Дело № 2-292/2023
УИД 76RS0014-01-2022-003895-30
Изготовлено 31 мая 2023 г.
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
31 марта 2023 г. г.Ярославль
Кировский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аракеляна Ашота Манвеловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Аракелян А.М. обратился в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Ярославской области, указав в исковом заявлении, что 15.03.2022 г. обратился в к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста -61 год и 6 месяцев. Решением от 28.06.2022 г. №67691/22 ему отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины ИПК. Истец считал решение ответчика незаконным, просил признать его таковым, возложить на ответчика обязанность включить в расчет для начисления пенсии периоды работы и иной деятельности, входящей в страховой стаж: с 93.11.197-16.10.1978 г. – фирма «Масис» фабрика №1; 30.10.1978 г. – 17.11.1980 –служба по призыву в Советской Армии, 11.12.1980 – 03.05.1988 –Ереванская экспериментальная обувная фабрика, 27.01.1989 – 24.05.1991 – Ереванское экспериментальное промышленно-торговое обувное объединение «Люкс», 23.06.1991-09.09.1995 – ТОО ЭНПАП «АВИА-СЛА», 07.10.1995-30.11.1999 – Ярославский филиал ТПЦ «Краснодарагростройпромкомплект»; назначить Аракеляну А.М. страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением 17.03.2022 г.
В процессе рассмотрения дела ответчик изменил наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области.
Истец в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнил, просил обязать ГУ ОПФ РФ пересчитать страховой стаж Аракеляна А.М., в том числе, стаж в советский и постсоветский периоды, применить коэффициент валоризации к страховому стажу, приходящемуся на постсоветский период- до 2022 года, произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом среднемесячного заработка за период с 1982 по 1986 гг., выбранного Аракеляном А.М., назначить Аракеляну А.М. страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением 17.03.2022 г.
В судебном заседании истец Аракелян А.М. и его представитель по доверенности Магомедселимова Е.В. исковые требования полностью поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Кондратьева А.А. возражала против удовлетворения исковых требований, при этом пояснила, что предоставленная справка Аракеляном А.М. о размере заработка ответчиком не учитывалась. На запрос ответчика соответствующие службы Армении ответа не дали, в связи с чем, заработок учитывался как 0, и коэффициент ИПК поэтому не достиг необходимого для назначения пенсии значения. Если учитывать сведения из представленных истцом справок, у него возникло право на пенсию с 17.03.2022 года. Страхового стажа, коэффициента ИПК достаточно. Что касается периода работы, который просит истец учесть для определения размера заработка для назначения пенсии, пенсионный орган возражений не имеет. Необходимость в удовлетворении требований о перерасчете стажа и применении коэффициента валоризации к страховому стажу, приходящемуся на постсоветский период, отсутствует - пенсионный орган при рассмотрении заявления Аракеляна А.М. учел весь стаж
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Аракеляна А.М. подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Аракелян А.М. 15.03.2022 г. обратился в Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области заявлением о назначении ему пенсии.
28.06.2022 г. по его заявлению принято решение об отказе в назначении пенсии. В решении указано, что право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеют лица, достигшие возраста 60 и 65 лет (соответственно, женщины и мужчины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону №400-ФЗ - при наличии не менее 15 лет стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. В силу названного приложения 6 гражданам, которые с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут пенсионного возраста в соответствии с действовавшим с 01.01.2019 г. законодательством, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста. ДД.ММ.ГГГГ г. Аракеляну А.М. исполнилось 61 год и 6 месяцев. Продолжительность страхового стажа Аракеляна А.М. составляет 23 года 1 месяц 4 дня (при требуемой продолжительности страхового стажа 13 лет), величина ИПК составляет 23,178 (при требуемом значении в 2022 году- 23,4).
В ответе от 30.05.2022 г. на обращение истца пенсионный орган сообщил Аракеляну А.М., что решением от 28.06.2022 г. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемой величины ИПК. В рамках заблаговременной работы в ноябре 2021 года пенсионным органом были запрошены справки о заработной плате: в архиве Ярославля, в Единой социальной службе Республики Армения за периоды работы на территории Республики Армения с 03.11.1975 г. по 16.10.1978 г., с 11.12.1980 г. по 24.05.1991 г. на Ереванском экспериментальном промышленно-торговом обувном объединении «Люкс». Ответ и Республики Армении не поступил. В марте 2022 г. специалистами Отделения был направлен повторный запрос в Республику Армения и в ОПФР по Краснодарскому краю по организации «Краснодарагростройкомплект». Ответов до настоящего времени не поступило. Представленные копии документов из Республика Армения не могут быть приняты к рассмотрению для назначения пенсии.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее-Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно приложению 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ страховая пенсия по старости, право на которую возникает в 2020 году, назначается не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, при этом в соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к Федеральному закону №400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
В соответствии с частями 2,3 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно приложению №3 к Федеральному закону № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2022 году составляет 13 лет.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Из оспариваемого решения от 28.06.2022 г. следует, что в расчет общего трудового и страхового стажа истца вошли периоды работы, отраженные в индивидуальном лицевом счете Аракеляна А.М.: с 03.11.1975-16.10.1978, 30.10.1978 - 17.11.1980 (служба по призыву), 11.12.1980- 03.05.1988, 27.01.1989 -24.05.1991, 23.06.1991-09.09.1995, 07.10.1995-30.11.1999.
Учтенный страховой стаж истца превышает величину необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2022 году.
Необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2022 году возраста истец достиг 17.03.2022 г.
Необходимое значение ИПК на 2022 год составляло 23,4 (с 01.01.2015 г. – 6,6, которое должно быть увеличено по 2,4 каждые 7 лет (на 2022 г.) = 6,6+(2,4х7)=23,4).
Согласно расчету ответчика ИПК истца составлял 23,178- менее необходимого значения. Согласно расчету истца, ИПК истца равен 46,06.
В соответствии с ч.9 ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,
где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В силу ч.10 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле, включающей в себя величину П, где П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При исчислении страховой части трудовой пенсии на 31.12.2014 г. учитываются ПК1 (расчетный пенсионный капитал определяется на основании ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ), СВ (сумма валоризации), а также ПК2 (суммы уплаченных страховых взносов, начиная с 2002 г.).
При исчислении расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г. в силу п.1 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учитывается расчетный размер трудовой пенсии (РП). Предусмотренная пунктом 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ формула расчета РП предусматривает учет среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Из обстоятельств дела следует, что ввиду отсутствия сведений о размере заработной платы истца по состоянию на 31.12.2014 г. размер страховой части рассчитан исходя из минимального ПК1 - по правилам п.7 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ, и составил 1 485,68 руб., тогда как у истца по его расчету страховая часть составила 4946,05.
То есть, по расчету ответчика, ИПКс = 1458,68 руб. / 64,1 руб. (стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015) / 1 / 1=23,178. По расчету истца ИПКс= 4946,05 руб. / 64,1 руб. / 1 / 1=46,06.
При расчете страховой части истцом использованы данные о среднемесячном заработке за период работы на Ереванской экспериментальной обувной фабрике с 1982 г. по 1986 г. Данные о размере заработка истцом получены из архивной справки Национального архива Армении от 30.12.2021 г., копия которой была представлена по его запросу главным управлением Пенсионного фонда Армении.
По объяснениям ответчика, данные сведения им не приняты во внимание, поскольку ответы на неоднократные запросы ответчика из Республики Армения до настоящего времени не поступали. При этом учет этих сведений повлияет на пенсионные права Аракеляна А.М., так как размер ИПК, определенный с учетом сведений о заработке из данной справки, будет превышать необходимую величину ИПК на 2022 год.
Представитель истца считала, что ответчик необоснованно и незаконно не принял во внимание представленные истцом справки о периодах работы и размере заработка.
В силу п.4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно п.3 ст.18 Федерального закона № 173-ФЗ необходимые для назначения пенсии документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
13.03.1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту Соглашение).
Согласно ст. 11 Соглашения СНГ 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно ст.8 Соглашения СНГ 1992 г. органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Из дела видно, что 26.11.2021 г., 30.03.2022 г. ответчиком направлялись запросы в компетентные органы Республики Армения на предоставление сведений о заработной плате Аракеляна А.М. за периоды работы с 03.11.1975 г. по 16.10.1978 г. и с 11.12.1980 по 03.05.1988 в Ереванской экспериментальной обувной фабрике и с 27.01.1989 г. по 24.05.1991 г. в Ереванском ЭПТОО «Лекс».
По объяснениям представителя ответчика, до настоящего времени ответы на запросы не поступили, в связи с чем, расчет ИПК был проведен без учета данных о заработной плате, сделан вывод об отсутствии у истца права на назначение страховой пенсии по старости.
Истцом в дело представлены: копия сопроводительного письма Единой социальной службы Республики Армения, адресованного ГУ ОПФ РФ по Ярославской области, согласно которому в ответ на запрос №07-02-12/1290 (26.11.2021) Единая социальная служба направляет формуляр о стаже работы на имя Аракеляна А.М., справки о стаже работы и о заработной плате на 4-х листах; копия формуляра, архивной справки Национального архива Армении о работе Аракеляна А.М. в Ереванской экспериментальной обувной фабрике, архивной справки Национального архива Армении о размере его заработной платы за период работы на Ереванской экспериментальной обувной фабрике в 1982-1986 гг.
Ответчик отрицает получение им этих справок. При этом представитель ответчика не отрицала, что это возможный ответ на запрос пенсионного органа.
По требованию суда, истцом раскрыт источник получения справок, адресованных ответчику. Как видно из документов, представленных истцом, дочь истца ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Главное управление Пенсионного фонда Республики Армения с вопросом, был ли дан ли ответ на запрос ГУ ОПФ РФ по Ярославской области. В ответ на ее обращение Пенсионным фондом Армении направлена копия ответа на запрос ГУ ОПФ РФ по Ярославской области на электронную почту ФИО9. В дело представлены скринщоты электронного письма.
Суд считает возможным принять копии этих писем, в том числе, копию архивной справки Национального архива Армении о размере заработной платы за период работы истца на Ереванской экспериментальной обувной фабрике в 1982-1986 гг., в качестве допустимых письменных доказательств. Из содержания сопроводительного письма следует, что это ответ на запрос от 26.11.2021 г. №07-02-12/1290. При этом именно от этой даты и под этим номером ответчиком направлялся запрос в Республику Армения.
Отсутствие в распоряжении ответчика ответа на запрос (с учетом наличия у истца не вызывающей сомнения в достоверности копии ответа на запрос пенсионного органа), по мнению суда, не должно негативно отражаться на пенсионных правах Аракеляна А.М.
Поскольку размер заработной платы истца в 1982-1986 гг. надлежащим образом подтвержден, расчет ИПК, выполненный ответчиком при оценке пенсионных прав Аракеляна А.М., суд считает необоснованным.
С учетом полученных сведений о заработной плате истца по состоянию на 31.12.2014 г. размер ИПК превышает необходимую величину ИПК на 2022 г., в связи с чем, отказ в назначении Аракеляну А.С. является незаконным. Суд признает незаконным обжалуемое решение ГУ ОПФ РФ по Ярославской области от 28.06.2022 №67691/22 об отказе в назначении страховой пенсии по старости и в целях восстановления нарушенных пенсионных прав истца считает необходимым возложить на ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области обязанность назначить Аракеляну А.М. страховую пенсию по старости с 17.03.2022 года с учетом желания Аракеляна А.М. на учет среднемесячного заработка за период с 1982 г. по 1986 г..
Между тем, в остальной части исковые требования Аракеляна А.М. суд находит не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Оснований считать, что пенсионные права Аракеляна А.М. подлежат защите путем возложения судом на ответчика обязанности пересчитать страховой стаж Аракеляна А.М., в том числе, в советский и постсоветский период, применить коэффициент валоризации к страховому стажу, приходящемуся на постсоветский период – до 2002 года, у суда не имеется. Предметом спора по настоящему делу являлось право Аракеляна А.М. на назначение ему страховой пенсии по старости с 17.03.2022 г. Размер возможной пенсии Аракеляна А.М. предметом спора по настоящему делу не являлся. Кроме того, мнение о том, что истцу размер пенсии будет определен неверно - лишь предположение представителя истца. Из объяснений представителя ответчика и из служебной записки с расчетом пенсионных прав Аракеляна А.М. такой вывод о возможных нарушениях при расчете общего трудового и страхового стажа Аракеляна А.М. и при расчете суммы валоризации не следует.
В связи с чем, в этой части иск Аракеляна А.М. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Аракеляна Ашота Манвеловича, паспорт №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области, ИНН 7606008723, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда по Ярославской области от 28.06.2022 №67691/22 об отказе в назначении страховой пенсии по старости.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области обязанность назначить Аракеляну Ашоту Манвеловичу страховую пенсию по старости с 17.03.2022 года с учетом желания Аракеляна Ашота Манвеловича на учет среднемесячного заработка за период с 1982 г. по 1986 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Аракеляну Ашоту Манвеловичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья И.Н.Бабикова