об оплате труда МБУ «СДУ» тарифному разряду по её должности соответствует тарифный коэффициент 1,02, следовательно, с 01.10.2022 работодатель был обязан производить начисление и выплату ей заработной платы исходя из оклада равного произведению 1,15 прожиточного минимума и тарифного коэффициента 1,02, установленного для рабочего 2 разряда Положением об оплате труда МБУ «СДУ», то есть в размере 16029,22 руб. В связи с истечением срока действия Соглашения на 2020-2022 гг. с 01.01.2023, исходя из оклада равного произведению величины МРОТ и тарифного коэффициента 1,20, установленного для рабочего 2 разряда Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 гг. (далее региональное ОТС), то есть в размере 19490,40 руб. (16242,00руб. х 1,20).
Истец К., ответчик МБУ «СДУ», третьи лица администрация МО ГО «Воркута» и МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» в судебном заседании не участвовали. О слушании дела извещены надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Пахмутов Д.А. заявленные требования поддержал, приведя в обоснование доводы изложенные в иске. Также дополнил, что в иске имеются арифметические ошибки, допущенные при подсчете оклада истца.
Ответчик МБУ «СДУ» представил возражения на иск, в которых указал, что учреждение финансируется за счёт средств бюджета МО ГО «Воркута» и осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания. Выплата заработной платы производится на основании Положения о системе оплаты труда учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и трудовым законодательством. Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учётом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда, Рекомендаций Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые распространяют своё действие на системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Муниципальное бюджетное учреждение не является подрядной, проектной или изыскательской организацией, не является организацией, занятой управлением дорожным хозяйством. Соглашение не является нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в соответствии с которыми устанавливается система оплаты труда в муниципальных учреждениях. Обязанность обеспечивать формирование систем оплаты труда работников муниципальных учреждений в дорожной сфере с учётом положений Соглашения системой государственных гарантий и Едиными рекомендациями не установлена. Размеры должностных окладов работников учреждения определяются в соответствии с постановлением главы администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 №1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального образования городского округа «Воркута».
Третье лицо администрация МО ГО «Воркута» представило возражения на иск, в которых просит отказать в его удовлетворении, поскольку оно не является работодателем истца, следовательно, не вправе устанавливать ему тарифную ставку, пересчитывать заработную плату и выплачивать её. Учредителем МБУ «СДУ» является МО ГО «Воркута» в лице администрации, функции и полномочия учредителя осуществляет УГХиБ администрации МО ГО «Воркута». Соглашение на 2020-2022 гг. не распространяется на МБУ «СДУ», поскольку его учредителем является муниципальное образование, а источником финансирования – средства муниципального бюджета. Тарифная ставка истцу установлена на основании постановления администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 №1103 с учётом ЕТКС. В связи с особым статусом и специальными (бюджетными) источниками финансирования муниципального бюджетного учреждения предусмотрена обязанность действия соглашений применительно к ним, то есть соглашение действует в отношении работодателя в случае, если оно заключено от его имени уполномоченным органом местного самоуправления. Ни МБУ «СДУ», ни администрация МО ГО «Воркута» не являются членами объединения работодателей, подписавших соглашение, не принимая участия в заключении Соглашения на 2020-2022 гг., не присоединялись к нему. Кроме того, МБУ «СДУ» каких-либо полномочий по участию в заключении Соглашения на 2020-2022 гг. не передавало, в связи с чем направление отказа от присоединения к Соглашению на 2020-2022 гг. не требуется. Кроме того, Соглашение на 2020-2022 гг. действовало до 31.12.2022. Материальная ответственность за неначисление денежных сумм по причине наличия спора между работником и работодателем не предусмотрена.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Положениями ч. 1 ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.
Следовательно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учётом условий труда и особенностей трудовой деятельности.
На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.
Положениями с ч.ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ установлено, что соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
Как следует из положений ч.ч. 4-5 ст. 48 ТК РФ, в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления; соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч.ч. 3-4 ст. 48 ТК РФ.
Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» 11.12.2019 утверждено Соглашение на 2020-2022 гг., которое действует с 01.01.2020.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.5 Раздела I Соглашения на 2020-2022 гг. оно регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности; является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется (на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.
В силу п.п. 3.1, 3.2, 3.3 Раздела III Соглашения на 2020-2022 гг. базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Введение размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда, указанной в абз. 1 п. 3.1 Соглашения на 2020-2022 гг., в территориальных органах управления автомобильными дорогами осуществляется с участием соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации. В дорожных организациях, расположенных в субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, рекомендуется в региональных отраслевых соглашениях предусматривать дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учётом прожиточного минимума каждого района. Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер базовой (минимальной) тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие районные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. При этом разница между межтарифным коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2. Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в п. 3.1 Соглашения на 2020-2022 гг. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1 к Соглашению на 2020-2022 гг.
Исходя из п. 3.5 Раздела III Соглашения на 2020-2022 гг., для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ МБУ «СДУ» является муниципальным бюджетным учреждением, осуществляющим деятельность в отрасли, на которую распространяется действие Федерального отраслевого соглашения, собственником его имущества является муниципальное образование городского округа «Воркута».
В соответствии с ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Ответчиком не представлены доказательства направления мотивированного письменного отказа от присоединения к Соглашению на 2020-2022 гг. в порядке установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ.
Как следует из письма Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг.», опубликованного в Российской газете 24.03.2020, в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МБУ «СДУ» действует Соглашение, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020 регистрационный № 17/20-22 и размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).
Условий относительно организационно-правовой формы предприятий либо источниках их финансирования ни ТК РФ, ни Соглашение на 2020-2022 г.г. не содержат, следовательно, доводы МБУ «СДУ» (работодателя) и администрации МО ГО «Воркута» (учредителя) о невозможности распространить действие Соглашения на 2020-2022 гг. на ответчика (работодателя) несостоятельны.
С учётом изложенного, положения п. 3.1 Соглашения на 2020-2022 гг. являются обязательными при формировании оплаты труда работников МБУ «СДУ».
Из трудового договора и приказа о приёме на работу от <дата> ...-к усматривается, что К. принята на работу в МБУ «СДУ» дорожного участка (город) на должность ... с тарифной ставкой (окладом) 7791,00руб. в месяц.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от <дата> К. с 01.09.2022 установлен оклад в размере 8571,00 руб.
Приказом от <дата> ...-к трудовые отношения сторон прекращены и истец уволена с 14.10.2022.
В соответствии с приказом от 18.10.2022 №648-к и трудовым договором от 18.10.2022 К. принята на работу в МБУ «СДУ» дорожного участка (город) на должность ... с тарифной ставкой (окладом) 8571,00 руб.. в месяц.
Правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем, являются Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утверждённый постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ», утверждённое приказом от 19.10.2018 № 201.
Положением о системе оплаты труда МБУ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учётом выплат компенсационного и стимулирующего характера), в соответствии с п. 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утверждённым приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учётом квалификации работника, подтверждённой документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№ 1-4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.07.2018 № 1103.
То есть размер должностного оклада (тарифной ставки) работника МБУ «СДУ» включает в себя тарифные ставки (оклады), тарифные коэффициенты.
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3.
Как следует из Приложения № 3 к постановлению главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 для рабочих 2 разряда установлен тарифный коэффициент 1,02.
В соответствии с п. 3.1 Соглашения на 2020-2022 гг. первоначальный размер минимальной тарифной ставки рабочих I разряда дорожной отрасли определён с 01.01.2020.
Постановлениями Правительства Республики Коми утверждены величины прожиточного минимума на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми.
Согласно п. 3.2 Соглашения на 2020-2022 гг. пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В 2021 г. размер прожиточного минимума по Республике Коми для трудоспособного населения составил 15715,00 руб. (постановление Правительства Республики Коми от 21 января 2021 г. №15) и действовал весь год, следовательно, размер тарифной ставки истца с 01 октября 2022 г. по дату её увольнения – 14.10.2022 и с 19.10.2022 (повторное трудоустройство) составит 18433,70 руб. (15715,00 руб. х 1,15 х 1,02).
В отзыве на иск представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд.
В соответствии с ч.2 ст.392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно п. 3.4 Положения об оплате труда МБУ «СДУ» установлены сроки выплаты заработной платы: за первую половину 30-го числа текущего месяца (для февраля 28 или 29 числа); за вторую половину – 15 числа следующего месяца.
Истец обратилась в суд с иском 09.11.2023, учитывая сроки выплаты заработной платы, срок на обращение в суд за период с 01.10.2022 не истцом пропущен.
Как уже указано, в иске К. указала, что просит установить ей оклад с 01.10.2022 в размере 16029,30 руб.
При этом в тексте иска К. приводит верную методологию расчета, с которой суд соглашается. Указание оклада в размере 16029,30, руб., суд расценивает как арифметическую ошибку.
Факт наличия указанной арифметической ошибки подтвердил и явившийся в судебное заседание представитель истца по доверенности.
Поскольку, проверяя правильность расчетов истца, суд пришел к выводу о наличии оснований для установления ей оклада с указанной выше даты в размере 18433,70 руб., установление оклада в сумме большей, по сравнению с заявленной в иске суммой, не является выходом за пределы исковых требований при выявлении арифметической ошибки истца.
Таким образом, поскольку заработная плата истцу с 1 октября 2022 г. выплачивалась исходя из оклада, значение которого не соответствовало Соглашению на 2020-2022 гг., требование о возложении обязанности произвести перерасчёт по заработной плате, отпускным и выплатить задолженность подлежат удовлетворению с 1 октября 2022 г. исходя из оклада в размере 18433,70 руб.
Разрешая требование истца об установлении ей с 1 января 2023 г. тарифной ставки (оклада) в соответствии с региональным ОТС, суд приходит к следующему.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Республиканской организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциацией дорожных организаций Республики Коми 24.03.2021 утверждено региональное ОТС, которое 08.04.2021 размещено на сайте сетевого издания «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» и 23.04.2021 в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми № 14.
Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций дорожного хозяйства (приложение № 1 к региональному ОТС) носит рекомендованный характер, следовательно, обязанность её применения не может быть возложена на работодателя при наличии у него локального акта, которым установлены тарифные коэффициенты.
02.12.2022 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023 - 2025 годы» (далее Соглашение на 2023-2025 гг.).
27.02.2023 Министерством труда и социальной защиты РФ зарегистрирован отказ МБУ «СДУ» от присоединения к Соглашению на 2023-2025г.г.
Положения ст. 48 ТК РФ устанавливают порядок присоединения к отраслевым соглашениям, заключённым на федеральном уровне, следовательно, региональное ОТС, не распространяется на работодателей в порядке, предусмотренном данной нормой. Истечение срока действия Соглашения на 2020-2022 гг. не влечёт автоматического применения регионального ОТС, в связи с чем не имеется оснований для установления тарифной ставки (оклада) истцу с 1 января 2023 г. в размере, установленном региональным ОТС.
Региональное ОТС имеет ограниченное действие по кругу лиц, поскольку распространяется только на работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение, так как действующее законодательство Российской Федерации и Республики Коми не предусматривает порядок присоединения (неприсоединения) к заключённым на региональном уровне отраслевым тарифным соглашениям, при этом положения ст.ст. 48 и 133.1 ТК РФ распространяются только на отраслевые соглашения федерального уровня и региональные соглашения в части установления минимальной заработной платы.
Разрешая требование истца о возложении обязанности на ответчика произвести выплату недополученной заработной платы с уплатой процентов в порядке ст. 236 ТК РФ по день фактического расчёта, суд приходит к следующему.
В силу ст. 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Из разъяснений, данных в п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 236 ТК РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Таким образом, между сторонами существует спор, возникший в результате несогласия истца с установленной тарифной ставкой (оклада), в результате занижения которой ей не в полном объёме выплачивалась заработная плата, ответчик добровольно выплату причитающихся сумм, в том числе процентов по ст. 236 ТК РФ не произвёл.
Исходя из положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определённом законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, следовательно, такая обязанность может быть возложена на ответчика по день вынесения решения суда, поскольку материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой не предусмотрена.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера, причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено нарушение ответчиком условий Соглашения на 2020-2022 гг., то есть трудовых прав истца, учитывая объём и характер причинённых ей нравственных страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 5000,00 руб.
Разрешая вопрос о возложении на ответчика обязанности выдать истцу расчетные листки, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Из приведенных законоположений следует, что расчетный листок должен вручаться работодателем работнику при каждой выплате заработной платы.
В рассматриваемом случае из искового заявления следует, что истец просит обязать ответчика выдать ей расчетные листки с указанием нового оклада и размера составных частей её заработка, исчисленных судом при рассмотрении настоящего спора.
В то же время, учитывая, что трудовым законодательством не установлена обязанность работодателя при перерасчете судом причитающихся работнику денежных сумм вручать последнему расчетные листки с указанием таких сумм, оснований для удовлетворения указанного требования у суда не имеется.
Согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
С учетом указанного с ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск К. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о перерасчете заработной платы, выплате неполученных сумм с учетом денежной компенсации, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить К. с 1 октября 2022 г. по 14 октября 2022 г. и с 19 октября 2022г. тарифную ставку (оклад) в размере 18433,70 руб., произвести перерасчёт заработной платы с 1 октября 2022 г. по 14 октября 2022 г. и с 19 октября 2022г.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу К. денежную компенсацию морального вреда в размере 5000,00руб.
В удовлетворении остальной части иска К. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» – отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 14.12.2023.
Судья У.Н. Боричева