Дело № 2-845/2022
64RS0036-01-2022-001073-64
Решение
Именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года р.п. Татищево
Татищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Яворека Д.Я.,
при секретаре судебного заседания Аристарховой О.А.,
с участием представителя истца администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Сатыбалдиева А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Татищевского муниципального района Саратовской области к МАУ «Комфортный город», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области, ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» об отмене запрета на совершение регистрационных действий,
установил:
истец обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого ссылается на то, что МАУ «Комфортный город» на основании договора о возмездном оказании финансовой услуги лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ обязался приобрести в собственность грузовой автомобиль <данные изъяты>. Договор полностью оплачен 26 апреля 2022 года, что дало право получить автомобиль по акту приема-передачи автотехники от ДД.ММ.ГГГГ. Также МАУ «Комфортный город» на основании договора о возмездном оказании финансовой услуги лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ обязался приобрести в собственность грузовой автомобиль <данные изъяты>. Договор полностью оплачен 31 мая 2022 года, данное обстоятельство позволило получить автомашину по акту приема-передачи имущества от 31 мая 2022 года. Автомобили фактически принадлежат Татищевскому муниципальному образованию Татищевского района Саратовской области, поскольку транспортные средства приобретены за счет средств, выделенных собственником имущества, в рамках предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Истец не может внести изменения в регистрационные данные указанных транспортных средств в Госавтоинспекции МВД России, так как на основании постановлений, вынесенных судебными приставами-исполнителями в отношении вышеуказанных транспортных средств в ГИБДД внесены карточки АМТС о запрете на регистрационные действия. На основании указанного РЭО ГИБДД ОМВД России по Татищевскому району в заявлении о регистрации транспортных средств на МАУ «Комфортный город» было отказано. В соответствии с договором о возмездном оказании финансовой услуги лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ и договором о возмездном оказании финансовой услуги лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ МАУ «Комфортный Город» обязан обеспечить регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств в органах ГИБДД, что в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем, истец просил суд отменить установленный судебными-приставами исполнителями запрет регистрационных действий в отношении транспортных средств: <данные изъяты>.
Представитель истца администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Сатыбалдиев А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - муниципального автономного учреждения «Комфортный город» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствии, в удовлетворении исковых требований просил отказать, полагая, что запрет на регистрационные действия не является мерой принудительного исполнения, а выполняет функции обеспечительной меры для сохранения возможности исполнения требований взыскателя. Исполнительные производства в отношении МАУ «Комфортный Город» в настоящее время не окончены, оснований для снятия запрета на совершение регистрационных действий в отношении вышеуказанных транспортных средств не имеется.
Представитель ответчика - ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствии, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представители третьих лиц - Татищевского РОСП УФССП по Саратовской области, Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Саратовской области ООО «ЭкономЛизинг», ООО «Лизинговые закупки» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных участников процесса.
Выслушав представителя истца и исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
По общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 56 ГК РФ, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако для юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в данном отношении действует специальная оговорка, закрепленная п. 2 ст. 56 ГК РФ. К числу таких юридических лиц относятся в том числе автономные учреждения.
Согласно п. 2 ст. 56 ГК РФ учредитель (собственник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (собственника) юридического лица.
В силу пункта 6 статьи 123.22 ГК Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона об автономных учреждениях финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 данного Закона деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Согласно статьи 3 Закон об автономных учреждениях имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Перечни особо ценного движимого имущества определяются в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 09 февраля 2017 N 219-О, данное правило (п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях») существовало с момента введения в действие указанного закона, которым и было закреплено создание этого принципиально нового вида учреждений и особенности его правового статуса. Соответственно, такой вид учреждений изначально не предусматривал субсидиарной ответственности учредителя - собственника по долгам автономного учреждения. Участники гражданско-правовых отношений, приобретая свои гражданские права своей волей и в своем интересе, будучи свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (статья 1 ГК РФ), в том числе и с муниципальными автономными учреждениями, несут риск неудовлетворения своих имущественных требований. Поскольку законодательство не предусматривало и не предусматривает соответствующего объема гарантий для кредиторов муниципальных автономных учреждений, это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности, предполагая возможность использования существующих гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с решением Совета депутатов Татищевского муниципального образования Татищевского района от 21 мая 2014 года №10/56-3 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Татищевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области» полномочия по вопросам владения, пользования распоряжения имуществом Татищевского муниципального образования переданы администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, в том числе и полномочия по принятию мер по сохранности муниципального имущества, принятию необходимых мер, направленных на устранение нарушений условий использования муниципального имущества.
Согласно названного выше Положения, деятельность муниципальных автономных учреждений при реализации права оперативного управления, в рамках которого эти учреждения не вправе продавать принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться им без согласия администрации.
На основании договора о возмездном оказании финансовой услуги лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ МАУ «Комфортный город» обязался приобрести в собственность грузовой автомобиль <данные изъяты>. Денежные средства в счет оплаты по данному договору были перечислены Управлением финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области на счет ООО «ЭкономЛизинг», что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела. Договор полностью оплачен 26 апреля 2022 года, что дало право получить автомобиль по акту приема-передачи автотехники от 27 апреля 2022 года.
Также МАУ «Комфортный город» на основании договора о возмездном оказании финансовой услуги лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ обязался приобрести в собственность грузовой автомобиль <данные изъяты>. Денежные средства в счет оплаты по данному договору были перечислены Управлением финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области на счет ООО «Лизинговые закупки», что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела. Договор полностью оплачен 31 мая 2022 года, данное обстоятельство позволило получить автомашину по акту приема-передачи имущества от 31 мая 2022 года.
После приобретения названных автомобилей, данное имущество в установленном порядке было закреплено на праве оперативного управления за МАУ «Комфортный город», а сами автомобили включены в перечень особо ценного движимого имущества.
Порядок определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных автономных и бюджетных учреждений и перечня особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений, утвержденных постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 16.01.2018 № 16, перечень особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений определен постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области.
Постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 25 мая 2022 года № 574 «О принятии в муниципальную собственность Татищевского муниципального района Саратовской области движимого имущества», спорное транспортное средство - грузовой автомобиль <данные изъяты> принято в муниципальную собственность, закреплено на праве управления за МАУ «Комфортный Город» и отнесено к категории особо ценного движимого имущества, что так же подтверждается договором «О закреплении имущества на праве оперативного управления» от 25 мая 2022 года, заключенным между администрацией Татищевского муниципального образования (собственником имущества) и муниципальным автономным учреждением «Комфортный город».
Постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 07 июля 2022 года № 766 «О принятии в муниципальную собственность Татищевского муниципального района Саратовской области движимого имущества», спорное транспортные средство - грузовой автомобиль <данные изъяты> принято в муниципальную собственность, закреплено на праве управления за МАУ «Комфортный Город» и отнесено к категории особо ценного движимого имущества, что так же подтверждается договором «О закреплении имущества на праве оперативного управления» от 07 июля 2022 года, заключенным между администрацией Татищевского муниципального образования (собственником имущества) и муниципальным автономным учреждением «Комфортный город».
Заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Татищевского РОСП и судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по Саратовской области возбуждены исполнительные производства в отношении МАУ «Комфортный город» в пользу ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области.
Судебным приставом-исполнителем Татищевского РОСП Щеголь Н.В. 07 октября 2019 г. вынесено постановление о запрете регистрационных действий и действий по распоряжению в отношении транспортных средств, в том числе на <данные изъяты>.
Заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Татищевского РОСП Тарасовой Т.Г. 24 августа 2021 года вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, в том числе на <данные изъяты>.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Номировской К.А. 22 февраля 2022 года вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, в том числе на <данные изъяты>.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Мироновой Ю.В. 22 марта 2022 года вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, в том числе на <данные изъяты>.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Сенаторовой Д.В. 21 апреля 2022 года вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, в том числе на <данные изъяты>.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Мызниковой О.Ю. 18 января 2021 года вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, в том числе на <данные изъяты>.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Мироновой Ю.В. 11 июля 2022 года вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, в том числе на <данные изъяты>.
Как следует из Паспорта транспортного средства на <данные изъяты> в графе собственник значится ООО «ЭкономЛизинг».
Как следует из Паспорта транспортного средства на <данные изъяты> в графе собственник значится МАУ «Комфортный Город».
Однако, из положений п. 2 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 1764, следует, что государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга.
При этом, названными Правилами не регламентирован какой-либо специальный порядок регистрации транспортных средств за лицом, владеющим транспортным средством на праве оперативного управления. Нахождение имущества на праве оперативного управления, а так же отнесение его к перечню особо ценного движимого имущества, регламентировано специальными нормами правового регулирования и оформляется исключительно актами органа местного самоуправления как учредителя муниципального автономного учреждения.
С учетом приведенных выше норм права и исследованным доказательств автомобиль <данные изъяты> следует признать собственностью Татищевского муниципального района Саратовской области, поскольку они приобретены за счет средств муниципалитета и переданы МАУ «Комфортный город» на праве оперативного управления. Указанные транспортные средства в установленном законом порядке отнесены к перечню особо ценного движимого имущества.
При таких обстоятельствах, МАУ «Комфортный город» не вправе распоряжаться спорными автомобилями, что в свою очередь исключает возможность обращения на них взыскания по долгам данного юридического лица, а потому исковые требования следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Татищевского муниципального района Саратовской области (ИНН 6434010394, ОГРН 1026401177164) к МАУ «Комфортный город» (ИНН 6434014374, ОГРН 1136432000737), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области (ИНН 6450604892, ОГРН 1046405041891), ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» (ИНН 6454002828, ОГРН 1026403350710) об отмене запрета на совершение регистрационных действий, удовлетворить.
Отменить установленный судебными-приставами исполнителями запрет регистрационных действий в отношении транспортного средства: грузовой автомобиль <данные изъяты>.
Отменить установленный судебными-приставами исполнителями запрет регистрационных действий в отношении транспортного средства: грузовой автомобиль <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Срок изготовления мотивированного решения суда 19 декабря 2022 года.
Судья Д.Я. Яворек