Решение по делу № 33а-1173/2021 от 05.03.2021

    Дело: 1я инст. №2а-1559/2020, 2я инст. №33а-1173/2021    Председательствующий в

    Категория 19    первой инстанции Милошенко Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    20 апреля 2021 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Исаева С.Н., Орловой С.В.,

    при секретаре    Шмавоняне Д.С.,

    с участием представителя

    административного истца    Сердюк Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Резник Оксаны Геннадьевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об оспаривании решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Резник Оксаны Геннадьевны – Сердюк Юлии Александровны на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Резник О.Г. обратилась в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка площадью 130 кв.м расположенного в районе <адрес> в г. Севастополе в собственность без проведения торгов бесплатно, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 10 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что распоряжением Департамента -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца была утверждена схема расположения земельного участка по <адрес> в г. Севастополе площадью <данные изъяты> кв.м, с установлением вида разрешенного использования вновь образуемого земельного участка. Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ отказано в связи с несоответствием испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации без указания на таковую. При этом согласно выкопировки из Генерального плана г. Севастополя №4114 от 13.12.2005 года испрашиваемый участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной. Вывод о законности оспариваемого решения , поскольку испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление на указанном истцом праве не допускается, является ошибочным, поскольку согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ раздел об основных характеристиках испрашиваемого земельного участка не содержит таких сведений.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала по изложенным в ней доводам.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

В силу части 2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №6-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС) им установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

Частями 1 и 5 статьи 12 Закона № 46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года согласно определенному Правительством Севастополя порядку.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства Севастополя №25-ПП от 01.02.2016 года «Об утверждении Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» (далее Порядок № 25-ПП) с целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 г., а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21 марта 2014 года.

Из материалов дела усматривается, что решением XIV сессии VI созыва Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ Резник О.Г. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га в районе <адрес> в г. Севастополе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (п.1 решения), возложена обязанность (п. 2 решения) обеспечить через субъектов хозяйствования – исполнителей работ по землеустройству, в соответствии с законом, разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, в составе которого предусмотреть установление ограничений по использованию земельного участка согласно ст. 111 ЗК Украины, ст. 25 ЗК Украины «О регулировании градостроительной деятельности», предоставить в городской Совет проект землеустройства по отводу земельного участка, согласованный в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п. 2.2 решения).

Распоряжением Департамента -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68-69) по заявлению Резник О.Г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в городе Севастополе, по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый квартал , образуемый земельный участок отнесен к категории земель «земель населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1). Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанному земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м присвоен кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ Резник О.Г. в соответствии с требованиями пункта 4 Постановления -ПП с целью завершения оформления прав на вышеуказанный земельный участок через МФЦ <адрес> запись обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением, от ДД.ММ.ГГГГ, представи- решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ; выписку из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ; решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу ; апелляционное определение Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

По результатам рассмотрения названного заявления ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение, оформленное письмом , которым в предоставлении государственной услуги отказано на основании п. 6 ст. 12 Закона -ЗС, поскольку вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует функциональной зоне действующей градостроительной документации. Так же указано, что согласно заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с градостроительной документацией «Проект планировки и межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» утвержденной постановлением Правительства Севастополя №248-ПП от 23.04.2018 года, земельный участок полностью расположен в границах красных линий (на территории общего пользования). Согласно приказу Министерства культуры РФ №1864 от 12.08.2016 года «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» испрашиваемый земельный участок находится в регламентном участке Р-4-2, участок Г-17. Согласно публичной кадастровой карте вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуальной жилой застройки (2.1 «для индивидуального жилищного строительства»).

Не согласившись с вышеуказанным решением, Резник О.Г. обратилась с административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого решения. Поскольку по результатам взаимодействия при предоставлении государственной услуги административный ответчик правомерно указал, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. Так же указал, что при рассмотрении дела не нашли подтверждение доводы истца о незаконности отказа о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, и о нарушении по вине ответчика прав и законных интересов истца в сфере земельных отношений, препятствующих в осуществлении прав, вследствие чего заявленные требования не подлежат удовлетворению.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

В силу подпункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при условии, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Абзацем 3 пункта 6 статьи 12 Закона №46-ЗС установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей является несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №548-РДЗ от 19.01.2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно» (далее Административный регламент), в соответствии с пунктом 2.2 которого ответственным органом исполнительной власти за предоставление государственной услуги является Департамент.

Согласно пункта 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

- распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно (далее - Распоряжение);

- письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги установлен пунктом 2.9 Административного регламента, в соответствии с подпунктом 6 которого, в предоставлении земельного участка отказывается, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Севастополя №248-ПП от 23 апреля 2018 года «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» Правительство Севастополя постановило Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя при подготовке градостроительных планов земельных участков, согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и выдаче исходных данных для проектирования объектов капитального строительства руководствоваться красными линями, установленными в составе Проекта планировки.

Как следует из поступившей из Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя выкопировки по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденного Постановлением Правительства Севастополя №248-ПП от 23.04.2018 года, испрашиваемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером в г. Севастополе, по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м полностью расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (территории общего пользования).

Доводы жалобы судебная коллегия полагает основанными на неверном толковании норм материального права. Так, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи. Факт наличия красных линий на земельном участке, о выкупе которого просила истец, достоверно установлен и не опровергнут.

Данная правовая позиция изложена в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017), вопрос 19, кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции по делу №88а-25436/2020.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Вопреки доводам жалобы факт нахождения участка в границах «красных линий» подтверждается представленными в материалы дела сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя.

Доводы жалобы выводов суда не опровергают, как и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Причин для их удовлетворения не имеется.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

        Председательствующий

        судьи

33а-1173/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Резник Оксана Геннадьевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Правительство города Севастополя
Сердюк Юлия Александровна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
05.03.2021Передача дела судье
20.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Передано в экспедицию
20.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее