Решение по делу № 2-476/2024 (2-12021/2023;) от 14.11.2023

Дело № 2-476/2024

14RS0035-01-2023-016336-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                    05 апреля 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., при секретаре Семеновой Р.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании по иску Выгузова Валерия Владимировича, Выгузовой Марины Афанасьевны к ООО «Якутскэкосети» о защите прав потребителей, признании услуги не оказанной, обязании создать место накопления твердых коммунальных отходов по месту жительства истцов, направления в органы местного самоуправления сведения о необходимости создания места накопления твердых коммунальных отходов по месту жительства истцов, обязании до создания места накопления твердых коммунальных отходов по месту жительства истцов приступить к оказанию услуги истцам бестарным способом, встречному иску ООО «Якутскэкосети» к Выгузову Валерию Владимировичу, Выгузовой Марине Афанасьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, судебных расходов,

установил:

Первоначально истцы Выгузовы В.В. и М.А. обратились с иском к ООО «Якутскэкосети» о защите прав потребителей, мотивируя тем, что с 1 января 2019 г. ООО «Якутскэкосети» является региональным оператором по обращению с ТКО по Центральной зоне Республики Саха (Якутия) (далее – РС(Я)). Однако, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) бестарным способом им в период с ноября 2019 года по настоящее время не оказывается по месту их жительства по адресу: г. Якутск, ____ В своем ответе от 25.03.2021 г. на законные претензии по факту неоказания услуг ответчик указал, что по месту проживания истцов осуществляется сбор и вывоз ТКО бестарным способом с ноября 2019 года еженедельно по средам с 08:00 по 12:00 час. При этом в данном ответе ответчик не указывал о наличии площадки для сбора ТКО по месту проживания истца. Вопреки предоставленной ответчиком информации, в нарушение п.15 Санитарных правил, мусоровозы ни разу не приезжали к дому истца, ТКО альтернативным бестарным способом не вывозилось. В своем ответе от 22.09.2022 на законные претензии по факту неоказания услуг ответчик указал, что вопрос об организации сбора и вывоза ТКО бестарным способом только решается, а основным способом сбора ТКО является контейнерный, тем самым признав тот факт, что ранее не осуществлял сбор ТКО бестарным способом по месту проживания истца. По месту жительства истца на всей протяженности ____ нет площадки для сбора ТКО. В своих ответах от 19 и 27 сентября 2022 года на законные претензии по факту неоказания услуг ответчик уведомил потребителя о том, что осуществляет сбор ТКО контейнерным способом, указав противоречивые сведения о ближайших местах (площадках) накопления ТКО. Так, в письме от 19.09.2022 ответчик указал, что ранее площадка, располагалась по адресу: г. Якутск, ____ и в настоящее время переносится по адресу: г. Якутск, ____, а затем, через неделю, в письме от 27.09.2022 указал только одну площадку, расположенную по адресу: г. Якутск, ____ При этом ответчик не указал, на каком основании потребитель обязан складировать ТКО именно на указанных площадках. По месту нахождения дома по адресу: г. Якутск, ____ 1 нет площадки для сбора ТКО. Кроме того, указанное местонахождение не существующей площадки находится от дома истцов на расстоянии 2 500 м., что не соответствует требованиям п.4 Санитарных правил. По месту нахождения дома по адресу: г. Якутск, ____ нет площадки для сбора ТКО. Кроме того, указанное местонахождение не существующей площадки находится от дома истца на расстоянии 3 000 м., что не соответствует требованиям п.4 Санитарных правил. Таким образом, в нарушение ч.3 ст.1 ГК РФ, ст. 10 Закона РФ о защите прав потребителей, информация в письмах ответчика от 19 и 27 сентября 2022 года об оказании услуги контейнерным способом является несвоевременной и недостоверной, что свидетельствует о недобросовестности ответчика. В своем ответе от 28 сентября 2023 года на обращение истца ответчик уведомил потребителя о том, что осуществляет сбор ТКО контейнерным способом, указав ближайшее место (площадку) накопления ТКО по адресу: г. Якутск, ____ При этом ответчик не указал, на каком основании потребитель обязан складировать ТКО именно на указанной площадке. По месту нахождения дома по адресу: г. Якутск, ____ имеется бункер для сбора ТКО. Однако, в нарушение п.4 Санитарных правил данный бункер находится от дома истца на расстоянии 3 ООО м., что не соответствует требованиям п.4 Санитарных правил, и исключает возможность пользоваться услугами ответчика. Таким образом, в нарушение ч.3 ст.1 ГК РФ, ст. 10 Закона РФ Закона РФ о защите прав потребителей, информация в письме ответчика от 28.09.2023 об оказании услуги контейнерным способом является несвоевременной и недостоверной, что свидетельствует о недобросовестности ответчика. В соответствии п.4 Санитарных правил расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов, должно быть не более 100 метров. Поскольку контейнерная площадка по адресу потребителя размещена не была по адресу потребителя, в связи с чем, потребитель не имел возможности соблюсти пункт 10 Правил № 1156, разместить ТКО в контейнерах и соответственно, пользоваться услугами по обращению с ТКО и вправе был приостановить исполнение своего обязательства по оплате за неоказанную услугу (ч.2 ст.328 ГК РФ). Просили признать услугу по обращению с ТКО, не оказанной ООО «Якутскэкосети» истцам за период с ноября 2019 года по настоящее время, обязать ООО «Якутскэкосети» обеспечить оказание услуги истцам по обращению с ТКО, взыскать с ООО «Якутскэкосети» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу истцов за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения законных требований потребителя.

Определением от 14.12.2023 г. суд по ходатайству представителя ответчика привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика МКУ «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск», Окружную администрацию г. Якутска.

Определением от 11.01.2024 г. судом принят встречный иск ООО «Якутскэкосети» к Выгузову Валерию Владимировичу, Выгузовой Марине Афанасьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, в котором указывается, что Выгузов В.В., Выгузова М.А. являются собственниками жилого помещения, неположенного по адресу: г. Якутск, ____. в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ГО «город Якутск», по результатам конкурса, проведенного Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я), отобрано ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» (Протокол от 14.05.2018 №7/2018). Официальное предложение заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО было опубликовано в газете «Якутия» выпуск от 28.12.2018, а также на сайте истца опубликована публичная оферта на заключение договора. Истец приступил к исполнению своих обязанностей 01.01.2019, по настоящее время занимается сбором, транспортированием, захоронением ТКО потребителей. Ответчиком оплата оказанных истцом услуг не производится с сентября 2021 по ноябрь 2023 г. задолженность составила 11 713 рублей. Вынесенный судебный приказ от 08.06.2023 г. мирового судьи судебного участка №48 г.Якутска РС(Я) отменен определением мирового судьи судебного участка №47 г.Якутска РС(Я) 22.09.2023 г. в связи с поступлением возражений. 10.10.2023 г. вынесено определение о повороте решения суда, задолженность за период с сентября 2021 по ноябрь 2023 г. не погашена. Просили взыскать с Выгузова В.В., Выгузовой М.А. задолженность по оплате коммунальных услуг за период с сентября 2021 по ноябрь 2023 г. задолженность составила 11 713 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 468,55 руб.

08.02.2024 г. судом вынесено определение о привлечении по делу по иску Выгузова В.В., Выгузовой М.А. к ООО «Якутскэкосети» о защите прав потребителей и компенсации морального вреда в качестве соответчиков МКУ «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск», Окружную администрацию г. Якутска, принято уточнение иска Выгузова В.В., Выгузовой М.А., отказано в удовлетворении ходатайства Выгузова В.В. о выделении в отдельное производство встречного искового заявления ООО «Якутскэкосети» к Выгузову В.В., Выгузовой М.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги и направлении дела по подсудности мировому судье.

Согласно уточненному иску истцы Выгузов В.В., Выгузова М.А. предъявляли следующие требования к ООО «Якутскэкосети»: признать услугу по обращению с ТКО, не оказанной ООО «Якутскэкосети» истцам за период ноября 2019 года по настоящее время; обязать ООО «Якутскэкосети», в соответствии с п. 13.1. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, направить в органы местного самоуправления сведения о необходимости создания места накопления ТКО по месту жительства истцов в соответствии п.п. З, 4 Санитарных правил, обязать ООО «Якутскэкосети» до создания места накопления ТКО по месту жительства истцов приступить к оказанию услуги истцам бестарным способом, включая обеспечение истцов емкостью для складирования ТКО в соответствии с п.п. «в» п. 10 Правил № 1156, взыскать с ООО «Якутскэкосети» компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., взыскать с ООО «Якутскэкосети» штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу истцов за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения законных требований потребителя, обязать МКУ «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск» и Окружную Администрацию города Якутск создать место накопления ТКО по месту жительства истцов в соответствии п.п.З, 4 Санитарных правил.

В судебном заседании 18.03.2024 г. истец Выгузов В.В. заявил письменное ходатайство об отказе от требований к МКУ «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск» и Окружной Администрации города Якутска в части обязания создать место накопления ТКО по месту жительства истцов в соответствии п.п.3, 4 Санитарных правил, пояснив, что настаивает только на требованиях к ООО «Якутскэкосети» о признании услуги по обращению с ТКО не оказанной ООО «Якутскэкосети» истцам за период ноября 2019 года по настоящее время; обязании ООО «Якутскэкосети» в соответствии с п. 13.1. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 направить в органы местного самоуправления сведения о необходимости создания места накопления ТКО по месту жительства истцов в соответствии п.п. 3, 4 Санитарных правил, обязании ООО «Якутскэкосети» до создания места накопления ТКО по месту жительства истцов приступить к оказанию услуги истцам бестарным способом, включая обеспечение истцов емкостью для складирования ТКО в соответствии с п.п. «в» п. 10 Правил № 1156, взыскании с ООО «Якутскэкосети» компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., взыскании с ООО «Якутскэкосети» штрафа в размере 50% от суммы, присужденной в пользу истцов за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения законных требований потребителя.

Определением от 18.03.2024 г. судом приняты данные уточнения, производство по делу в части иска Выгузова Валерия Владимировича, Выгузовой Марины Афанасьевны к МКУ «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск», Окружной администрации г. Якутска об обязании создать место накопления ТКО по месту жительства истцов, прекращено в связи с частичным отказом истца от иска, МКУ «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск», Окружная Администрация города Якутска привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика.

Истец Выгузова М.А. в суд не явилась, будучи извещенной судом о дате, времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности своей неявки суду не предоставлено, ходатайств об отложении дела не заявлено, при этом, в материалах дела имеется нотариально оформленная доверенность на Выгузова В.В. представлять ее интересы, в том числе в суде общей юрисдикции. В связи с чем, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено без участия истца Выгузовой М.А. на основании ст.ст.48, 167 ГПК РФ.

В судебном заседании истец Выгузов В.В., представляющий также по доверенности от 02.09.2019 г. интересы Выгузовой М.А., уточненные требования поддержал, приведя те же доводы, что и в письменных уточнениях, возразил против удовлетворения встречного иска, пояснив, что в соответствии с законодательством по обращению с ТКО региональный оператор обязан оказывать услугу потребителям по сбору и транспортированию ТКО. В нарушение законодательства по обращению с ТКО и требований п.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в районе проживания истца нет площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров от дома потребителя. Ответчик ООО «Якутскэкосети» требовал в разное время выносить мусор на места накопления ТКО, не соответствующих требованиям п.4 Санитарных правил, находящихся на недосягаемом расстоянии от дома истцов, которыми воспользоваться истцы были лишены ввиду их недоступности. При этом два места накопления из пяти отсутствуют. По месту жительства истцов на всей протяженности ____» и прилегающей ____ нет площадки для сбора ТКО. Поскольку контейнерная площадка по адресу потребителей размещена не была, возможность осуществлять «накопление» отходов потребителем отсутствовала, региональный оператор не оказал услугу по обращению с ТКО. В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на подведомственной территории «Управа Автодорожного округа» МКУ ГО «город Якутск» четыре места накопления ТКО не согласованы с Управлением Роспотребнадзора по РС(Я), а место накопления по адресу: г. Якутск, ____ не значится в реестре. В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на подведомственной территории «Управа Автодорожного округа» МКУ ГО «город Якутск» четыре места накопления ТКО не согласованы с Управлением Роспотребнадзора по РС(Я), а место накопления по адресу: г. Якутск, ____ не значится в реестре. Тем самым, сведения всех выше указанных мест накопления ТКО с учетом удаленности : истцов от мест накопления ТКО, в нарушение требований п.3, п.6, пп.б) п.8, п.24, пп.в) п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, неправомерно включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО. Потребителям предоставлена информация о местах накопления ТКО, не имеющих к истцам никакого отношения и которыми истцы физически не могли пользоваться. Услуга контейнерным способом истцам не оказывалась. Первое упоминание о местах накопления ТКО изложено в письме ответчика лишь 19.09.2022 г., т.е. спустя 3 года со дня, когда ответчик должен был приступить к оказанию услуги. В своем письме от 25.03.2021 г. ответчик сообщил потребителю о том, что с ноября 2019 года он взял на себя обязательство осуществлять сбор и вывоз ТКО бестарным способом. Впоследствии, в своем письме от 22.09.2022 ответчик признал тот факт, что ранее не осуществлял сбор и вывоз ТКО бестарным способом. Информация, изложенная в указанных письмах совершенно противоречивая и взаимоисключающая и не отвечает требованиям определенности. В своем отзыве на иск от 11.03.2024 г. ответчик указал, что жители кварталов, на которых организован бестарный способ, оповещены администрациями городских Управ. Когда, каким образом истцы были оповещены ответчик не указал. Доказательств оповещения ответчик не представил. И при чем тут администрации городских Управ, если услугу должен оказывать ответчик. В судебном заседании 04.04.2024 г. ответчиком представлено суду 9 путевых листов о выезде мусоровозов по местам (площадкам) накопления ТКО с приложениями адресов их нахождения с периодом «ежедневно». При этом, во всех приложениях отсутствует адрес истцов: г. Якутск, ____ Маршрут-график, также представленный ответчиком, не соответствует законодательству, составлен органом, не имеющим полномочий, оформлен с нарушением установленных правил, не отвечает требованиям ст.ст.57, 59, 60 ГПК РФ, не имеет юридической силы и не может быть положен в основу решения суда. Этот маршрут-график не является доказательством выезда мусоровозов к дому истцов. Также представленные ответчиком отчеты Wialon не имеют никакого отношения к данному спору, т.к. не доказывают выезд мусоровозов по адресу истцов: г. Якутск, ____ В тоже время, ответчиком не представлены суду путевые листы на транспортное средство с регистрационным номером Н218УН27 с приложениями адресов выезда. Тем самым ответчиком не представлено суду доказательств, что указанное транспортное средство является мусоровозом, принадлежит ответчику и выезжало к дому истцов. Ответчиком представлено суду письмо в Управу Автодорожного округа от 02.07.2021 г. об организации 6 маршрутов бестарного сбора ТКО с приложением списка 55 улиц, среди которых указано 2 ____ без указания СОТ. Письмо направлено с просьбой известить жителей о бестарном сборе ТКО и разъяснении, что для погрузки в спецтехнику мусор необходимо упаковать в собственную тару, рекомендовать установить емкость для временного хранения ТКО (бочка, ящик). Список улиц не соответствует требованиям законодательства. При бестарном способе сбора ТКО место накопления ТКО и источник образования ГКО совпадают и представляют собой адрес жилого помещения потребителя. Улица не является ни источником образования ТКО, ни местом накопления ТКО, т.к. ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. При бестарном способе сбора ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Соответственно рекомендация потребителям упаковывать мусор в собственную тару и складировать в собственную емкость (бочка, ящик) не законны. Ответчик не выполнил свою обязанность и не обеспечил истцов пакетами или другими емкостями для накопления ТКО. Также ответчиком представлено суду письмо главе городского округа город Якутск от 24.12.2021 г. с перечнем адресов, для которых необходимо обустройство мест (площадок) накопления ТКО, среди которых указаны 2 ____ без указания СОТ. Адреса в письме отсутствуют, в том числе адрес истцов: г. Якутск, ____. Данное письмо не доказывает наличие места (площадки) накопления ТКО по месту жительства истцов. Ответчик, действуя недобросовестно и злоупотребляя своим правом, использует суд как инструмент для осуществления противоправных действий - извлечение заведомо неосновательного обогащения, намеренно причиняя вред истцам. Просил удовлетворить уточненные требования и отказать в удовлетворении встречного иска.

Представитель ответчика по первоначальному иску ООО «Якутскэкосети» и истца по встречному иску по доверенности Наумова Н.Ф. с иском не согласилась, пояснила, что с 01.01.2019 г. деятельность по обращению с ТКО на территории ГО «город Якутск» ведется региональным оператором - ООО «Якутскэкосети». Создание и содержание контейнерных площадок (мест накоплении ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора. Места накопления ТКО для жителей индивидуальных жилых строений на территории ГО «город Якутск» оборудованы с учетом застройки местности, обеспечения с иных путей к местам накопления ТКО для специализированной техники (на выездах, выездах с жилых кварталов), а также с учетом охвата всего населения, проживающих в частном секторе. Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на подведомственной территории «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск» место накопления отходов для потребителей, проживающих в доме по адресу: г. Якутск, ____ установлено по адресу: г. Якутск, ____, фактический вывоз ТКО с указанного места накопления отходов осуществляется обществом регулярно в соответствии с нормативными требованиями. Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения несения расходов по оплате услуг по вывозу ГКО, в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему. Руководствуясь положениями Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона о т 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям как собственникам жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ____ со стороны ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» оказывалась, при этом обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом, несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров жилыми домами потребителей, не свидетельствуют о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилых домов. Руководствуясь положениями Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона о т 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям как собственникам жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ____ со стороны ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ» оказывалась, при этом обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом, несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров жилыми домами потребителей, не свидетельствуют о том, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором им оказана не была и не является основанием для освобождения от несения расходов по утилизации твердых коммунальных отходов. У Истца имеется фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя контейнерные площадки по указанному адресу, вывоз отходов из которых осуществлялся обществом своевременно. Факт отказа потребителя от выноса ТКО к местам (площадкам) накопления ТКО безусловным основанием для освобождения от оплаты услуги по обращению с ТКО не является. Со стороны Истца не представлено доказательств, что в спорный период Истец осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и закона «Об охране окружающей среды». С мест накопления ТКО, вне зависимости от образователей (собственников) отходов, региональным оператором транспортирование ТКО и КГО осуществляется бесперебойно, в соответствии с п. 1 1 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Также, дополнительно, организован альтернативный способ вывоза ТКО «Бестарный способ» для потребителей, проживающих в ИЖС по адресу: ____ г. Якутска. Запущенный региональным оператором пилотный проект «Бестарный способ» позволяет осуществлять дополнительный сбор и вывоз мусора без установки контейнерных площадок на отдельных территориях с плотной жилой застройкой, а также в целях снижения накопления ГКО на вышеуказанных общественных местах накопления. Применение проекта «Бестарный способ» является правом, а не обязанностью регионального оператора. Сбор и транспортирования ГКО частного сектора ГО «город Якутск» по адресу ____) осуществляется каждую среду с 08:00 часов согласно графику. У истцов имеется фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя контейнерные площадки по указанному адресу, вывоз отходов из которых осуществлялся обществом своевременно. Факт отказа потребителя от выноса ТКО к местам (площадкам) накоплении ТКО безусловным основанием для освобождения oт оплаты услуги по обращению с ТКО не является. Со стороны истцов не представлено доказательств, что в спорный период они осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов. Региональным оператором ООО «Якутскэкосети» представлены доказательства транспортировки с мест накопления ТКО указанных в Маршрутах-графиках движения специализированной техники по адресам, установленным в Реестре мест накопления ТКО, а также электронный отчет программы «Wialon» (Глонасс) движения специализированной техники Регионального оператора. Начисления, производимые Региональным оператором ООО «Якутскэкосети» производятся в Единой интегрированной информационно-аналитической системе по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги, обеспечиваемой МКУ «Расчетно-биллинговый центр», согласно заключенному Договору от 28.12.2018 г., Генератор начислений выгруженный с указанной системы является официальным финансовым документом, подтверждающим сумму задолженности по начислениям на заданный в системе адрес. Установленная законом для потребителя несения расходов па обязательные коммунальные услуги, предоставляемые бесперебойно населению региона лицензированной организацией по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Якутскэкосети» не является нарушением прав потребителя и причинением морального вреда, Региональным оператором ООО «Яктскэкосети» не нарушены права истцов, как потребителей услуг, истцами не доказаны доводы, приведенные в исковом заявлении. Просила отказать в удовлетворении иска Выгузовых и удовлетворить встречный иск о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги.

Представитель Окружной администрации г.Якутска по доверенности Борисова С.И., пояснила, что Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ОА города Якутска от 16.12.2022 г. № 163п утвержден реестр мест площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск», который опубликован на официальном сайте Окружной администрации города Якутска. На территории ГО «город Якутск» оборудовано -1496 мест (площадок) накопления ТКО и КГО. В настоящее время на территории ГО «город Якутск» места накопления ТКО и КГО созданы в достаточном количестве, препятствий для надлежащей работы регионального оператора по вывозу ТКО не имеется, нарушений на благоприятную окружающую среду, нарушающих прав граждан не установлены. Также на территории города Якутска, территориальными органами ГО «город Якутск» (далее - Управы округов) оборудованы общественные места накопления ТКО, где беспрепятственно осуществляется сброс отходов потребителями, проживающими в индивидуальных жилых строениях (далее - ИЖС). Указанные места накопления ТКО, Окружной администрацией города Якутска были обустроены с учетом застройки в жилых кварталах, обеспечения подъездных путей к местам накопления ТКО для специализированной техники (на въездах, выездах с жилых кварталов), а также с учетом охвата всего населения, проживающих в ИЖС. Транспортирование ТКО с ИЖС, расположенных по адресам: ул. Птицевод г. Якутска осуществляется с оборудованных общественных мест накопления ТКО для указанных ИЖС, расположенных по адресам: ул____ г. Якутска (бункеры 8 м3). Отсутствие возможности оборудовать место накопления ТКО по ул. Птицевод рядом с домом № 156/6 обусловлено с движением транспортных средств на этом участке дороги и отсутствуем возможности для остановки и заезда для техники. Факт отказа потребителя от выноса ТКО для сбора и дальнейшего транспортирования до места захоронения ТКО безусловным основанием для освобождения от оплаты услуги по обращению с ТКО не является, также и как ненадлежащее оборудование и содержание органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО не является основанием для освобождения потребителя услуги по обращению с ТКО от обязанностей по оплате данной услуги. Обязанность по вывозу ТКО должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом. С учетом того, что органом местного самоуправления места накопления ТКО и КГО оборудованы, региональным оператором с указанных мест накоплений отходы транспортируются, коммунальная услуга оказывается региональным оператором ООО «Якутскэкосети», несанкционированных свалок на территории, прилегающей к адресам проживания истцов не выявлено. Нарушений, допущенных со стороны регионального оператора ООО «Яктскэкосети», не установлено. Со стороны истцов Выгузовых имеется злоупотребление правом, выраженное тем, что они не хотят выносить мусор путем, установленным законом. Полагала в иске Выгузовых отказать и удовлетворить встречный иск о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги.

МКУ «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск», будучи надлежаще извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, доказательств уважительности неявки суду не предоставлено, ходатайств об отложении дела не заявлено. В связи с чем, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено без участия данного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на основании ст. 167 ГПК РФ.

Также в суд не явился представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), привлеченный к участию в деле для дачи заключения по ходатайству истца Выгузова В.В. Управление Роспотребнадзора по РС(Я) извещено судом надлежащим образом.

При этом представитель Управления Роспотребнадзора по РС(Я) по доверенности Сутаков Э.В. принимал участие в предыдущем судебном заседании, в материалы дела представлено его письменное заключение от 04.02.2024 г., в котором указывается, что согласно п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 и п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), мусоросборники для сбора ТКО должны располагаться не ближе 20 метров и не дальше 100 метров от жилого дома. если на территории, прилегающей к жилому дому, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома, то услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной, а взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением п/п. «а», «г» п. 148(22) «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354). В части выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, сообщено, что по адресу: г. Якутск, ____ выдано заключение о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от 20.09.2022 г.; По адресу: г. Якутск, ____ выдано заключение о несоответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от 06.11.2019 г. (расстояние от места накопления ТКО менее 20 метров до нормируемых объектов, п. 4 СанПиН 2.1.3684-21; по адресу: г. Якутск, ____, выдано заключение о несоответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от 06.11.2019 г. (расстояние от места накопления ТКО менее 20 метров до нормируемых объектов, п. 4 СанПиН 2.1.3684-21; по адресу: г. Якутск, ____ выдано заключение о несоответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов № 2О6О-ОСН от 23.08.2023 г. (отсутствие твердого водонепроницаемого покрытия, п. 3 СанПиН 2.1.3684-21; по адресу: г. Якутск, ____, заключение отсутствует, так как в адрес Управления Роспотребнадзора по РС(Я) заявка по данному адресу не поступала.

Кроме того, на запрос суда от 19.03.2024 г. суду представлен ответ от 29.03.2024 г. , согласно которому Управление Роспотребнадзора по РС(Я) сообщает, что специалистом Управления осуществлен выезд по адресу: г. Якутск, ул. Птицевод, д. 156/6 установлено, что контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов вблизи вышеуказанного дома нет, со слов специалиста Управы Автодорожного Округа, в данном районе организован мешковой сбор отходов Региональным Оператором «Якутскэкосети», ближайшая общественная санитарная точка установлена в двух километрах от жилого дома. В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 “Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, Управление дает лишь заключение о соответствии или несоответствии расположения места накопления твердых коммунальных отходов. По вышеуказанному адресу установить контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не предоставляется возможным в виду плотной застройки.

Суд, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ____

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их накопления.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО также применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению - или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные жительством - РФ федеральные, органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ГО «город Якутск», по результатам конкурса, проведенного Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я), отобрано ООО «ЯКУТСКЭКОСЕТИ», данный факт подтверждается протоколом от 14.05.2018 г. Официальное предложение заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО было опубликовано в газете «Якутия» выпуск от 28.12.2018 г., а также на сайте истца опубликована публичная оферта на заключение договора. Истец приступил к исполнению своих обязанностей 01.01.2019 г., по настоящее время занимается сбором, транспортированием, захоронением ТКО потребителей.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ОА города Якутска от 16.12.2022 г. № 163п утвержден реестр мест площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск», который опубликован на официальном сайте Окружной администрации города Якутска. На территории ГО «город Якутск» оборудовано -1496 мест (площадок) накопления ТКО и КГО.

Региональным оператором производится вывоз ТКО с частных домов путем бестарного вывоза.

Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на подведомственной территории «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск», утвержденного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ОА г. Якутска от 16.12.2022 №163п, место накопления отходов для потребителей, проживающих в доме по адресу: г. Якутск, ____ установлено по адресу: г. Якутск, ____

На обращения Выгузова В.В. ООО «Якутскэкосети» даны письменные ответы, из которых следует, что на территории г. Якутска, территориальными органами ГО «город Якутск» - Управами округов оборудованы общественные места накопления ТКО, где беспрепятственно осуществляется сброс отходов потребителями, проживающими в индивидуальных жилых строениях (далее –ИЖС). Указанные места накопления ТКО, ОА г. Якутска были обустроены с учетом застройки в жилых кварталах, обеспечения подъездных путей к местам накопления ТКО для специализированной техники (на въездах, выездах с жилых кварталов), а также с учетом охвата всего населения, проживающих в ИЖС. По месту проживания истца осуществляется сбор и вывоз ТКО бестарным способом с ноября 2019 года еженедельно по средам с 08:00 по 12:00 час. Даны разъяснения по методике расчета за предоставленную услугу, сообщено о наличии задолженности по оказанной услуге, разъяснено право на реструктуризацию долга, для чего рекомендовано обратиться по указанному в письме телефону.

На запрос суда в Управление Роспотребнадзора по РС(Я) от 19.03.2024 г. суду представлен ответ от 29.03.2024 г. , согласно которому Управление Роспотребнадзора по РС(Я) сообщает, что специалистом Управления осуществлен выезд по адресу: г. Якутск, ____ установлено, что контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов вблизи вышеуказанного дома нет, со слов специалиста Управы Автодорожного Округа, в данном районе организован мешковой сбор отходов Региональным Оператором «Якутскэкосети», ближайшая общественная санитарная точка установлена в двух километрах от жилого дома. В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 “Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, Управление дает лишь заключение о соответствии или несоответствии расположения места накопления твердых коммунальных отходов. По вышеуказанному адресу установить контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не предоставляется возможным в виду плотной застройки

Места накопления ТКО для жителей индивидуальных жилых строений на территории ГО «город Якутск» оборудованы с учетом застройки местности, обеспечения подъездных путей к местам накопления ГКО для специализированной техники (па выездах, выездах с жилых кварталов), а также с учетом охвата всего населения, проживающих в частном секторе.

Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов па подведомственной территории «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск» место накопления отходов для потребителей, проживающих в доме по адресу: г. Якутск, ____ установлено по адресу: г. Якутск, ____, фактический вывоз ТКО с указанного места накопления отходов осуществляется обществом регулярно в соответствии с нормативными требованиями.

Согласно требованиям установленным в и. 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. в адрес Главы ГО «город Якутск» - исх. от 24.12.2021 г., Руководителя МКУ СЭГХ ГО «город Якутск» - исх. от 14.09.2022, Руководителю МКУ Управа Автодорожного округа ГО «город Якутск» исх. от 02.07.2021 г. представлены обращения Peгионального оператора об информировании населения о наличии бестарного (мешкового вывоза) с приложением перечня адресов, а также предложение (информацию) о необходимости обеспечения местами накопления ТКО по адресам, расположенным на территории Автодорожного округа г. Якутска с приложением перечня адресов.

Региональным оператором ООО «Якутскэкосети» представлены доказательства транспортировки с мест накопления ТКО указанных в Маршрутах-графиках движения специализированной техники по адресам, установленным в Реестре мест накопления ТКО, а также электронный отчет программы «Wialon» (Глонасс) движения специализированной техники Регионального оператора.

Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам, также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Из смысла указанных норм следует, что собственник жилого дома обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.

Отсутствие заключенного в письменной форме договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не исключает обязанность собственника твердых бытовых отходов производить оплату коммунальных услуг, что следует из положений пунктов 4, 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 (17) раздела I(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом об отходах договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил N 354).

Согласно статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Вопреки доводам Выгузова В.В. из представленного в материалы дела реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск», который опубликован на официальном сайте Окружной администрации города Якутска, на территории ГО «город Якутск» оборудовано -1496 мест (площадок) накопления ТКО и КГО.

Из пояснений представителя Окружной администрации г.Якутска следует, что нарушений на благоприятную окружающую среду со стороны ООО «Якутскэкосети», нарушающих прав граждан, не установлены.

Из информации, представленной в материалы дела, транспортирование ТКО с ИЖС, расположенных по адресам: ____ г. Якутска осуществляется с оборудованных общественных мест накопления ТКО для указанных ИЖС, расположенных по адресам: ____ г. Якутска (бункеры 8 м3). Отсутствие возможности оборудовать место накопления ТКО по ____ обусловлено с движением транспортных средств на этом участке дороги и отсутствуем возможности для остановки и заезда для техники.

Довод Выгузова В.В. о нарушении прав потребителей и не оказании ООО «Якутскэкосети» коммунальных услуг основаны на неверном толковании норм материального права. У потребителя собственника жилого дома или части жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом, со стороны истца по первоначальному требованию не представлено доказательств, что в спорный период Выгузовы осуществляли самостоятельный вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и закона «Об охране окружающей среды».

Таким образом, в отсутствие доказательств утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, иных доказательств неоказания спорных услуг, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения Выгузовых от обязанности оплаты услуг для вывоза ТКО.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО, в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

Вопреки доводам Выгузова В.В. законодательством РФ установлены императивные нормы о том, что обращением с твердыми коммунальными отходами должно обеспечиваться исключительно региональным оператором. Данные нормы закона обязательны и для регионального оператора, и для потребителей услуг.

Потребители услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению.

При таких обстоятельствах собственники жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ____, Выгузовы не могут быть освобождены от предусмотренной законом обязанности по исполнению условий договора, предусматривающего предоставление услуг, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами, и оплате таких услуг.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 8 указанного Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.

Материалы дела не содержат доказательств, что в спорный период Выгузовы не пользовались услугой по вывозу ТБО, предоставляемой ООО «Якутскэкосети», осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и закона «Об охране окружающей среды».

Разрешая спор по существу заявленных требований, суд, руководствуясь положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Выгузовых к ООО «Якутскэкосети» о признании услуги по обращению с ТКО не оказанной, обязании ООО «Якутскэкосети» направить в органы местного самоуправления сведения о необходимости создания места накопления ТКО по месту жительства истцов, обязании ООО «Якутскэкосети» до создания места накопления ТКО по месту жительства истцов приступить к оказанию услуги истцам бестарным способом, включая обеспечение истцов емкостью для складирования ТКО, компенсацию морального вреда и штрафа.

Выше было указано, что определением от 11.01.2024 г. судом принят встречный иск ООО «Якутскэкосети» к Выгузову Валерию Владимировичу, Выгузовой Марине Афанасьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги.

Ходатайства Выгузова В.В., заявленные после принятия встречного иска, в том числе о выделении в отдельное производство встречного искового заявления ООО «Якутскэкосети» к Выгузову Валерию Владимировичу, Выгузовой Марине Афанасьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги и направления по подсудности мировому судье, были разрешены отдельным определением от 08.02.2024 г., в части заявлений Выгузова на действия председательствующего судьи в протоколе судебного заседания от 27.02.2024 г. зафиксировано, что председательствующим по делу судьей пояснено, что ГПК РФ не предусматривает письменные объяснения председательствующего судьи участникам процесса. В части обжалования определения о принятии встречного иска, судом разъяснено со ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", что норма ст. 331 ГПК РФ не предусматривает права обжалования определения суда, которым удовлетворено ходатайство о принятии встречного иска.

По доводам Выгузова В.В., выражающим несогласие с действиями суда по сбору и оценке доказательств на момент судебного разбирательства, также дано разъяснение со ссылкой на положения статей 56, 59, 67 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 210, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", суд приходит к выводу, что ответчики по встречному иску Выгузовы обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом не исполняли, доказательств оплаты задолженности, ее отсутствия, а также контррасчета задолженности Выгузовым В.В. суду не представлено.

Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка № 48 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 25.11.2021 года исковое требование ООО «Якутскэкосети» к Выгузову В.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по удовлетворено, с Выгузова В.В. в пользу ООО «Якутскэкосети» взысканы сумма задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ноября 2019 г. по август 2021 г. в размере 8469,90 рублей, пени 984,74 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 56 рублей.

Данное решение было оставлено без изменения апелляционной и кассационной инстанциями (апелляционное определение Якутского городского суда РС(Я) от 15.04.2022 г., определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2022 г. по делу №88-6323/2022).

В силу положений Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», отсутствие заключенного между истцом и ответчиками в письменной форме договора не исключает обязанность последних при отсутствии доказательств вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.

Фактическое оказание услуги потребителю предполагает возникновение у него обязанности по ее оплате.

Доказательств того, что оказание аналогичных услуг по спорному адресу производилось иным лицом, либо выполнялось самим ответчиком без привлечения сторонних лиц, в материалы дела не представлено.

Так, согласно пункту 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

При этом отсутствие письменного договора и даже отсутствие совершения конклюдентных действий не освобождает от оплаты услуг по вывозу мусора, предусмотренной статьями 153, 155 ЖК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, расчет задолженности за услугу по обращению ТКО по ЖД рассчитана ООО «Якутскэкосети», исходя из количества лиц, зарегистрированных в ЖД в период с сентября 2021 г. по ноябрь 2023г. Расчет судом проверен, сомнений не вызывает. Ответчиками по встречному иску контррасчет не представлен.

Из материалов дела следует, что судебным приказом мирового судьи судебного участка №48 г. Якутска РС(Я) от 08.06.2023 г. с Выгузова Валерия Владимировича, Выгузовой Марины Афанасьевны в пользу ООО «Якутскэкосети» взыскана задолженность по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО, а также расходы по уплате государственной пошлины на общую сумму 7 730,67 руб., Определением мирового судьи судебного участка №47 г. Якутска РС(Я) от 22.09.2023 г. указанный судебный приказ отменен по заявлению Выгузова В.В. Определением мирового судьи судебного участка №47 г. Якутска РС(Я) от 10.10.2023 г. по заявлению Выгузова В.В. произведен поворот исполнения судебного приказа и с ООО «Якутскэкосети» в пользу Выгузова Валерия Владимировича, Выгузовой Марины Афанасьевны взысканы денежные средства в размере 7 730,67 руб.

Во встречном иске истец ООО «Якутскэкосети» произвел начисление платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по расчетным единицам, произведенной в Единой интегрированной информационно-аналитической системе по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно - коммунальные услуги, обеспечиваемой МКУ «Расчетно-биллинговый центр», согласно заключенному Договору от 28.12.2018 г., Генератор начислений выгруженный с указанной системы является официальным финансовым документом, подтверждающим сумму задолженности по начислениям на заданный в системе адрес.

Подробный расчет исковых требований представлен в материалы дела и ответчиком не оспаривался.

В силу ст. 5 ФКЗ от 06.11.2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве РФ" акты Правительства РФ обязательны для исполнения на территории РФ, утвержденный Правительством РФ порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению.

Исходя из норм действующего законодательства, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных встречных исковых требований ООО «Якусткэкосети» и взыскании с ответчиков в пользу истца суммы образовавшейся задолженности по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с сентября 2021 г. по ноябрь 2023 г. в размере 11 713 рублей, а также в соответствии со ст.98 ГПК РФ расходов по оплате государственной пошлины в размере 468,55 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Выгузова Валерия Владимировича, Выгузовой Марины Афанасьевны к ООО «Якутскэкосети» о защите прав потребителей, признании услуги не оказанной, обязании создать место накопления твердых коммунальных отходов по месту жительства истцов, направления в органы местного самоуправления сведения о необходимости создания места накопления твердых коммунальных отходов по месту жительства истцов, обязании до создания места накопления твердых коммунальных отходов по месту жительства истцов приступить к оказанию услуги истцам бестарным способом, отказать.

Встречный иск иску ООО «Якутскэкосети» к Выгузову Валерию Владимировичу, Выгузовой Марине Афанасьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, судебных расходов, удовлетворить.

Взыскать с Выгузова Валерия Владимировича, Выгузовой Марины Афанасьевны солидарно в пользу Обществу с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети», ОГРН , задолженность по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с сентября 2021 г. по ноябрь 2023 г. в размере 11 713 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 468,55 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                        Л.И.Холмогорова

Решение изготовлено 05.04.2024 года.

2-476/2024 (2-12021/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Выгузова Марина Афанасьевна
ООО Якутскэкосети
Выгузов Валерий Владимирович
Ответчики
Выгузова Марина Афанасьевна
ООО Якутскэкосети
Выгузов Валерий Владимирович
Другие
Окружная администрация г. Якутска
МКУ «Управа Автодорожного округа» ГО «город Якутск»
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
14.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
15.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2023Подготовка дела (собеседование)
11.01.2024Подготовка дела (собеседование)
29.01.2024Подготовка дела (собеседование)
29.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2024Предварительное судебное заседание
27.02.2024Подготовка дела (собеседование)
27.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее