Дело № 2-1/2020г
УИД:22RS0030-01-2019-000231-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Курья 02 марта 2020 года
Курьинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего - судьи Шапошниковой Е.А.,
при секретаре Васиной О.В.,
с участием: истца Букреева С.Н.,
представителя истца - Тарасова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Букреева Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Букреев С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ-Управление ПФР РФ в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обосновании своих исковых требований указал на то, что 09.07.2019г он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст.30 п.2 ч.1 ФЗ от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», так как достиг возраста 59 лет и специальный стаж работы связанный с тяжелыми и вредными условиями труда составил более 7 лет.
Решением ГУ-УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края № от 27.09.2019г ему было отказано в установлении пенсии. Ответчик мотивировал отказ в досрочном назначении пенсии по старости тем, что отсутствуют требуемые 6 лет 3 месяца специального стажа работы при достижении возраста 59 лет на работах с тяжелыми условиями труда, как требует закон. Всего специального стажа засчитано 4 года 1 месяц 10 дней. В стаж не засчитаны периоды работы в качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле) в МБОУ «Краснознаменская СОШ» с 27.01.2015г по 31.03.2015г, с 22.09.2015г по 30.04.2018г, с 03.10.2016г по 05.05.2017г, с 27.09.2017г по 24.04.2018г, с 15.10.2018г по 30.04.2019г, а всего 2 года 6 месяцев 1 день. Указанный период не засчитан по той причине, что согласно карты № 13 специальной оценки условий труда от 27.01.2015г на рабочем месте машиниста (кочегара) котельной установлен 2 допустимый класс условий труда, что в соответствии со ст.14 Закона № 426 от 28.12.2013г не относится к вредным условиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии. Кроме того сведения работодателем в территориальный орган ПФР сданы без указания кода особых условий труда. Истец с решением ГУ-УПФ РФ в Змеиногорском районе Алтайского края не согласен. В соответствии со списком № 2,1956 г. разделом ХХХ11 «Общие профессии» предусмотрены зольщики и кочегары производственных котельных и производственных печей. Списком № 2 1991г ХХХ111 код 23200000-13786 предусмотрены машинисты (кочегары) котельной на угле и сланце) в том числе занятые на удалении золы. Факт работы машинистом (кочегаром) по обслуживанию котлов, работающих на твердом топливе (угле) на котельной в МБОУ «Краснознаменская СОШ» подтверждается справкой №2 от 27.06.2019г Котел водогрейный КВР-0,6 работал на угле. Очистку котла от шлака и золы кочегары производили вручную. Отопительный сезон начинался в конце сентября и заканчивался в середине мая, то есть отопительный сезон длился 7 месяцев 15 дней каждый год. Работа котельной была круглосуточной, посменной. В течение всего периода истец работал полный рабочий день, оплата труда почасовая. Условия и характер труда соответствуют критериям тяжести и вредности, для включения этих периодов в специальный трудовой стаж. Полагает, что карту № 13 специальной оценки условий труда от 27.01.2015г, на которую ссылается ответчик необходимо признать недействительной, поскольку документ не соответствует требованиям закона. В документе не указано какое рабочее место аттестовалось, не указаны члены комиссии, проводившие аттестацию, документ не подписан председателем комиссии, поэтому ссылка на вышеуказанную карту не обоснована. Кроме того, ответчик засчитал в льготный стаж периоды в этой же котельной, с этими же условиями труда в период до 27.01.2015г.
Просит признать решение ГУ- УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж работы истца в полном объёме периоды работы с 27.01.2015г по 31.03.2015, с 22.09.2015г по 30.04.2018г, с 03.10.2016 по 05.05.2017г, с 27.09.2017г по 24.04.2018г, с 15.10.2018г по 30.04.2019, а всего 2 года 6 месяцев 1 день и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 09.07.2019г.
Взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде оплаты услуг адвоката в сумме 3000 рублей и оплаты госпошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании с учетом уточненных исковых требований, истец Букреев С.Н. просил признать решение ГУ - УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж работы истца периоды работы с 27.01.2015г по 31.03.2015, с 22.09.2015г по 30.04.2016г, с 03.10.2016 по 05.05.2017г, с 27.09.2017г по 24.04.2018г, с 15.10.2018г по 30.04.2019, а всего 2 года 6 месяцев 1 день и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 09.07.2019г., суду пояснив, что котёл марки 06 был поменян в котельной в 2012г на котел марки 02. Принцип работы кочегара не изменился, котельная осталась на том же месте, в подвальном помещении, размером 5 на 7, вентиляции в ней нет. Вся сажа и пыль остается в котельной, золу кочегары выносят вручную за 30 метров и высыпают от школы. Котел работал на твердом топливе, через люк засыпал в него уголь, золу из котла выгребал и вытаскивал ведром. Вся работа производилась вручную. Работал в школе по совместительству кочегаром и электриком, получал заработную плату за кочегара и электрика.
Представитель истца Тарасов С.И. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, считает, что факт работы истца машинистом (кочегаром) по обслуживанию котлов, работающих на твердом топливе (угле), в том числе занятым на удалении золы вручную на котельной МБОУ «Краснознаменская СОШ» в спорные периоды в судебном заседании установлен, что соответствует требованиям Списка №2 утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Работа осуществлялась полный день по графику утвержденному руководством, посменно, круглосуточно. К доводам ответчика о том, что при проведении специальной оценки условий труда, рабочее место кочегара не относится к категории вредных и опасных для здоровья необходимо отнестись критически, поскольку оценка условий труда проведена с нарушением требований ФЗ № 426 от 28.12.2013. С результатами аттестации в обязательном порядке должен быть ознакомлен работник, который в случае несогласия имеет право их обжаловать. Однако председатель комиссии Свидетель №1 и член комиссии ФИО1, являющийся членом профсоюза отказались подписывать результаты обследования, так как не согласились с выводами специалиста по вредности и тяжести условий труда кочегара. Ссылается на то, что в соответствии с ФЗ № 426 для работников которым, в соответствии со списком № 1 и 2 назначается досрочная страховая пенсии, оценка условий труда не проводится, поскольку согласно Постановления кабинета Министров СССР № 10 им назначается страховая пенсия в силу закона, поэтому к заключению экспертов № 001-2019 от 20.01.2020 г о проверке законности специальной оценки условий труда кочегара котельной МКОУ «Краснознаменская СОШ» надо отнестись критически.
Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) в судебное заседание не явился, согласно телефонограммы просил дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Согласно отзыва, считает отказ в назначении досрочной пенсии законным, поскольку по представленным документам и сведениям ИЛС (дата регистрации истца в системе ОПС 19.04.1999) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 Букреева С.Н. на дату обращения 09.07.2019 составляет 4 года 1 месяц 10 дней.
В стаж, дающий право на досрочную пенсию не засчитаны периоды27.01.2015г по 31.03.2015, с 22.09.2015г по 30.04.2016г, с 03.10.2016 по 05.05.2017г, с 27.09.2017г по 24.04.2018г, с 15.10.2018г по 30.04.2019 = 2 года 6 месяцев 1 день в МБОУ «Краснознаменская СОШ» в качестве машиниста (кочегар) котельной на угле, так как периоды работы по Спискам № 1,2 имевшие место после 01.01.2013г, засчитываются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам и соответствия класса условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Спорные периоды были исключены из льготного стажа в связи с тем, что документальной проверкой не подтвержден льготный характер работы истца в указанной должности. Специальной оценкой труда от 27.01.2015г (карта № 13) установлено, что должность машиниста (кочегара) котельной (на угле) не подлежит досрочному пенсионному обеспечению. Результаты проведенной оценки условий труда, истцом не обжалованы. Картой специальной оценки условий труда место для печати не предусмотрено, подписи эксперта и главного бухгалтера организации имеются, протоколы результатов исследования прилагаются, подписанные и заверенные уполномоченной на то организацией. Члены комиссии не являются уполномоченными на проведение работ по спецоценке рабочих мест, согласно ст. 12 Закона 426-ФЗ. Недочеты при оформлении документов со стороны работодателя не являются основанием для признания результатов спецоценки недействительной, данный факт может лишь свидетельствовать о нарушении им порядка и правил охраны труда. Принимая во внимание, что Профсоюзной организацией либо инспекцией по труду в соответствии со ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ч.2 ст.45 Приказа Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка Проведения государственной экспертизы условий труда» требования о признании отчетов о СОУТ не заявлялись, по ст.5.27.1 КоАП РФ организация, работодатель не привлекались, то утверждение в исковом заявлении об их незаконности, несостоятельны. В карте специальной оценки условий труда от 27.01.2015 № 13 отражены количество работающих лиц и их СНИЛС, в числе которых указан СНИЛС истца Букреева С.Н.-<данные изъяты>, что подтверждает факт аттестации именно того рабочего места на котором работал истец. Кроме того, сведения работодателя о застрахованном лице, согласно выписке из ИЛС, с 2015г (года проведения специальной оценки) сданы без указания особых условий труда, что также подтверждает отсутствие правового основания для зачета оспариваемого периода в качестве льготного.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МКОУ «Краснознаменская СОШ», в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд учитывая мнение лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Допрошенная, в судебном заседании от 19.11.2019г свидетель Свидетель №1, суду пояснила, что в период с 2001 года по 2017 год работала директором МКОУ «Краснознаменская СОШ», Букреев С.Н. работал в школе в период отопительного сезона на ставку кочегара по сменно. Сутки отработает, 3 отдыхает. В штате было 4 кочегара. В 2012 году Администрация района в разобранном виде закупила им в организацию котел, марку не помнит, его сварили, установили. Котел работал на твердом топливе. Точную дату не помнит, в Краснознаменской школе на рабочем месте кочегара в котельной проводились оценка условий труда. Администрация школы заключила договор со специализированной организацией по проведению оценки условий труда. Приехал представитель данной организации, прошел по рабочим местам, что – то фотографировал, какие факторы исследовал в котельной, не помнит, затребовал у неё необходимые документы, она представила. Результаты оценки условий труда не помнит, кто был председателем комиссии не помнит, документы от специалиста поступили позже, с результатами оценки условий труда рабочих не знакомили, считает, что условия труда после проведенной оценки труда в 2015 году в работе кочегаров не изменились.
Допрошенный в судебном заседании от 19.11.2019г свидетель ФИО1 суду пояснил, что дату не помнит, когда производилась оценка условий труда котельной, его включили в члены аттестационной комиссии. В котельную не спускался. Специалист приехал, посмотрел условия труда. Знает, что смотрели улитку, которая воздух нагнетает, котел, подводы, горячую, холодную подачу воды. Свидетель не видел, какими приборами специалист пользовался при проведении исследования условий труда. Считает, что при оценке труда присутствовал кочегар, работающий в эту смену. Документы, по итогам проведения аттестации, не подписывал. Кочегарка находится в подвальном помещении, полностью бетонная, вытяжки нет, горячую золу кочегары вытаскивают ручным способом из котельной на расстоянии около 30 метров от школы. Котел работает в отопительный сезон непрерывно, уголь подают кочегары в ручную.
Суд, выслушав участников процесса, свидетелей, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Букреев С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 09.07.2019 года обратился в УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.74-76).
На момент обращения возраст Букреева С.Н. составлял 59 лет (л.д. 77-78).
Решением УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) № от 27.09.2019г. Букрееву С.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что у истца отсутствует специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда по Списку № 2. Истцу не зачтены в специальный стаж следующие периоды работы - с 27.01.2015г по 31.03.2015, с 22.09.2015г по 30.04.2016г, с 03.10.2016 по 05.05.2017г, с 27.09.2017г по 24.04.2018г, с 15.10.2018г по 30.04.2019 = 2 года 6 месяцев 1 день в МБОУ «Краснознаменская СОШ» к качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле), так как по результатам протоколов и карты № 13 специальной оценки условий труда от 27.01.2015 года на рабочем месте машиниста (кочегара) котельной установлен 2-й допустимый класс условий труда, что не относится к вредным условиям труда. Кроме того, сведения работодателем в территориальный орган ПФР сданы без указания кода особых условий труда. (л.д. 9-10).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с п. "б" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с позицией 23200000-13786 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26 января 1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N 1 и N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ N 5 от 22.05.1996 г. "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. N 29, а также Правилами исчисления периодов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г. право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда) в режиме полного рабочего дня.
В соответствии с положениями ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пп. 2 п. 2 Порядка подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно п.3 Порядка, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 Порядка, предусмотрена возможность подтверждения характера и периодов работы справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно записям в трудовой книжки истца, Букреев С.Н. 10.09.2007 был принят в муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» электриком 6 разряда на основании приказа № от 10.09.2007г (л.д.11-13).
Постановлением Администрации Курьинского района № 487 от 10.10.2011г. МОУ «Краснознаменская СОШ» преобразовано в МКОУ «Краснознаменская СОШ» Курьинского района Алтайского края.
Из справки № от 27.06.2019г., выданной директором школы, следует, что Букреев С.Н. в период с 01.10.2012 г. по 30.04.2019г. работал кочегаром котельной в МКОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа». Приказом № от 01.10.2012г. (принят на ставку кочегара на период отопительного сезона 01.10.2012). Приказом № от 29.04.2013г. (уволен в связи с окончанием отопительного сезона 30.04.2013). Приказом № от 03.10.2013 (принят на ставку кочегара на период отопительного сезона 01.10.2013). Приказом № от 30.04.2014 уволен в связи с окончанием отопительного сезона 30.04.2014. Приказом № от 01.11.2014 (принят на ставку кочегара на период отопительного сезона 01.11.2014). Приказом № от 24.04.2015 уволен в связи с окончанием отопительного сезона 26.04.2015. Приказом № от 22.09.2015 принят на ставку кочегара на период отопительного сезона 22.09.2015. Приказом № от 30.04.2016 уволен в связи с окончанием отопительного сезона 30.04.2016. Приказом № от 25.09.2017 принят на ставку кочегара на период отопительного сезона 27.09.2017. Приказом №-лс от 23.04.2018 уволен в связи с окончанием отопительного сезона 25.04.2018. Приказом № от 12.10.2018 принят на ставку кочегара на период отопительного сезона 15.10.2018. Приказом №-лс от 30.04.2019 уволен в связи с окончанием отопительного сезона 30.04.2019 (л.д.92-93).
Как видно из штатных расписаний за 2015-2019 г.г. МКОУ «Краснознаменская СОШ» в спорные периоды времени имелись должности кочегара (л.д.145-163).
При этом, в табелях учета рабочего времени за январь-апрель, сентябрь-декабрь 2015г. (л.д.55-58,60-63 т.1); январь – март – декабрь 2016 (л.д.47-53 т.2) январь - апрель, октябрь – декабрь 2017г. (л.д.164-173 т.1); январь-апрель, октябрь – декабрь 2018г. (л.д.174-182 т.1), январь - апрель 2019г. (л.д.183-186 т.1) установлено, что истец работал в должности кочегара посуточно и электриком с графиком работы в 4 часа.
Факт работы истца в школе в должности электрика подтверждается трудовым договором (л.д.188-189, 192-196 т.1), дополнительным соглашением № к трудовому договору № от 12.09.2017, где Букрееву С.Н. поручено выполнение обязанности кочегара (198-199 т.1)
В соответствии со справками МКОУ «Краснознаменская СОШ» от 28.02.2020, 02.03.2020, Букреев С.Н. в период с 27.01.2015г по 31.03.2015, с 22.09.2015г по 30.04.2016г, с 03.10.2016 по 05.05.2017г, с 27.09.2017г по 24.04.2018г, с 15.10.2018г по 30.04.2019 работал в качестве кочегара котельной на угле, в том числе занятым на удалении золы в МКОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа». В период исполнения обязанностей кочегара совмещал профессии с должностью электрика. В качестве кочегара котельной работал с графиком сутки через трое, находился на работе 24 часа с предоставлением перерыва для отдыха и питания продолжительностью 2 часа. Отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись (л.д.28,38 т.1).
Из справки директора школы от 28.02.2020 следует, что в котельной МКОУ «Краснознаменская СОШ» с 29.06.2012 г. используется водогрейный водотрубный котел КВр-0,2, с даты ввода в эксплуатацию по настоящее время котел не менялся (л.д.29 т.2).
Из справок должностной инструкции кочегара котельной МКОУ «Краснознаменская СОШ», копии паспорта котла марки КВр-0,2, инструкции по технике безопасности кочегара котельной, следует, что Букреев С.Н. обслуживал водогрейный котел, работающий на твердом топливе (угле) (л.д.200-202, 260-263 т.1).
Вместе с тем, в материалах дела имеется справка от 28.02.2020, выданная МКОУ «Краснознаменская СОШ», уточняющая характер работы истца, согласно которой доплата ему за работу в особых условиях труда не производилась, производилась доплата 35% за работу в ночное время (л.д.28 т.2).
Как следует из материалов дела, в январе 2015 г. рабочее место машиниста (кочегара) котельной МКОУ «Краснознаменская СОШ» было аттестовано. По результатам аттестации, отраженной в карте специальной оценки условий труда от 27 января 2015 г. N13, установлен итоговый класс условий труда с учетом факторов производственной среды и трудового процесса - 2 (допустимый) в связи с отсутствием фактических значений идентифицированных производственных факторов (химический, фактор, аэрозоли преимущественного фиброгенного действия, параметры микроклимата, световой среды, тяжесть трудового процесса) над их нормативами, в строке 040 карты "Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте" право на досрочное назначение трудовой пенсии не установлено (л.д.45-46).
Материалы дела содержат протоколы измерений (оценки) факторов, сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда (л.д.47-53,60 т.1).
С 1 января 2014 г. отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
С учетом установленных судом обстоятельств, работодателем, выборным органом первичной профсоюзной организации, истцом результаты оценки не обжаловались.
Истец и его представитель считают, что вышеуказанная оценка условий труда рабочего места машиниста (кочегара) школьной котельной проведена с нарушением требований ФЗ № 426 от 28.12.2013, а класс условий труда фактически соответствовал вредному, кроме того, истца с результатами оценки никто не ознакомил, в карте аттестации отсутствуют подписи председателя и членов комиссии, не указано какое рабочее место аттестовалось, отсутствует печать работодателя, документ не подписан председателем и всеми членами комиссии.
Для правильного разрешения настоящего дела судом, по ходатайству Букреева С.Н., в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", была назначена государственная экспертиза качества специальной оценки условий труда на рабочем месте кочегара Букреева С.Н. МКОУ «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа», от 27 января 2015 г. карта N13, проведение которой было поручено экспертам Управления по Алтайскому краю по труду и занятости населения.
Согласно экспертному заключению от 20 января 2020 г. N 001—2019 СОУТ, специальная оценка условий труда на рабочем месте машиниста (кочегара) котельной МКОУ «Краснознаменская СОШ» Курьинского района Алтайского края (карта специальной оценки условий труда № 13) проведена качественно, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013. По выводам экспертов, специальная оценка условий труда проводилась Обществом с ограниченной ответственностью «Центр содействия занятости и безопасности труда», регистрационный номер № в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, дата внесения в реестр – 24.06.2013, срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории – 09.04.2016.
В соответствии с Перечнем на рабочем месте проводилось исследование и измерение потенциально вредных производственных факторов: химический фактор, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, параметров световой среды, микроклимата, оценка показателей тяжести трудового процесса. При анализе протоколов результатов измерений и оценки параметров микроклимата №-М, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия №-П, параметров световой среды №-О, химического фактора №, оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса №-Т установлено, что примененные в ходе проведения специальной оценки условий труда методики исследований и измерений соответствуют определенным на рабочем месте вредным и (или) опасным фактором производственной среды трудового процесса. Предельно допустимые уровни и предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды соответствуют нормативно-праввовым актам, их регламентирующих. Результаты оценки занесены в строку 30 карты специальной оценки условий труда. В строке 030 карт специальной оценки условий труда указанные вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса соответствуют трудовым функциям и используемому на рабочем месте оборудованию и материалам; определение класса (подкласса) условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности проведено в соответствии с результатами проведенных на нем исследованиям и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; данные, указанные в строке 040 «Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на данном рабочем месте», соответствуют результатам оценки условий труда (л.д.3-7 т.2).
Допрошенный через видеоконферецсвязь эксперт ФИО2 в судебном заседании пояснил, что государственная экспертиза условий труда проводится в соответствии с порядком её проведения, определенным Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2014 г №549 Н, указанное в карте название котла КВР-0,6, вместо КВР-0,2 не повлияло на качество проведения оценки условий труда, отсутствие подписи председателя и всех членов комиссии, не ознакомление работника с результатами проведенной специальной оценки условий труда, не влияет на качество оценки, поскольку данные вопросы компетентны органам исполнительной власти и требуют соблюдения законодательства об охране труда работодателем.
Проанализировав экспертное заключение от 20 января 2020 г. N 001—2019 СОУТ, суд, установив, что экспертиза проводилась компетентными лицами в соответствии с нормами действующего законодательства; эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения; в экспертном заключении имеются ссылки на нормативную и методическую документацию, которой руководствовался эксперт при проведении экспертизы, отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Результаты экспертизы в приведенной выше части сторонами не оспорены, а потому заключение судебной экспертизы, как допустимое и достоверное доказательство, наряду с другими доказательствами, судом положено в основу принятого решения.
Каких-либо объективных доказательств несоответствия указанных данных в карте специальной оценки условий труда реальным условиям труда, доказательств не осуществления фактических замеров на рабочем месте параметров вредных или опасных факторов либо их проведения не в полном объеме, истцом суду не представлено.
Оценив указанное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о доказанности проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", следовательно, доводы истца и представителя истца о недействительности карты специальной оценки условий труда № 13 от 27.01.2015г. являются не состоятельными.
С учетом, пояснений эксперта, суд приходит к выводу, что указание в строке 022 карты специальной оценки условий труда на используемое оборудование котел водогрейный марки КВР – 0,6 вместо КВр -0,2 не влияет на качество проведенной оценки и является технической ошибкой специалиста, проводившего специальную оценку условий труда при оформлении результатов аттестации в карте специальной оценки условий труда.
Недочеты при оформлении документов со стороны работодателя: не ознакомление истца с результатами оценки, не подписание председателем и всех членов комиссии документов, не являются основанием для признания результатов спецоценки недействительной, а свидетельствуют о нарушении законодательства об охране труда работодателем.
Довод представителя истца, что председатель комиссии Свидетель №1 и член комиссии ФИО1 отказались подписывать результаты обследования, так как не согласились с выводами специалиста по вредности и тяжести условий труда кочегара, является голословным и опровергается пояснениями допрошенных свидетелей. Так свидетель Свидетель №1 в связи с давностью событий, не смогла пояснить, почему не подписала документы с результатами оценки условий труда. Свидетель ФИО1 пояснил что документы, по итогам проведения аттестации, не подписывал, причину этого не указывал.
Ссылку истца о том, что в карте специальной оценки условий труда не указано какое место аттестовано, суд находит не обоснованной, так как опровергается содержанием карты, где имеется наименование структурного подразделения, наименование профессии, численность работающих, СНИЛС работающих.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Таким образом, по итогам аттестации рабочее место Букреева С.Н. признано безопасным.
Доводы представителя истца Тарасова С.И. о том, что для работников, которым в соответствии со Списком № 1 и 2 назначается досрочная страховая пенсия оценка условий труда не проводится, пенсия назначается в силу закона, суд считает не состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
В силу ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. Кроме того, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Как следует из абз.10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, по Спискам № 1,2 имевшим место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам и соответствия класса условий труда на рабочих местах вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Истец Букреев С.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 19.04.1999 года.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведения о страховом стаже с 27.01.2015г у Букреева С.Н. указаны без кода льготных условий труда (л.д.113-117).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из справки директора МКОУ «Краснознаменская СОШ» от 28.02.2020, работодатель Букреева С.Н., относительно характера условий его труда, отчитывался в пенсионный орган без указания кода льготных условий назначения пенсии, страховые взносы по дополнительному тарифу не перечислялись (л.д.28 т.2).
В соответствии со ст. 14 ФЗ-27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - застрахованное лицо имеет право:получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете; получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
Как следует из материалов дела, истец не обращался в уполномоченные органы с заявлением о внесении исправлений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ с 01.01.2013 установлены дополнительные тарифы для организаций, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, работа в которых дает право досрочного выхода на трудовую пенсию.
Таким образом, при назначении досрочных трудовых пенсий по старости после 01.01.2013 для зачета в стаж на соответствующих видах работ периодов работы после 01.01.2013 необходимо подтверждение уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ.
При отсутствии сведений о начислении (уплате) дополнительного тарифа в выписке, во внимание может быть принята справка страхователя, содержащая необходимые сведения.
С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, в случае отказа страхователя от начисления дополнительного тарифа (независимо от причины), оснований для зачета периодов работы после 01.01.2013 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не имеется.
Согласно информации работодателя истца – МКОУ «Краснознаменская СОШ», страхователь не уплачивал страховые взносы по дополнительному тарифу на счет Букреева С.Н., в виду того, что 27.01.2015г. кочегару установлен 2-й допустимый класс условий труда, что в соответствии со ст.14 Закона № 426 от 23.12.2013 не относится к вредным условиям, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что имеющиеся в материалах дела доказательства не подтверждают выполнение Букреевым С.Н. работы, указанной в разделе XXXIII "Общие профессии" Списка № 2 от 1991 года с позицией 23200000-13786 - машинисты (кочегары) котельной на угле и сланце, в том числе занятые на удалении золы, в спорные периоды в особых условиях труда, несмотря на его занятость в течение полного рабочего дня.
Поскольку при рассмотрении дела истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности, подтверждающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, то суд приходит к выводу, что требования истца являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) от № от 27.09.2019г. об отказе в назначении Букрееву С.Н. досрочной страховой пенсии по старости является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Букреева С.Н. о признании решения УПФР в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) незаконным, обязании ответчика включить в специальный стаж работы истца периоды работы с 27.01.2015г по 31.03.2015, с 22.09.2015г по 30.04.2016г, с 03.10.2016 по 05.05.2017г, с 27.09.2017г по 24.04.2018г, с 15.10.2018г по 30.04.2019, должно быть отказано.
В силу ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
С учетом засчитанных ответчиком периодов, специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии составил 4 года 1 месяц 10 дней, следовательно, у Букреева С.Н. на дату подачи заявления (09.07.2019) не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом уменьшения возраста, поэтому суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований о назначении пенсии истцу с 09.07.2019г.
Согласно ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований, заявление о взыскании расходов по оплате государственной пошлины и расходов по оплате услуг адвоката за составление искового заявления, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Букреева Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Курьинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено: 06 марта 2020 года.
Судья Е.А. Шапошникова