УИД: 91RS0019-01-2024-005991-21
дело №12-674/2024
Р Е Ш Е Н И Е
23 декабря 2024 года город Симферополь
Судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым Цыкуренко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Новицкой Елены Васильевны на постановление заместителя заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 09 октября 2024 года № ЛО-408/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ в отношении директора ООО «ТД «Фрегат» Новицкой Елены Васильевны, с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – Вегеша В.И., прокурора – помощника Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым ФИО7, представителя административного органа – заместителя заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 09.10.2024 года № ЛО-408/2024 директор ООО «ТД «Фрегат» Новицкая Елена Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.8.26 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО4 обратилась в Киевский районный суд г. Симферополя РК с жалобой, которая мотивирована тем, что на земельном участке, расположенном в части выдела 4 квартала 39 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества, которое находится в административных границах Симферопольского муниципального района Республики Крым, Новицкая Е.В. или иные лица по ее указанию, лесную подстилку не уничтожали.
В ходе рассмотрения дела поданы письменные пояснения к жалобе, в соответствии с которыми в деле об административном правонарушении отсутствуют доказательства надлежащего извещения Новицкой Е.В. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении; Новицкой Е.В. вменяется, что она уничтожила лесную подстилку на арендуемом ей лесном участке и примыкающих участках, а именно: 1) уничтожение лесной подстилки путем бетонирования площадки площадью 320 кв.м.; 2) уничтожение лесной подстилки путем отсыпки грунта на площади 348 кв.м.; 3) уничтожение лесной подстилки путем складирования грунта на площади 48 кв.м., однако по делу отсутствуют доказательства уничтожения лесной подстилки и иных недревесных лесных ресурсов; прокурор, возбудивший дело об административном правонарушении, и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, основывались исключительно на составленной ФИО5 Справке по результатам участия в проверке от 14.08.2024 года, составление которой не предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем данная справка не является доказательством по делу.
В связи с чем заявитель просит постановление о назначении административного наказания от 09.10.2024 года № ЛО-408/2024 по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «ТД «Фрегат» Новицкой Елены Васильевны по ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ, вынесенное заместителем заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2, – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Новицкой Е.В. – Вегеш В.И. доводы жалобы и письменных пояснений поддержал, просил постановление о назначении административного наказания от 09.10.2024 №ЛО- 408/2024 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Заместитель заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 в судебном заседании возражал относительно доводов жалобы, просил отказать.
Помощник прокурора Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым ФИО7 в судебном заседании возражал относительно доводов жалобы, просил отказать.
Иные лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещенные о рассмотрении дела в соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ, в судебное заседание не явились.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела судом, путем направления извещения, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым в сети «Интернет», принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 8.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее изменения.
Согласно ст. 4 Федерального закона Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К основным принципам, на которых основывается лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты, относится обеспечение охраны и защиты лесов (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда предназначенных для проведения работ по выращиванию лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В силу статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2).
Права на лесные участки, в т. ч. ограниченного пользования и на условиях аренды, в силу ст. 9 ЛК РФ возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в соответствии со ст. ст. 71, 72 указанного Кодекса осуществляется на основании решения уполномоченного органа государственной власти, договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, к которым в том числе отнесено осуществление рекреационной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации, правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующие в настоящий момент «Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» утверждены Приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года N 908.
П.п. «а» п. 7 указанных Правил предусматривает право лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1).
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Согласно п. 8 Правил, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:
а) составлять проект освоения лесов;
б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) соблюдать условия договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
г) осуществлять использование лесов для рекреационной деятельности способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
н) осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанными в части 10 статьи 21 и части 3 статьи 21.1 Лесного кодекса. Размещение таких объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений допускается на участках, не занятых лесными насаждениями. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается осуществлять благоустройство соответствующих лесных участков (п. 5 Правил).
Нормами п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Крым от 22.06.2015 № 112- ЗРК/2015 «О регулировании лесных отношений на территории Республики Крым», положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 № 136 (с изменениями), уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области лесных отношений с правом предоставления в пользование лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда определено Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды Крыма).
Судом истребованы материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.26 КоАП РФ в отношении директора ООО «ТД «Фрегат» Новицкой Е.В. (постановление № ЛО-408/2024 от 09.10.2024 года).
Из материалов дела следует, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества в деятельности ООО «Торговый дом «Фрегат».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО «ТД «Фрегат» является Новицкая Елена Васильевна.
В соответствии с п. 8.8, 8.10 Устава ООО «ТД «Фрегат» единоличным исполнительным органом Общества является Директор Общества, избираемый Общим собранием участников Общества в целях осуществления текущего руководства деятельностью; директор осуществляет текущее руководство хозяйственной деятельностью Общества, при этом он совершает любые действия, необходимые для реализации данной функции, кроме решения вопросов, отнесенных к компетенции других органов управления Общества и ревизионной комиссии Общества, в том числе осуществляет следующие полномочия;
- без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
- руководит исполнительным персоналом Общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности Общества в налоговые органы, социальные фонды и органы государственной статистики;
- издает приказы (распоряжения), обязательные для персонала Общества, в том числе-приказы о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- осуществляет иные полномочия, не отнесенные законодательством Российской Федерации или Уставом Общества к компетенции Общего собрания участников Общества, Совета директоров и Правления Общества.
В ходе проверки административным органом установлено, что на основании договора аренды лесного участка от 14.11.2023 года № 2023.77777 в пользовании ООО «Торговый дом «Фрегат» находится земельный участок с кадастровым номером 90:10:000000:1917, на котором осуществляется возведение объектов капитального строительства, в отсутствие разрешительной документации, а также проводятся земляные и иные виды строительных работ.
Согласно выписке из ЕГРН категория земель земельного участка установлена как земли лесного фонда, вид разрешенного использования – отдых (рекреация).
У ООО «Торговый дом «Фрегат» имеется разработанный проект освоения лесов на лесном участке 000566-2021-12 (разработчик ООО «Эдельвейс-Крым»), получивший положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, утвержденное приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 01.04.2024 года № 224.
В соответствии с проектом освоения лесов, подраздела «Сведения об обременениях лесного участка (земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения)»: согласно договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.11.2023 года № 2023.77777, участок не имеет чересполосицы, особого защитного значения, участок никому не продан, не находится под арестом, в залоге, не является предметом спора. Лесной участок расположен в границах зоны с реестровым номером 90:00-6.730 – зоны санитарной охраны водного объекта – Симферопольского водохранилища. На лесной участок наложены ограничения, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ – мероприятия по второму и третьему поясам зоны санитарной охраны. На лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Торговый дом «Фрегат» для осуществления рекреационной деятельности, планируются к размещению временные объекты для осуществления рекреационной деятельности и структуры отдыха. Все проектируемые объекты соответствуют Перечню некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 года № 999-р и являются временными. За три месяца до окончания срока действия договора аренды лесного участка или досрочного расторжения договора аренды лесного участка арендатор выполнит мероприятия по освобождению лесного участка от объектов недвижимого имущества, сносу объектов, созданных для освоения лесного участка, и осуществит рекультивацию нарушенных земель.
В соответствии со справкой по результатам участия в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры, в части соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат», в части освоения земельного участка с кадастровым номером <адрес> от 14.08.2024 года, составленной главным лесничим (главным государственным инспектором по охране леса) Симферопольского лесничества, государственным лесным инспектором Республики Крым ФИО5, в ходе визуальною осмотра Земельного участка установлено, что проведены работы по бетонированию части указанного Лесного (земельною) участка, с расположенными на бетонированной поверхности металлическими конструкциями, площадью 320 кв.м., согласно геодезических измерений. Под бетонированной поверхностью проведены линии коммуникации, в частности система водопровода, для электрических сетей. Кроме того, под бетонной поверхностью в направлении Симферопольского водохранилища выведена пластиковая труба (предположительно для отвода сточных вод).
Также на Лесном (земельном) участке проведены работы по отсыпки Земельного участка (квартал 39 часть выдела 4) грунтом, при этом работы по отсыпки грунтом проведены также за пределами Земельного участка, в частности в квартале 39 части выделов 16. 5, в квартане 38 в части выделов 10,15 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества. Общая площадь отсыпки грунтом составила, без учета строящегося объекта (бетонного перекрытия с металлическими конструкциями), 348 кв.м., в том числе 246 кв.м, за пределами Земельного участка, то есть в квартале 38, части выделов 10, 15, квартале 39 части выделов 5,16 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества (согласно геодезическим измерениям). Кроме того, на Земельном участке выявлен котлован площадью 10 кв.м., глубиной 2,45 метра и 2 подземные емкости диаметром 1.5 м. За пределами Земельного участка в квартале 39 выдел 5 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества выявлено складирования грунта, из котлована, площадью 45 кв.м, (согласно геодезическим измерениям).
Таким образом, в ходе принятия участия в проверке выявлены следующие нарушения требований лесного законодательства Российской Федерации:
1. самовольное занятие и использование лесных участков, общей площадью 291 кв.м., выразившееся в отвале грунта в квартале 39 части выдела 5 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества площадью 45 кв.м., и отсыпки лесных участков насыпным грунтом в квартале 38 в части выделов 10,16, в квартале 39 в части выделов 5.16 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества на общей площадью 246 кв.м,, чем нарушены ст. ст. 25.41.45 Лесного Кодекса РФ, приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 908 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности», что указывает на признаки административною правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ.
2. уничтожение лесной подстилки и других не древесных лесных ресурсов, в квартале 38 в части выделов 10,15, в квартале 39 в части выделов 4,5,16 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества, на общей плошали 713 кв.м., выразившееся в уничтожении лесной подстилки и других не древесных лесных ресурсов в квартале 39 в части выделе 4.16. Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества, путем бетонирования площадки площадью 320 кв.м., а также уничтожением лесной подстилки и других не древесных лесных ресурсов в квартале 39 в части выделе 4, 5,16 в Квартале 38 и части выделов 10.16 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества, путем отсыпки грунта на общем площади 348 кв.м., кроме того уничтожение лесной подстилки н других не древесных лесных ресурсов в квартале 39 в части выделе 5 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества, путем складирования грунта на площади 45 кв.м., чем нарушены ст. ст. 32.33 Лесного Кодекса РФ, Приказ Минприроды России от 28.07.2020 № 496 «Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов».
Статья 28.1 КоАП РФ, регламентирующая порядок возбуждения дела об административном правонарушении, устанавливает, что по общему правилу сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2), которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3).
В свою очередь, часть 3.1 указанной статьи устанавливает, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 данной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 этого же кодекса. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов (часть 3.2 статьи 28.1 КоАП РФ).
Положения частей 3.1 и 3.2 указанной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом о государственном контроле или Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (примечание к статье 28.1 КоАП РФ).
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Вместе с тем, по результатам проверки Симферопольской межрайоной природоохранной прокуроры с привлечением специалистов ГКУ РК «Северо-западное объединенное лесничество» и Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, составлены справка ГКУ РК «Северо-западное объединенное лесничество» и информационная справка Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Акт по результатам проверки, в соответствии с материалами дела об административном правонарушении, не составлен.
Согласно постановлению заместителя Симферопольского межрайоного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.09.2024 года, проведенной Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов ГКУ РК «Северо-западное объединенное лесничество» проверкой установлено, что в нарушение ст. 32, ЛК РФ, ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 4 Правил № 908, п. 3, 6, 7 Правил № 496, ст. 7 Закона Республики Крым от 17.06.2015 № 112 «О регулировании лесных отношений на территории Республики Крым», ООО «ТД «Фрегат» в процессе осуществления хозяйственной деятельности Общества допущено уничтожение лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов в квартале 38 в части-выделов 10 и 15, в квартале 39 в части выделов 4, 5 и 16 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества общей площадью 713 кв.м, выразившееся в уничтожении лесной подстилки и других недревесных ресурсов в квартале 39 в части выдела 4 и 16 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества путем бетонирования площадки площадью 320 кв.м; уничтожении лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов в квартале 39 в части выдела 4, 5 и 16, в квартале 38 в части выделов 10 и 16 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества путем отсыпки грунта на общей площади 348 кв.м., уничтожении лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов в квартале 39 в части выдела 5 Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества путем складирования грунта на общей площади 45 кв.м.
Постановлением заместителя Симферопольского межрайоного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.09.2024 года возбуждено в отношении директора ООО «ТД «Фрегат» Новицкой Елены Васильевны, <данные изъяты>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов. Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Как указано в постановлении заместителя Симферопольского межрайоного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.09.2024 года, согласно расчету ГКУ РК «Северо-западное объединенное лесничество» в соответствии с Особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящихся в них природных объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1730, в результате уничтожения лесной подстилки на площади 713 кв.м государству причинен ущерб в размере 3 649 455 рублей.
В соответствии со справкой по результатам участия в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры, в части соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат», в части освоения земельного участка с кадастровым номером <адрес> № от 14.08.2024 года, составленной главным лесничим (главным государственным инспектором по охране леса) Симферопольского лесничества, государственным лесным инспектором Республики Крым ФИО5, размер ущерба составил 3 657 187? рублей, а именно:
- размер ущерба, причинённого Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (Российской Федерации), за уничтожение десной подстилки, в защитных лесах, осуществлённое в квартале № выделе №, 5, 16 Лесопаркового участкового лесничества. Симферопольского лесничества, по факту складирования отвала грунта площадью 45 кв.м., составил 230 330 рублей;
- размер ущерба, причинённого Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (Российской Федерации), за уничтожение лесной подстилки, в защитных лесах, осуществлённое в квартале № выделе №. 5, 16, квартале № выделе №, 15 Лесопаркового участкового лесничества. Симферопольского лесничества по факту отсыпки грунта па площади 348 кв.м.. составляла 1 781 221 рублей;
- размер ущерба, причинённого Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (Российской Федерации), за уничтожение лесной подстилки, в защитных лесах, осуществлённое в квартале № выделе №. 16 Лесопаркового участкового лесничества. Симферопольского лесничества, по факте бетонирования площадки на площади 320 кв.м., составил 1 637 904 рублей;
- размер ущерба, причинённого Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (Российской Федерации), за самовольное занятие лесных участков без специальных разрешений, в защитных лесах, в квартале № выделе №, 16, в квартале № выделе №. 15 Лесопаркового участкового лесничества. Симферопольского лесничества по факту самовольной отсыпки насыпного грунта на площади 246 кв.м. составил 6533 рублей;
- размер ущерба, причинённого Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (Российской Федерации), за самовольное занятие лесных участков без специальных разрешений, в защитных лесах, в квартале № выделе № Лесопаркового участкового лесничества Симферопольского лесничества по факту складирования грунта на площади 45 кв.м., составил 1199 рублей.
Исследовав представленные материалы, в частности информационную справку по результатам проведенного осмотра объекта недвижимости по адресу: <адрес>), справку по результатам участия в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры, в части соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат», в части освоения земельного участка с кадастровым номером 90<адрес> от 14.08.2024 года, составленную главным лесничим (главным государственным инспектором по охране леса) Симферопольского лесничества, государственным лесным инспектором Республики Крым ФИО5 установлено следующее.
Согласно справке по результатам участия в проверке проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в части соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат», в части освоения земельного участка с кадастровым номером <адрес> содержит выводы о нарушениях в квартале 39 часть выделов 5, 16, квартале 38 части выдела 10, 16.
В материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений о проведенных замерах, в том числе рулеткой, выполненные фотографии не привязаны к местности.
Фототаблица «к справке по результатам участия в проверке проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в части соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Фрегат», в части освоения земельного участка с кал астровым номером <адрес>
Однако сведений в какой части соответствующего квартала и выдела произошло отступление от проекта освоения лесов и уничтожение лесной подстилки ни план-схема, ни фототаблица не содержит. В материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений о проведенных замерах, в том числе рулеткой, выполненные фотографии не привязаны к местности.
Постановлением заместителя заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 09.10.2024 года № ЛО-408/2024 директор ООО «ТД «Фрегат» Новицкая Елена Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.8.26 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Надлежащее извещение подразумевает, что судебное извещение должно быть направлено лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении с таким расчетом, чтобы указанное лицо имело достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
КоАП РФ не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако, исходя из требований ст. 25.15 КоАП РФ, во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим судье контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Из материалов дела следует, что представитель административного органа рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие Новицкой Е.В., не выяснив причины ее неявки.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, - Новицкой Е.В. о времени и месте рассмотрения дела каким-либо из перечисленных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 способов.
Конверт об извещении Новицкой Е.В. о дате составления постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ в отношении Новицкой Елены Васильевны 09.10.2024 года направлен 07.10.2024 года, возвращен в административный орган 19.10.2024 года. Расписка не является подтверждением извещения, поскольку оригинал не содержится в материалах дела, в судебном заседании оригинал также не представлен.
Таким образом, у должностного лица административного органа на момент рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления отсутствовали сведения о надлежащем извещении директора ООО «ТД «Фрегат» Новицкой Е.В. о времени и месте рассмотрения дела.
Таким образом, органом административным органом в должной мере не были исследованы юридически значимые обстоятельства по делу.
В связи с изложенным при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, разрешении его в соответствии с законом, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, по настоящему делу не истек, постановление заместителя заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 09 октября 2024 года № ЛО-408/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ в отношении Новицкой Елены Васильевны подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в административный орган.
Указанные нарушения закона являются существенными и не могут быть восполнены или устранены на данной стадии производства, поэтому постановление должностного лица подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
Поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение, не нахожу оснований для обсуждения доводов жалобы по существу обстоятельств дела, которые могут быть предметом рассмотрения в ходе нового разбирательства.
При новом рассмотрении дела административному органу необходимо проверить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела, установить объективную и субъективную стороны выявленного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Жалобу Новицкой Елены Васильевны – удовлетворить частично.
Постановление заместителя заведующего отделом государственной лесной охраны и контроля – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-408/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ в отношении директора ООО «ТД «Фрегат» Новицкой Елены Васильевны – отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение десяти суток.
Судья А.С. Цыкуренко