Дело №12-78/2021
РЈРР” 13RS0019-01-2021-001534-65
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
город Рузаевка 17 августа 2021 года
Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия Карпова Н.В.
при участии старшего помощника Рузаевского межрайонного прокурора Мачинской Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» на постановление № от 31 мая 2021 года начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Скопцовой Г.Н по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Скопцовой Г.Н № от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) общество с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» (далее - ООО «Рузвода», Общество) привлечено к административной ответственности за указанное административное правонарушение, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 31000 рублей.
Генеральный директор ООО «Рузвода» Терентьев С.К. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения, указывает, что назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 31000 рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела, при назначении наказания не учтено финансовое положение юридического лица.
В судебное заседание ООО «Рузвода» своего представителя не направило, в письменном заявлении генеральный директор С.К. Терентьев просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, жалобу поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, начальник отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде государственной инспекции труда в Республике Мордовия Скопцова Г.Н. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом.
Заслушав прокурора Мачинскую Г.М., которой дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы.
В силу статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 6 статьи 5.27 КоАП Российской Федерации невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом посягательства указанного административного правонарушения являются трудовые права работника, предусматривающие своевременную выплату заработной платы.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП Российской Федерации, образует невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя Рузаевского межрайонного прокурора от 25 марта 2021 года № 167 в отношении ООО «Рузвода» проведена проверка с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на основании информации Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 20.02.2021 №3528, обращение работников ООО «Рузвода». По результатам проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения статей 22, 130, 136, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 8.3 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Рузвода», а именно: по состоянию на 16.01.2021 в Обществе сложилась задолженность по заработной плате за декабрь 2020 года в размере 287587 руб. 95 коп. перед 51 работником, которая выплачена работникам в полном объеме в период с 18.01.2021 по 26.01.2021.
Кроме того, проценты (денежная компенсация) работникам за несвоевременную выплату заработной платы за декабрь 2020 года не начислены и не выплачены.
21 мая 2021 года заместителем Рузаевского межрайонного прокурора в отношении ООО «Рузвода» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП Российской Федерации.
Постановлением № от 31 мая 2021 года начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Скопцовой Г.Н. ООО «Рузвода» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
РР· обжалуемого постановления следует, что работодателем нарушены существенные условия Правил внутреннего трудового распорядка РћРћРћ «Рузвода» - нарушение СЃСЂРѕРєРѕРІ выплаты заработной платы.
Вышеуказанное влечет обязанность должностного лица, осуществляющего производство по делу, обеспечить условия для реализации права потерпевших участвовать в производстве по делу.
Согласно решению Рузаевской межрайонной прокуратуры о проведении проверки от 25.03.2021 основанием проверки ООО «Рузвода» явилось обращения в Государственную инспекцию труда работников ООО «Рузвода» о фактах невыплаты заработной платы в установленный срок.
Согласно оспариваемому постановлению задолженность по заработной плате ООО «Рузвода» в сумме 287582 руб. 95 коп. сложилась перед работниками Общества в количестве 51 человек.
Однако процессуальный статус работников в количестве 51 человека в рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не определялся, в качестве потерпевших работники ООО «Рузвода» не привлечены. В представленном Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия по запросу суда административном деле письменные объяснения работников ООО «Рузвода» отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 11 постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 25.2 КоАП Российской Федерации, дело об административном правонарушении рассматриваются с участием потерпевшего. В его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно положениям статьи 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3).
Таким образом, установление потерпевшего РїРѕ делу, равно как соблюдение его права РЅР° участие РІ его рассмотрении, является обязанностью должностного лица. РРЅРѕРµ толкование приведенных выше РЅРѕСЂРј Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях означало Р±С‹ нарушение прав потерпевшего, РЅР° непосредственное участие РїСЂРё осуществлении РІ отношении него процессуальных действий.
В нарушение требований части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие работников ООО «Рузвода», выплата заработной платы которым осуществлялась с нарушением положений трудового законодательства, которые не привлечены к участию в деле и не извещены о месте и времени рассмотрения дела, копия постановления по делу об административном правонарушении им не направлялась, права, предусмотренные статьи 25.2 КоАП Российской Федерации не разъяснялись. Отсутствие контактных данных потерпевших в представленных суду материалах дела не позволяет и суду известить их о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
Допущенные должностным лицом нарушения требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, устранение вышеперечисленных недостатков в рамках судебного разбирательства не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в части нарушения трудового законодательства составляет один год.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Кроме того, из материалов предоставленного должностным лицом административного дела в отношении ООО «Рузвода» следует, что в ходе проведенной проверки у Общества истребовались документы, на основании которых, впоследствии должностным лицом инкриминировалось административное правонарушение ООО «Рузвода»: коллективный договор и все дополнительные соглашения к нему, трудовые договоры заключенные с работниками, приказы о предоставлении им отпусков, графиков отпусков за 2019-2021 годы, табели учета рабочего времени, лицевые счета, или расчетно-платежные ведомости о начислении и выплате заработной платы, расчетные листки о составных частях выплаченной заработной платы; таблицу о выплате отпускных за 2020 год работникам Общества с указанием ф.и.о работника, даты предоставления отпуска, сумма начисленных отпускных к выплате, даты выплаты отпускных с указанием суммы выплаты и номера и даты платежного поручения с приложением приказов о предоставлении отпусков, справка о наличии либо отсутствии задолженности по заработной плате по состоянию на 16.01.2021, документы подтверждающие выплаты заработной платы за декабрь 2020 года, январь 2021 года с приложением пояснительной записки, карты аттестации рабочих мест условий труда, приказы о приеме на работу за 2020 год, трудовые договоры с работниками, мероприятия по охране труда, программы вводного инструктажа, протоколы проведения обучения по охране труда, личные карточки выдачи специальной одежды, должностные инструкции.
Однако в административном материале имеется только копия Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Рузвода», истребованные прокуратурой в ходе проверки документы в административном материале отсутствуют.
РР· административного материала РЅРµ представляется возможным установить, каким образом, РЅР° основании каких документов проверяющими определена задолженность РћРћРћ «Рузвода» РїРѕ заработной плате перед работниками, период выплаты заработной платы. Какие-либо документы РІ обоснование произведенного расчета задолженности РІ материалах административного дела отсутствуют. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 1 статьи 1.6 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного взыскания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
Оценить иные доводы жалобы на основании поступивших в суд материалов дела не представляется возможным ввиду их явной недостаточности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении порядок привлечения к административной ответственности начальником отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Скопцовой Г.Н. нарушен, не были соблюдены все процессуальные нормы, а оспариваемое постановление не соответствует требованиям статей 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации.
Учитывая изложенное, постановление № от 31 мая 2021 года начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Скопцовой Г.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» Терентьева С.К. удовлетворить.
Постановление № от 31 мая 2021 года начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Скопцовой Г.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия на основании пункта 4 части первой статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья Н.В. Карпова