Дело № 2-2430/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2022 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бесаевой М.В.,
при секретаре Герасимовой О.П.,
с участием
представителя истца Обуховой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мининой ЮМ к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
истец обратилась в суд с вышеназванным иском к территориальному отделу «Оренбургский» филиал «Центральный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», просит суд признать за ней в порядке бесплатной приватизации право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований указала, что ей как работнику части 22.03.2010 году на основании договора найма служебного помещения № от 7 филиала ФБУ ВЧ № была предоставлена 2 -х квартира сроком на три года, после истечении срока ее не выселяли, а квартиру сняли с баланса и передали ФГАУ «Росжилкомплекс». Истец прописана и проживает в квартире, исправно оплачивает все платежи. Истец собственником объектов недвижимого жилого имущества не является, правом на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения не пользовалась. Обратилась в «ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Центральный» Территориальный отдел «Оренбургский», где ей ответили, что признали право на приватизацию квартиры, однако признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства. В связи с тем, что в настоящее время истец не может реализовать своё право на приватизацию занимаемого ей жилого помещения, она обратилась в суд.
К участию в деле в качестве ответчика привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, из числа ответчиков исключен территориальный отдел «Оренбургский» филиал «Центральный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)».
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ТУ Росимущества, Администрация г.Оренбурга, Минина А.А..
Истец Минина Ю.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Обухова С.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд заявленные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, «ФГАУ «Росжилкомплекс», Департамент военного имущества Министерства обороны РФ и третьих лиц: ТУ Росимущества в Оренбургской области и Администрация г.Оренбурга в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо – Минина А.А., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия. В заявлении от 22.09.2022 года просила удовлетворить исковые требования и признать право собственности в порядке приватизации на квартиру № <адрес> на ее мать, в приватизации участвовать отказалась.
Ответчик ФГАУ «Росжилкомплекс» представил возражения на иск, согласно которым, возражает в полном объеме в удовлетворении искового заявления, поскольку спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, собственники жилищного фонда или уполномоченные органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящихся в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Служебные жилые помещения и жилые помещения, расположенные в домах закрытых военных городков относятся к разным категориям помещений. Снятие с военного городка статуса «закрытого» не влечет за собой снятие его со специализированного жилого помещения статуса «служебного». Спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передачи в муниципальную собственность Министерством обороны не принималось. Ссылаясь на ст. ст. 35, 92, 100- 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, указали, что то обстоятельство, что до настоящего времени к истцу не предъявлялось требований о выселении, содержание жилых помещений в надлежащем состоянии, оплата коммунальных услуг, использование жилья по назначению не может служить основанием для признания за истцами права пользования жилым помещением. Использование жилья в качестве служебного без принятия уполномоченным органом соответствующего решения не влечет за собой признания такого жилого помещения предоставленным по договору социального найма. Просили отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо - ТУ Росимущества в Оренбургской области, представило отзыв на иск, согласно которого, объект недвижимого имущества: жилое помещение - двухкомнатная квартира № расположенная по адресу: <адрес>, процедуру учета в качестве объектов федеральной собственности не проходил. По существу заявленных требований ТУ Росимущества в Оренбургской области не имеет прямой заинтересованности в исходе настоящего дела и просит суд принять решение исходя из представленных заявителем доказательств, в соответствии с нормами действующего законодательства. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке п. 4 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 своего Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции РФ, статьи 1, 3 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно положениям статей 1, 2, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, и вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или нескольких из них в соответствии с достигнутым между ними соглашением, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п/п. 1 п. 1 ст. 92). Исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 2 ст. 92).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной правовой нормы следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Принятие решения органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом об исключении жилого помещения из числа служебных, не является единственным основанием для прекращения правового режима жилого помещения как служебного.
К изменению правового режима служебного жилого помещения приводит также принятие решения о передаче служебного жилого помещения, которое находилось в государственной собственности, и было закреплено за государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность.
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05. 1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изменениями от 04.06.2014) "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В п.п. "и" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" указано, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации имущества.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд, в том числе с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии с абз. 2 п.1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2020 года № 742 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации» ФГАУ «Росжилкомплекс» является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации осуществляющей полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Судом установлено, что Минина Ю.М. зарегистрирована в/часть № с 06.06.1994 года по адресу <адрес>, затем с 01.03.2006 года зарегистрирована в/частью в <адрес>, откуда снята с регистрационного учета 28.05.2010 года.
По договору найма служебного жилого помещения № от 22.03.2010г., между 7 филиалом ФБУ – войсковая часть № (наймодатель) и Мининой Ю.М. (наниматель) заключен договор найма служебного помещения по адресу: <адрес>
Жилое помещение предоставляется в связи с работой (пункт 2), совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется ее дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (п.п. 1 пункта 3), договор заключается на три года (на время работы в 7 филиале ФБУ войсковая часть №) (пункт 4), договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора, заключенного с наймодателем, с окончанием срока службы в управлениях и частях МО РФ (п.п. 4 и 4 пункта 18).
Из справки № от 22.09.2022г. усматривается, что Минина Ю.М. по настоящее время работает на Складе (по хранению материальных и технических средств службы горючего) (войсковая часть №) в должности лаборанта с 01.11.2012г. (приказ № от 01.11.2012г.).
Согласно справке ЖСК №16 (г.Оренбург) филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО № от 21.02.2022г., по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: Минина Ю.М. и Минина А.А. с 28.05.2010г. по настоящее время.
Минина А.А. представила в суд заявление об отказе от участия в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справкам ООО «ГУЖФ» обособленное подразделение «Оренбургское», Минина Ю.М. проживала и была прописана за период с 06.06.1992г. по 20.02.2006г. по адресу: <адрес>, в период с 01.03.2006 г. по 28.05.2010 г. по адресу <адрес>, в период с 28.05.2010г. по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что также подтверждается записью о регистрации в паспорте Мининой Ю.М. серия № выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ответом на запрос суда, УЖКХ администрации г.Оренбурга, сведений об участии в приватизации Мининой Ю.М. Управление не располагает.
Согласно технического плана помещения, объект недвижимости – квартира, расположенная на 2 этаже, общей площадью 43,5 кв.м.
По экспликации площади квартиры усматривается, что квартира состоит из 6 помещений: коридор – 3,5 кв.м., санузел – 2,7 кв.м., кухня – 6,4 кв.м., жилая комната – 16,6 кв.м., жилая комната – 8,4 кв.м., жилая комната – 5,9 кв.м.
В соответствии с ответом на запрос из ФГАУ «Росжилкомплекс» от 30.03.2022г. №, занимаемое Мининой Ю.М. жилое помещение по адресу: <адрес>, находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс». Информация об отнесении данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ в филиале «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» отсутствует. В настоящее время вопросы передачи жилых помещений Министерства обороны РФ в собственность бесплатно в порядке приватизации возложены на ФГАУ «Росжилкомплекс», вместе с тем, не установлен порядок такого рассмотрения и принятия решений. Предложено реализовать право на приватизацию в судебном порядке.
Согласно письму Минобороны России № от 28.09.2022г., в соответствии с Положением о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 29 декабря 2020 г № 744, вопросы жилищного обеспечения, в том числе организация работы по заключению договоров передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, относится к компетенции Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России.
Согласно сведений ЕГРН жилые помещения на праве собственности у Мининой Ю.М. отсутствуют.
В соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 10.06.2021г. №, на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» закреплено недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.<адрес> (№ перечня).
Минина Ю.М. с момента заселения в вышеуказанную квартиру и по настоящее время оплачивает коммунальные платежи, что подтверждается представленными квитанциями и чеками.
Распоряжением Правительства Оренбургской области от 01.06.2000 г. № 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городской Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности.
Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 г № 1779-р Оренбургская область из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых городков исключена.
Желая реализовать свое право на получение жилого помещения в собственность на основании закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Минина Ю.М. обратилась в ФГАУ «Росжилкомплекс», на что дан ответ, что они не уполномочены заключать договоры приватизации жилых помещений г. Оренбурга, в том числе и спорной квартиры.
По положениям ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РФ" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Таким образом, доводы ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» о том, что служебные жилые помещения и жилые помещения, расположенные в домах закрытых военных городков относятся к разным категориям помещений, что снятие с военного городка статуса «закрытого» не влечет за собой снятие его со специализированного жилого помещения статуса «служебного», что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передачи вмуниципальную собственность Министерством обороны не принималось, не может принято во внимание судом, поскольку документально данные доводы не подтверждены, так как документов, подтверждающих факт того, что жилое помещение – квартира № расположенная по адресу: <адрес>, не находится в муниципальной собственности, как и документов, подтверждающих статус «служебного» специализированного жилого помещения, суду не представлено.
Статья 11 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепляет, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Таким образом, истец, имея право на бесплатную приватизацию жилья, не может реализовать его по независящим от них причинам.
Право на бесплатную приватизацию истцы не использовали и в настоящее время не могут использовать по независящим от них причинам.
Предусмотренное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Соответствующая правовая позиция была отражена в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005 года.
В указанном обзоре Верховный Суд Российской Федерации также разъяснил, что если жилые помещения, предоставленные гражданам на условиях социального найма, фактически не переданы в муниципальную собственность по независящим от гражданина причинам, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
Исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из указанных положений следует, что жилое помещение может быть приватизировано с согласия всех имеющих право на приватизацию совершеннолетних лиц ( несовершеннолетних от 14 до 18 лет). Как установлено, Минина А.А. согласна на приватизацию квартиры, но участвовать в приватизации не желает, что подтверждено ее заявлением.
Учитывая, что квартира № по адресу: <адрес> предоставлена Мининой Ю.М. и ее дочери ФИО3 на законных основаниях, квартира находится в пользовании Мининой Ю.М. и Мининой А.А. с 2010 года по настоящее время (длительное пользование), коммунальные платежи истец оплачивает ежемесячно, жилая площадь не передана в муниципальную собственность, однако решений органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об отнесении спорного помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, как того требует ст. 92 Жилищного кодекса РФ, не представлено, квартира не находится в доме, расположенном в закрытом военном городке, жилое помещение аварийным не является, другого жилого помещения в собственности Минима Ю.М. не имеет, ранее в приватизации жилья истец Минина Ю.М. не участвовала, ее дочь Минина А.А. отказалась от участия в приватизации, истец Минина Ю.М. в настоящее время работает в войсковой части №, суд приходит к выводу о том, что каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность Мининой Ю.М. не имеется, в связи с чем, заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что право на бесплатную приватизацию истец не использовала и в настоящее время не может использовать по независящим от нее причинам. Истец вселилась в спорную квартиру в установленном законом порядке на основании договора найма, спорное жилое помещение находится в государственной собственности и не является специализированным (служебным) жильем, а не заключение с ней договора о бесплатной передаче квартиры в собственность в порядке приватизации незаконно ограничивает истца в реализации ею права на безвозмездную передачу в собственность спорного жилого помещения.
Само по себе отсутствие механизма приватизации данного вида жилых помещений и нормативных актов, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ не может ограничивать права нанимателя и членов его семьи на приобретение жилого помещения в порядке приватизации.
В связи с изложенным, суд полагает, что истец имеет право на участие в приватизации и получить в собственность в порядке приватизации жилое помещение, в связи с чем, признает за истцом Мининой Ю.М. право собственности на квартиру № в доме № по адресу <адрес>
Поскольку Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации является структурным подразделением Министерства обороны, в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 182, не является самостоятельным юридическим лицом, в иске к Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Мининой ЮМ к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать за Мининой ЮМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на квартиру № дома №, расположенную по адресу: <адрес>
В иске к Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись М.В.Бесаева
Мотивированное решение составлено 21 октября 2022 года.
Идентификатор гражданского дела № 56RS0042-01-2022-003591-55
Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-2430/2022