Дело № 2-147/2022
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 01 июня 2022 года
Красногорский районный суд Алтайского края, в составе:
председательствующего судьи Коноваленко Л.В.,
при секретаре Е.Н. Савиной
с участием помощника прокурора Красногорского района Алтайского края Бизяевой М.С., истца Музовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Музовой Нины Васильевны к Музову Денису Григорьевичу, Музовой Галине Юрьевне, Музовой Марии Денисовне, Музовой Анастасии Денисовне, о признании утратившим право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л
Истец Музова Н.В. обратилась в суд с иском к Музову Д.Г., Музовой Г.Ю., Музовой М.Д., Музовой А.Д о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением по <адрес>, снятии с регистрационного учета.
Определением Красногорского районного суда Алтайского края от 01.06.2022г. производство по делу в части исковых требований о снятии с регистрационного учета прекращено.
В обоснование заявленных исковых требований, истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома по <адрес>, право зарегистрировано на основании выписки из похозяйственной книги на земельный участок от 22.11.2016г. С 20.01.2017г. в принадлежащем истцу жилом доме зарегистрированы ответчики. Ответчик Музов Д.Г. приходится сыном истцу, Музова Г.Ю. его бывшей супругой, а Музова А.Д. и Музова М.Д. его несовершеннолетними дочерями. С февраля 2017 семья сына в доме истца не проживает, общее хозяйство не ведется, однако ответчики продолжают состоять на регистрационном учете по указанному адресу, чем нарушают права собственника.
Истец Музова Н.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, указав, что ответчики не являются членами ее семьи, фактически в доме не проживают, их вещей в доме нет, какого-либо соглашения о порядке пользования жилым помещением с истцом ответчики не заключали. Ее просьбы сняться с регистрационного учета ответчики игнорируют.
Решение суда ей необходимо для снятия ответчиков с регистрационного учета.
Ответчики Музов Д.Г., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Музовой М.Д. и Музовой А.Д., Музова Г.Ю., в судебное заседание не явились, направили суду заявления, где просили рассмотреть дело в их отсутствие, против иска не возражают.
Участвующий в деле помощник прокурора Красногорского района Алтайского края Бизяева М.С. в заключении пояснила, что при наличии имеющихся в деле доказательств, отсутствия соглашения о пользовании жилым помещением с его собственником, требование истца не противоречит закону.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из выписки из похозяйственной книги от 22.11.206г. следует, что Музовой Н.В. принадлежит на праве собственности земельный участок по <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со ст. 40 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" за Музовой Н.В. 01.12.2016г. зарегистрировано право собственности на жилой дом по <адрес> (л.д. 12, 22)
Согласно сведений адресного бюро Алтайского края, а также сведений, отраженных в домой книге, заведенной по адресу: <адрес>, паспортных данных ответчиков Музова Д.Г. и Музовой Г.Ю., последние, а также их несовершеннолетние дети Музова М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Музова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес>, однако, как следует из пояснений истца и не оспорено ответчиками, а также подтверждается договором найма служебного жилого помещения от 21.02.2017г. фактически по указанному адресу они не проживают с февраля 2017 года, проживают по адресу: <адрес>, ответчик Музова Г.Ю. проживает по адресу: <адрес>. Общее хозяйство сторонами не ведется.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации определено право каждого гражданина РФ свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Согласно статье 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению.
Согласно требований ч.2 ст. 288 ГК РФ гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно ст. ст. 301,304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч.2 ст.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.
В соответствии с ч.1,2,7 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
В силу ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
При рассмотрении дела установлено, что истец Музова Н.В. является собственником спорного жилого помещения, ответчики членами семьи собственника не являются, соглашение о порядке пользования жилым помещением сторонами не заключалось, на момент рассмотрения дела ответчики права пользования спорным жилым помещением не имеют, фактически в домовладении не проживают, расходов по его содержанию не несут, следовательно, истец вправе требовать устранения препятствий в пользовании принадлежащем ей жилым помещением.
Тот факт, что ответчик Музов Д.Г. является сыном истца, не свидетельствует о том, что он является членом ее семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
Между тем по настоящему делу сведений о совместном проживании в настоящий момент, ведении общего хозяйства ответчиков и истца Музовой Н.В., материалы дела не содержат.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, бывшими членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны лица независимо от степени их родства с собственником при условии прекращения между ними семейных отношений.
Применительно к спорному жилищному правоотношению правовое значение имеет наличие семейных отношений между сторонами, состояние родства в силу приведенных выше норм права не могут служить достаточным основанием для вывода о том, что ответчики являются членом семьи собственника спорного жилого дома, а, следовательно, имеют право пользования жилым помещением.
Учитывая установленные обстоятельства в совокупности, исходя из того, что право собственности на спорный жило дом принадлежит истцу, членом семьи которого ответчики не являются, соглашение о порядке пользования домовладением между сторонами не заключалось, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению
О возмещении судебных расходов истцы не заявляли, в этой связи данный вопрос судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.
.
.
.
.
.
.