Судья Катюха А.А. Дело № 33-3015/2021
Докладчик Вишняков О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2021г. г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Вишнякова О.В.,
судей Сахалинского областного суда Прокопец Л.В. и Загорьян А.Г.,
при секретаре Пономаренко О.Е.,
рассмотрела гражданское дело по иску прокурора г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту землепользования администрации г. Южно- Сахалинска, МКУ «Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами» о возложении обязанности организовать работы по демонтажу рекламных конструкций;
по апелляционной жалобе представителя третьего лица ООО «Сахалинская рекламная компания» Егоровой К.И. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 8 июля 2021г.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия
установила:
31 марта 2021г. прокурор г. Южно-Сахалинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ДЗП администрации г. Южно-Сахалинска, МКУ «Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами» о возложении обязанности организовать и провести работы по демонтажу рекламных конструкций.
В обоснование требований указано, что ООО «Сахалинская Рекламная Компания» является владельцем 2-х рекламных конструкций (билбордов), расположенных в г. Южно- Сахалинске: напротив входа в Аэропорт, восточнее заезда; территория Аэропорта, напротив отделения выдачи багажа, южная сторона, напротив гостиницы «Спортивная», на которых отображена информация рекламного характера.
По информации администрации г. Южно-Сахалинска от 15.03.21г., разрешение на установку указанных рекламных конструкций - не получено, в адрес юридического лица направлены предписания о необходимости осуществить демонтаж рекламных конструкций, - которые не исполнены; в связи с чем, рекламные конструкции включены в реестр объектов, подлежащих демонтажу. Нарушение правил размещения рекламных конструкций свидетельствует об угрозе жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
На основании изложенного, истец просит суд возложить на Департамент землепользования администрации г.Южно-Сахалинска, МКУ «Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами» обязанность по организации и проведению работ по демонтажу рекламных конструкций (билбордов), расположенных в районе Южно- Сахалинского аэропорта: 1. напротив входа в Аэропорт, восточнее заезда; 2. территория Аэропорта, напротив отделения выдачи багажа, южная сторона, напротив гостиницы «Спортивная», - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением Южно-Сахалинского городского суда от 16 июня 2021г., к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Аэропорт».
В судебном заседании представитель истца прокурор Малюта Е.И. поддержала исковые требования; представитель ответчиков ДЗП г. Южно-Сахалинска, МКУ «Управления Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами» Заржевский Н.В., представитель третьего лица ООО «Сахалинская рекламная компания» Егорова К.И. возражали против удовлетворения иска; представитель третьего лица АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 8.07.21г. возложена на ДЗП администрации г. Южно-Сахалинска, МКУ «Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами» обязанность по организации и проведению работ по демонтажу рекламных конструкций (билбордов), расположенных в районе Южно-Сахалинского аэропорта: 1-я конструкция - напротив входа в Аэропорт, восточнее заезда; 2-я конструкция - территория Аэропорта, напротив отделения выдачи багажа, южная сторона, напротив гостиницы «Спортивная», - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с указанным решением, представитель третьего лица ООО «Сахалинская рекламная компания» Егорова К.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что спор является экономическим, поскольку затрагивает интересы только ДЗП г. Южно-Сахалинска, ООО «Сахалинская рекламная компания» и АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» в сфере экономической деятельности. Общество неоднократно обращалось к администрации г. Южно-Сахалинска в лице ДЗП г. Южно-Сахалинска о согласовании перечня мест размещения рекламных конструкций на земельных участках АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» и выдаче соответствующих разрешений, однако указанные обращения проигнорированы. В Арбитражном суде Сахалинской области рассматривается дело №А59-4060/21 по заявлению ООО «Сахалинска рекламная компания» к администрации г. Южно-Сахалинска; в рамках указанного дела применены обеспечительные меры в виде запрета администрации г. Южно- Сахалинска, а также иным лицам совершать действия по демонтажу или иному изменению состояния в отношении спорных рекламных конструкций, - до вступления судебного акта по делу №А59-4060/21 в законную силу.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон спорных правоотношений, извещенных о судебном заседании (почтовое отправление от 6.12.21г., телефонограмма от 17.12.21г., 4-е уведомления о получении судебного извещения от 7-9.12.21г.)
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Кучину А.С., представителя ООО «Сахалинская рекламная компания» Егорову К.И., – суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями следующих норм действующего законодательства.
Согласно ст. 3 и 19 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Наружной рекламой признается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции - органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления о демонтаже рекламной конструкции, установленной или эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в МКД при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
В случае, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение и уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 6.10.03г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в т.ч., утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с ФЗ «О рекламе».
Пунктом 62 Положения о ДЗП администрации г. Южно-Сахалинска, утвержденного решением Городской Думы г. Южно-Сахалинска от 28.09.16г. № установлено, что Департамент осуществляет функции по демонтажу, транспортировке, хранению и уничтожению рекламных конструкций, установленных или эксплуатируемых без разрешения, срок действия которых не истек, на территории МО ГО «Г. Южно-Сахалинск», путем заключения муниципальных контрактов на оказание услуг. Выполнение работ осуществляет уполномоченное в соответствии с предусмотренными Уставом муниципального казенного учреждения видами основной деятельности организация - МКУ «Управление ИФОЗР».
Постановлением администрации МО ГО «г. Южно-Сахалинск» от 7.06.19г. № 1687 утвержден порядок организации работ по демонтажу, транспортировке, хранению, возврату и уничтожению рекламных конструкций, установленных или эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории МО ГО «Г. Южно-Сахалинск».
Согласно п. 2.1, 2.7, 2.9 Порядка, уполномоченный орган, осуществляющий функции по демонтажу, транспортировке, хранению, возврату и уничтожение рекламных конструкций, установленных или эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории МО ГО «Город Южно- Сахалинск» - ДЗП администрации г. Южно-Сахалинска. Реализацию возложенных функций обеспечивает МКУ «Управление ИФОЗР».
В случае, если владелец рекламной конструкции, а также собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, в установленный ФЗ «О рекламе» срок не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции, Управление формирует Реестр рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, который утверждается Департаментом, и размещает его на официальном сайте. По истечении 10 календарных дней с момента опубликования на официальном сайте Реестра рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, Управлением осуществляется работа по разработке документации, необходимой для объявления закупки на заключение муниципальных контрактов на оказание услуг, выполнение работ по демонтажу и транспортировке.
Согласно материалам дела, по результатам проведенной прокуратурой г. Южно- Сахалинска проверки установлено, что ООО «Сахалинская Рекламная Компания» является владельцем рекламных конструкций (билбордов), расположенных в районе Южно-Сахалинского аэропорта: 1-я конструкция напротив входа в Аэропорт, восточнее заезда; 2-я конструкция на территории Аэропорта, напротив отделения выдачи багажа, южная сторона, напротив гостиницы «Спортивная», - на которых отображена информация рекламного характера.
Неоднократно в 2020г. в адрес ООО «Сахалинская Рекламная Компания», АО «Аэропорт» направлены предписания об удалении информации, размещенной на рекламных конструкциях, в течение 3-х дней со дня выдачи предписания; и демонтаже рекламных конструкций в течение месяца со дня выдачи предписания. Однако до настоящего времени предписания не исполнены, а разрешения на установку рекламных конструкций - не получены.
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рекламные конструкции установлены без соответствующих разрешений, находится на земельных участках МО ГО «Г. Южно-Сахалинск», предписания о демонтаже рекламных конструкции не исполнены в месячный срок со дня его выдачи; истекли установленные вышеназванным Порядком сроки разработки документации, необходимой для объявления закупки на заключение муниципальных контрактов на оказание услуг, выполнение работ по демонтажу и транспортировке рекламной конструкции, - в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения поданного прокурором иска.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленных возражений, были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке выводов суда и основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, ошибочном применении и толковании норм материального и процессуального права, фактически выражают субъективную точку зрения стороны ответчика, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Выводы суда об удовлетворении заявленных требований соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 8.07.21г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Сахалинская рекламная компания» Егоровой К.И., – без удовлетворения.
Данное апелляционное определение может быть обжаловано в 9-ый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, - с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24.12.21г.
Председательствующий Вишняков О.В.
Судьи Сахалинского областного суда Прокопец Л.В.
Загорьян А.Г.