Дело № 2-659/2022
УИД № 37RS0013-01-2022-000809-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2022 года п. Палех Ивановской области
Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретаре Еленко М.С.,
с участием: прокурора – помощника прокурора Палехского района Ивановской области Шалаева А.А., представителя ответчика Администрации Палехского муниципального района Якубовой С.В., представителя третьего лица МКУ «Благоустройство территории Палеха» Мошелёва Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Палехского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Палехского муниципального района о возложении обязанности по принятию мер по восстановлению уличного освещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Палехского района Ивановской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Палехский районный суд Ивановской области с иском к Администрации Палехского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация, ответчик) о возложении обязанности устранить в полном объеме до 01 июля 2023 года выявленные нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, организовать работы по установке и подключению к сети уличного освещения стационарного электрического освещения на протяжении автомобильных дорог на <адрес>, ссылаясь на то, что организация освещения улиц относится к вопросам местного значения, однако в ходе проведенной прокурорской проверки установлен, что на протяжении <адрес> (индикационный №, протяженность 0,396 м), а также <адрес> (индикационный №, протяженность 1,148 м) от перекрестка с <адрес> отсутствует наружное уличное освещение. Сложившееся положение может стать причиной дорожно-транспортных происшествий и не позволяет органам Госавтоинспекции в полной мере обеспечивать безопасное движение автотранспорта и пешеходов на вышеуказанном участке дороги, и создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Палехского района Шалаев А.А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Палехского муниципального района Якубова С.В. против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив, что на Администрации Палехского муниципального района лежат полномочия по организации уличного освещения, Администрацией создано МКУ «Благоустройство территории Палеха», которое занимается данными вопросами, в том числе, связанными с уличным освещением, на участках дорог, принадлежащих Администрации. Администрация также распределяет бюджетные средства для выполнения данных видов работ на основании решений, принятых депутатами Совета Палехского городского поселения.
Представитель третьего лица МКУ «Благоустройство территории Палеха» Мошелёв Н.Р. (директор) в судебном заседании подтвердил отсутствие уличного освещения на участках улиц <адрес> <адрес>, заявленных в иске, пояснив, что МКУ «Благоустройство территории Палеха» осуществляет обслуживание линий электропередач, перечисляет выделенные Администрацией бюджетные денежные средства за электроэнергию организациям - поставщикам электрической энергии.
Выслушав участников процесса, исследовав все доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Исходя из п.5 ч.1 ст.14 вышеназванного Федерального закона и п.33 Устава Палехского городского поселения Ивановской области к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения в ночное время суток создает угрозу здоровью, жизни и имущества граждан, способствует совершению дорожно-транспортных происшествий, хищений транспортных средств, иных преступлений и правонарушений, нарушает требования Правил пожарной безопасности. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п.1 ст.3 вышеуказанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (п. 5 ст.3 вышеуказанного закона № 257-ФЗ).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч.1 ст.17 вышеуказанного закона № 257-ФЗ).
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее по тексту ГОСТ Р 50597-2017) устанавливающий требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что дороги должны иметь стационарное электрическое освещение.
В соответствии с п. 4.6.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. №270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 30 марта 2009 года №, ВЛ-0,22 кВ (уличное освещение) от ТП 1,5,10, назначение: воздушная линия электропередач для освещения улиц, протяженность 11369 м, адрес объекта: <адрес> является собственностью Палехского городского поселения.
Согласно Перечня автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Палехского городского поселения Палехского муниципального района Ивановской области, утвержденного постановлением Администрации Палехского муниципального района от 21 сентября 2010 года №-п (с учетом изменений от 04.12.2019 года №-п, Приложений к указанным постановлениям), автомобильные дороги на <адрес>, протяженностью 1148 м и 0,396 м, соответственно являются собственностью Палехского городского поседения.
Согласно Постановления Администрации Палехского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п за МКУ «Благоустройство Палеха» закреплено на праве оперативного управления имущество казны Палехского городского поселения, в том числе уличное освещение в <адрес> (ВЛ – 0,22 кВ от ТП №9, протяженностью 11369,0 м, кадастровый №), пешеходные переходы (два), тротуар на <адрес> ( от моста до <адрес> по нечетному порядку), дороги <адрес> протяженностью 396 м и по <адрес> протяженностью 1148 м.
МКУ «Благоустройство Палеха» в соответствии с муниципальными контрактами осуществляет работы по монтажу, демонтажу, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту на объектах электросетевого хозяйства <адрес>.
Из акта по результатам прокурорской проверки от 19 июля 2022 года, проведенной с участием представителя МКУ «Благоустройство Палеха», следует, что на дорогах <адрес> уличное электрическое освещение отсутствует. Данный акт, в соответствии со ст. 60 ГПК РФ, суд признает допустимым доказательством.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст.12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995).
В соответствии с пунктами 3,4, 242, 464 Правил благоустройства территории Палехского городского поселения, утвержденных решением Совета Пехского городского поселения от 20 февраля 2018 года (далее – Правила, с учетом последующих изменений), проектирование и эксплуатация элементов благоустройства должны обеспечивать требование охраны здоровья человека, включая в том числе конструктивные, противопожарные, технологические и иные требования, предотвращающие получение заболеваний и травм; деятельность по реализации мероприятий в соответствии с правилами благоустройства территории муниципального образования направлена на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан; одни из обязательных элементов благоустройства на территории улиц и дорог является осветительное оборудование; контроль исполнения требований Правил осуществляется администрацией Палехского муниципального района в формах проведения плановых и внеплановых проверок, проведения систематического дистанционного обследования благоустройства территории.
Таким образом, администрация Палехского муниципального района Ивановской области, являясь органом местного самоуправления, обязана была принять необходимые меры для организации благоустройства территории населенного пункта, в том числе для обеспечения освещения на муниципальных дорогах местного значения.
В нарушение требований федерального законодательства, ответчик до настоящего времени не принял мер и не организовал надлежащее наружное освещение на участке автодороги по <адрес> (от пересечения с <адрес> до <адрес> (до пересечения с <адрес>), чем допустил бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц.
Поскольку организация уличного освещения относится к вопросам местного значения, орган муниципального образования обязан ежегодно в бюджете предусматривать соответствующие расходные обязательства на организацию уличного освещения, однако, на указанном в исковом заявлении прокурора участке автодороги отсутствует надлежащее наружное освещение, что нарушает права граждан и создает опасные условия для движения транспорта в ночное время, увеличивая риск дорожно-транспортных происшествий и безопасности жизни и здоровья людей, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░5 52766-2007. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░