УИД 77RS0008-02-2023-005817-52
Дело №2а-639/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2023 года город Москва
Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2023 года.
Решение принято в окончательной форме 14 сентября 2023 года.
Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Романовской А.А.,
при секретаре Новикове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС № 35 по г. Москве к Борисову Роману Сергеевичу о взыскании страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России №35 по г.Москве обратилась в суд с административным исковым заявлением к Борисову Роману Сергеевичу о взыскании страховых взносов, ссылаясь на то, что Борисов Роман Сергеевич с 29.12.2003 по 20.05.2020 года состоял на учете в инспекции как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ, в налоговом органе по месту жительства. У Борисова Р.С. имеется задолженность по уплате страховых взносов за 2020 г. на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. – налог в размере 3 261, 68 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды с 01.01.2017 г. – налог в размере 12 560, 52 руб.; пени в размере 570,70 руб. В связи с неоплатой налога, должнику дополнительно направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 05.02.2018 № ... со сроком исполнения 26.02.2018 года, от 17.02.2019 № ... со сроком исполнения 13.03.2019 года, от 10.11.2020 № ... со сроком исполнения 21.12.2020 года. На основании изложенного, административный истец просил взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. – налог в размере 3 261, 68 руб. (за 2020 г.); страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды с 01.01.2017 г. – налог в размере 12 560, 52 руб.(за 2020 г.); пени по КБК ... «Суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации» - 570 руб. 70 коп., а всего 16 392, 90 руб.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России №35 по г.Москве не явился, извещен, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Борисов Р.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании п. 2 ст. 289 КАС РФ, согласно которой неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания лиц, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, рассматривает дело без участия сторон.
Согласно ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статьей 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Частью 4 ст. 289 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 01 июля 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование» Федеральный закон от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», утратил силу.
С 03.07.2016 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй НК РФ.
Согласно ст. 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В соответствии со ст. 430 плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23400 рублей за расчетный период 2017 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4590 рублей за расчетный период 2017 года.
Из материалов дела, усматривается, что Борисов Роман Сергеевич с 29.12.2003 по 20.05.2020 года состоял на учете в инспекции как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ (л.д.16).
Исходя из представленного расчета задолженности у Борисова Р.С. имеется задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. – налог в размере 3 261, 68 руб. (за 2020 г.); страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды с 01.01.2017 г. – налог в размере 12 560, 52 руб.(за 2020 г.), пени в размере 570,70 руб.
В соответствии со ст.31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
В связи с неоплатой налога, должнику дополнительно направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 05.02.2018 № ... со сроком исполнения 26.02.2018 года, от 17.02.2019 № ... со сроком исполнения 13.03.2019 года, от 10.11.2020 № ... со сроком исполнения 21.12.2020 года (л.д.17,19).
Доказательств уплаты страховых взносов и пени в заявленном истцом размере на общую сумму (3 261, 68 руб. + 12 560, 52 руб. + 570,70 руб.) = 16 392, 90 руб. суду не представлено.
В соответствии с ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 района Матушкино г. Москвы от 01.06.2022 года судебный приказ по делу № 2а-532/2021 о вынесении судебного приказа в отношении Борисова Романа Сергеевича отменен (л.д.13).
В соответствии с ч.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление подано в суд 15.06.2023, т.е. срок подачи иска пропущен.
В силу ч. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года №381-О-П).
Учитывая изложенное, а также исходя из п.1 ст.95 КАС РФ, содержания ходатайства (л.д.30-31), суд считает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу, признавая уважительными причины, приведенные административным истцом.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, 23 Налогового Кодекса Российской Федерации каждое лицо должно самостоятельно и своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Доказательств исполнения налогового требования либо уведомления суду не представлено.
Таким образом, требования истца о взыскании с Борисова Р.С. задолженности по уплате страховых взносов являются основанными на законе и подтвержденными надлежащими доказательствами.
Согласно ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 3, 4, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки либо заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: 1) для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации; 2) для организаций: в отношении суммы отрицательного сальдо единого налогового счета, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей до 30 календарных дней (включительно), - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации; в отношении суммы недоимки, не указанной в абзаце втором настоящего подпункта, - одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года ставка пени для организаций принимается равной одной трехсотой действующей в этом периоде ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Также подлежат удовлетворению требования о взыскании пени по КБК ... «Суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации» - 570 руб. 70 коп.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С ответчика в доход бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная по правилам ст. 333.19 НК РФ в сумме 656 руб., от уплаты которой в силу закона освобожден истец.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ИФНС № 35 по г. Москве к Борисову Роману Сергеевичу о взыскании страховых взносов – удовлетворить.
Взыскать с Борисова Романа Сергеевича, ИНН ..., зарегистрированной по адресу: г. Москва, адрес, в пользу ИФНС России №35 по г.Москве недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. – налог в размере 3 261, 68 руб. (за 2020 г.); страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды с 01.01.2017 г. – налог в размере 12 560, 52 руб.(за 2020 г.); пени по КБК ... «Суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации» - 570 руб. 70 коп., а всего 16 392 (шестнадцать тысяч триста девяносто два) рубля 90 копеек.
Взыскать с Борисова Романа Сергеевича, ИНН ..., зарегистрированного по адресу: г. Москва, адрес, в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 656 (шестьсот пятьдесят шесть) руб.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Романовская А.А.
1