г. Тамбов «11» января 2024 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Акульчевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Блиновой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассказовского межрайонного прокурора Тамбовской области, действующего в интересах Волкова Юрия Петровича, к ОСФР по Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Рассказовский межрайонный прокурор Тамбовской области, действующий в интересах Волкова Ю.П., обратился с требованиями к ОСФР по Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование требований указывал, что прокурором было рассмотрено обращение Волкова Ю.П. по вопросу обеспечения ему техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлено нарушение прав и законных интересов инвалида, нуждающегося в обеспечении указанными средствами.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем, указанные технические средства и услуги предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлен постановлением Правительства РФ от 07.04.20008 года №240, и предусматривает обеспечение инвалидов соответствующими техническими средствами, выплату компенсации за его самостоятельное приобретение и преставление электронного сертификата.
В ходе проверки установлено, что Волков Ю.П. является инвали*** группы, согласно ИПРА от *** ******/2019 он подлежит обеспечению следующими ТСР: костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения (1 пара).
С заявлением об обеспечении указанными ТСР Волков Ю.П. обращался в ОСФР по Тамбовской области 27.04.2023 года, однако до настоящего времени не обеспечен техническими средствами реабилитации. Государственные контракты на обеспечение Волкова Ю.П. техническими средствами реабилитации ответчиком не заключались, при условии, что инвалидам не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи.
С учетом изложенного, уточнив исковые требования, прокурор просил признать бездействие ОСФР по Тамбовской области незаконным, и возложить на ответчика обязанность обеспечить Волкова Ю.П. техническими средствами реабилитации на период с апреля 2023 года до истечения срока их пользования.
В судебном заседании представитель Рассказовской межрайонной прокуратуры обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал. На вопросы суда указывал, что в настоящее время срок эксплуатации выданного ранее истцу технического средства реабилитации (ТСР) истек. На данный момент Волков Ю.П. не обеспечен индивидуальными средствами реабилитации, притом, что ответчик государственные контракты на приобретение соответствующих средств ТСР для истца не заключает. Волкову Ю.П. *** лет, он плохо ходит, практически не выходит из дома, в связи с чем в сложившейся ситуации натуральное предоставление ТСР будет наиболее выгодным для инвалида. Кроме того, размер компенсации будет меньше, чем реальная стоимость изделия.
Представитель ответчика ОСФР по Тамбовской области в судебное заседание не явился, судом о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. При явке в судебное заседание указывал, что последний контракт на ТСР, которое необходимо Волкову Ю.П. был от ноября 2022 года, в настоящее время контрактов нет. Однако при подаче заявления Волкову Ю.П. было разъяснено, что он также может либо самостоятельно приобрести данное ТСР и получить компенсацию, либо воспользоваться электронным сертификатом.
Волков Ю.П. в судебное заседание не явился, судом о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении требований в свое отсутствие.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной поддержки, которые гарантируют инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ т 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В силу положений пп. «а» п.3 указанных Правил предполагается, что обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
С 01.01.2023 года заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п.4 Правил).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) (п.5 Правил).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 настоящих Правил.
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (п.6 Правил).
В силу положений ч.1 ст.11 названного Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или аббилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч.14 ст.11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (абз.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ).
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе к ТСР отнесены протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты) (ст.11.1 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, согласно п.6 которого в данный перечень включены и трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 года №107н утверждено положение о сроках пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями.
В отношении технического средства реабилитации [6-04-01] «Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения» срок эксплуатации составляет не менее двух лет.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст.11.1 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ).
По смыслу положений абз.2 ст.11 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Кроме того, при реализации ИПРА обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий (п.11 Порядка утверждения ИПРА, в редакции Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.06.2023 года №545н).
Судом установлено, что Волков Ю.П., *** года рождения, является инвали*** группы бессрочно.
В отношении Волкова Ю.П. бессрочно разработана индивидуальная программа реабилитации ******/2019 от ***.
Согласно ИПРА инвалида ******/2019 от *** Волков Ю.П. с *** бессрочно подлежит обеспечению следующими техническими средствами реабилитации – [6-04-01] «Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения» в количестве одной пары.
27.04.2023 года ОСФР по Тамбовской области принято заявление от Волкова Ю.П. о предоставление ему государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Как усматривается из ответа ОСФР по Тамбовской области от *** (л.д.20) Волков Ю.П. на дату предоставления сведений на основании заявления от *** не был обеспечен техническими средствами реабилитации.
Между тем, Волков Ю.П. и на момент рассмотрения требований не обеспечен необходимыми ему техническими средствами реабилитации, что усматривается из пояснений представителя ответчика, согласно которым последний государственный контракт в отношении ТСР «Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения» был заключен в ноябре 2022 года.
Таким образом, как установлено судом и объективно не опровергается ответчиком, последний в нарушение Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, после подачи Волковым Ю.П. заявления от *** в течение 30 календарных дней не разместил извещение о проведении закупки соответствующего ТСР, а равно не предпринимает действий по размещению такого извещения.
Вместе с тем, при установленных судом обстоятельствах дела, доводы ответчика, как и его бездействие в отношении заявления Волкова Ю.П., по мнению суда, объективно противоречат, как положениям ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ, так и Порядку, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года №240, а равно нарушают право Волкова Ю.П. на своевременное обеспечение средствами реабилитации, гарантированное государством.
Ссылка ответчика на разъяснения Волкову Ю.П. возможности самостоятельного приобретения необходимого ему средства реабилитации, а равно на его право обращения за предоставлением ему электронного сертификата, суд признает несостоятельными.
Принимая во внимание возраст Волкова Ю.П., его состояние здоровья, суд приходит к выводу о том, что в отношении Волкова Ю.П. наиболее выгодным будет именно предоставление ему ТСР в натуре, а не выплата денежной компенсации.
Вместе с тем, положения ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ в совокупности с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года №240, обеспечивают гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и СФР России техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства дела, подтверждающие, в том числе необоснованное бездействие ответчика, в их совокупности с требованиями законодательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований Рассказовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Волкова Ю.П.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рассказовского межрайонного прокурора Тамбовской области, действующего в интересах Волкова Юрия Петровича, к ОСФР по Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ОСФР по Тамбовской области, выразившееся в своевременном не обеспечении Волкова Юрия Петровича техническим средством реабилитации в виде одной пары костылей с опорой под локоть с устройством противоскольжения.
Возложить на ОСФР по Тамбовской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Волкова Юрия Петровича, *** года рождения, техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида от *** ******/2019, а именно: [6-04-01] костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения в количестве одной пары на весь срок пользования техническим средством реабилитации.
Разъяснить, что в соответствии с положениями ч.2 ст.199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Акульчева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 17.01.2024 года.
Судья М.В. Акульчева